биология 7 кл

Рабочая программа учебного курса биологии составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в действующей редакции.
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» в действующей редакции.
3. Авторская программа В.И.Севоглазова, Н.Ю Сырачева, А.А. Биология. Рабочие программы. М. : Просвещение, 2020.
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2019г., №345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального,
общего, основного общего, среднего общего образования» (учебник: Сивоглазов В.И., Сарычева Н.Ю., Каменский А.А.Биология. 7 класс.М.: Просвещение , 2019. ФПУ № 1.2.5.2.4.3).












Изучение предмета « биология » в 7 классе направлено на достижение следующих цели и задач.
Цель программы:
Цели обучения:
Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической
науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения
в природе;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм
здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами освоения курса "Биология - 7" являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о
естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и
животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и
эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные ,осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать
строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов;
толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Содержание предмета
Раздел 1 Зоология - наука о животных (2 ч)
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как
биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение
животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни
человека.
Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные(17 ч)
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общаяхарактеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения
человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение
кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика.
Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие.Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи –
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в
природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних
животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика
надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи
с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в
природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего
строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы
птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы
выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения,
скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.
Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана
млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними
млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре(3 ч)
Роль животных в природных сообществах. Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях.
Резерв времени - 2 ч

Календарно – тематическое планирование
Биология, 7 класс (35 ч, 1 часа в неделю)
№

Тема урока

Тип/форма
урока

Планируемые результаты
УУД
Освоение предметных данных

Форма
Дата
контроля проведения

Раздел 1. Зоология — наука о животных (2 ч)
1

Что изучает Усвоение
зоология?
новых знаний
Строение тела
животного

Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
Фронтальная
—объяснять структуру зоологической
—признаки организма как
беседа,
науки, основные этапы её развития,
целостной системы;
выборочная
систематические категории;
—основные свойства животных
проверка
—представлять эволюционный путь
организмов;
тетрадей
развития животного мира;
—что такое зоология, какова её
—классифицировать животные объекты по структура
их принадлежности к систематическим
Объяснять сущность понятий
группам;
«зоология», «клетка», «ткань»,
—применять двойные названия животных «орган», «система органов».
при подготовке сообщений, докладов,
Выявлять черты сходства и различия
презентаций;
между животными и растениями.
Устанавливать систематическую
Метапредметные результаты обучения: принадлежность основных групп

2

Место
животных в
природе и
жизни
человека

—объяснять значение зоологических
животных. Приводить
знаний для сохранения жизни на планете, доказательства того, что организм
разведения редких и охраняемых
животного — биосистема
животных, выведения новых пород
животных;
—использовать знания по зоологии в
повседневной жизни.
Усвоение
Определяют понятия «систематика»,
Объяснять сущность понятий
новых знаний «зоология», «систематические категории». «среда обитания», «места
Описывают и сравнивают царства
обитания». Определять внешние
органического мира. Характеризуют этапы признаки животных, связанные со
развития зоологии. Классифицируют
средой их обитания. Описывать
животных, отрабатывают правила работы с приспособления животных к среде
учебником.
обитания. Устанавливать влияние
Познавательные УУД Определяют
смены сезонов на жизнь животных.
понятия: «систематика», «зоология»,
Выявлять взаимоотношения
«систематические категории. Дают
животных в природе. Описывать
характеристику методам изучения
формы влияния человека на
биологических объектов
животных. Объяснять роль
Регулятивные УУД: Описывают и
животных в жизни человека
сравнивают царства органического мира
Отрабатывают правила работы с
учебником
Коммуникативные УУД научить
применять двойные названия животных в
общении со сверстниками, при подготовке
сообщений, докладов, презентаций
Демонстрируют способность к эмпатии,
стремление устанавливать доверительные
отношения взаимопонимания.
Развития познавательных интересов,
учебных мотивов; развитие
доброжелательности, доверия
и внимательности к людям

Фронтальная
беседа,
выборочная
проверка
тетрадей

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные (17 ч)
3

4

Простейшие Усвоение
Общая
новых знаний
характеристик
а
простейших

Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
—объяснять структуру зоологической
—признаки организма как
науки, основные этапы её развития,
целостной системы;
систематические категории;
—основные свойства животных
—представлять эволюционный путь
организмов;
развития животного мира;
—что такое зоология, какова её
—классифицировать животные объекты по структура.
их принадлежности к систематическим
группам;
Объяснять сущность понятий
—применять двойные названия животных «зоология», «клетка», «ткань»,
при подготовке сообщений, докладов,
«орган», «система органов».
презентаций;
Выявлять черты сходства и
Метапредметные результаты обучения: различия между животными и
—объяснять значение зоологических
растениями. Устанавливать
знаний для сохранения жизни на планете, систематическую принадлежность
разведения редких и охраняемых
основных групп животных.
животных, выведения новых пород
Приводить доказательства того, что
животных;
организм животного — биосистема
—использовать знания по зоологии в
повседневной жизни.
Корненожки Усвоение
Определяют понятия «инфузории»,
Характеризовать среду обитания
и жгутиковые новых знаний «колония», «жгутиконосцы».
корненожек и жгутиковых.
Систематизируют знания при заполнении Объяснять взаимосвязь строения
таблицы «Сравнительная характеристика корненожек и жгутиковых со
систематических групп простейших».
средой обитания и способом
Знакомятся с многообразием простейших, питания. Приводить примеры
особенностями их строения и значением в смешанного питания жгутиковых
природе и жизни человека
Познавательные УУД
Определяют понятия «инфузории»,
«колония», «жгутиконосцы».
Знакомятся с многообразием простейших,
особенностями их строения и значением в
природе и жизни человека Знакомятся с

Фронтальная
беседа,
выборочная
проверка
тетрадей

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

5

многообразием простейших,
особенностями их строения и значением в
природе и жизни человека
Регулятивные УУД: Систематизируют
знания при заполнении таблицы
«Сравнительная характеристика
систематических групп простейших».
Коммуникативные УУД
Умение работать в составе группы.
Учебное сотрудничество с учителем и
одноклассниками в приобретении новых
знаний, Развитие любознательности,
интереса к новым знаниям
Выделять признаки корненожек и
жгутиковых. Распознавать на рисунках,
таблицах представителей этих простейших.
Образ жизни
Регулятивные УУД: Систематизируют
Определяют понятия «инфузории»,
и строение
Комбинирован знания при заполнении таблицы
«колония», «жгутиконосцы».
инфузорий. ный урок
«Сравнительная характеристика
Знакомятся с многообразием
Значение
систематических групп простейших».
простейших, особенностями их
простейших.
Коммуникативные УУД
строения и значением в природе и
Умение работать в составе группы.
жизни человека Знакомятся с
Выделять признаки инфузорий.
многообразием простейших,
Распознавать на рисунках, таблицах
особенностями их строения и
представителей этих простейших.
значением в природе и жизни
Характеризовать инфузории как наиболее человека
сложноорганизованных простейших.
Объяснять значение простейших в природе
и жизни человека.
Научиться готовить микропрепараты.
Наблюдать двигающихся простейших под
микроскопом. Фиксировать и обобщать
результаты наблюдений, делать выводы.
Работать с микроскопом, знать его
устройство. Соблюдать правила работы с
микроскопом. Соблюдать правила работы в

Лабораторна
я
работа «Изуч
ение строения
и
передвижения
одноклеточны
х животных»

кабинете биологии
6

Усвоение
Первые
многоклеточ новых знаний
ные —
кишечнополо
стные и
губки
1
Общая
характеристик
а
многоклеточн
ых животных.
Тип
Кишечнополо
стные

7

Развивать умение выделять существенные
признаки типа Губки и Выявлять черты
приспособлений Губок к среде обитания
Выделять сходства между Губками и
кишечнополостными
Познавательные УУД умение давать
определения понятиям, классифицировать
объекты
Регулятивные УУД:. Умение планировать
свою работу при выполнении заданий
учителя
Коммуникативные УУД умение слушать
одноклассников, высказывать свою точку
зрения
умение соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и
одноклассникам Формирование
интеллектуальных умений строить
рассуждения, сравнивать, делать выводы о
соответствии строения клеток
Кишечнополостных выполняемым
функциям
Выделять признаки представителей
подцарства Многоклеточные. гидры

Выявление существенных особенностей
Многообразие Комбинирован представителей разных классов т.
и значение
ный урок
Кишечнополостные Знание правил
кишечнополос
оказания первой помощи при ожогах
тных
ядовитыми кишечнополостными
Познавательные УУД Умение работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения, представлять
результаты работы классу

Выделять существенные признаки
кишечнополостных. Объяснять
наличие у кишечнополостных
лучевой симметрии.
Характеризовать признаки более
сложной организации. Объяснять
значение дифференцированности
каждого слоя клеток

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

Характеризовать особенности
организации и жизнедеятельности
гидроидных, сцифоидных,
коралловых полипов. Различать на
рисунках, таблицах, на живых
объектах представителей этих
классов. Объяснять значение
кишечнополостных в природе

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

Регулятивные УУД: Умение определять
цель работы, планировать ее выполнение
Коммуникативные УУД Умение
воспринимать информацию на слух,
задавать вопросы.
Потребность в справедливом оценивании
своей работы и работы одноклассников
Осознание существования разнообразных
взаимоотношений между живыми
организмами в природе.
Характеризовать особенности организации
и жизнедеятельности гидроидных,
сцифоидных, коралловых полипов.
Различать на рисунках, таблицах, на живых
объектах представителей этих классов.
Объяснять значение кишечнополостных в
природе
8

Усвоение
Выявление существенных особенностей
новых знаний представителей разных классов т.
1
Кишечнополостные Знание правил
Общая
оказания первой помощи при ожогах
характеристик
ядовитыми кишечнополостными
а червей. Тип
Познавательные УУД Умение работать с
Плоские
различными источниками информации,
черви:
готовить сообщения, представлять
ресничные
результаты работы классу
черви
Регулятивные УУД: Умение определять
цель работы, планировать ее выполнение
Коммуникативные УУД Умение
воспринимать информацию на слух,
задавать вопросы.
Потребность в справедливом оценивании
своей работы и работы одноклассников
Осознание существования разнообразных
взаимоотношений между живыми
Черви

Различать на рисунках, таблицах
представителей плоских червей.
Приводить доказательства более
сложной организации плоских
червей по сравнению с
кишечнополостными

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

9

10

организмами в природе.
Характеризовать тип Плоские черви.
Выделять характерные признаки
ресничных червей. Объяснять взаимосвязь
строения систем органов ресничных червей
с выполняемой функцией.
2
Усвоение
Научатся определять:
Различать их на рисунках,
Паразитическ новых знаний Классы: Ресничные, Сосальщики,
таблицах. Объяснять взаимосвязь
ие плоские
Ленточные.
строения паразитических червей со
черви —
Признаки типа: трехслойные животные,
средой обитания и способом
сосальщики и
наличие паренхимы, появление систем
питания. Аргументировать
ленточные
органов (пищеварительная, выделительная, необходимость соблюдения мер
черви
половая, нервная). Кожно-мышечный
профилактики заболеваний,
мешок; гермафродит; хозяин
вызываемых паразитическими
промежуточный; хозяин окончательный. червями, и использовать эти меры
Выделять характерные признаки
профилактики
сосальщиков и ленточных червей.
3
Усвоение
Развивать умения распознавать и
Тип Круглые новых знаний описывать строение Круглых червей
черви
Сравнивать плоских и круглых червей.
Знание основных правил, позволяющих
избежать заражения паразитами
Познавательные УУД Умение работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения, представлять
результаты работы классу
Регулятивные УУД: Умение организовать
выполнение заданий учителя, сделать
выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД
умение слушать одноклассников,
высказывать свое мнение
Умение применять полученные на уроке
знания на практике, понимание важности

Характеризовать тип Круглые
черви. Различать на рисунках,
таблицах представителей круглых
червей. Описывать цикл развития
аскариды. Использовать меры
профилактики заболеваний,
вызываемых круглыми

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

сохранения здоровья
паразитическими червями. Приводить
доказательства более сложной организации
круглых червей по сравнению с плоскими
червями
11

4
Усвоение
Тип
новых знаний
Кольчатые
черви: общая
характеристик
а

Иметь представление о классификации
Кольчатых червей, их особенностях
строения и многообразии. Знать
представителей типа Кольчатых класса
Многощетинковых и их значение в
природе и жизни человека.
Познавательные УУД Уметь подбирать
критерии для характеристики объектов,
работать с понятийным аппаратом,
сравнивать и делать выводы
Систематизируют кольчатых червей. Дают
характеристику типа Кольчатые черви
Регулятивные УУД: Умение организовано
выполнять задания. Развитие навыков
самооценки
Коммуникативные УУД Уметь
воспринимать разные виды информации.
Уметь отвечать на вопросы учителя,
слушать ответы других.
Определяют
Понимать необходимость бережного
отношения к природе Уметь объяснять
необходимость знаний о животных типа
Кольчатые черви, об особенностях
представителей разных классов для
понимания их роли в природе

Характеризовать тип Кольчатые
черви. Приводить доказательства
более сложной организации
кольчатых червей по сравнению с
круглыми червями. Объяснять
значение возникновения вторичной
полости (целома)

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

12 5
Познавательные УУД Давать определения Лабораторная работа «Изучение Лабораторна
Многообразие Комбинирован понятиям, уметь работать с
внешнего строения, движения,
я
кольчатых
ный урок
изобразительной наглядностью, уметь
раздражимости дождевого червя» работа «Изуч

червей

делать выводы на основе полученной
ение
информации
Соблюдать правила работы в
внешнего
Регулятивные УУД: Уметь организовать кабинете биологии
строения,
свою деятельность для выполнения
движения,
заданий учителя; уметь работать с
раздражимост
инструктивными карточками Проводят
и дождевого
наблюдения за дождевыми червями.
червя»
Оформляют отчёт, включающий описание
наблюдения, его результат и выводы
Коммуникативные УУД Уметь
воспринимать разные формы информации,
слушать ответы других, уметь работать в
малых группах.
Уметь объяснять роль малощетинковых
червей в природе и жизни человека
Различать на рисунках, таблицах
представителей кольчатых червей.
Объяснять взаимосвязь строения
кольчатых червей со средой обитания и
особенностями жизнедеятельности.
Объяснять значение кольчатых червей в
природе. Проводить биологические
исследования, фиксировать и объяснять их
результаты, делать выводы.
14 2
Усвоение
Познавательные УУД Особенности
Научатся:
Фронтальный
Класс
новых знаний строения: восьминогих, отсутствие усиков, Общая характеристика. Внешний и
Ракообразные
органы дыхания наземного типа, отделы скелет, отделы тела, смешанная
индивидуальтела (головогрудь, брюшко).
полость тела. Системы внутренних ный опрос,
Регулятивные УУД: Проводят наблюдения органов: дыхательная, кровеносная, выборочная
за паукообразными. Оформляют отчёт,
выделительная, нервная, половая, проверка
включающий описание наблюдения, его
органы чувств
тетрадей
результаты и выводы.
Иллюстрируют примерами значение
паукообразных в природе и жизни
человека
Коммуникативные УУДВ дискуссии уметь

выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль. Отстаивая
свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Учиться использовать свои взгляды на мир
для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и
извлечения жизненных уроков
Выделять существенные признаки
паукообразных.

15

3
Усвоение
Класс
новых знаний
Паукообразны
е

Познавательные УУД Особенности
строения: восьминогих, отсутствие усиков,
органы дыхания наземного типа, отделы
тела (головогрудь, брюшко).
Регулятивные УУД: Проводят наблюдения
за паукообразными. Оформляют отчёт,
включающий описание наблюдения, его
результаты и выводы.
Иллюстрируют примерами значение
паукообразных в природе и жизни
человека
Коммуникативные УУДВ дискуссии уметь
выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль. Отстаивая
свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
Учиться использовать свои взгляды на мир
для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и
извлечения жизненных уроков
Выделять существенные признаки
паукообразных.

Определяют понятия: «наружный Фронтальный
скелет», «хитин», «сложные глаза», и
«мозаичное зрение», «развитие без индивидуальпревращения»,«паутинные
ный опрос,
бородавки», «паутина», «лёгочные выборочная
мешки», «трахеи», «жаберный тип проверка
дыхания», «лёгочный тип дыхания», тетрадей
«трахейный тип дыхания»,
«партеногенез». Клещи.
Хитин, сложные глаза, мозаичное
зрение, легочные мешки, трахея,
партеногенез.
Характеризовать особенности
строения паукообразных. Различать
на рисунках, таблицах, живых
объектах представителей
паукообразных. Объяснять
взаимосвязь строения
паукообразных со средой обитания
и особенностями
жизнедеятельности

16 4
Усвоение
Класс
новых знаний
Насекомые.
Общая
характеристик
а

Определяют понятия: «инстинкт»,
Характеризовать особенности
«поведение», «прямое развитие»,
строения и функционирования
Лабораторна
«непрямое развитие».
основных систем органов.
я
Познавательные УУДЗнания общей
Различать на рисунках, таблицах, работа «Изуч
характеристики насекомых. Знания о
живых объектах представителей
ение
местообитании, строении и образе жизни насекомых. Определять тип
внешнего
пчелы
развития насекомого.
строения
Регулятивные УУД: Выполняют
Проводить биологические
насекомых»
непосредственные наблюдения за
исследования, фиксировать и
насекомыми. Оформляют отчёт,
объяснять их результаты, делать
включающий описание наблюдения, его
выводы. Соблюдать правила работы
результаты и выводы
в кабинете биологии
Коммуникативные УУД отстаивают свою
точку зрения, приводят аргументы, Уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Осознание своих возможностей в учении.
Повышать интерес к получению новых
знаний. Уважать себя и верить в успех
других.
Выделять существенные признаки
насекомых.
17 5
Познавательные УУД Работают с текстом Знания о местообитании, строении
Многообразие Комбинирован параграфавыделять в нем главное
и образе жизни насекомых.
Лабораторна
насекомых. ный урок
Регулятивные УУД: : Самостоятельно
Различать на рисунках, таблицах, я
Значение
обнаруживать и формулировать проблему в живых объектах представителей
работа «Изуч
насекомых.
классной и индивидуальной учебной
насекомых. Объяснять значение
ение типов
деятельности
насекомых в природе и жизни
развития
Коммуникативные УУД Готовят
человека. Определять тип развития насекомых»
презентацию изучаемого материала с
насекомых. Устанавливать стадии
помощью компьютерных
развития насекомых с неполным и
технологийПонимая позицию другого,
полным превращением.
различать в его речи: мнение (точку
Фиксировать результаты, делать
зрения), доказательство (аргументы),
выводы
факты; гипотезы, аксиомы, теории, В
дискуссии уметь выдвинуть

контраргументы, перефразировать свою
мысль.
Учиться самостоятельно выбирать стиль
поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение
здоровья – своего, а так же близких людей
и окружающих
Выделять существенные признаки
насекомых.
Усвоение
Познавательные УУДЗнания общей
Определяют понятия: «раковина»,
Тип
18 Моллюски, новых знаний характеристики типа Моллюсков. Знания о «мантия», «мантийная полость»,
Лабораторна
местообитании, строении и образе жизни «лёгкое», «жабры», «сердце»,
я
или
представителей класса Брюхоногие
«тёрка», «пищеварительная
работа «Изуч
Мягкотелые
Регулятивные УУД:Самостоятельно
железа», «слюнные железы»,
ение
1
обнаруживать и формулировать проблему в «глаза», «почки», «дифференциация внешнего
Образ жизни и
классной и индивидуальной учебной
тела»
строения
строение
деятельности.
Выделять существенные признаки раковин
моллюсков.
Коммуникативные УУД В дискуссии уметь моллюсков. Различать на рисунках, моллюсков»
выдвинуть контраргументы,
таблицах, живых объектах
перефразировать свою мысль Учиться
представителей моллюсков.
критично относиться к своему мнению, с Сравнивать внутреннее строение
достоинством признавать ошибочность
моллюсков и кольчатых червей,
своего мнения (если оно таково)
выявлять черты сходства и
Выбирать поступки, нацеленные на
различия, делать выводы на основе
сохранение и бережное отношение к
сравнения.Устанавливать
природе, особенно живой, избегая
особенности строения раковин
противоположных поступков, постепенно моллюсков, выявлять черты
учась и осваивая стратегию рационального сходства и различия. Соблюдать
природопользования
правила работы в кабинете
биологии
19 2
Познавательные УУДЗнания о
Многообразие Комбинирован местообитании, строении и образе жизни
моллюсков. ный урок
представителей Головоногих и
Их роль в
Двустворчатых моллюсков Знания о
природе и
значении моллюсков в природе и жизни

Выделять существенные признаки
моллюсков. Различать на рисунках,
таблицах, живых объектах
представителей моллюсков.
Объяснять взаимосвязь строения

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная

жизни
человека

человека
Регулятивные УУД:Составлять
(индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта
Коммуникативные УУД
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории. Уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Познавательный интерес к естественным
наукам Учиться убеждать других людей в
необходимости овладения стратегией
рационального природопользования

моллюсков со средой обитания и
проверка
особенностями жизнедеятельности. тетрадей
Характеризовать способы питания
брюхоногих и двустворчатых
моллюсков. Объяснять значение
моллюсков в природе и жизни
человека

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)
Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы
20 1
Усвоение
Особенности новых знаний
строения
хордовых
животных.
Низшие
хордовые

Познавательные УУД Получают
информацию о значении данных
животных в природе и жизни человека,
работают с учебником и
дополнительной литературой
Регулятивные УУД: Составляют
таблицу «Общая характеристика типа
хордовых, корректируют вои знания
Коммуникативные УУД высказывают
свою точку зрения, задают вопросы,
выражают свои мысли
Осмысливают тему урока
Осознают и осмысливают информацию
о характерных особенностях животных
Типа Хордовые, их многообразии,
значении в природе и жизни человека
Рефлексируют, оценивают результаты

Определяют понятия: «хорда»,
Фронтальный
«череп», «позвоночник», «позвонок». и
Распознают животных типа Хордовых. индивидуальВыделяют особенности строения
ный опрос,
ланцетника для жизни воде..Объясняют выборочная
роль в природе и жизни человека.
проверка
Доказывают усложнение в строении
тетрадей
ланцетника по сравнению с
кольчатыми червями.
Выделять существенные признаки
хордовых. Объяснять принципы
классификации хордовых. Приводить
доказательства более сложной
организации хордовых по сравнению с
беспозвоночными. Выделять
существенные признаки
представителей подтипа Позвоночные

деятельности

21

2
Усвоение
Строение и новых знаний
жизнедеятель
ность
рыб.

Познавательные УУД Распознают и
описывают внешнее строение и
особенности передвижения рыб в связи
со средой обитанияВыполняют
непосредственные наблюдения за
рыбами
Регулятивные УУД: определяют цель
работы : корректируют свои знания,
оформляют отчёт, включающий
описание наблюдения, его результаты и
выводы
Коммуникативные УУДУ умение
работы в парах, высказывают свою
точку зрения, выражают в ответах свои
мысли
Осознают и осмысливают информацию
о характерных особенностях животных
класса Рыбы, их многообразии,
значении в природе и жизни человека

22

3
Познавательные УУД». Выявляют
Многообразие Комбинирован черты сходства и различия между
рыб. Значение ный урок
представителями данных отрядов
рыб
костных рыб
Регулятивные УУД: Обсуждают меры
увеличения численности промысловых
рыб. Работают с дополнительными
источниками информации

Называют органы чувств,
Лабораторна
обеспечивающие ориентацию в воде. я
Выделяют особенности строения рыб. работа «Изуч
Формулируют вывод.
ение
Структурируют знания
внешнего
Выделять существенные признаки рыб. строения и
Объяснять зависимость внешнего и
передвижения
внутреннего строения рыб от среды
рыб»
обитания. Устанавливать отдельные
Определяют
части скелета и их функции. Различать понятия:
на рисунках, таблицах органы и
«чешуя»,
системы органов рыбы. Выявлять
«плавательны
характерные черты строения
й пузырь»,
внутренних органов и систем.
«боковая
Приводить доказательства более
линия»,
сложной организации рыб по
«хрящевой
сравнению с ланцетником. Описывать скелет»,
особенности размножения рыб.
«костный
Оценивать роль нереста и миграций в скелет»,
жизни рыб. Изучать и описывать
«двухкамерно
внешнее строение рыб, особенности их е сердце».
передвижения. Делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Определяют понятия: «нерест»,
«проходные" рыбы. Распознают и
описывают представителей костных
рыб. Приводят примеры видов рыб.
Характеризуют отряды костных рыб.
Объясняют значение кистепёрых и
двоякодышащих рыб для понимания
эволюции животных.

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

корректируют свои знания
Объяснять принципы классификации
оценивают собственные результаты
рыб. Описывать внешнее строение и
Коммуникативные УУД задают
выделять особенности внутреннего
,вопросы выражают в ответах свои
строения изучаемых рыб. Различать на
мысли учение слушать и участвовать в рисунках, таблицах, живых объектах
дискуссии.
представителей рыб основных
Осмысливают тему урока
систематических групп.
Осознают и осмысливают информации Характеризовать основные
о характерных особенностях животных промысловые группы рыб. Называть
класса Костные рыбы, их многообразии, виды рыб, встречающихся в вашей
эстетической ценности, значении в
местности. Объяснять значение рыб в
природе и жизни человека, правилах
природе и жизни человека.
рыбной ловли и охраны водоемов
Обосновывать необходимость
охраны рыб. Обосновывать
необходимость охраны рыб
23

Усвоение
Тип
Хордовые: новых знаний
земноводные
и
пресмыкающ
иеся
1
Класс
Земноводные,
или Амфибии

Познавательные УУД Выявляют
Определяют понятия: «головастик»,
различия в строении рыб и
«лёгкие». Распознают и описывают
земноводных. Раскрывают значение внешнее строение Земноводных.
земноводных в природе
Выделяют особенности строения в
Регулятивные УУД: корректируют свои связи со средой обитания.
знания Умение организовано выполнять Сравнивают внешнее строение
задания. Развитие навыков самооценки земноводных и рыб
Коммуникативные УУД
Характеризовать жизненный цикл
умение слушать одноклассников,
земноводных. Сравнивать особенности
высказывать свою точку зрения.
размножения рыб и земноводных
Развивают любознательность, умение животных, делать выводы на основе
сравнивать, устанавливать причинно- сравнения. Различать на рисунках,
следственные связи, Осознают и
таблицах, живых объектах
осмысливают информации о
представителей земноводных.
характерных особенностях животных Объяснять значение земноводных в
класса Земноводных, их многообразии, природе и жизни
значении в природе и жизни человека
Выделять существенные признаки
земноводных. Объяснять зависимость
внешнего и внутреннего строения

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

земноводных от среды обитания.
Приводить доказательства более
сложной организации земноводных по
сравнению с рыбами. человека.
Обосновывать необходимость охраны
земноводных
24

2
Усвоение
Класс
новых знаний
Пресмыкающ
иеся,
или Рептилии

Познавательные УУД Сравнивают
строение земноводных и
пресмыкающихся
Регулятивные УУД: Уметь оценить
степень успешности своей
индивидуальной образовательной
деятельности. Уметь самостоятельно
контролировать своё
время Коммуникативные
УУД отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы. Уметь терпимо
относится к мнению другого человека и
при случаи признавать свои ошибки.
Приобретать опыт участия в делах,
приносящих пользу людям. Выбирать
поступки, нацеленные на сохранение и
бережное отношение к природе,
особенно живой.

Выделять существенные признаки
пресмыкающихся. Объяснять
зависимость
внешнего и внутреннего строения
пресмыкающихся от среды обитания.
Приводить доказательства более
сложной
организации пресмыкающихся по
сравнению с земноводными.
Описывать
процессы размножения и развития
пресмыкающихся. Характеризовать
основные отряды пресмыкающихся.
Различать на рисунках, таблицах,
живых
объектах представителей
пресмыкающихся.
Сравнивать представителей различных
групп пресмыкающихся, находить
черты
сходства и различия. Распознавать
пресмыкающихся, опасных для
человека, соблюдать правила
поведения в природе. Необходимость
охраны пресмыкающихся.
Представлять информацию о древних
рептилиях в виде презентации
Определяют понятия: «внутреннее

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

оплодотворение», «диафрагма», «кора
больших полушарий». Определяют
принадлежность к типу, классу и
распознают распространённых
представителей класса.
Выявляют особенности строения
25

Усвоение
Тип
Хордовые: новых знаний
птицы и
млекопитаю
щие
1
Особенности
строения
птиц.

Познавательные УУД Проводят
наблюдения за внешним строением
птиц.
Регулятивные УУД Устанавливают
цели лабораторной работы Составляют
план и последовательность действий
Коммуникативные УУД Интересуются
чужим мнением и высказывают
своеУмеют слушать и слышать друг
друга
Ориентация на понимание причин
успеха в учебной
деятельности, Осознавать свои
интересы, находить и изучать в
учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий
отношение к своим интересам.

Определяют понятия: «гнездовые
птицы», «выводковые птицы»,
Лабораторна
«двойное дыхание», «воздушные
я
мешки орнитология, крылья, перьевой работа «Изуч
покров, обтекаемая форма тела, цевка, ение
киль, полые кости, отсутствие зубов, внешнего
крупные глазницы, воздушные мешки, строения и
высокий обмен веществ,
перьевого
теплокровность,.
покрова птиц»
Выделять существенные признаки
птиц. Объяснять зависимость внешнего
и внутреннего строения птиц от
приспособленности к полёту.
Объяснять значение теплокровности
для птиц. Сравнивать строение птиц и
пресмыкающихся, выявлять черты
сходства и различия, делать выводы на
основе сравнения. Различать на
рисунках, таблицах основные части
тела, органы и системы органов птиц.
Выявлять характерные черты строения
и особенности функционирования
внутренних органов и систем птиц.
Изучать и описывать внешнее строение
птиц, их перьевой покров. Делать
выводы. Соблюдать правила работы в
кабинете биологии

26

2
Усвоение
Размножение новых знаний
и развитие
птиц.
Значение птиц

Познавательные УУД
Особенности строения и
Фронтальный
Выявляют черты сходства и различия в приспособленность к среде обитания и
строении, образе жизни и поведении
птиц различных отрядов,
индивидуальпредставителей указанных отрядов птиц Определяют понятия: «роговые
ный опрос,
Регулятивные УУД: Принимают
пластинки», «копчиковая железа».
выборочная
познавательную цель, сохраняют ее при Представители отрядов
проверка
выполнении учебных действий
Характеризовать особенности
тетрадей
Коммуникативные УУД Работают в
строения органов размножения птиц.
группах с учебником и дополнительной Объяснять особенности строения яйца,
литературой. Готовят презентацию на значение его частей. Распознавать
основе собранных материалов
выводковых и гнездовых птиц.
Иметь навыки продуктивного
Объяснять значение птиц в природе и
сотрудничества со сверстниками Уметь жизни человека. Объяснять принципы
грамотно использовать в устной и
классификации птиц. Устанавливать
письменной речи биологическую
систематическую принадлежность птиц
терминологию
(классифицировать). Представлять
информацию о домашних птицах
своего края в виде презентации

27

3
Усвоение
Особенности новых знаний
строения
млекопитающ
их

Познавательные УУД Представители
отрядов: Парнокопытные,
Непарнокопытные, Приматы. Копыто,
рога, сложный желудок, жвачка.
Приматы, человекообразные обезьяны
Регулятивные УУД: составляют план и
последовательность действий.
Коммуникативные УУД
умение работать с дополнительными
источниками информации
использование для поиска возможности
Интернета.
Выделять существенные признаки

Различать на рисунках, таблицах
представителей млекопитающих.
Лабораторна
Изучать и описывать внешнее строение я
млекопитающих, их скелета и зубов. работа «Изуч
Делать выводы. Соблюдать правила
ение
работы в кабинете биологии
внешнего
строения,
скелета и
зубов
млекопитающ
их»
Определяют
понятия:

млекопитающих. Выявлять характерные
особенности строения тела
млекопитающего. Приводить
доказательства более сложной
организации млекопитающих по
сравнению с птицами.

28

4
Усвоение
Размножение новых знаний
и сезонные
явления в
жизни
млекопитающ
их.
Классификаци
я
млекопитающ
их

«копыта»,
рога»,
«сложный
желудок»,
«жвачка».
Составляют
таблицу
«Семейство
Лошади».
Определяют
понятия:
«приматы»,
«человекообр
азные
обезьяны».

Познавательные УУД описывают и
Определяют понятия:
Фронтальный
сравнивают органы размножения
«воспроизводство как основное
и
животных разных систематических
свойство жизни», «органы
индивидуальгрупп. Объясняют отличия полового
размножения», «яичники», яйцеводы», ный опрос,
размножения у животных. Приводят
«матка», «семенники», семяпроводы», выборочная
доказательства преимущества полового «плацента».
проверка
размножения животных разных
тетрадей
систематических групп по сравнению со Характеризовать сезонные изменения в
всеми известными
жизни млекопитающих. Различать на
Регулятивные УУД:
рисунках, таблицах представителей
Самостоятельно формулируют
млекопитающих. Объяснять принципы
познавательную цель и строят действия классификации млекопитающих.
в соответствии с ней
Устанавливать систематическую
Коммуникативные УУД
принадлежность млекопитающих
Получают биологическую информацию (классифицировать)
об органах размножения из различных
источников, в том числе из Интернета
Формирование личностных
представлений о значении и
необходимости продления рода.

Характеризовать особенности
размножения млекопитающих.
Объяснять роль плаценты в жизни
млекопитающих
29 5
Усвоение
Познавательные УУД Представители
Отряды
новых знаний отрядов: Парнокопытные,
плацентарных
Непарнокопытные, Приматы. Копыто,
млекопитающ
рога, сложный желудок, жвачка.
их
Приматы, человекообразные обезьяны
Регулятивные УУД: составляют план и
последовательность действий.
Коммуникативные УУД
умение работать с дополнительными
источниками информации
использование для поиска возможности
Интернета.
Сравнивать особенности строения и
жизнедеятельности представителей
изучаемых отрядов, делать выводы на
основе сравнения
30 6
Усвоение
Познавательные УУД Приматы,
Человек и
новых знаний человекообразные обезьяны
млекопитающ
Регулятивные УУД: составляют план и
ие
последовательность действий.
Коммуникативные УУД
умение работать с дополнительными
источниками информации
использование для поиска возможности
Интернета.

31

Роль
животных в
природных

Определяют понятия: «копыта», рога», Фронтальный
«сложный желудок», «жвачка».
и
Составляют таблицу «Семейство
индивидуальЛошади».
ный опрос,
Определяют понятия: «приматы»,
выборочная
«человекообразные обезьяны».
проверка
тетрадей
Различать на рисунках, таблицах,
живых объектах представителей
основных отрядов плацентарных
млекопитающих. Представлять
информацию о многообразии
млекопитающих своего края в виде
презентации
Определяют понятия: «приматы»,
«человекообразные обезьяны».

Фронтальный
и
индивидуальОбъяснять значение млекопитающих в ный опрос,
природе и жизни человека. Объяснять выборочная
процесс одомашнивания
проверка
млекопитающих, характеризовать его тетрадей
основные направления. Называть
группы животных, имеющих важное
хозяйственное значение. Обосновывать
необходимость охраны
млекопитающих

Познавательные УУД Характеризуют
Определяют понятия: «среда
Фронтальный
Комбинирован взаимосвязь организмов со средой
обитания», «абиотические факторы
и
ный урок
обитания, влияние окружающей среды среды», биотические факторы среды», индивидуаль-

сообществах

32

33

на биоценоз и приспособление
организмов к среде обитания.
Анализируют принадлежность
биологических объектов к
экологическим группам
Регулятивные УУД: Ставят учебную
задачу на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
Коммуникативные УУД Используют
адекватные языковые средства для
отображения своих чувств, мыслей и
побуждений

«антропогенные факторы среды»
Формирование основ экологической
культуры.
Объяснять взаимосвязи организмов в
экосистеме. Объяснять значение
круговорота веществ. Наблюдать и
описывать экосистемы своего края

Основные
Познавательные УУД Описывают и
Определяют понятия: «филогенез»,
этапы
Комбинирован характеризуют гомологичные,
«переходные формы», «эмбриональное
развития
ный урок
аналогичные и рудиментарные органы и развитие», «гомологичные органы»,
животного
атавизмы. Выявляют факторы среды,
«рудиментарные органы», «атавизм
мира на Земле
влияющие на ход эволюционного
Характеризовать основные этапы
процесса
эволюции животных. Описывать этапы
Регулятивные УУД: Анализируют
развития беспозвоночных, освоение
палеонтологические,
ими различных сред обитания.
сравнительноанатомические и
Объяснять причины выхода животных
эмбриологические доказательства
на сушу. Объяснять эволюцию
эволюции животных принимают
хордовых как результат изменения
познавательную цель и сохраняют её
окружающей среды
при выполнении учебных действий.
Коммуникативные УУД Вступают в
диалог, участвуют в коллективном
обсуждении
Формирование личностных
представлений о целостности природы.
3
Значение
животных в
искусстве и

Познавательные УУД
Комбинирован Знакомятся с Красной книгой.
ный урок
Определяют признаки охраняемых
территорий.

Определяют понятия: «заповедники»,
«заказники», «памятники природы».
Характеризовать историю отношений
человека и животных, их

ный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,
выборочная
проверка
тетрадей

Фронтальный
и
индивидуальный опрос,

научнотехнических
открытиях

34- Резерв
35 времени

Регулятивные УУД:уметь
организовать выполнение заданий
учителя,
сделать выводы по результатам
работы
Коммуникативные УУДуметь выделять
главное в тексте, грамотно
формулировать вопросы,
работать с различными источниками
информации, Готовить сообщения и
презентации и представлять результаты
работы.уметь работать в составе
творческих групп
Формирование основ экологического
сознания на основе признания ценности
жизни во всех проявлениях и
необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей
среде и рационального
природопользования.

гуманитарную роль в развитии
человеческого общества. Приводить
примеры использования человеком
животных в искусстве, примеры
животных-символов. Приводить
примеры механизмов и машин, идеи
для создания которых человек
позаимствовал у животных

выборочная
проверка
тетрадей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».