Пояснительная записка 11 классы Рабочая программа по физической культуре в 11-х классах составлена в соответствии с - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 г №1089); - с «Комплексной составителем программой физического которой является В.И.Лях воспитания 1-11 классы», автороми А. А. Зданевич; издательство «Просвещение», Москва 2014 г. - образовательной программой МБОУ «Гэгэтуйская СОШ»; - учебным планом » на 2022-2023 учебный год; - федеральным перечнем учебников на 2022 учебный год; - Положением о рабочей программе МБОУ «Гэгэтуйская СОШ». Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: Развитие физических качеств и способности, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта. Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания 10-11 классов: Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам. Формирование общественных престижности высокого и уровня личностных здоровья представлений и о разносторонней физиологической подготовленности. Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях. Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей. Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии. Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта. Формирование самосознания, адекватной самооценке мировоззрения, личности, нравственного коллективизма. Развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания. Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психических регуляции. Содержание программного материала уроков в программе состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов, на вариативную часть 10 часов. В связи с учётом региональных и местных особенностей образовательного учреждения, климатогеографических условий, вариативная часть распределена для занятий кроссовой подготовкой и лёгкой атлетикой, где посредством специальных прикладных лёгкоатлетических упражнений обеспечивается развитие жизненно необходимых физических качеств, умений и навыков. Национально- региональный компонент основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура» Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ: 1. Укрепление здоровья. 2. Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. 3. Обучение важным умениям и навыкам. 4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта. 5. Вырабатывать волю, характер, творческую инициативу, находчивость, сообразительность. 6. Воспитывают чувство коллективизма. 7. Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности. 8. Способствуют умственному развитию ребёнка. 9. Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. НРК в программе представлен беседами о выдающихся спортсменах Республики Бурятия, о национальных видах спорта как национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки и др., национальными подвижными играми как лапта, городки, чижик и другими. Для реализации НРК в программе отводится определенное количество времени (10-20 минут) от урока. Национальные подвижные игры для старшего школьного возраста «Городки» Правила игры. Городошная площадка - специально оборудованный размеченный прямоугольный участок размером от 25 на 13 до 30 на 15 м. Она состоит из трёх зон – два города с пригородом, два кона с полуконами и зона с защитной стенкой. Покрытие городов может быть грунтовым, асфальтовым, деревянным. Штрафная линия шириной 2-3 см. засыпается тонким слоем песка. Инвентарь. Городки – цилиндрической формы деревянные длиной 20см, диаметром 5см. Бита – деревянная цилиндрическая палка 4см. толщиной, длиной до 1 м. Правилами предусмотрено 15 городошных фигур: 1. «пушка», 2 - «звезда», 3 - «колодец», 4 - «артиллерия», 5- «пулемётное гнездо», 6- «часовые», 7 - «тир», 8- «вила», 9- «стрела», 10- «коленчатый вал», 11- «ракетка», 12 - «рак», 13 - «серп», 14 - «самолёт», 15 - «письмо». Содержание Каждая команда состоит из 5-ти человек. Первая начинает команда в правом городе (город разыгрывается по жребию). Каждый участник бросает две биты. Бросают строго по очереди: 1-й игрок правого города, за ним 1-й игрок левого города, 2-й игрок правого и т.д. Начинают всегда с линии кона, но если после удара часть городков вылетает из города, остальные выбивают с полукона. Бросок считается потерянным, если: а) бита задела штрафную линию или не долетела до неё; б) игрок, бросая биту, наступил на линию кона; в) игрок вообще не попал по фигуре. При потерянном ударе городки ставятся в прежнее положение. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии города. Общие методические указания Все фигуры, кроме «письма», устанавливают на середине лицевой линии города. В «письме» городки кладут по углам, а «марку» в центр. Каждый игрок бросает по своему, но любой бросок производится главным образом за счёт поворота плечевого пояса справа налево, с быстрым ускорением. Рука лишь активно помогает и направляет полёт биты. Бросок всегда производится через сторону выпрямленной или полусогнутой рукой. Одновременно девочкам предлагаются игры, направленные на выработку у них ловкости, координации движения. Например, игра «Бери три» (народная адыгейская игра), «Подвижная цель» (русская подвижная игра). В таких случаях к организации и проведению игр следует привлекать самих учащихся. С одной стороны, это развивает организаторские способности, с другой стороны – позволяет контролировать игры. Об игре в чижа или в чижика слышали многие, но играть в неё почему-то не играют. А «Чижик» по своей увлекательности не уступит «Городкам». Национальные игры для старшего школьного возраста. 1. «Лапта». 2. «Городки». 3. «Метание камней». Требования к уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/понимать: Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическим упражнениями различной направленности; Уметь: Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; Выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации; Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения выполнять приёмы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья; Подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской Федерации; Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях; Активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни; Владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной. В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе и на его преподавание отводится 102 ч в год. В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (кроссовая подготовка). Базовая часть выполняет обязательный предмету «Физическая культура». минимум образования по Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять время, как в процессе уроков, так и при выполнении одного часа в четверти, специально отведённого для этой цели. Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Кроме того, по окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре в форме экзамена. Содержание учебного предмета Основы знаний о физической культуре, умения навыки Основы физической культуры и здорового образа жизни. Социокультурные основы ( 1 час) Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. . Основы физической культуры и здорового образа жизни. Основные этапы развития физической культуры в России. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на олимпийских играх. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Психолого-педагогические основы (1 ч.) Способы контроля индивидуальной за физическими организации, нагрузками планирования, во время регулирования занятий и физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела. Медико-биологические основы (1 ч.) Спортивно-оздоровительная деятельность. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы. Организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий. В зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, профилактики травматизма, самочувствия и показателей здоровья. Особенности техники безопасности и профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье. Баскетбол, волейбол, футбол (56 ч.) 10-11 классы. Терминология баскетбола и волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом и волейбола. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом и волейболом. Гимнастика с элементами акробатики (10 ч.) 10 – 11 классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой. Лёгкая атлетика (30 ч.) 10 – 11 классы. Основы биомеханики лёгкоатлетических упражнений. Влияние лёгкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лёгкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. НРК: Беседа о национальных видах спорта: Стрельба из лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта, городки, крепость, метание камней. Кроссовая подготовка (6) 10 – 11 классы. Влияние кроссовой подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий. Самоконтроль на занятиях кроссовой подготовки. Тематическое планирование № урока Темы уроков по классам Кол-во час Кол-во часов 3 Дата Дата план факт 4 11 класс 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2 Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Вводный инструктаж по технике безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте на уроках физической культуры. НРК: НРК: беседа о нац. Видах спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. ОРУ на закрепление общей выносливости. Равномерный бег 800 метров Закрепление Совершенствование Техника челночного бега 3х10 метра (3 – 5 повторений) Равномерный бег на 1000 метров НРК: «Лапта» Бег на 60 метров. НРК: НРК: «Лапта». Закрепление Совершенствование ОРУ на развитие силы. Подтягивание на перекладине Теория: «Здоровый образ жизни, о вреде дурных привычек» Бег 60 метров с максимальной интенсивностью; удержание тела в висе на перекладине (д); подтягивание на перекладине (м) Тест – наклон вперёд из положения стоя; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 30 секунд Бег на 1000 метров с фиксированием результатов Прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине Закрепление Совершенствование Техника прыжка в длину способом «согнувшись», «прогнувшись» с 13-15 шагов разбега Совершенствование техники передачи эстафетной палочки Эстафетный бег 4х100 метров на стадионе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Коррекция 5 16 17 18 19 20 21 22 23; 24 25; 26 27 28 29 30 31 32 33 34; Бег на 100 метров на результат. НРК: Беседа о национальных видах спорта: Стрельба из лука, борьба, конные скачки. Подвижные игры: лапта, городки, крепость, метание камней. «Крепость». Закрепление Совершенствование Техника метания гранаты на точность и дальность: 700 г (м); 500 г (д) Бег на 1500 метро (д); на 2000 метров (м) Закрепление Совершенствование Техника ударов по неподвижному и летящему мячу, остановки мяча Закрепление Совершенствование Удары головой серединой лба и боковой частью в прыжке и с разбега Закрепление Совершенствование Остановка мяча грудью, отбор мяча толчком плеча к плечу, подкатом Закрепление Совершенствование Обманные движения уходом, остановкой, ударом по мячу. НРК: Техническая и тактическая подготовка в национальной борьбе. Двусторонняя игра в футбол по основным правилам. НРК: Техническая и тактическая подготовка в стрельбе из лука Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся Закрепление Совершенствование Передачи мяча двумя руками, одной, сверху, снизу, с отскоком от пола Совершенствование ведения мяча с сопротивлением защитника Закрепление Совершенствование Варианты бросков мяча в корзину в движении Закрепление Совершенствование Тактика стремительного нападения Закрепление Совершенствование Вырывание, выбивание, перехват, накрывание Закрепление Совершенствование. Тактика защиты, защита против игрока с мячом и без мяча. НРК: Техническая и тактическая подготовка в национальной борьбе. Двусторонняя игра в баскетбол по основным правилам Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40; 41 42 43 44 45 46; 47 48; 49 50 51 52 53 54 55 56 57; 58 1 Совершенствование техники передвижений, комбинации из основных элементов техники передвижений в волейболе Закрепление Совершенствование Техника приёма и передачи мяча в опорном положении, в прыжке, передача назад. Передачи различные по расстоянию и высоте Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками Совершенствование прямой верхней передачи Совершенствование прямого нападающего удара Совершенствование приёма мяча одной рукой с падением вперёд и скольжением на грудиживоте Совершенствование вариантов блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка Совершенствование тактики нападения – индивидуальные, групповые и командные действия Совершенствование тактики защиты – индивидуальные, групповые и командные действия Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся Повторный инструктаж по технике безопасности: гимнастике, спортиграм, лёгкой атлетике. Оказание первой помощи Бег в равномерном темпе до 12 минут Бег в равномерном темпе до 15 минут Бег в равномерном темпе до 15 минут Бег в равномерном темпе до 18 минут Закрепление Совершенствование Челночный бег с преодолением препятствий, ведением и без ведения мяча Подтягивание на перекладине, лазание по гимнастической стенке без помощи ног Прыжки со скакалкой: 1 минута, 4 повтора. Атлетическая гимнастика с общеразвивающей направленностью и максимальной интенсивностью Игра в «Стрит-бол» по основным правилам Игра в «Стрит-бол» по основным правилам с привлечением к судейству учащихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 60 61 62 63; 64 65; 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78; 79 80 81 82 83; 84 85 86 Теория: «Оказание первой помощи, профилактика травматизма». Метание малого мяча в цель с 11-13 метро (д); с 13-15 метров (м) Совершенствование длинного кувырка; стойка на руках с помощью (м), стойка на лопатках (д) Кувырок назад через стойку на руках с помощью (м); сед углом, стоя на на коленях, наклон назад (д) Темповый переворот боком «колесо», два переворота Комплекс корригирующих упражнений для мышц позвоночника, спины и живота 1 Атлетическая гимнастика с обще-развивающей направленностью и максимальной интенсивностью. 1 1 Теория: «Основные требования безопасности на занятиях физической культуры». Прыжки со скакалкой с максимальной интенсивностью до 1 минуты (3-4 повтора) Упражнения с набивными мячами с максимальной интенсивностью (вес 3-5 кг) Совершенствование игровых упражнений с набивными мячами (вес 3-5 кг) Равномерный бег до 12 минут Равномерный бег до 15 минут Совершенствование техники метания малого мяча в цель с 16-18 метров Круговая тренировка с использованием гимнастических упражнений и лазания по канату Прыжковые упражнения , выпрыгивание вверх из полуприседа с отягощением ОРУ с повышенной амплитудой движений для различных суставов Челночный бег 3х10; 4х10 метров Комбинации из изученных элементов техники волейбола Двусторонняя игра в волейбол по основным правилам Игра в волейбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся 1 Комбинации из изученных элементов баскетбола Игра в баскетбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся Совершенствование техники тройного прыжка с места Совершенствование кроссового бега (без учёта времени) Учётный урок. Бег на 1000 метров на результат Теория: «Физическая подготовленность». Бег 30; 60 метров (3-4 повтора) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Бег на 100 метров. Игра лапта Бег на 200 метров игра лапта Учётный урок. Бег 100 метров на результат. НРК:«Лапта». Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись» Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись» Учётный урок. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и способом «прогнувшись». Учётный урок: бег 2000 метро на Учётный урок: бег 2000 метров (д); 3000 метров результат (м) Теория: «Физическая культура личности, её связь с общей культурой общества» Учётный урок: подтягивание в висе на перекладине (м); подтягивание в висе лёжа на перекладине (д). игра городки. . НРК: «Городки». Учётный урок: прыжки в длину с места Учётный урок: тест – наклон туловища вперёд из положения сидя. Игра метание камней. Учётный урок: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Игра крепость. НРК: «Крепость». Поднимание туловища из положения лёжа в положение сидя за 30 секунд Игра в футбол по основным правилам с привлечением к судейству учащихся 1 1 1 1 1 Повторение пройденных теоретических тем по ФК Подведение итогов учебного года 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1