Рабочая программа составлена на основе УМК «География. Роза ветров» (5-9 классы) авторы-составители Летягин А. .А.,Душина И.В.,Пятунин В.Б.,Таможняя Е.А. для основной школы, в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО и с рабочей программой по Географии (авторской программы Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А - Москва, «Вентана-Граф», 2020). Используемый УМК: 1. Учебник: География: Материки, океаны, народы и страны.7 класс Душина И. В., Смоктунович Т - М.: «Вентана – Граф»,2020. 2. Атлас. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс, М.: «Вентанаграф»,2020. 4.География: Материки, океаны, народы и страны.7 класс. Контурные карты с заданиями. 7 кл. М.: «Вентана-граф»,2020. В соответствии с учебным планом в 7классе на учебный предмет «География» отводится 68 часов (из расчета 2 ч. в неделю). Общее количеств часов за год 68 часов. Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе Личностные 1. воспитание российской гражданской идентичности; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; 3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира; 4. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 5. формирование основ экологической культуры; 6. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 7.развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. Метапредметные 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5. умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; 7. умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; 8. умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; 9. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; 10. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. Предметные 1. Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2.Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5. Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; 6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф 8. Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; Содержание тем учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (68 часов) Введение 1ч. Какую географию изучают в 7 классе. Источники географической информации, их разнообразие. Географическая карта - особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Составление перечня источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Географические описания, комплексные характеристики Практическая работа №1. Описание карт по плану. Раздел 1. Главные закономерности природы Земли 17ч Тема «Геологическая история Земли» Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; влияние его на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана. Определение географического положения материка, моря, своей местности. Тема «Географическая среда и человек» Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки и её закономерности. Пространственная неоднородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Составление списка примеров различных территориальных комплексов. Пограничные области суши и океана - особые природные комплексы. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле. Составление характеристики природной зоны своей местности и её изменений под влиянием деятельности людей. Понятия «широтная зональность» и «вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество - часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека. Закономерности оболочек Земли Тема «Рельеф Земли» Типы Земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Срединно-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе океанов. Переходные зоны между материками и океанами: континентальный шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин Тихого океана. Глубоководные желоба, причины их формирования. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Чтение карты строения земной коры, космических и аэрофотоснимков с целью установление связи между строением земной коры и размещение крупнейших и крупных форм рельефа. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Выявление закономерностей распространения землетрясений и вулканизма на Земле. Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков. Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности, антропогенные формы рельефа. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков. Тема «Климаты Земли» Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Неравномерность их распределения на земной поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие факторы. Объяснение роли каждой группы климатообразующих факторов в формировании климатов Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Зависимость свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Составление характеристики основных типов воздушных масс. Причины перемещения воздушных масс. Крупные постоянные ветры тропосферы. Климат, его основные показатели. Климатические карты. Изотермы. Чтение климатических карт для характеристики климата территории и оценивание климатических условий для жизни человека. Анализ климатических диаграмм. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Оценивание климата какого-либо материка для жизни населения. П.р.2Составление характеристики климата одного из материков по плану Тема «Вода на Земле» Мировой океан - главная часть гидросферы. Особенности природы. Причины поверхностных течений, их значение для природы Земли. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей. Выявление зональности в распределении водных масс, температуры и солёности вод Мирового океана. Океаны. Число океанов на Земле. Географическое положение каждого из океанов. Особенности природы океанов. Проявление зональности, природные пояса. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты и каналы. Источники загрязнения вод океанов. Экологические проблемы и пути их решения. Моделирование на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. Описание по карте территорий с густой речной сетью, районов распространения ледников, озёр, болот. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещение и качество. Сравнение и оценивание обеспеченности материков внутренними водами. Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности, рациональное использование вод. Природные памятники гидросферы. Обсуждение проблемы рационального использования водных ресурсов. Пр. р. №3 Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши. текущий Тема «Природные зоны» Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Зональные типы почв материков. Понятие «природная зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Составление характеристики одной из природных зон с установлением связей между компонентами зоны. Сравнение лесных зон в пределах северных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Выявление по картам антропогенных изменений природы зон. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны. Пр. р. №4 Характеристика одной из зон (по выбору) Раздел 2 Человек на Земле 3ч Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия. Пр. р.№5 отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел) Раздел 3. Материки и страны 41ч Тема «Южные материки» Особенности природы и населения «южных» материков. Тема «Африка» Определение географического положения материка и его влияния на природу. Особенности природы материка. Составление характеристики компонентов природы Африки. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка и ее изменения во времени. Группировка стран Африки по различным признакам. Деление континента на крупные природно-хозяйственные комплексные и историко-культурные регионы. Страны Северной Африки. Египет и Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия и Конго (Киншаса). Составление образного описания и характеристики одной из стран материка. Страны Восточной Африки. Эфиопия и Замбия. Установление отличий природы стран Восточной Африки от природы стран других регионов материка. Страны Южной Африки. ЮАР и Мадагаскар. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран одного из регионов. Пр.р №6. Определение географического положения материка. П.р 7. Составить по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какойлибо другой страны Тема «Австралия и Океания» Особенности природы материка. Причины особенностей компонентов природы материка. Оценивание природных богатств Австралии. Население. Сравнение природы и населения Австралии и Африки. Выявление причин изменений природы Австралии. Составление сравнительной характеристики природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии. Австралия - страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди. П.р. 8. Составлять характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии (по выбору) Тема «Южная Америка» Особенности природы материка. Объяснение причин особенностей природных компонентов материка. Сравнение природы Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивание природных богатств материка. Население континента. Составление характеристики населения, особенностей его материальной и духовной культуры. Историко-культурный регион Латинская Америка. Политическая карта Южной Америки. Группировка стран по различным признакам. Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили. Составление комплексной характеристики одной из стран континента. Пр. р. №9 Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки П.р. № 10. Составить по картам и тексту учебника характеристику страны Тема «Антарктида» Особенности природы Антарктиды. Объяснение причин особенностей природы материка. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Особенности освоения человеком «Южного» океана. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств материка в будущем Тема «Северные материки» Особенности природы и населения «северных» материков. Определение сходства и различий в географическом положении групп материков, а также в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки. Тема «Северная Америка» Влияние географического положения на природу материка. Особенности природы материка. Определение закономерностей размещения на материке основных природных богатств. Население. Выявление и объяснение специфики этнического состава населения Канады, США и Мексики. Историко-культурная область Северной (Англосаксонской) Америки. Канада. Соединенные Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба. Составление характеристики хозяйственной деятельности одной из стран. Показ на карте больших городов стран континента, различение их по географическому положению и функциям. П.р. № 11 Составить по картам и другим источникам информации описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря. Тема «Евразия» Оценивание влияния географического положения на природу материка. Особенности природы Евразии. Население материка. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. Историко-культурные регионы материка: Европейская культурная область, Индийская, Китайская или Восточно-Азиатская, Индокитайская, Российско-евроазиатский регион. Страны Северной Европы: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. Страны Западной Европы: Великобритания, Германия, Франция. Сравнение природы, природных богатств стран Западной Европы; установление по карте размещения отраслей хозяйства по территории стран. Страны Восточной Европы: Польша, Белоруссия, Украина, Молдавия, Дунайские страны. Сравнение и оценивание географического положения стран Восточной Европы. Страны Южной Европы: Италия. Объяснение по картам особенностей природы стран Южной Европы. Показ на карте больших городов стран Европы, определение их функций. Страны Юго-Западной Азии. Турция, Грузия, Азербайджан, Армения. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. Страны Южной Азии. Индия. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики Индии. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Монголия. Китай. Моделирование на контурной карте основных видов хозяйственной деятельности населения и крупных городов Китая. Япония Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Составление комплексной характеристики одной из стран Юго-Восточной Азии Пр. р. №12 Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам. П.р. № 13 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Северная Европа Пр.р.14 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Западная Европа. П.р.№ 15 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Восточной Европы П.р. № 16 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Южной Европы П.р. 17 Составлять по картам и тексту учебника характеристику Индии. П.р № 18. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Центральной Азия Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (5ч) Географическая оболочка как среда жизни человека. Природа – основа жизни людей. Объяснение причин изменений характера взаимодействия человека и природы во времени. Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов. Описание видов природных ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы Моде лирование на контурной карте основных видов природных богатств материков и океанов. Взаимодействие природы и человека в прошлом и настоящем на континентах, в океанах, отдельных странах. Рациональ ное и нерациональное природопользование. Составление таблицы с примерами рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Сохранение качества окружающей среды. Проблема устойчивого развития природной среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли. Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: наблюдения, описательные и сравнительные методы. Картографический метод. Статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле Тематическое планирование по географии 7 класс Тема Введение Раздел 1. Главные закономерности природы Земли Количество часов (1 ч) (17ч) Геологическая история Земли Географическая среда и человек Закономерности оболочек Земли Рельеф Земли Климаты Земли Вода на Земле Природные зоны Раздел 2. Человек на Земле Раздел 3. Материки и страны Южные материки Африка Австралия и Океания Южная Америка Антарктида Северные материки Северная Америка Евразия Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (1ч) (3 ч) (2 ч) (3 ч) (5 ч) (4 ч) (3 ч) (41ч) (1ч) (7 ч) (4 ч) (5 ч) (2 ч) (1ч) (5 ч) (16 ч) (5ч) ИТОГО: 68ч Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс № урок а Дата Тема урока Текущий контроль Введение (1 ч) 1 2 Введение. Источники географических Устный опрос, знаний. Методы географической науки Письменный опрос Пр. р. №1. Описание карт по план Раздел 1. Главные закономерности природы Земли (4ч) Геологическая история Земли(1ч). Происхождение материков и впадин океанов. Фронтальный опрос Географическая среда и человек(3 ч) 3 Географическая среда – земное окружение человеческого общества Устный опрос 4 Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Фронтальный опрос 5 Урок повторение и обобщение раздела «Главные закономерности природы Земли» (Контрольная работа №1) Письменный опрос, итоговый 6 7 Закономерности оболочек Земли Рельеф Земли(2 ч) Планетарные формы рельефа Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Преобразование рельефа человеком Фронтальный опрос Фронтальный опрос Климаты Земли (3 ч) 8 Климатообразующие факторы Фронтальный опрос 9 Климатические пояса Фронтальный опрос 10 Климат и человек. П.р.2Составление характеристики климата одного из материков по плану Вода на Земле (5 ч) Фронтальный опрос 11 Мировой океан — основная часть гидросферы Природа Тихого и Индийского океанов. Вид хозяйственной деятельности в океана. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Вид хозяйственной деятельности в океана. Воды суши. Закономерности их питания и режима Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. Фронтальный опрос 12 13 14 15 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Пр. р. №3 Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши. текущий Природные зоны (4 ч) 16 17 18 19 Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов Природные зоны субтропических поясов Фронтальный опрос Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. Пр. р. №4 Характеристика одной из зон (по выбору) Урок повторение и обобщение главы «Закономерности оболочек Земли» (Контрольная работа №2) Письменный опрос Фронтальный опрос Письменный опрос, итоговый Раздел 2. Человек на Земле(3 ч) 20 Численность населения Земли. Особенности расселения людей. Пр. р.№5 отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел) Фронтальный опрос 21 Народы мира, разнообразие стран. Религии мира и культурноисторические регионы Фронтальный опрос 22 Урок повторение и обобщения раздела «Человек на Земле» Письменный опрос, выполнение заданий 23 Раздел 3. Материки и страны (41 ч) Южные материки (1ч) Особенности природы и населения южных материков Фронтальный опрос Африка (7 ч) 24 Географическое положение Африки. История исследования материка Фронтальный опрос 25 Особенности природы Африки Фронтальный опрос Пр.р №6. Определение географического положения материка. 26 Население и политическая карта Африки Фронтальный опрос 27 Северная Африка. Фронтальный опрос 28 Западная и Центральная Африка. Фронтальный опрос П.р 7. Составить по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какойлибо другой страны 29 Восточная Африка. Фронтальный опрос 30 Южная Африка. Фронтальный опрос Австралия и Океания (4 ч) 31 Географическое положение Австралии и Океании. История открытия и исследования 32 Особенности природы Австралии Фронтальный опрос 33 Особенности населения и хозяйства Австралии Фронтальный опрос П.р. 8. Составлять характеристику природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии (по выбору) 34 Особенности природы, населения и хозяйства Океании Фронтальный опрос Южная Америка (5 ч) 35 Географическое положение Южной Америки. Особенности открытия и исследования материка 36 Особенности природы Фронтальный опрос Пр. р. №9 Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки 37 Население и политическая карта Фронтальный опрос 38 Внеандийский Восток. Фронтальный опрос П.р. № 10. Составить по картам и тексту учебника характеристику страны 39 Андийский Запад. Фронтальный опрос Антарктида (2 ч) 40 История открытия и исследования материка. Особенности природы 41 Урок повторение и обобщение главы «Южные материки» (Контрольная работа №3) Северные материки (1ч) 42 Особенности природы и населения северных материков Фронтальный опрос Фронтальный опрос Северная Америка (5 ч) 43 Географическое положение Северной Фронтальный опрос Америки. История исследования материка 44 Особенности природы Фронтальный опрос 45 Региональное деление Америки. Северная Америка. Соединённые Штаты Америки Фронтальный опрос 46 Северная Америка. Канада Фронтальный опрос 47 Средняя Америка. Фронтальный опрос П.р. № 11 Составить по картам и другим источникам информации описание одной из стран Центральной Америки и стран Карибского моря. Евразия (16 ч) 48 Географическое положение Евразии. История исследования материка Фронтальный опрос 49 Основные черты природы Евразии. Население материка. Фронтальный опрос Пр. р. №12 Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам. 50 Наша родина Россия Фронтальный опрос 51 Региональное деление Европы. Северная Европа. Фронтальный опрос П.р. № 13 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Северная Европа 52 Западная Европа. Фронтальный опрос Пр.р.14 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Западная Европа. 53 Центральная и Восточная Европа 54 Центральная и Восточная Европа Фронтальный опрос П.р.№ 15 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Восточной Европы 55 Южная Европа. Фронтальный опрос П.р. № 16 Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Южной Европы 56 Юго-Западная Азия. Фронтальный опрос 57 Южная Азия. Фронтальный опрос П.р. 17 Составлять по картам и тексту учебника характеристику Индии. 58 Центральная Азия. Фронтальный опрос П.р № 18. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран Центральной Азия. 59 Восточная Азия. Китай Фронтальный опрос 60 Восточная Азия. Япония Фронтальный опрос 61 Юго-Восточная Азия Фронтальный опрос 62 Урок повторение и обобщение главы «Северные материки» (Контрольная работа №4) Письменная работа, тест 63 Урок повторение и обобщения раздела Фронтальный опрос «Материки и страны» Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (5ч) 64 Изменение природы человеком Фронтальный опрос 65 Роль географической науки в рациональном использовании природы Фронтальный опрос 66 Урок повторения и обобщения раздела «Взаимодействие природы и общества» Письменная работа, тест 67 Итоговая диагностическая работа за курс 7 класса Письменная работа, тест 68 ВПР Итоговый