ИЗО 7 кл

Пояснительная записка
Статус документа.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на
основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования, составлена на основе примерной программы «Изобразительного искусства»,
и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное
искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Игнатьев С.Е.
Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2011.
Данная программа адаптирована в соответствии с целями и задачами преподавания
изобразительного искусства в МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» и дополнена в соответствии с
требованиями регионального компонента программ по изобразительному искусству
(пейзажи родного края, знакомство с РОМИИ, знакомство с творчеством бурятских
художников, архитекторов, тематические экскурсии по родному краю, экскурсии) и
школьного компонента (храмы, дацаны, выставки к традиционным праздникам).
Современные требования предоставляют возможность замены и перестановки
тематических курсов с сохранением логики данного курса. Рабочая программа выполняет
две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
итоговой аттестации обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается
на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом,
направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой
активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции
пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается
на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической,
деятельности форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на
принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает
четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает
чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников
образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных, и мета предметных результатов
обучения.
Актуальность курса.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры Художественное развитие осуществляется в
практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного
творчества.
Особенности курса
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основная задача курса «Изобразительное искусство»:
1. формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
2. освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
3. формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
4. развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
5. формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
7. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;

8. овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
9. овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в 7 классе направлен на формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.
культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры
и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей
уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный
потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной
культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень
программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание
мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная
деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная
деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет
коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является
важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию
своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека
являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование
у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на
основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность
обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельности форме, в форме личного творческого опыта. Только когда
знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и
эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры,
декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных
стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культур созидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и
патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности,обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;



формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;



осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;



развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:


формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;

1. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
2. освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
3. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
4. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

5. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
6. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
7. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
8. развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Цели изучения курса.

Общие учебные

1.Воспитание нравственных качеств личности ученика,
обеспечивающих успех познания материальных и духовных культурных
ценностей, способность сохранять традиции в искусстве, возрождать
всё ценное, что имеется в родном крае, Отечестве;
2.Развитие художественно-творческих способностей ученика
средствами изобразительного искусства.

Предметно-

1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на
«прекрасное» и «безобразное» в жизни и искусстве.

нормативные

2. Формирование художественно-творческой активности.
3. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Нормативные акты, обеспечивающие реализацию программы,
учебно-методические документы.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования по
изобразительному искусству на основе программы В С Кузина «Изобразительное
искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для
общеобразовательных учреждений / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев и др.– 5-е изд.,
переработанное. – М.: Дрофа, 2012.) и обеспечена УМКУчебник -Ломов С.П., Игнатьев
С.Е., Карамзина М.В. Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для 7 класса образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Изобразительного
искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено
образовательными компонентами «Изобразительное искусство». В том числе: на
«Изобразительное искусство» в 5 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в

неделю. Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 учебных
часов в год.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по
предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с
натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед
школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по
представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни,
иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на
основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и
сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на
темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций,
конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета
предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно
выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется
в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления
эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных
объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а
затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы
народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных
художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши,
пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом
изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства,
художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид
построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и
конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет
эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до
изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда
мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и
изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В
этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают
удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует
художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства
(ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся
(ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух
сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и

зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с
произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностей
освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что
отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания
школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий
(рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более
полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно
построить меж предметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности
детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся
произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с
отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства,
сформировать представление о художественно-выразительных средствах
изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.),
получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В 7 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами
изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и
произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически
воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества,
иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение
самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента:
овладеть– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; владение
конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик
может пользоваться во вне учебной деятельности – использовать приобретенные знания и
умений в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в седьмом классе у обучающихся формируются представления об
основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах
народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и
составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся
отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные
виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного
искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности. Полученные знания и умения, учащиеся могут использовать в
практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой
деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства,
оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев
искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года
должен

понимать анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и
отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины,
народное творчество родного края;
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
отличительные особенности мемориала;
систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цвет ведения,
композиции; основные средства художественной выразительности.
Учащиеся должны уметь:
видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях
изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое
эмоциональное отношение к изображаемому;
в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить
элементарный анализ их содержания и художественных средств;
изображать с натуры, по памяти и по представ линию отдельные предметы и натюрморты,
человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения,
пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных
сокращений формы, объема;
при выполнении рисунков применять различные средства художественной
выразительности: ори гениальное композиционное и цветовое решение, контрасты,
светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит,
передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от
наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других
состояний природы;
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности
эпохи;

Раздел, тема
урока

1

кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности
учащихся

1

Практическая работа по теме: Красота вокруг нас.
Беседа, тематическое рисование. Видение
прекрасного в предметах и явлениях. Осваиваем
навык рисования по памяти, передавать впечатления,
полученные в жизни, использовать законы
композиции (выделение композиционного центра,
передача светотени, пространства, гармония цветов);
развивать объем зрительных представлений и
впечатлений от натуры, графические навыки и
умения, воображение, творческую фантазию,
глазомер: воспитывать трудолюбие, усидчивость,
товарищество, взаимопомощь.

Красота вокруг
нас.

Практическая работа по теме:
Нарисовать то, что больше всего понравилось и
запомнилось из летнего отдыха. Свободная тема
(карандаш, акварель).
1

2

Изучение: декоративно-прикладное искусство
России; художественные промыслы России; связь
времен в народном искусстве; истоки и современное
развитие народных промыслов. Ознакомить с видами
орнамента, освоить этапы работы от общего к
частному, технику штриховки «по форме», знать и
передавать закономерности конструктивного
строения воображаемых предметов, основы
линейной и воздушной перспективы, светотени;
уметь пользоваться различными приемами работы
карандашом, акварелью, гуашью, лепки из
пластилина, добиваться точной и образной передачи
действительных предметов; систематизировать
знания о скульптуре

Народ – творец
прекрасного.

1

3-4

Праздничный
натюрморт.

Беседа. Практическая работа по теме: Народ – творец
прекрасного

Беседа. Практическая работа по теме: Праздничный
натюрморт
Изучение отличительные особенности жанра
натюрморта. Составлять форму и пространственное
положение предметов, расширить представление
детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами
художников в этой области; учить анализировать

Дата

выразительность изобразительных средств, форму
сложных предметов; закрепить умение в
использовании закономерностей линейной и
воздушной перспективы, светотени, цвет ведения;
рисовать с натуры; уметь сравнить свою работу с
изображаемой натурой и исправить ошибки;
соблюдать последовательность графического и
живописного изображения; использовать
возможности цвета, цветового контраста, теплого и
холодного колорита; развивать зрительную память в
передаче впечатлений; пробудить фантазию, умение
комбинировать детали.
1

Ознакомить с архитектурой как видом
изобразительного искусства, архитектурными
памятниками родного края.
Практическая работа по теме: Мы - юные краеведы и
этнографы.

5

страны; учить рисовать постройки с натуры, по
наблюдению и по памяти, уметь анализировать и
определять исходные конструктивные формы в
окружающих предметах; передавать свои
впечатления в рисунке; изучать основные
закономерности наблюдательной, линейной,
воздушной перспективы.

Мы - юные
краеведы и
этнографы.

Рисунок по памяти и представлению крестьянского
дома (карандаш).
1

Беседа. Практическая работа по теме: Национальный
Натюрморт.

6

Знакомиться с декоративно-прикладным творчеством
народов России. Русская глиняная деревянная
игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы
нашего края. Специфика образно-символического
языка в произведениях декоративно-прикладного
искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном
искусстве. Хроматические и ахроматические цвета.
Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета

Национальный
Натюрморт.

Рисование с натуры натюрморта, составленного из 23 предметов народных промыслов (карандаш,
акварель, гуашь).
1

7

Беседа. Практическая работа по теме: Национальные

Национальные

традиции в культуре

традиции в
культуре

народа

народа

Народный костюм. Национальный орнамент и его
использование в народном костюме. Изучение видов
орнамента и типы орнаментальных композиций.
Мотивы традиционной одежды в современной моде

участвовать в поисковой деятельности, в подборе
зрительного и познавательного материала по теме
«Костюм разных социальных групп в разных
странах». Соотносить образный строй одежды с
положением ее владельца в обществе. Участвовать в
индивидуальной, групповой, коллективной формах
деятельности, связанной с созданием творческой
работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой,
пластик ой линий стилевое единство декоративного
решения интерьера, предметов быта и одежды
людей.
Выполнение эскиза современной одежды по мотивам
национальных костюмов (цветные карандаши,
акварель, гуашь).
1

Практическая работа по теме: Народные праздники
Приобретать представление о произведениях
изобразительного искусства, изображающих
праздник и карнавал.
Учиться понимать значение праздника в культуре
народа.

8

Развивать представления о средствах
выразительности в изобразительном искусстве,
получать навыки работы с художественными
материалами, развивать вкус.

Народные
праздники

Развивать воображение, учиться фантазировать в
процессе игрового творчества, создания коллаж ной
композиции на тему карнавала и праздника.
Развивать коммуникативные навыки в процессе
коллективной творческой работ. Рисование по
памяти и представлению на тему «Народный
праздник» (карандаш, акварель).
1

Практическая работа по теме: Творческий проект
«Иллюстрация сказок
народов России»

9

Творческий
проект
«Иллюстрация
сказок
народов России»

Характеризовать временные и пространственные
искусства.
Понимать разницу между реальностью и
художественным образом, значение и условность
художественного образа.
Получать представления об искусстве иллюстрации и
творчестве известных иллюстраторов книг.
Приобретать опыт художественного
иллюстрирования и навыки работы графическими
материалами. Передача художественными

средствами своего отношения к изображаемому.
Основные средства художественной
выразительности графики: линия, пятно, точка
Иллюстрирование сказки народов России
1

10

Практическая работа по теме:
Беседа. Развивать интерес к жизни людей, умение
наблюдать, представлять, сопереживать людям.
Развивать интерес к истории своего народа,
формировать представление о повседневной жизни в
прошлом своих родных мест. Учиться видеть красоту
и значительность в повседневной жизни людей.
Приобретать навыки в изобразительном творчестве.
Приобретать знания о традициях прошлого (на
основе зарисовок по произведениям художников,
старинным фотографиям, на основе сохранившихся
предметов и исторических памятников). Пейзаж как
жанр изобразительного искусства. Линейная и
световоздушная перспектива. Колористическое
построение пространства. Изменение цвета в
зависимости от освещения Рисование на тему «Край,
в котором ты

Красота родного
края

Живешь» (карандаш, акварель, гуашь)
Изобразительно
е искусство
зарубежных
стран сокровище
мировой
культуры.
1

Практическая работа по теме:
Ознакомить с изобразительным
Искусством эпохи возрождения, с темой женской
красоты, материнства в изобразительном искусстве,
иконописи, показать взаимопроникновение светской
темы материнства и библейских сюжетов, общее и
различное;, развивать пространственное мышление,
графические навыки, образное видение. Изучить
творчество художников эпохи Возрождения:
Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные
темы и исторические события в искусстве.
Выступления о художниках эпохи Возрождения.
Выбрать сюжет (светский иди библейский),
выполнить работу в карандаше, затем в цвете,
провести детальную проработку

Изобразительное
11

искусство эпохи
Возрождения

1
12

Мир Леонардо

Практическая работа по теме:
Вклад Леонардо да Винчи в развитие
живописи. Изучение «золотого сечения

«Выступления в творчестве Леонардо да Винчи.
Выполнить работу в цвете, провести детальную
проработку
1
Красота
13-14 классической
архитектуры

Практическая работа по теме:
Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя.
Ордер и его виды. Тональные отношения.
Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш).

1

Знакомство с творчеством художников Западной
Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф.
Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры
изобразительного искусства и их развитие
художниками XVII века получать представление о
выражении в изобразительном образе мировоззрения
эпохи.

Изобразительное
15

Практическая работа по теме:

Получать представление о проблеме выявления в
изобразительном искусстве соотношения духовной и
внешней красоты человека.

искусство
Западной
Европы XVII
века

Осознавать значение изобразительного искусства в
создании культурного контекста между
поколениями, между людьми.
Приобретать опыт эмоционального и смыслового
восприятия произведений — шедевров
изобразительного искусства.
Рассуждать (с опорой на восприятие художественных
шедевров) об изменчивости образа человека в
истории искусства.
1

16

Творчество
Рембрандта

Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника
в развитие техники живописи. Колорит в
произведениях Рембрандта .
1

17-18

19

Рисование с натуры натюрморта, составленного из
гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на
фоне нейтральной драпировки без складок
(карандаш, акварель).

натюрморта

человека в
движении

Практическая работа по теме:
Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как
средство передачи своего эмоционального состояния

Искусство

Изображение

Практическая работа по теме:

1

Практическая работа по теме:
Беседа. Образ человека — главная тема искусства.
Закономерности в строении тела человека.
Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры
человека. Наброски с натуры двух фигур школьников

сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов:
«Дежурные», «На перемене» и т. д.
1

Практическая работа по теме: Красота фигуры
человека в движении

Красота фигуры
20

Скульптура как вид изобразительного искусства.
Виды скульптуры. Человек - основной предмет
изображения в скульптуре. Элементы пластического
языка. Передача движения в скульптуре Создание
скульптуры человека на проволочном каркасе
(пластилин, глина).

человека в
движении

1

21

Практическая работа по теме: Изобразительное

Изобразительное

искусство западноевропейских стран

искусство
западноевропейс
ких стран

XVIII-XX вв
Творчество художников Д. Рейнольдса, Т.
Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра,
К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П.
Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи
конца XIX - начала XX века.

XVIII-XX вв.

1

Практическая работа по теме: Античная расписная
керамика

22

Отличительные черты искусства Древней Греции.
Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные
для греческой вазописи. Рисунок, пропорции,
силуэтность фигур в произведениях греческих
вазописцев.

Античная
расписная
керамика

Выполнение эскиза декоративной плитки или
тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь,
акварель).
1

Практическая работа по теме: Зарубежный друг
(гость)

23

Зарубежный друг
(гость)

Знакомство с произведениями художников: И.
Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»,
С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А.
Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор»,
КитагаваУтамаро. Изобразительное искусство как
хранитель костюмов всех времен. Костюм как
произведение искусства. Одежда как показатель
общественного положения человека. Выполнение
рисунка по памяти или представлению на тему
«Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь,
пастель).

2

Практическая работа по теме: В мире литературных
героев
Литературные герои в изобразительном искусстве.
Выразительное изображение действия сюжета,
персонажей Иллюстрирование одного из
литературных произведений: М. Сервантес «Дон
Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли
«Спартак» и т. д. (карандаш, акварель).

В мире
24-25 литературных
героев

Т
руд в
изобразительно
м искусстве.
2

Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с
произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На
стройке», А. Никича «В мастерской». Анализ формы,
конструкции изображаемых предметов. Передача
объема средствами светотени. Рисование натюрморта
с натуры, составленного из предметов
(инструментов), характеризующих труд рабочего,
художника и т. д. (карандаш, акварель).

26-27 Трудовые ритмы

1
28

Практическая работа по теме: Трудовые будни
Тема труда в произведениях изобразительного
искусства. Роль композиции в передаче своего
отношения к изображаемому. Основы движения
фигуры человека. Выполнение рисунка на тему
«Моябудущая профессия» (карандаш, акварель).

Трудовые будни

1
29

Практическая работа по теме: Трудовые ритмы

Практическая работа по теме: Мы - юные дизайнеры
Дизайн как область искусства предметного мира.
Критерии ценности дизайнерских разработок.

Мы - юные
дизайнеры

Выполнение эскиза экслибриса или фирменного
знака (перо, тушь, акварель).
1

30

Знакомство с отдельными произведениями М.
Грекова «Головы белых лошадей», К. ПетроваВодкина «Купание красного коня» и др.
Изображение животных в движении. Анатомическое
строение, пропорции. Выполнение рисунка по
памяти или представлению лошадей (карандаш,
акварель, мел, пастель, уголь, гуашь).

Рисуем лошадей

Мы охраняем
31-32 памятники нашей
Родины

Практическая работа по теме: Рисуем лошадей

2

Практическая работа по теме: Мы охраняем
памятники нашей
Родины

Изучение памятников истории и культуры, их
сбережение. Виды графики: станковая, книжная,
плакат, про графика. Выполнение эскиза плаката на
тему «Мы охраняем памятники нашей Родины»
(карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь).
1
33

Практическая работа по теме: Весенний пейзаж
Лирический пейзаж, его отличие от других видов
пейзажа. Изучение: темы весны в произведениях
выдающихся художников; тонально-цветовые
отношения. Выполнение рисунка весеннего пейзажа
по памяти (карандаш, акварель).

Весенний пейзаж

1

34

Цветы весны

35

Итоговое занятие 1

Практическая работа по теме: Цветы весны
учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя
правила расположения рисунка на листе, зрительного
равновесия форм, цвета, ритма; уметь выбирать
точку зрения и формат для изображения натюрморта.
Знакомство с отдельными произведениями П.
Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбадяна, А.
Герасимова и др. Рисование с натуры букета
весенних цветов в вазе (акварель, карандаш).
Обобщение изученного. Свободное рисование.

Содержание учебного предмета

Раздел: Многонациональное отечественное искусство.
1.Красота нас вокруг. (1 час – практ. работа, наблюдение)
Цели и задачи: определение уровня подготовки детей, расширение знаний о
разнообразных возможностях художественных материалов; вспомнить виды
изобразительного искусства; познакомить учащихся с учебной и дополнительной
литературой по предмету ИЗО; учить рисовать по памяти, передавать впечатления,
полученные в жизни, использовать законы композиции (выделение композиционного
центра, передача светотени, пространства, гармония цветов); развивать объем зрительных
представлений и впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение,
творческую фантазию, глазомер: воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество,
взаимопомощь.
Задание: анкетирование (ответить на вопросы и закончить фразу), решение кроссвордов,
нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось из летнего отдыха.
Материалы: учебники по ИЗО разных годов выпуска, журнал «Юный художник»,
методические таблицы «Виды изобразительного искусства», «Жанры живописи»,
«Последовательность работы над композицией», натуральный материал (

Содержание учебного предмета
Раздел: Многонациональное отечественное искусство.
1.Красота нас вокруг. (1 час – практ. работа, наблюдение)
Цели и задачи: определение уровня подготовки детей, расширение знаний о
разнообразных возможностях художественных материалов; вспомнить виды
изобразительного искусства; познакомить учащихся с учебной и дополнительной
литературой по предмету ИЗО; учить рисовать по памяти, передавать впечатления,
полученные в жизни, использовать законы композиции (выделение композиционного
центра, передача светотени, пространства, гармония цветов); развивать объем зрительных
представлений и впечатлений от натуры, графические навыки и умения, воображение,
творческую фантазию, глазомер: воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество,
взаимопомощь.
Задание: анкетирование (ответить на вопросы и закончить фразу), решение кроссвордов,
нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось из летнего отдыха.

Материалы: учебники по ИЗО разных годов выпуска, журнал «Юный художник»,
методические таблицы «Виды изобразительного искусства», «Жанры живописи»,
«Последовательность работы над композицией», натуральный материал (осенние листья,
цветы, плоды), графические материалы, тетради по ИЗО, ручки.
Зрительный ряд: 5-6 репродукций, отражающих тему: А.Рыков «В голубом просторе»,
А.Герасимов «После дождя. Морская терраса», А.Пластов «Сенокос летом», «Жатва», «На
лужке», «Ужин трактористов», Т.Яблонская «Хлеб», «Лен», Ж.Милле «Сборщицы
колосьев», А.Веницианов «Весна. На пасеке»
Литературный ряд: стихотворения о лете, загадки
2. Народ – творец прекрасного. (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: Изучение: декоративно-прикладное искусство России; художественные
промыслы России; связь времен в народном искусстве; истоки и современное развитие
народных промыслов. Ознакомить с видами орнамента, освоить этапы работы от общего к
частному, технику штриховки «по форме», знать и передавать закономерности
конструктивного строения воображаемых предметов, основы линейной и воздушной
перспективы, светотени; уметь пользоваться различными приемами работы карандашом,
акварелью, гуашью, лепки из пластилина, добиваться точной и образной передачи
действительных предметов; систематизировать знания о скульптуре
Задание: варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике
гризайль или лепка трилистника
Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, пластилин, стеки, дощечки,
банка с водой, тряпочки, натурная постановка, софит, драпировка, подставка подиум.
Зрительный ряд: разновидности орнамента и его использование в разных облстях
искусства и в быту; методические таблицы «Построение и рисование трилистника»,
работы учащихся.
3-4. Праздничный натюрморт. (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: Беседа. Изучение отличительные особенности жанра натюрморта.
Составлять форму и пространственное положение предметов. Выражение цветом в
натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и
своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему
миру человека.
Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов
декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель).
Задание: самостоятельно нарисовать с натуры группу предметов, провести анализ цвета
предметов.
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра,
баночки с водой, комнатный цветок с крупными выразительными листьями, корзина с
овощами, драпировка, чайник, яблоко, поднос, контрастный фон.
Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы
учащихся, репродукции: И.Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», Ф.Толстой
«Натюрморт с камелией», И.Крамской «Букет цветов. Флоксы», К.Коровин «Розы»
5.Мы - юные краеведы и этнографы. (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: Знакомиться сархитектурно-строительная культура русского Севера.
Музеев народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек
деревянной архитектуры. Композиция дома.
Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш).ознакомить с
архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками
родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти;
уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих
предметах; передавать свои впечатления в рисунке; изучать основные закономерности
наблюдательной, линейной, воздушной перспективы.
Задание: Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш)
Материал: иллюстрации книг, игрушки домики, графические материалы.
Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников (Кремля,
Дворцовой площади и др.); репродукции картин русских художников с изображением
данных ансамблей (А.Васнецов, К.Юон, В.Алексеев), фотоальбомы, наборы открыток,
путеводители
6.Национальный натюрморт. (1 часа – практ. работа)
Цели и задачи: Знакомиться с декоративно-прикладным творчеством народов России.
Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего
края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративноприкладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические
и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета
Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов
(карандаш, акварель, гуашь)
Задание: самостоятельно нарисовать с натуры группу предметов, провести анализ цвета
предметов.
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра,
баночки с водой, комнатный цветок с крупными выразительными листьями, корзина с
овощами, драпировка, чайник, яблоко, поднос, контрастный фон.
Зрительный ряд: разновидности натюрморта и его использование в разных областях
искусства и в быту; методические таблицы «Построение и рисование натюрморта»,
работы учащихся.
7.Национальные традиции в культуре народа (1 час – практ.работа).
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с
разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа
народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной
композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять меж
предметные связи (литра, история, география, технология)
Задание: выполнить эскиз праздничного народного костюма.
Материал: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму,
детские работы, бумажная кукла, графические материалы, клей, цветная бумага, бусины,
тесьма, пуговицы.
Зрительный ряд: репродукции картин: В.Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного
царства», «Иван царевич на Сером волке»
8.Народные праздники(1 час – практ. работа).

Цели и задачи: Приобретать представление о произведениях изобразительного искусства,
изображающих праздник и карнавал. Учиться понимать значение праздника в культуре
народа. Развивать представления о средствах выразительности в изобразительном
искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус.
Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания
коллаж ной композиции на тему карнавала и праздника. Развивать коммуникативные
навыки в процессе коллективной творческой работы. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.
Праздник как образ счастья. Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни,
неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или
коллективная работа).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.
познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием
и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции,
владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные
связи (лит-ра, история, география, технология)
9. Творческий проект «Иллюстрация сказок
народов России» (1час – практ.работа).
Цели и задачи: ознакомить учеников с иллюстрацией как разновидностью книжной
графики; найти общие корни с книгой и кино, компьютерной графикой; развивать
графические умения и навыки, образное представление, фантазию, логику; направлять
активность, внимание детей в творческую работу, воспитывать взаимную вежливость,
товарищество, аккуратность, самодисциплину.
Задание: выбор литературного произведения и ряда интересных эпизодов из него; сбор
необходимого для иллюстрирования материала (характер одежды героев, характер
построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), сочинение эскизов, будущих
иллюстраций и исполнение их.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, гуашь, детские книги-комиксы, книги о
мультипликации
10.Красота родного края. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить с архитектурой как видом изобразительного искусства,
архитектурными памятниками родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры,
по наблюдению и по памяти; уметь анализировать и определять исходные
конструктивные формы в окружающих предметах; передавать свои впечатления в
рисунке; изучать основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной
перспективы.
Задание: Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель, гуашь)
Материал: иллюстрации книг, детали строительных конструкторов, игрушки домики,
графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции картин: детские рисунки, методические таблицы
«Последовательность выполнения рисунка», «Перспектива призмы с одной точкой схода,
с двумя точками схода»
11. Изобразительное искусство эпохи Возрождения (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: ознакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном
искусстве, иконописи, показать взаимопроникновение светской темы материнства и
библейских сюжетов, общее и различное; развивать пространственное мышление,
графические навыки, образное видение. Творчество художников эпохи Возрождения:
Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в
искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения.
Задание: выбрать сюжет (светский иди библейский), выполнить работу в карандаше, затем
в цвете, провести детальную проработку
Материал: бумага, карандаш, открытки, фотографии, иллюстрации книг.
Зрительный ряд:; репродукции: икона «Владимирская богоматерь», Дюрер «Мадонна с
младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Рафаэль
«Сикстинская мадонна», М.Савицки «Партизанская мадонна».
Литературный ряд: стихи, отрывки из рассказов о мамах, бабушках.
Музыкальный ряд: колыбельные песни.
12. Мир Леонардо (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: Изучение творчества Леонардо да Винчи и его вклад в развитие
живописи.
Выступления творчестве Леонардо да Винчи. Ознакомить с темой женской красоты,
материнства в изобразительном искусстве, иконописи, показать взаимопроникновение
светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное; развивать
пространственное мышление, графические навыки, образное видение. Вечные темы и
исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения.
Задание: выбрать сюжет (светский иди библейский), выполнить работу в карандаше, затем
в цвете, провести детальную проработку
Материал: бумага, карандаш, открытки, фотографии, иллюстрации книг.
Зрительный ряд: репродукции: икона «Владимирская богоматерь», Дюрер «Мадонна с
младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Рафаэль
«Сикстинская мадонна», М.Савицки «Партизанская мадонна».
13-14. Красота классической архитектуры(2 час – практ.работа)
Цели и задачи: развивать графические умения и навыки; изучить свойства цветов и
приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных
материалов.
Материалы: акварель, гуашь(лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.
Задание: нарисовать полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические
и ахроматические.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).
1. Изобразительное искусство Западной Европы 17 века.
Цели и задачи: развивать графические умения и навыки; изучить свойства цветов и
приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных
материалов.

Изобразительный рассказ о человеке, и задача проявления внутреннего мира человека в
его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание
красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних
веков в Европе и в русском искусстве. Драматический образ человека в европейском и
русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание
его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX
в.
Задание: участие в беседе на основе восприятия произведений искусства.
16. ТворчествоРембрандта (1 час – практ. работ)
Цели и задачи: Познакомить и рассмотреть своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад
художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта:
определить уровень подготовки детей расширить знания о разнообразных возможностях
художественных материалов; изучать основы цвет ведения, графики; развивать
графические умения и навыки, глазомер, аккуратность, усидчивость, внимание,
аналитические способности, ассоциативное мышление
Задание: Выполнит графические упражнения: рассматривание рисунков, выполненных
разными графическими материалами, заполнение формата для определения зрительного
центра, творческое задание – рассечение формата пересекающимися линями,
раскрашивание, составление композиции из пересекающихся линейных фигур,
композиционное упражнение.
Материалы: альбом, краски, линейка, методические таблицы «Цветовой кругу», «Теплые
и холодные цвета», «Графические упражнения».
17-18 . Искусство натюрморта (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: Беседа. Изучение отличительные особенности жанра натюрморта.
Составлять форму и пространственное положение предметов. Выражение цветом в
натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и
своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему
миру человека.
Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов
декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель).
Задание: самостоятельно нарисовать с натуры группу предметов, провести анализ цвета
предметов.
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра,
баночки с водой, комнатный цветок с крупными выразительными листьями, корзина с
овощами, драпировка, чайник, яблоко, поднос, контрастный фон.
Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы
учащихся, репродукции: И.Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», Ф.Толстой
«Натюрморт с камелией», И.Крамской «Букет цветов. Флоксы», К.Коровин «Розы»
19. Изображение человека в движении (1 час – практ.работа)
Цели и задания: учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения
тела человека, объемной формы; формировать умение выполнять наброски с натуры
фигуры человека различными способами, тоновую и цветовую разработку формы;

совершенствовать умения последовательного ведения работы и передачи в рисунке
выразительных средств разными приемами работы акварелью, тушью.
Материалы: графические материалы, бумага, гуашь, акварель, книги с иллюстрациями
(где есть сидящий человек0, методические таблицы, фотографии людей в легкой одежде,
спортсменов.
Зрительный ряд: 5-6 репродукций: О.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», И.Крамской
«Портрет художника И.Шишкина», «Портрет Л.Н.Толстого», Б.Кустодиев «Портрет
Федора Шаляпина», П.Корин «Портрет маршала Г.Жукова».
20. Красота фигуры человека в движении. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: закреплять знания о пропорции тела человека; совершенствовать умения и
навыки в изображении фигуры человека с соблюдением анатомии тела разными
изобразительными материалами и способами (аппликация.коллаж); развивать зрительную
память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.
Задание: под руководством учителя выполнить изображение спортсмена в технике
аппликация.
Материалы: бумага цветная, вата, клей ПВА, ножницы, заготовки для аппликации,
бумажная кукла с движущимися частями тела, пуговица, линейка
Зрительный ряд: методические таблицы «Скелет», «Мышечная система», схемы
движений, репродукции: В.Мухина «Рабочий и колхозница», Мирон «Дискобол»,
Т.Яблонская «Утро», Ника самофракийская, А.Дейнека «Оборона Севастополя»

21. Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв
Цели и задачи: Изучение творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя,
Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П.
Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века, вклад в
развитие живописи.
Задание: выбрать сюжет (светский иди библейский), выполнить работу в карандаше, затем
в цвете, провести детальную проработку
Материал: бумага, карандаш, открытки, фотографии, иллюстрации книг.
Зрительный ряд: репродукции: икона «Владимирская богоматерь», Дюрер «Мадонна с
младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Рафаэль
«Сикстинская мадонна», М.Савицки «Партизанская мадонна».
22.Античная расписная керамика. (1 час)
Цели и задачи: ознакомить учащихся с архитектурой, как видом изобразительного
искусства и наиболее значительными памятниками, творческое восприятие мира,
творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, развивать
художественно-эстетический вкус учащихся.
Задание: викторина – угадать страну по ее архитектурной достопримечательности.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой,
бумага, палитра.

Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников фотоальбомы,
наборы открыток, путеводители
23. ЗАРУБЕЖНЫЙ ДРУГ (1 час–практ. работа).
Цели и задачи: ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве,
его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций, конструктивноанатомического строения фигуры человека; совершенствовать умения последовательного
ведения работы; развивать самоконтроль, дисциплину; уметь создавать выразительный
художественный образ
Задание: придумать две контрастные человеческие фигуры, объединенные каким-либо
действием (разговор, работа), использовать все возможные виды контраста в своей работе.
Материалы: книги с иллюстрациями, графические материалы, бумага, методические
таблицы «Цветовой ургу», «Контрасты цвета, размеров» и т.п., «Пропорции человека».
Зрительный ряд: работы детей, репродукции: П.Пикассо» Девочка на шаре», «Силач и
мальчик», Ф.Решетников «Опять двойка», М.Антокольский «Иван Грозный», О.Домье
«Прачки»
24-25. В мире литературных героев (1 час – беседа, 1 час – практ. работа)
Цели и задачи: познакомить с лучшими образцами русского деревянного и каменного
зодчества, с принципами оформления интерьера избы, мелкой деревянной пластикой
(прялки, утварь, игрушки и др.) в крестьянском быте; развивать навыки пользования
перспективой, композиционными приемами; учить анализировать конструктивное
строение изображаемых предметов с одной точкой схода в интерьере; уметь выбирать
наиболее выразительный сюжет тематической композиции;меж предметные связи
(история, география, краеведение, литература)
Задание: нарисовать интерьер русской избы
Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти,
видеоматериалы с образцами русской и деревянной и каменной архитектуры, русских
художественных промыслов
Зрительный ряд: иллюстрации, фотографии интерьеров крестьянских изб, Геогргиевский
собор Юрьева Монастыря в Новгороде, Церковь Спаса Преображения в Новгороде,
дворец в с.Коломенском, Москва
26-28. Трудовые ритмы (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: развивать графические навыки; формировать художественный вкус;
активизировать творческое воображение; содействовать формированию эстетического
отношения к действительности; воспитывать уважение к людям труда.
Задание: варианты: светотеневая разработка карандашом, работа акварелью в технике
гризайль или лепка трилистника
Материал: графические материалы, альбом, методические таблицы «Пропорции лица»,
«Мимика. Схемы настроения», «Положение головы», «Скелет и мускулатура человека».
Зрительный ряд: репродукции картин: В.Тропинин «Кружевница», «Пряха»,
«Золотошвейка», И.Фирсов «Юный живописец», С.Григорьев «Вратарь»
29.Мы - юные краеведы. (1 час – практ. работа).

Цели и задачи: Знакомиться сархитектурно-строительная культура русского Севера.
Музеев народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек
деревянной архитектуры. Композиция дома.
Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш).ознакомить с
архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками
родного края, страны; учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти;
уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих
предметах; передавать свои впечатления в рисунке; изучать основные закономерности
наблюдательной, линейной, воздушной перспективы.
Задание: Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш)
Материал: иллюстрации книг, игрушки домики, графические материалы.
Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников (Кремля,
Дворцовой площади и др.); репродукции картин русских художников с изображением
данных ансамблей (А.Васнецов, К.Юон, В.Алексеев), фотоальбомы, наборы открыток,
путеводители
30. Рисуем лошадей (лошадь, крова, коза, собака, кошка) (1 час – практ.работа)
Цели и задачи: формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном
искусстве; ознакомить с творчеством художников –анималистов Ватагина, Чарушина,
Лансере и др.; провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных построению
тела, связать особенности внешнего облика со средой обитания; развивать навыки
композиции, владения графическими материалами и средствами художественной
выразительности; воспитывать культуру поведения.
Задание: под руководством учителя сделать рисунок лошади, дать рисунку название.
Материал: карандаши простые, цветные, акварель, цветные мелки, тушь и др. графические
материалы, игрушки с изображением животных.
Зрительный ряд: методические пособия; рисунки детей, фотографии животных,
иллюстрации, репродукции картин: В.Серов «бегущая лошадь в упряжке», К.Коровин
«зимой», А.Лаптев «Рисунки лошадей», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»,
мини-скульптуры с изображением животных.
Литературный ряд: стихи, загадки о животных
31-32.Мы охраняем памятники нашей Родины. (1 час – беседа)
Цели и задачи: Изучение памятников истории и культуры, их сбережение. Виды графики:
станковая, книжная, плакат, про графика. Использование языка графики в плакатном
искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза
плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо,
тушь, гуашь).ознакомить учащихся с архитектурой, как видом изобразительного
искусства и наиболее значительными памятниками, воспитание интереса и любви к все
истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе,
совершенствование графических навыков, развивать художественно-эстетический вкус
учащихся.
Задание: Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины»
(карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь)
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой,
бумага, палитра.

Зрительный ряд: видеозаписи, фотографии архитектурных памятников (Кремля,
Дворцовой площади и др.); репродукции картин русских художников с изображением
данных ансамблей (А.Васнецов, К.Юон, В.Алексеев), фотоальбомы, наборы открыток,
путеводители
33.Весенний пейзаж (1 час – практ.работа).
Цели и задачи: развивать графические навыки: учить воспринимать и передавать
пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске весенних листьев,;
расширять знания о разнообразии художественных материалов и изобразительных
средств; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира;
повторить навыки рисования предметов; освоить метод стилизации реальных форм в
декоративные, упрощения ради художественной выразительности; воспитывать любовь и
бережное отношение к родной природе.
Задание: под руководством учителя выполнить живописную работу.
Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, осенние листья, иллюстрации и
открытки бабочек, листья разных деревьев, линейка, методические таблицы «Симметрия.
Построение симметричных предметов», «Палитра весеннего леса».
34.Цветы весны (1 час - практ. работа).
Цели и задачи: учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила
расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма; уметь
выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта.
Задание: Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель,карандаш)
Материал: графические материалы, акварель, палитра, кисти, дощечки, банка с водой,
натурная постановка, софит, подставка подиум.
Зрительный ряд: Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В.
Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др.,), репродукции:Ф.Толстой «Ветка
липы в цвету», «Стрекоза», «Букет цветов, бабочка и птицы», И.Хруцкий «Цветы и
фрукты», «Цветы и плоды», Ван Гог «Подсолнухи», А.Герасимов «После дождя».
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


Активность участия.



Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.



Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.



Самостоятельность.



Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
-Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание).

-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного
образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность
всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Перечень литературы и средств обучения
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9
классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа,
2009.
Учебник.комплектов учебников Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В.
Изобразительное искусство (в 2 –х частях) М., Дрофа,2014
а) основная литература:
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству:
1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С.
Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1978. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское
педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое
агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,
1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные
тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера:
занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское
творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод.пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.:
Просвещение, 2000.
в) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа,
1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,
2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,
2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2004. – 37 с.
Техническое оснащение кабинета


Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и
размещения красок и др. инструментов.



Тумбочка на колесах для технических средств обучения.



Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима
для плакатов)



Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов,
методического фонда.

Технические средства обучения
Телевизор
Компьютер
Интерактивная доска
Таблицы (комплекты)


Хохлома



Гжель



Урало-сибирская роспись



Полхов-Майдан



Мезенская роспись



Дымковская игрушка



Жостово



Введение в цветоведение. 16 штук



Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

Методический фонд
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.

Тела геометрические (1 набор)
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Видеоматериалы


Коллекция для видео «Чудеса Света»



Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»



Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».