РП 11 кл

Пояснительная записка
11 классы
Рабочая программа по физической культуре в 11-х классах составлена в
соответствии с
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 г №1089);
- с «Комплексной
составителем

программой физического

которой

является

В.И.Лях

воспитания 1-11 классы», автороми

А.

А.

Зданевич;

издательство

«Просвещение», Москва 2014 г.
- образовательной программой МБОУ «Гэгэтуйская СОШ»;
- учебным планом » на 2022-2023 учебный год;
- федеральным перечнем учебников на 2022 учебный год;
- Положением о рабочей программе МБОУ «Гэгэтуйская СОШ».
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:


Развитие

физических

качеств

и

способности,

совершенствование

функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального
здоровья.


Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в
занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью.



Овладение

технологиями

современных

оздоровительных

систем

физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий
специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами
спорта.


Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни и социальных
ориентаций.



Приобретение

компетентности

в

физкультурно-оздоровительной

и

спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества
в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.
в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее

время

компетентностный,

личностно

ориентированный,

деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания
10-11 классов:



Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений
использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия
внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния
стрессам.



Формирование

общественных

престижности

высокого

и

уровня

личностных
здоровья

представлений
и

о

разносторонней

физиологической подготовленности.


Расширение

двигательного

опыта

посредством

овладения

новыми

двигательными действиями и формирование умений применять их в
различных по сложности условиях.


Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.



Формирование знаний о закономерностях двигательной активности,
спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для
будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и
материнства, подготовке к службе в армии.



Закрепление

потребности

к

регулярным

занятиям

физическими

упражнениями и избранным видом спорта.


Формирование
самосознания,

адекватной

самооценке

мировоззрения,

личности,

нравственного

коллективизма.

Развитие

целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.


Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам
психических регуляции.

Содержание программного материала уроков в программе состоит из двух
основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения
базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для
каждого ученика, отведено 58 часов, на вариативную часть 10 часов. В связи с
учётом региональных и местных особенностей образовательного учреждения,
климатогеографических условий, вариативная часть распределена для занятий
кроссовой подготовкой и лёгкой атлетикой, где посредством специальных
прикладных лёгкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно
необходимых физических качеств, умений и навыков.
Национально- региональный компонент основного общего образования по
учебному предмету «Физическая культура»

Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему
гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья.
2. Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты,
ловкости, гибкости.
3. Обучение важным умениям и навыкам.
4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
5. Вырабатывать волю, характер, творческую инициативу, находчивость,
сообразительность.
6. Воспитывают чувство коллективизма.
7. Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
8. Способствуют умственному развитию ребёнка.
9. Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями.
НРК в программе представлен беседами о выдающихся спортсменах Республики
Бурятия, о национальных видах спорта как национальная борьба, стрельба из лука,
конные скачки и др., национальными подвижными играми как лапта, городки, чижик
и другими. Для реализации НРК в программе отводится определенное количество
времени (10-20 минут) от урока.
Национальные подвижные игры для старшего школьного возраста
«Городки»
Правила игры. Городошная площадка - специально оборудованный размеченный
прямоугольный участок размером от 25 на 13 до 30 на 15 м. Она состоит из трёх зон –
два города с пригородом, два кона с полуконами и зона с защитной стенкой.
Покрытие городов может быть грунтовым, асфальтовым, деревянным. Штрафная
линия шириной 2-3 см. засыпается тонким слоем песка.
Инвентарь. Городки – цилиндрической формы деревянные длиной 20см, диаметром
5см. Бита – деревянная цилиндрическая палка 4см. толщиной, длиной до 1 м.
Правилами предусмотрено 15 городошных фигур:
1.

«пушка», 2 - «звезда», 3 - «колодец», 4 - «артиллерия», 5- «пулемётное гнездо»,
6- «часовые», 7 - «тир», 8- «вила», 9- «стрела», 10- «коленчатый вал», 11- «ракетка»,
12 - «рак», 13 - «серп», 14 - «самолёт», 15 - «письмо».
Содержание

Каждая команда состоит из 5-ти человек. Первая начинает команда в правом городе
(город разыгрывается по жребию). Каждый участник бросает две биты. Бросают
строго по очереди: 1-й игрок правого города, за ним 1-й игрок левого города, 2-й
игрок правого и т.д. Начинают всегда с линии кона, но если после удара часть
городков вылетает из города, остальные выбивают с полукона.
Бросок считается потерянным, если:
а) бита задела штрафную линию или не долетела до неё;
б) игрок, бросая биту, наступил на линию кона;
в) игрок вообще не попал по фигуре.
При потерянном ударе городки ставятся в прежнее положение. Городок считается
выбитым, если он полностью вышел за линии города.
Общие методические указания
Все фигуры, кроме «письма», устанавливают на середине лицевой линии города. В
«письме» городки кладут по углам, а «марку» в центр. Каждый игрок бросает по своему, но любой бросок производится главным образом за счёт поворота плечевого
пояса справа налево, с быстрым ускорением. Рука лишь активно помогает и
направляет полёт биты. Бросок всегда производится через сторону выпрямленной или
полусогнутой рукой.
Одновременно девочкам предлагаются игры, направленные на выработку у них
ловкости, координации движения. Например, игра «Бери три» (народная адыгейская
игра), «Подвижная цель» (русская подвижная игра). В таких случаях к организации и
проведению игр следует привлекать самих учащихся. С одной стороны, это развивает
организаторские способности, с другой стороны – позволяет контролировать игры.
Об игре в чижа или в чижика слышали многие, но играть в неё почему-то не играют.
А «Чижик» по своей увлекательности не уступит «Городкам».
Национальные игры для старшего школьного возраста.
1. «Лапта».
2. «Городки».
3. «Метание камней».

Требования к уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:


Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление
здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных
привычек;



Способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;



Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий
физическим упражнениями различной направленности;

Уметь:


Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и
адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и
аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;



Выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;



Преодолевать искусственные и естественные препятствия с
использованием разнообразных способов передвижения выполнять приёмы
защиты и самообороны, страховки и самостраховки;



Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий
физической культурой;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:


Для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;



Подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых
Силах Российской Федерации;



Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного
отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;



Активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования
здорового образа жизни;

Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного
самосовершенствования, коммуникативной.
В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как
обязательный предмет в средней школе и на его преподавание отводится 102 ч в
год.

В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две
части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии
с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая
подготовка). Базовая часть выполняет обязательный
предмету «Физическая культура».

минимум образования по

Вариативная часть включает в себя

программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее
пройденных. Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять
время, как в процессе уроков, так и при выполнении одного часа в четверти,
специально отведённого для этой цели.
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании
изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической
подготовленности

не

ниже

результатов,

приведённых

в

разделе

«Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания
образования.
Кроме того, по окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по
физической культуре в форме экзамена.

Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения навыки

Основы физической культуры и здорового образа жизни. Социокультурные
основы ( 1 час)
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры
личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности:
укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового
образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. .
Основы физической культуры и здорового образа жизни. Основные этапы
развития физической культуры в России. Достижения отечественных и
зарубежных спортсменов на олимпийских играх. Основы законодательства
Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны
здоровья.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной
и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы
организации.
Психолого-педагогические основы (1 ч.)
Способы
контроля

индивидуальной
за

физическими

организации,
нагрузками

планирования,
во

время

регулирования

занятий

и

физическими

упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие
телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления
комплексов физических упражнений из современных систем физического
воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по
различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в
спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы (1 ч.)
Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль физической культуры и спорта в
профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы. Организации
двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий. В
зависимости

от

особенностей

индивидуальной

учебной

деятельности,

профилактики

травматизма,

самочувствия и показателей здоровья.
Особенности

техники

безопасности

и

профилактические и восстановительные мероприятия при организации и
проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической

культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное
влияние на здоровье.
Баскетбол, волейбол, футбол (56 ч.)
10-11 классы. Терминология баскетбола и волейбола. Влияние игровых
упражнений на развитие координационных способностей, психохимические
процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника
безопасности при занятиях баскетболом и волейбола. Организация и проведение
соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом и
волейболом.
Гимнастика с элементами акробатики (10 ч.)
10 – 11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на
телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях
гимнастикой.

Оказание

первой

помощи

при

занятиях

гимнастическими

упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Лёгкая атлетика (30 ч.)
10 – 11 классы. Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. Влияние
лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения
соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой.
Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. НРК: Беседа о национальных видах
спорта: Стрельба из лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта,
городки, крепость, метание камней.
Кроссовая подготовка (6)
10 – 11 классы. Влияние кроссовой подготовки на развитие двигательных качеств.
Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении
занятий. Самоконтроль на занятиях кроссовой подготовки.

Тематическое планирование

№
урока

Темы уроков по классам

Кол-во
час

Кол-во
часов

3

Дата Дата
план факт
4

11 класс
1
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

2
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта,
туризма, охраны здоровья. Вводный инструктаж по технике безопасности, первичный
инструктаж на рабочем месте на уроках физической культуры. НРК: НРК: беседа о нац.
Видах спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
ОРУ на закрепление общей выносливости. Равномерный бег 800 метров
Закрепление
Совершенствование
Техника челночного бега 3х10 метра (3 – 5 повторений)
Равномерный бег на 1000 метров НРК: «Лапта»
Бег на 60 метров. НРК: НРК: «Лапта».
Закрепление
Совершенствование
ОРУ на развитие силы. Подтягивание на перекладине
Теория: «Здоровый образ жизни, о вреде дурных привычек»
Бег 60 метров с максимальной интенсивностью; удержание тела в висе на перекладине (д);
подтягивание на перекладине (м)
Тест – наклон вперёд из положения стоя; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 30
секунд
Бег на 1000 метров с фиксированием результатов
Прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине
Закрепление
Совершенствование
Техника прыжка в длину способом «согнувшись», «прогнувшись» с 13-15 шагов разбега
Совершенствование техники передачи эстафетной палочки
Эстафетный бег 4х100 метров на стадионе

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Коррекция

5

16

17
18
19
20
21
22

23;
24
25;
26
27
28
29
30
31
32

33
34;

Бег на 100 метров на результат. НРК: Беседа о национальных видах спорта: Стрельба из
лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта, городки, крепость, метание камней.
«Крепость».
Закрепление
Совершенствование
Техника метания гранаты на точность и дальность: 700 г (м); 500 г (д)
Бег на 1500 метро (д); на 2000 метров (м)
Закрепление
Совершенствование
Техника ударов по неподвижному и летящему мячу, остановки мяча
Закрепление
Совершенствование
Удары головой серединой лба и боковой частью в прыжке и с разбега
Закрепление
Совершенствование
Остановка мяча грудью, отбор мяча толчком плеча к плечу, подкатом
Закрепление
Совершенствование
Обманные движения уходом, остановкой, ударом по мячу. НРК: Техническая и
тактическая подготовка в национальной борьбе.
Двусторонняя игра в футбол по основным правилам. НРК: Техническая и тактическая
подготовка в стрельбе из лука
Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся
Закрепление
Совершенствование
Передачи мяча двумя руками, одной, сверху, снизу, с отскоком от пола
Совершенствование ведения мяча с сопротивлением защитника
Закрепление
Совершенствование
Варианты бросков мяча в корзину в движении
Закрепление
Совершенствование
Тактика стремительного нападения
Закрепление
Совершенствование
Вырывание, выбивание, перехват, накрывание
Закрепление
Совершенствование.
Тактика защиты, защита против игрока с мячом и без мяча. НРК: Техническая и
тактическая подготовка в национальной борьбе.
Двусторонняя игра в баскетбол по основным правилам
Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

35
36
37

38
39
40;
41
42
43
44
45
46;
47
48;
49
50
51
52
53
54
55
56
57;
58

1
Совершенствование техники передвижений, комбинации из основных элементов техники
передвижений в волейболе
Закрепление
Совершенствование
Техника приёма и передачи мяча в опорном положении, в прыжке, передача назад.
Передачи различные по расстоянию и высоте
Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками
Совершенствование прямой верхней передачи
Совершенствование прямого нападающего удара
Совершенствование приёма мяча одной рукой с падением вперёд и скольжением на грудиживоте
Совершенствование вариантов блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём),
страховка
Совершенствование тактики нападения – индивидуальные, групповые и командные
действия
Совершенствование тактики защиты – индивидуальные, групповые и командные действия
Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам
Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся
Повторный инструктаж по технике безопасности: гимнастике, спортиграм, лёгкой
атлетике. Оказание первой помощи
Бег в равномерном темпе до 12 минут
Бег в равномерном темпе до 15 минут
Бег в равномерном темпе до 15 минут
Бег в равномерном темпе до 18 минут
Закрепление
Совершенствование
Челночный бег с преодолением препятствий, ведением и без ведения мяча
Подтягивание на перекладине, лазание по гимнастической стенке без помощи ног
Прыжки со скакалкой: 1 минута, 4 повтора. Атлетическая гимнастика с общеразвивающей
направленностью и максимальной интенсивностью
Игра в «Стрит-бол» по основным правилам
Игра в «Стрит-бол» по основным правилам с привлечением к судейству учащихся

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63;
64
65;
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78;
79
80
81
82
83;
84
85
86

Теория: «Оказание первой помощи, профилактика травматизма». Метание малого мяча в
цель с 11-13 метро (д); с 13-15 метров (м)
Совершенствование длинного кувырка; стойка на руках с помощью (м), стойка на
лопатках (д)
Кувырок назад через стойку на руках с помощью (м); сед углом, стоя на на коленях,
наклон назад (д)
Темповый переворот боком «колесо», два переворота
Комплекс корригирующих упражнений для мышц позвоночника, спины и живота

1

Атлетическая гимнастика с обще-развивающей направленностью и максимальной
интенсивностью.

1
1

Теория: «Основные требования безопасности на занятиях физической культуры». Прыжки
со скакалкой с максимальной интенсивностью до 1 минуты (3-4 повтора)
Упражнения с набивными мячами с максимальной интенсивностью (вес 3-5 кг)
Совершенствование игровых упражнений с набивными мячами (вес 3-5 кг)
Равномерный бег до 12 минут
Равномерный бег до 15 минут
Совершенствование техники метания малого мяча в цель с 16-18 метров
Круговая тренировка с использованием гимнастических упражнений и лазания по канату
Прыжковые упражнения , выпрыгивание вверх из полуприседа с отягощением
ОРУ с повышенной амплитудой движений для различных суставов
Челночный бег 3х10; 4х10 метров
Комбинации из изученных элементов техники волейбола
Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам
Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся

1

Комбинации из изученных элементов баскетбола
Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся
Совершенствование техники тройного прыжка с места
Совершенствование кроссового бега (без учёта времени)
Учётный урок. Бег на 1000 метров на результат
Теория: «Физическая подготовленность». Бег 30; 60 метров (3-4 повтора)

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

Бег на 100 метров. Игра лапта
Бег на 200 метров игра лапта
Учётный урок. Бег 100 метров на результат. НРК:«Лапта».
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись»
Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись»
Учётный урок. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом
«прогнувшись».
Учётный урок: бег 2000 метро на
Учётный урок: бег 2000 метров (д); 3000 метров
результат
(м)
Теория: «Физическая культура личности, её связь с общей культурой общества»
Учётный урок: подтягивание в висе на перекладине (м); подтягивание в висе лёжа на
перекладине (д). игра городки. . НРК: «Городки».
Учётный урок: прыжки в длину с места
Учётный урок: тест – наклон туловища вперёд из положения сидя. Игра метание камней.
Учётный урок: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Игра крепость. НРК: «Крепость».
Поднимание туловища из положения лёжа в положение сидя за 30 секунд
Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся

1
1
1
1
1

Повторение пройденных теоретических тем по ФК
Подведение итогов учебного года

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».