география 9 кл

Рабочая программа по предмету «География» в 9 классе составлена на основе авторской
программы А.А. Летягина и реализуется через УМК Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова ( М.:
Вентана-Граф, 2020г.)
Сроки реализации: 33 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 66 часов, 2 часа
в неделю, авторская программа рассчитана на 70 часов в год, поэтому на 4 часа сокращен
раздел «регионы России», так как в указанном разделе отводится достаточное количество
часов на изучение данного раздела.
Раздел 1. Планируемы е предметны е результаты освоения учебного предмета
Раздел 1. Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий
по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из
реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Раздел 2. Районы России
Выпускник научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные
с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,
социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Раздел 3. Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
2

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в
основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного
развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и
регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знания, как компоненте научной картины мира, их необходимо стиля
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географическогo мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках
и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
4

территориях и акваториях, умений и навыков
целесообразного поведения в окружающей среде.

безопасного

и

экологически

Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Хозяйство России» (28 часов)
'Гема «Общая характеристика хозяйства России» (3 часа)
Особенности отраслевой структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс». Условия и факторы размещения предприятий. Понятие
«территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры
хозяйства России.
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль»,
«отраслевая структура хозяйства».
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического
развития России. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике
Раздел 2. «География отраслей и межотраслевых комплексов» (25 часов)
Тема1. «Топливно- энергетический комплекс»
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных
топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливно-энергетический
баланс».
Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи
нефти и газа. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка
главных угольных бассейнов
Электроэнергетика. Основные типы электростанций, факторы и районы их размещения.
Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы
окружающей среды
Тема 2. «Металлургический комплекс»
Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны,
связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения
предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и
факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия:
отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий. Основные
черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны.
Проблемы и перспективы развития комплекса.
Тема 3. «Химико-лесной комплекс»
Состав, место и значение и экономике страны, связь г другими межотраслевыми
комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.
Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав и основные
факторы размещения предприятий.
Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы
размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы.
География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и
лесоперерабатывающие комплексы.
Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая
среда
Тема 4. «Машиностроительный комплекс»

6

Особенности технологического процесса.
Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.
География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на
территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей обороннопромышленного комплекса.
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны. Проблемы и перспективы
развития комплекса.
Тема 5. «Агропромышленный комплекс»
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми
комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство:
отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отПищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры
размещения.
раслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства
Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с
другими межотраслевыми комплексами.
Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система». Важнейшие
транспортные магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта.
Понятия «грузооборот», «пассажирооборот». Влияние транспорта на размещение
населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов
транспорта.
Тема 6. «Инфраструктурный комплекс»
Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная
инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении,
перспективы развития.
Влияние комплекса на окружающую среду
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические
проблемы в России. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.
Тема «Экологический потенциал России»
Рациональное использования природных ресурсов, мониторинг экологической ситуации,
концепция устойчивого развития
Раздел 3. «Природно-хозяйственные регионы России» (40 часов)
Тема1. «Принципы выделения регионов на территории страны»
Понятие «районирование». Виды районирования территории России.
Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения.
Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия,
Европейский Север, Северо-Западный, Поволжский, Европейский Юг, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Южно-Сибирский, Дальневосточный регионы
Тема 2. «Общая комплексная характеристика Европейской части России»
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства
регионов европейской части России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни
страны
Тема 3. «Центральная России»
7

Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения.
Высокая степень освоенности региона.
Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное,
религиозное ядро российского государства.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность
благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия,
наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные
природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской
области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения.
Крупные города и городские агломерации. Социально- экономические проблемы
сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и
архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
территории, неравномерность размещения полезных ископаемых,
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала.
Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности
развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной
инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.
Тема 4. «Европейский Север»
(основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие
рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат
региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами,
неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и
ресурсов Кольско-Карельского и Двинско- Печорского Севера. Этнический и
религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение.
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности
географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и
возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на
умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними
водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего
заселения. Старинные русские города. Санкт-Петербург — северная столица России,
его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие
хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации
разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли
ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового
хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.
Тема 5. «Северо-Западный регион»

8

Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности
географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и
возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на
умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними
водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район
древнего заселения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни
региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей
района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристскоэкскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства.
Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.

Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской
равнины.
Тема 6. «Поволжский регион»
Основные черты природы и природные факторы развития территории.
Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические,
почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные
условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов
Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства.
Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства
региона:
развитие
отраслей
нефтегазохимического,
машиностроительного
и
агропромышленного
комплексов.
Гидроэнергетика.
Рыбоперерабатывающая
промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и
трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы
Тема 7. «Европейский Юг»
Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа,
климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на
восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные
и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и
рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и
религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем.
Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей
агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли
рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы
региона
9

Тема 8. «Уральский регион»
Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и
хозяйственного освоения. Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья.
Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона.
Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-исторические
особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации.
Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных
условий и географии месторождений Полезных ископаемых на расселение населения и
размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России.
Тема 9.
«Общая комплексная характеристика
Азиатской части России»
Особенности географического положения, природы,
истории, населения и хозяйства Азиатской части России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал
макрорегиона, его роль и жизни страны
Тема 10. «Сибирь»
Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных ион Сибири от аналогичных
европейских.
Великие сибирские реки.
Богатство природных ресурсов региона и легко ранимая
Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки.
Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов.
Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и
численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм
расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и
экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство ГУЛАГа,
формирование старых и молодых ТПК.
природа.
Современная стратегия освоения сибирских территорий.
Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения
Тема 11. «Западно-Сибирский регион»
территории. Региональные различия на
Сибири

территории

Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и
природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат,
обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной
зональности природных тундр до степей. Богатство и разнообразие природных ресурсов:
топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация хозяйства —
нефтегазохимический комплекс. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании.
Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа.
10

Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий па жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты,
манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.
Экономические, экологические и социальные проблемы.
Тема 12. «Восточно-Сибирский регион»
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и
природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и
рельефа, резко-континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и
лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические,
лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых
ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.
Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер
размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих
отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические,
экологические и социальные проблемы региона
Тема 13. «Южно-Сибирский регион»
Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории
рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области
землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири,
современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного
мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин.
Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные,
лесные, земельные, рекреационные. Несоответствие между природными богатствами и
людскими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения
населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.
Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и
новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры
региона. Отрасли специализации.
Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры
и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие
районы.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Тема 14. «Дальневосточный регион»
Состав региона. Особенности географического положения.
Этапы освоения и заселения территории.
Особенности природы и природные факторы развития территории:
геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая
активность территории, муссонный климат, климатические контрасты
между севером и югом территории, густота и полноводность рек,
проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные
ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и
морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и
агроклиматические.
11

Внутрирайонные различия
Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность.
размещения населения. Крупные города. Миграции.
Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
отрасли специализации района: горно-добывающая, топливная, лесная, целлюлознобумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка,
судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети
региона. экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Раздел 4. «Россия в современном мире» (2часа)
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. Виды внешнеэкономической
деятельности России, место России в международном географическом разделении труда.
Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со
странами мира. Направления социально-экономического развития страны

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование
разделов и тем

I
1.

Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства
России
География
отраслей
и
межотраслевых комплексов

2

Общее
количество
часов на
изучение
28
3

Количество
контрольных
работ

Количество
планируемых
самостоятельных
работ
2

25

Природно-хозяйственные
регионы России
1
Европейская часть Россия
2
Азиатская часть Россия
III
Россия в современном мире
ИТОГО

40

II

35
13

12

3
1

2

1

70

1

8

Раздел 3. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 9
№,

Раздел, тема урока

п/п
1

2

Плановые

Фактические

сроки

сроки

3

4

Примечание

Хозяйство России (28часов)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России (3 часа)

1

Отраслевая структура хозяйства

01.09

2

Территориальная структура хозяйства

03.09

3

Особенности формирования хозяйства
России

08.09

Тема 2. География отраслей и межотраслевых комплексов (25 часов)
4

Состав и значение топливно-энергетического
комплекса (ТЭК)

10.09

5

Топливная промышленность России.
Нефтяная промышленность

15.09

6

Топливная промышленность России. Газовая
промышленность

17.09

7

Топливная промышленность. Угольная
промышленность России

22.09

8

Электроэнергетика России

24.09

9

Металлургический комплекс. Состав и
значение комплекса. Факторы размещения
металлургических предприятий

29.09

10

Чёрная металлургия

01.10

11

Цветная металлургия

13.10

12

Химико-лесной комплекс. Химическая
промышленность

15.10

13

Лесная промышленность

20.10

14

География химико-лесного комплекса

22.10

15

Состав и значение машиностроительного
комплекса. Особенности размещения
предприятий

27.10

13

5

16

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)

29.10

17

Проблемы и перспективы развития
машиностроительного комплекса России

03.11

18

Состав и значение агропромышленного
комплекса (АПК). Сельское хозяйство

05.11

19

География растениеводства

10.11

20

География животноводства

12.11

21

Пищевая и лёгкая промышленность

24.11

22

Состав и значение инфраструктурного
комплекса. Виды транспорта

26.11

23

Сухопутный транспорт

01.12

24

Водный и другие виды транспорта

03.12

25

Связь

08.12

26

Отрасли социальной инфраструктуры

10.12

27

Экологическая ситуация в России

15.12

28

Повторение и обобщение раздела «Хозяйство
России»

17.12

Природно-хозяйственные регионы России (40 часов)
29

Принципы выделения регионов на территории
страны

22.12

30

Районирование территории России

24.12

31

Общая характеристика европейской части
России

05.01

32

Географическое положение и основные черты
природы Центральной России

07.01

33

Население Центральной России

12.01

34

Хозяйство Центральной России

14.01

3536

Географическое положение и природа
Европейского Севера. Население
Европейского Севера

19.01

37

Хозяйство Европейского Севера

21.01

38

Население Европейского Севера

26.01

39

Географическое положение и природа Северо-

28.01

14

Западного региона
40

Население Северо-Западного региона

02.02

41

Хозяйство Северо-Западного региона

04.02

42

Географическое положение и природа
Поволжского региона

09.02

43

Население Поволжского региона

11.02

44

Хозяйство Поволжского региона

23.02

45

Географическое положение и природа
Европейского Юга

25.02

46

Население Европейского Юга

02.03

47

Хозяйство Европейского Юга

04.03

48

Географическое положение и природа
Уральского региона

09.03

49

Население Уральского региона

11.03

50

Хозяйство Уральского региона

16.03

51

Повторение и обобщение «Европейская часть
России»

18.03

5253

Общая характеристика азиатской части
России. Общие черты природы Сибири

23.03

5455

Особенности заселения и хозяйственного
освоения Сибири. Географическое положение
и природа Западной Сибири

25.03

56

Население Западной Сибири

30.03

57

Хозяйство Западной Сибири

01.04

58

Состав, географическое положение и
особенности природы Восточно-Сибирского
региона

13.04

59

Особенности населения и хозяйства
Восточно-Сибирского региона

15.04

60

Норильский промышленный район Восточной
Сибири

20.04

61

Географическое положение и природа ЮжноСибирского региона

22.04

62

Население Южно-Сибирского региона

27.04

15

6364

Географическое положение и природа
Дальнего Востока. Население Дальнего
Востока

29.04

65

Хозяйство Дальнего Востока

04.05

66

Разработка проекта развития транспорта
Сибири и Дальнего Востока

06.05

67

Повторение и обобщение «Азиатская часть
России»

11.05

68

Повторение и обобщение раздела «Природнохозяйственные регионы России»

13.05

Россия в современном мире (2 часа)
69

Обобщение знаний за курс «География
России». Итоговый тест в форме ОГЭ

18.05

70

Место России в мире

20.05

По программе: 66 часов
Плановые сроки:
Фактические сроки:

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».