биология 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного
стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник - М.:
Дрофа.,2020 г.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной
программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки
обучающихся.
На основе учебника рекомендованном
Министерством просвещения
Российской Федерации Программы среднего полного общего образования. Биология.
Общая биология. 11 класса. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов, Е.Т.
Хахаров. М.: Дрофа. - 2020 г. Учебника. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10
класс. 9 –е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.:
Вертикаль, Дрофа.- 2020 г. Учебника . Биология. Общая биология. Базовый уровень.11
класс. 8 –е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.:
Вертикаль, Дрофа.- 2020 г.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения биологии в средней общей школе 11 класса учащиеся должны
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о
путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
-сущность
законов
(Г. Менделя;
сцепленного
наследования
Т. Моргана;
гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения
жизни, происхождения человека);
- имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав
и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и
многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации
генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и
позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и
позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);
взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора.
уметь:
- объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство
живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные

причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины
устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать биологические задачи разной сложности;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у
отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем;
взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный
способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое
размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный
и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и
направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:


выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;



аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;



аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;



осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;



раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;



объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;



объяснять

механизмы

наследственности

и

изменчивости,

возникновения

приспособленности, процесс видообразования;


различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;



сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;



устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;



использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;



знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;



описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;



находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;



знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального

природопользования, и пути решения этих проблем;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

Календарно - тематическое планирование 11 класс
№

Раздел/тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки
план

Раздел 4 (1). Вид
1

2
4

5
9
10
11

13

16

17

24

19

История эволюционных
идей. Развитие биологии в
додарвиновский период
Учение Ж.Б. Ламарка,
теория Ж. Кювье
Предпосылки
возникновения учения
Ч. Дарвина
Эволюционная теория
Ч. Дарвина
Современное эволюционное
учение. Вид, его критерии
Популяция как структурная
единица вида
Популяция как единица
эволюции
Факторы эволюции

1

Естественный отборглавная движущая сила
эволюции
Адаптация организмов к
условиям обитания как
результат действия
естественного отбора
Микроэволюция.
Многообразие организмов
как результат эволюции.
Доказательства
макроэволюции
органического мира
Развитие представлений о
происхождении жизни на
Земле
Современное представления
о возникновении жизни
Развитие жизни на Земле

1

31

Гипотезы происхождения
человека

32
33

Положение человека в
системе органического мира
Эволюция человека

34

Расы человека

1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

факт

Раздел 5 (2). Экосистемы

12

1

42

Экологические факторы.
Организм и среда
Абиотические факторы

43

Биотические факторы

1

45

Структура экосистем

1

46

Пищевые связи

1

47

Устойчивость и динамика
экосистем
Влияние человека на
экосистемы
Биосфера — глобальная
экосистема
Закономерности
существования биосферы
Биосфера и человек

1

Глобальные антропогенные
изменения в биосфере
Пути решения
экологических проблем
Резервное время

1

39

48
53
54

1

1
1
1
1

1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».