1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Планируемые результаты обучения по «Географии» в 11-м классе. Обучающиеся должны получить: Умение обнаруживать и формулировать географическую проблему, определять цель учебной деятельности на уроке, в самостоятельной работе над проектом. Умение анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Умение прогнозировать развитие географических явлений и процессов. Умение проектировать пути решения географических проблем. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: – осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); – представление о России как о субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; – осознание географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; – осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; Гармонично развитые социальные чувства и качества: – эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; – патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; – уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. Выполнение учебной программы по географии (прохождение программы) будет реализовано за счёт резерва уроков и уплотнения учебного материала. 1.2 Содержание учебного предмета Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать познавательный интерес к другим народам и странам. Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе обучающихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. Цель курса: Продолжить и для большинства обучающихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах. Задачи изучения географии в 11-м классе: Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества; Формирование глобального мышления обучающихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам; Развитие познавательного интереса обучающихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии; Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; Вооружение обучающихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу. Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента обучающихся: Программа полностью реализует идеи стандарта, составлена с учётом новой Концепции географического образования. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Структура курса № п/п 1. 2. 3. 4. Модуль (глава) Количество часов 1 Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география. Особенности современной геополитики 29 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира. Зарубежная Азия. Австралия. Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз. Африка. Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки. Америка Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада. Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия. 2 Глобальные проблемы человечества. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. 2 Россия в мире. Геополитическое влияние России. Россия в международном сообществе государств. Перечень работ по модулям № Вид работы Тема п/п РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 1. Графическая работа на Зарубежная Европа. контурной карте 2. Географический диктант Зарубежная Европа. 3. Графическая работа на Великобритания. Италия. Франция. Германия. контурной карте 4. Составление схемы Субрегионы Европы. 5. Зачёт Европа. 6. Графическая работа на Зарубежная Азия контурной карте 7. Графическая работа на Китай. контурной карте 8. Графическая работа на Япония. контурной карте Графическая работа на Индия. контурной карте 10. Графическая работа на Австралия. контурной карте 11. Зачёт Зарубежная Азия. 12. Графическая работа на Африка. контурной карте 13. Самостоятельная работа. Африка. 14. Графическая работа на Северная Америка. контурной карте 15. Графическая работа на Латинская Америка. контурной карте 16. Тестирование Северная и Латинская Америка. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Составление конспекВзаимосвязь глобальных проблем. тивно-справочной таблицы и схемы 2. Тестирование Глобальные проблемы человечества. 9. Перечень практических работ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семёрки». Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. Сравнительная характеристика двух стран Африки по картам и статистическим материалам. Составление характеристики Канады. Составление сравнительной характеристики ключевых стран Латинской Америки ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (по желанию и выбору обучающегося) Тема «Зарубежная Европа» 1. Сообщение на тему «Межнациональные конфликты в Европе». 2. Сообщение о культурно-исторических достопримечательностях Лондона и Парижа. 3. Составление описания туристических маршрутов: Лиссабон – Мадрид – Париж – Берлин; Гамбург – Берн – Рим; Вена – Прага – София – Стамбул. 4. Сообщения о Швеции, Италии (с наглядным материалом). 5. Сообщения об экономических союзах Европы. Тема «Зарубежная Азия» 1. Составление туристического маршрута по Японии. Тема «Африка» 1. Сообщение на тему «Каир – арабский город Северной Африки». Тема «Северная Америка» 1. Составление кроссворда «Штаты и города США» 2. Сообщение о культурно-исторических и архитектурных достопримечательностях НьюЙорка и Вашингтона. Тема «Латинская Америка» 1. Сообщение на тему «Освоение Амазонии». Тема «Глобальные проблемы человечества» 1. Составление устного «демографического портрета» планеты в наши дни и ближайшие 50 лет нынешнего столетия. 2. Диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека». 3. Диспут на тему «Будущее цивилизации: расцвет или гибель?» Тема «Россия в современном мире» 1. Сообщение на тему «Геополитическое влияние России». 2. Сообщение на тему «Россия в международном сообществе». 3. Сообщение на тему «Сохранить уникальность России – долг поколений». 4. Диспут на тему «Русский характер». 1.3 Тематическое планирование № п/п 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 Дата Модуль (глава) Современная политическая карта мира. 1 нед. Современная политическая карта мира. Региональная характеристика мира. 2 нед. Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. 3 нед. Хозяйство Зарубежной Европы. 4 нед. Сельское хозяйство Зарубежной Европы. 5 нед. Транспорт, туризм в Зарубежной Европе. 6 нед. Субрегион Восточная Европа. 7 нед. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ Интеграция в Зарубежной Европы. 8 нед. Практическая работа №1: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы: Швеции и Италии. 9 нед. Зачёт №1 по теме «Европа» 10нед. Общая характеристика Зарубежной Азии. Население. 11нед. Хозяйство Зарубежной Азии. 12нед. Китай. 13нед. Япония. 14нед. Практическая работа № 2: «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». 15нед. Индия. 16нед. Австралийский Союз. Практическая работа № 3: «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата». 17нед. Зачёт №2 по теме: «Зарубежная Азия». 18нед. Общая характеристика стран Африки. Население. 19нед. Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. 20нед. Различия регионов Африки. 21нед. Практическая работа № 4: «Сравнительная характеристика двух стран Африки по картам и статистическим материалам». 22нед. Общая характеристика США. Количество часов 1 1 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.22 23нед. Хозяйство США. 2.23 24нед. Макрорайоны США. 2.24 25нед. Канада. Практическая работа № 5: «Составление характеристики Канады». 2.25 26нед. Общая характеристика Латинской Америки. 2.26 27нед. Хозяйство Латинской Америки. 2.27 28нед. Бразилия. 2.28 29нед. Практическая работа №6: «Составление сравнительной характеристики ключевых стран Латинской Америки». 2.29 30нед. Итоговый урок по теме «Латинская Америка». 3. Глобальные проблемы человечества. 3.1 31нед. Глобальные проблемы человечества. 1 1 1 32нед. УРОК-СЕМИНАР Продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Использование Мирового океана, мирное использование Космоса. Россия в современном мире. 33нед. России на политической карте мира. 34нед. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. ИТОГО: 1 3.2 4. 4.1 4.2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 34 часа 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА (34 ЧАСА) Факт По плану Тема урока Кол-во часов № урока Дата Вид контроля, самостоятельной деятельности ФО – фронтальный опрос, УО – устный опрос, Т – тест, КЗ - карточки-задания, П - проверочная работа, О – обучающая работа, ГД – географический диктант, СР – самостоятельная работа, РГ – работа в группе, ВК – выборочный контроль, ГР – графическая работа, ПС - проверь себя! СК – составление кроссворда, ПР – практическая работа, РКК – работа с контурной картой, ИР – интернет-ресурсы. 1 Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (1 час) Современная политическая карта ПС 04.09 1 мира. 2 Глава 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часов) Общая характеристика Зарубежной РКК 11.09 1 Европы. Население. 3 18.09 Хозяйство Зарубежной Европы. 1 25.09 Сельское хозяйство Зарубежной Европы. 1 5 02.10 1 6 09.10 Транспорт, туризм в Зарубежной Европе. Субрегион Восточная Европа. 4 7 16.10 8 23.10 9 30.10 10 13.11 УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ Интеграция в Зарубежной Европы. Практическая работа №1: «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы: Швеции и Италии. Зачёт №1 по теме «Европа» Общая характеристика Зарубежной Азии. Население. 1 О, ФО ФО, УО ФО, РКК СР, ПС ГД 1 ПР № 1 1 1 1 Обобщающий контроль по изученному разделу. ФО, РКК 11 20.11 12 13 27.11 04.12 14 11.12 15 18.12 Хозяйство Зарубежной Азии. Китай. Япония. Практическая работа №2: «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». Индия. 1 1 1 25.12 17 15.01 1 18 22.01 19 29.01 20 05.02 21 12.02 22 19.02 23 24 26.02 05.03 25 12.03 26 19.03 27 02.04 28 09.04 29 16.04 30 23.04 1 Зачёт №2 по теме: «Зарубежная Азия». Общая характеристика стран Африки. Население. Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Различия регионов Африки. Практическая работа №4: «Сравнительная характеристика двух стран Африки по картам и статистическим материалам». Общая характеристика США. Хозяйство США. Макрорайоны США. Канада. Общая характеристика Латинской Америки. Хозяйство Латинской Америки. Бразилия. Практическая работа №6: «Составление сравнительной характеристики ключевых стран Латинской Америки». ФО, РКК ФО, РКК ПР № 2 1 Австралийский Союз. 16 О, УО 1 1 1 1 ФО, РКК РКК, ПР № 3 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата». Обобщающий контроль по изученному разделу. РКК УО, ФО СР ПР № 4 1 1 РКК ИО, ФО О, СР ПР №5: «Составление 1 характеристики Канады». РКК 1 1 1 1 1 ФО О, ИО ПР № 6 1 Итоговый урок по теме «Латинская Т 1 Америка». Глава 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа) 31 32 Глобальные проблемы человечества. УРОК-СЕМИНАР Продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Использование Мирового океана, мирное использование Космоса. 30.04 07.05 33 14.05 34 21.05 1 ВК, ИР 1 Глава4. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 часа) России на политической карте миИО, ФО 1 ра. Россия в мировом хозяйстве и ФО международном географическом 1 разделении труда. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 3.1 Литература 1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2011г. 2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. М.: Дрофа, 2004г. 3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира, 10 класс. М.: Просвещение, 2008г. 4. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011г. 5. Атлас «Экономическая и социальная география мира», под редакцией Максаковского В.П., М.: Дрофа, 2012г. 6. Контурные карты. География 10 класс. Под редакцией Сиротина В.И., М.: Дрофа, 2014г. 7. В.И.Сиротин. Экономическая и социальная география мира. Задания и упражнения для работы с контурными картами. М.: Дрофа, 2011г. Дополнительно: № п/п 1. 2. Автор Название Издательство Год Население и хозяйство мира. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. Энциклопедия географии. М.: Дрофа М: Дрофа 2003 2008 М.: Махаон. 2006 4. А.П.Кузнецов В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова Клайф Гиффорд, научн. консульт. А.В.Ковалёв А.Э. Фромберг М.: Просвещение 2003 5. Е.В. Баранчиков Практические и проверочные работы по географии. 10 класс. Тесты по географии к учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и М.: Экзамен 2007 3. 6. А.Б. Эртель 7. Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко. С.А. Некрасов 8. 9. социальная география мира». 10 класс География. Подготовка к ЕГЭ-2013. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география мира. Пособие по подготовке к ЕГЭ и централизованному тестированию по географии. Интернет-ресурсы Р-н-Д.: Легион 2012 М.: Айрис-Пресс 2004 Р-н-Д.: Феникс 2003 3.2 Учебные карты и плакаты Карты Двусторонние 1. Климатическая карта России// Евразия. Физическая карта. 2. Экологические проблемы России// Европа. Физическая карта. 3. Россия. Социально-экономическая карта// Минеральные ресурсы мира. 4. Агроклиматические ресурсы мира// Религии. Карта мира. 5. Евразия. Физическая карта // Евразия. Политическая карта. 6. Индия. Экономическая карта// Франция. Экономическая карта. 7. Япония. Экономическая карта// Италия. Экономическая карта. 8. Германия. Экономическая карта// Китай. Экономическая карта. Односторонние 9. Физическая карта мира. 10. Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта. 11. Государства Европы. Политическая карта. 12. Южная Америка. Физическая карта. 13. Северная Америка. Физическая карта. 14. Африка. Социально-экономическая карта. 15. Юго-Западная Азия. Социально-экономическая карта. 16. Австралия, Новая Зеландия. Физическая карта. 17. Почвенная карта мира. 18. Европа. Физическая карта. 19. Политическая карта мира. 20. Транспорт мира. 21. Минеральные ресурсы мира. 22. Народы и плотность населения мира. Набор таблиц «География 11 класс»: 1) Типология стран современного мира 2) Мировые природные ресурсы 3) Воспроизводство населения мира 4) Народы мира 5) Религии мира 6) Миграции населения 7) 8) 9) 10) 11) 12) Научно-техническая революция Мировое хозяйство Промышленность мира Мировое сельское хозяйство Мировой транспорт Международные организации 3.3 Технические средства обучения и программное обеспечение Мультимедиа проектор Принтер лазерный Принтер струйный Магнитно-маркерная доска 1500х900 Программные средства Операционная система 1 1 1 1 Лицензионное ПО и свободное ПО Windows 7 Pro Офисные приложения Microsoft Office 2010, 3.4 Учебно-практическое и лабораторное оборудование. 1. Ноутбуки «Lenovo». 2. Проектор. 3. Проекционный экран. 3.5 Цифровые образовательные ресурсы. 1. Мультимедийная программа «География 11 класс Экономическая и социальная география мира» М.: Дрофа (http://www.drofa.ru) 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru). 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).