Буряад литература 5 класс

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета

родная (бурятская) литература для 5

класса составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Федерального государственного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., Примерной
основной образовательной программы основного общего образования, Приказа
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта
основного общего образования», Приказа Министерства образования и науки РФ от 31
декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897.
В соответствии с Конституцией Республики Бурятия (принята Верховным
Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.), Законом Республики Бурятия «О
языках народов Республики Бурятия» от 10 июня 1992 года N 221-XII, бурятский язык
является одним из государственных языков Республики Бурятия и определяет
отношение государственных и социальных институтов, официальный, общественный
статус бурятского языка. Организация преподавания бурятского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Бурятия регулируется статьей 10.1
(введена от 06.05.2014 N 508-V) Закона Республики Бурятия «Об образовании в
Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года N 240-V.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Родная (бурятская) литература как искусство словесного образа - это особый
способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая высокой степенью
эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью,
ярко выраженной ценностной природой, которые предполагают активное сотворчество
воспринимающего.

В общей системе литературного образования родной (бурятской)
литературе уделяется большое внимание. Родная (бурятская) литература - учебный
предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и языке
произведений бурятского словесного творчества, освоение общекультурных навыков
чтения, целостного восприятия и понимания художественного произведения, на
формирование потребности и способности выражать собственное мировидение, свой
склад психики, свое мышление в слове, на развитие эмоциональных чувств, словеснообразного, ассоциативного и аналитического мышления личности.
Знакомство с бурятским устным народным творчеством и бурятской
литературой, обладающей большим арсеналом идейных и художественных традиций,
их обсуждение, анализ и интерпретация, выявление сходства и различия сюжетов,
образов, концепций

в родной (бурятской), русской и мировой литературах дают

возможность расширить культурные границы обучающихся, сделать более гибким их
эстетическое восприятие, приобщают их к общечеловеческим и национальным
ценностям, способствуют формированию гражданской позиции и национальнокультурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в
контексте мировой.
Специфика учебного предмета «родная (бурятская) литература» определяется
тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.
Стратегическая цель литературного образования в основной школе по учебному
предмету «родная (бурятская) литература» – формирование и развитие культуры
читательского восприятия и понимания литературных текстов. Это предполагает
постижение художественной литературы как явления искусства, поэтапное и
последовательное

формирование

восприятию, пониманию

и

развитие

литературных

у обучающихся

произведений

способности

к

в процессе совместной

смыслодеятельности учителя родной (бурятской) литературы и читателя-школьника, к
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной речи.
Изучение родной (бурятской) литературы в основной школе направлено
на достижение следующих задач:
- формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога с автором произведения
на основе изучения художественных произведений, являющихся золотым фондом
родной (бурятской), русской и мировой классики;

- осознание глубинных истоков зарождения художественного слова у бурят и
возможностей

языка

бурятской

художественной

литературы

как

средства

коммуникации и средства познания жизни;
- формирование и развитие представлений школьников о закономерностях
взаимосвязи родной (бурятской) литературы с жизнью на разных этапах историколитературного развития, о своеобразии социально-исторического развития бурятского
народа, национального предметного мира, национальных традиций развития культуры,
об особенностях художественного видения мира;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное не только на уровне эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
-

развитие

потенциальных

возможностей,

коммуникативно-эстетических

способностей школьников посредством активизации устной и письменной речи,
творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии;
- воспитание компетентного читателя со сформированным эстетическим
вкусом; воспитание читательской культуры понимания чужой позиции; воспитание у
читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать
своё мнение и оформлять его словесно в устной и письменной форме, создавать
развёрнутые

высказывания

аналитического

и

интерпретирующего

характера,

принимать участие в обсуждении прочитанного, планировать досуговое чтение;
-

воспитание

духовно-нравственной

личности,

способной

понимать

и

эстетически воспринимать произведения родной (бурятской) литературы, которые
ориентируют на кристаллизацию в сознании обучающихся высоких жизненных
принципов, норм нравственности и устоев бурятского народа, сложившихся на основе
его многовекового опыта.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, на территории Российской
Федерации на этапе основного общего образования изучению родной литературы в 5
классе отводит 68 часов.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на разностороннее развитие обучающихся с учетом
их возрастных, индивидуальных особенностей; на достижение ими уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения программы по родной
(бурятской) литературе и дальнейшего уровня образования.

Программа основывается на принципах:
- принцип конкретности и доступности учебного материала, т.е. соответствия
содержания, объема изучаемого материала, методов, приёмов и условий обучения
возрастным и индивидуальным особенностям, возможностям учащихся;
- принцип преемственности и перспективности, понимаемый как выработка
единого подхода к литературному развитию, литературному образованию в процессе
организации деятельности учащихся на уровнях общего образования; формирование
готовности обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию;
- художественно- эстетический принцип, который является ключевым в общем
подходе приобщения учащихся к художественному произведению; данный принцип
должен осуществляться в содержании и методах обучения;
- литературоведческий принцип, реализуемый при анализе и интерпретации
художественного текста;
- принцип культурного поля, который осуществляется при решении задач
литературного образования; формирование научного типа мышления, освоение
духовно-нравственных ценностей бурятского народа, приобретение знаний по основам
культурного наследия народов России и человечества, развитие совокупности
этнически

ориентированных

психических

новообразований

и

способностей,

воспитание гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, способности
к поликультурному диалогу.
В программу заложены следующие подходы к ее формированию и реализации:
-

системно-деятельностный

подход,

который

предполагает:

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- коммуникативно-деятельностный подход, который должен реализовываться в
формах и видах исследовательской деятельности читателя-школьника, способах
диалогического общения на уроках родной (бурятской) литературы;
- культурно - исторический подход, рассматривающий формирующуюся в
процессе образования личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.
1.1.3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ценностно-смысловые компетенции:
-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения;
-самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурные компетенции:
- владение эффективными способами организации свободного времени;
-освоение учеником художественной картины мира, расширяющейся до
культурологического и всечеловеческого понимания мира;
-умение оценить художественное произведение в широком литературном
контексте;
-умение

характеризовать

социокультурные

особенности

художественной

литературы.
Учебно-познавательные компетенции:
-умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности;
-владение креативными навыками продуктивной деятельности, добывание
знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
Информационные компетенции:
-умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Коммуникативно-речевая компетенция:
-умение создавать и воспринимать тексты-продукты речевой деятельности;
-умение отвечать на поставленный вопрос;
-отбирать необходимый речевой материал;
-осуществлять цитирование;
-умение формулировать тезисы;
-умение анализировать текст;
-умение создавать собственный текст;
-уметь приводить собственные аргументы или примеры из литературных
произведений.
Языковая компетенция:
– способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в
соответствии с нормами бурятского литературного языка;

-использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с
нормами бурятского литературного языка.
Литературоведческая компетенция:
-умение воспринимать и характеризовать художественный текст как единое
целое с учётом его специфики рода и жанра литературы;
-умение пользоваться литературоведческими терминами и понятиями.
Читательская компетенция:
-умение работать с текстом;
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, определять общую цель и назначение текста; определять
назначение разных видов текста;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста;
- умение интерпретировать текст;
-умение сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
-умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
-умение соотносить произведения одного или разных авторов на основе
проблемно-тематического и историко-литературного подходов;
-осмысление и исследование художественного текста;
-умение выражать собственные мысли в письменном ответе.
1.1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (БУРЯТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «родная (бурятская) литература - часть предметной области
«родной язык и родная литература». Он тесно связан с предметом родной (бурятский)
язык. Родная (бурятская) литература является одним из источников обогащения речи
учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка художественных произведений оказывает влияние на понимание учащимися
эстетической функции слова, овладение ими стилистически окрашенной бурятской
речью.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9
классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический
уровни развития, которые определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно
владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более
подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой
группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному
чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов
(подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля
художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения
анализировать художественное произведение, в процессе которого результатами
данной работы должны стать филологически грамотные устные и письменные
высказывания.
Преподавание учебного предмета в каждом из классов основной школы строится по
концентрическому принципу на хронологической основе. Курсы литературы в 5—8
классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и
проблемно-тематического принципов.
Основной формой организации учебного процесса при изучении бурятской литературы
является традиционный урок. Наряду с ним возможно использование современных
технологий урока литературы, опирающихся на принцип диалогизации и на
деятельностный подход, внедрение в практику работы учителей коммуникативных
моделей и проектов учебной деятельности. В 5 классе возможно использование уроков,
интегрирующих материал бурятской литературы и бурятского языка.
В программе дается перечень произведений художественной литературы и
краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное
своеобразие. Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор
его жизни и творчества, который имеет более или менее развернутый характер в
зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории бурятской литературы.
Теоретико-литературные понятия в программе включены в аннотации к
предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения
конкретных литературных произведений.
Родная (бурятская) литература тесно связана с культурой, являясь ее
неотъемлемой частью. Формальная и содержательная специфика родной (бурятской)
литературы может быть понята на широком общекультурном фоне, поэтому для
руководства самостоятельным чтением учащихся предлагается список произведений
для внеклассного чтения, в который вошли произведения не только бурятской
литературы, но и других народов России. Такой принцип подбора книг для
внеклассного чтения позволяет значительно расширить сферу читательских интересов

школьников, поможет учащимся познать культурные традиции и ценности бурятского
народа и других народов России, глубже и точнее понять проблемы межнациональных
отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Родная (бурятская) литература как учебный предмет играет ведущую
роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения
и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
•

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению

и

познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения родной (бурятской) литературы в
основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
•

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического

и

интерпретирующего

характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5)

развитие

способности

понимать

литературные

художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от

научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Устное народное творчество
5 класс
Ученик научится:


видеть черты национального характера своего народа в героях

народных сказок;

народного

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного
творчества,

выбирать

фольклорные

произведения

для

самостоятельного чтения;


целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих

устных и письменных высказываниях;


определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную

ситуацию;


выразительно

читать

сказки,

соблюдая

соответствующий

интонационный рисунок устного рассказывания;


пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не

пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для народных сказок художественные приёмы;


выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на

этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:


рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая

свой выбор;


сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Духовная литература. Родная (бурятская) литература ХVIII- ХIХ вв.
Родная (бурятская) литература I половины XХ в. Родная (бурятская) литература
II половины XХ в. Современная родная (бурятская) литература. Сведения по
теории и истории литературы.
5 класс

Ученик научится:


осознанно воспринимать художественное произведение в единстве

формы и содержания;


воспринимать художественный текст как произведение искусства,

послание автора читателю, современнику и потомку;


определять для себя актуальную и перспективную цели чтения

художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.


Ученик получит возможность научиться:



сопоставлять

произведения

литературы

самостоятельно

(или

под

руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;


вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и

оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а
могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Практика

показывает,

что

для

описания

достижений,

обучающихся

целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных
задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения
на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению
базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»,
отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы
знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а
также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить
следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте
освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и
сформированностью интересов к данной предметной области.
При оценке знаний необходимо анализировать их глубину и
прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять
изучаемый

теоретический

материал

при

решении

конкретных

учебных

и

практических задач, строго следовать установленным нормативам.
«Нормы

оценок

по

бурятскому

языку,

чтению

и

бурятской

литературе» обеспечивают одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся.
Оценка знаний по родной (бурятской) литературе и навыков письменной речи
производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ
(ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной
последовательности и составляют важное средство развития речи.
Система оценивания планируемых результатов освоения программы по родной
(бурятской) литературе основной школы, в частности, предполагает:
1.

Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы

они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
2.
3.

Использование критериальной системы оценивания;
Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов

оценивания, в том числе:


как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании
объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;



субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;



интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку
отдельных аспектов обучения;



оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их
формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся
особенностей развития своего собственного процесса обучения;



разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом
обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными
задачами; целью получения информации.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач

проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный
критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных
действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся
в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального
(уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки,
отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять
два

уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и

повышенный.

Главное

отличие

выделенных

уровней

состоит

в

степени

самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и

фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно,
а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей
оценочной деятельности.
Ниже

приводится

примерное

содержательное

описание

каждого

из

вышеназванных критериев.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критери
й

Уровни

сформированности

проектной

деятельности
Базовый

Самостоятельно
е

навыков

Работа

Повышенный
в

целом

Работа

в

целом

приобретение свидетельствует о способности свидетельствует о способности

знаний

и самостоятельно с опорой на самостоятельно

ставить

решение

помощь руководителя ставить проблему и находить пути её

проблем

проблему и находить пути её решения; продемонстрировано
решения; продемонстрирована свободное

владение

способность приобретать новые логическими

операциями,

знания и/или осваивать новые навыками

критического

способы действий, достигать мышления,
более

глубокого

умение

понимания самостоятельно

изученного

мыслить;

продемонстрирована
способность на этой основе
приобретать

новые

знания

и/или осваивать новые способы
действий,
глубокого

достигать

более

понимания

проблемы.
Знание

Продемонстрировано

предмета

понимание

Продемонстрировано

содержания свободное владение предметом

выполненной работы. В работе проектной

деятельности.

и в ответах на вопросы по Ошибки отсутствуют.
содержанию

работы

отсутствуют грубые ошибки.

Регулятивные

Продемонстрированы

действия

определения

навыки

темы

Работа

тщательно

и спланирована

планирования работы.

и

последовательно реализована,

Работа доведена до конца и своевременно
представлена комиссии.

пройдены

необходимые

все

этапы

обсуждения и представления.
Некоторые этапы выполнялись

Контроль

и

коррекция

под контролем и при поддержке осуществлялись
руководителя.

При

проявляются
элементы

этом самостоятельно.

отдельные
самооценки

и

самоконтроля обучающегося.
Коммуникация

Продемонстрированы

навыки

Тема

ясно

оформления проектной работы пояснена.

определена

и

Текст/сообщение

и пояснительной записки, а хорошо структурированы. Все
также

подготовки

простой мысли

презентации. Автор отвечает на логично,
вопросы

выражены

ясно,

последовательно,

аргументированно.
Работа/сообщение

вызывает

интерес.

свободно

Автор

отвечает на вопросы
При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений,
максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком
подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а
достижение повышенных уровней соответствует получению 7–9 первичных баллов
(отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Направления проектной деятельности обучающихся.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся –
формирование компетентности работать на достижение планируемого результата.
Пять основных задач:
-формирование универсальных учебных и исследовательских действий;

-освоение продуктивно-ориентированной деятельности;
-овладение знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности и
развитие творческих способностей;
-формирование рациональных моделей поведения;
-совершенствование навыков сотрудничества.
Проектная деятельность – любая самостоятельная, социально значимая и
организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные
инициативы, интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной,
личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата,
поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями,
освоенными нормами и образцами.
Типы проектов:
Информационный

проект.

Этот

тип

проекта

направлен

на работу с

информацией о каком-либо объекте, явлении. Его цель – обучение участников проекта
целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению.
Учебно-исследовательский проект совпадает с характеристиками учебноисследовательской деятельности, дополненной традиционными признаками проекта.
Может быть предметным, межпредметным или ориентированным на содержание
научного направления, не входящего в перечень школьных предметов. Основная цель
– формирование метапредметных результатов и представлений.
Социальный проект - целенаправленная социальная (общественная) практика,
позволяющая обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных
проблем и явлений. Является удобным средством формирования социального опыта,
социальных компетентностей и компетенций обучающихся, овладения основными
социальными ролями, помогает осваивать правила общественного поведения.
Игровым проектом является создание, конструирование или модернизация на
основе предметного содержания.
Ролевой проект - подтип игрового проекта. Это реконструкция или проживание
определенных ситуаций, имитирующих социальные или игровые отношения.
Критерии оценки устных ответов по родной (бурятской) литературе
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
родной (бурятской) литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения.
2. Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими
знаниями

при

анализе

произведений,

изучаемых

в

классе

и

прочитанных

самостоятельно.
5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с
ведущими идеями эпохи.
6. Умение владеть монологической литературной речью, логически и
последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно
читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:
Оценка

Критерии
ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль

«5»

художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения;
привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь
произведения с эпохой;
свободно владеть монологической речью.
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения;

«4»

за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и
роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошо владеть монологической литературной речью;
однако допускают 1-2 неточности в ответе.
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание
текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но
недостаточное
«3»

умение

пользоваться

этими

знаниями

при

анализе

произведения.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции
и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для
данного класса.
ответ

обнаруживает

незнание

существенных

вопросов

содержания

произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев
«2»

и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, слабое владение монологической
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка («5», «4», «3») может ставится не только за единовременный ответ

(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Шкала перевода тестовых баллов в отметку
Качество освоения

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90 -100%

высокий

«5»

70 -89%

повышенный

«4»

50 -69%

средний

«3»

0 - 49%

ниже среднего

«2»

Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по родной (бурятской) литературе должны
быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная

передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из
идейно-эстетического

содержания

произведения,

доказательность

основных

положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,
умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст
сочинения;
-

соразмерность

частей

сочинения,

логичность

связей

и

переходов

между ними;
-

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными

средствами языка.
Оценка «5» ставится за сочинение:
-

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об

отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее
раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
-

стройное

по

композиции,

логическое

и

последовательное

в

изложении мыслей;
-

написанное

правильным

литературным

языком

и

стилистически соответствующее содержанию;
-

допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными
отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала и
других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования
своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное

правильным

литературным

языком,

стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трехчетырех речевых недочетов.
Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и

основном раскрывается

тема, в

целом дан

верный,

но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от
нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается

владение

основами

письменной

речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Оценка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без вывода и
обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст произведения;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи
между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка «1» ставится за сочинение:
-

написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании

текста произведения и неумении излагать свои мысли;
Оценка
«5»

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
Содержание и речь

1.

Содержание

работы

Грамотность

полностью

Допускаются: 1 орфографическая, или 1

соответствует теме.

пунктуационная, или 1 грамматическая

2. Фактические ошибки отсутствуют.

ошибки

3.

Содержание

излагается

последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием

используемых

синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуты стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет
в содержании 1-2 речевых недочета.
«4»

1. Содержание работы в основном

Допускаются: 2 орфографические и 2

соответствует

пунктуационные

теме

(имеются

ошибки,

или

1

незначительные отклонения от темы).

орфографическая и 3 пунктуационные

2. Содержание в основном достоверно,

ошибки,

или

4

пунктуационные

но имеются единичные фактические

ошибки

неточности.

орфографических ошибок, а также 2

3. Имеются незначительные нарушения

грамматические ошибки

последовательности

в

при

отсутствии

изложении

мыслей.
4.

Лексический

и

грамматический

строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством
и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более
2 недочетов в содержании и не более 34 речевых недочетов.
«3»

1. В работе допущены существенные Допускаются: 4 орфографические и 4
отклонения.

пунктуационные

ошибки,

или

3

2. Работа достоверна в главном, но в ней орфографические и 5 пунктуационных
имеются

отдельные

фактические или 7 пунктуационных при отсутствии

неточности.
3.

орфографических

Допущены

отдельные

нарушения орфографических и 4 пунктуационные, а

последовательности изложения.
4.

Беден

словарь

употребляемые

и

(в 5 классе – 5

также 4 грамматических ошибки)

однообразны
синтаксические

конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5.

Стиль

работы

единством,

речь

не

отличается
недостаточно

выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
«2»

Работа

не

Допущено
неточностей.

соответствует
много

теме.

фактических
Нарушена

последовательность мыслей во всех

Допускаются: 7 орфографических и 7
пунктуационных

ошибок,

или

6

орфографических и 8 пунктуационных,
или

5

орфографических

и

9

частях

работы,

отсутствует

связь

пунктуационных, или

между ними, работа не соответствует

9

плану. Крайне беден словарь, работа

орфографических и 5 пунктуационных

написана

или 7 грамматических

короткими

однотипными

предложениями со слабо выраженной

пунктуационных,

или

8

ошибок

связью между ними, часты случаи
неправильного

словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6 недочетов и
до 7 речевых недочетов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Литература как искусство слова и как учебный предмет.
Художественный образ особый способ познания мира. Специфика образа в литературе
как

искусстве

слова.

Признаки

художественного

образа:

обобщенность,

метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел и
художественное творчество. Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования
литературы.
Раздел 2. Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вымысел в фольклорном
произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский фольклор и его
основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Колыбельные песни,
пестушки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры, считалки, дискуссии.
Бурятские народные сказки. Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о
животных («Үнэгэн, буга, хирээ гурбан»/«Лиса, олень, ворона» (монгольская),
волшебные («Зол Шор хоёр»/ «Зол и Шор»), бытовые («Сэсэн хүүхэн»/ «Умная
девушка»). Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок.
Бурятские сказители и улигершины: А.А. Тороев, Е.И. Сороковиков-Магай и др.
Мифүүд/Мифы. Мифология как форма познания и эстетического освоения
действительности. Классификация бурятских мифов. Бурятские мифы «Дэлхэйн бии
болоһон тухай»/ «Сотворение мира».

Обрядовый фольклор. Песня и обряд. Произведения календарного обрядового
фольклора периода младенчества, детства. Обрядовые песни праздника встречи Нового
года по лунному календарю – Сагаалган. Ёохорой дуунууд/ Песни ёхора.
Пословицы и поговорки. Многообразие тем. Пословицы монголоязычных
народов и народов мира. Выражение в них духа народного языка. Прямой и
переносный смысл пословиц и поговорок. Загадки-малые жанры устного народного
творчества. Афористичность загадок.
Улигер как памятник героического эпоса. Художественное своеобразие былин.
Улигер «Аламжа Мэргэн»/ «Аламжи Мэргэн». Воплощение в улигере нравственных
качеств бурятского народа. Значение фантастического в улигере.
Домогууд/ Легенды «Бальжан хатан тухай домог/ «Легенда о Бальжин хатане».
Героизм и самоотверженность Бальжин хатан и её соплеменников в борьбе против
маньчжурских поработителей. Величие духа Бальжин хатан, отдавшей свою жизнь за
свободу и независимость бурятского народа.
Түүхэлһэн хөөрөөнүүд/Предания. «Бабжа Барас баатар тухай домог»/ «Легенда
о Бабжи Барас баторе». Воплощение в улигере нравственных свойств бурятского
народа, прославление верности своей родине, народу. Бабжа Барас батор - носитель
лучших человеческих качеств.
Түүхэлһэн хөөрөөнүүд/Предания. Предания как исторический жанр бурятской
народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий. «Гун Сакбын
тухай»/ «О Савве Рагузинском». Устный рассказ об исторических событиях первой
трети ХVIII века, связанных с установлением границы между Россией и Монголией.
Ум, рассудительность, прозорливость – основные черты характера посла русского
правительства Саввы Рагузинского.
В мире бурятской народной песни (лирические, исторические песни). Народные
песни «Барга байдал ошон ошоо», «Үбһэтэй намаатай нютагтайл аад…», «Соохорхон
тэнгэриин харанхыда», «Хүрин хээр», «Эрбэд соохор», «Үдэшэлгын дуун» и др.
Тематика лирических и исторических песен. Современный бурятский фольклор.
Благопожелания, устные рассказы.
Бурятский героический эпос «Гэсэр» - величайший памятник. Образ человека в
бурятском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы ее выражения.
Традиционная система образов в бурятском героическом эпосе. Принципы создания
образа героя в бурятском эпосе «Гэсэр» и калмыцком эпосе «Джангар»: сходство и
различие.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
5 класс
1. Арадай аман зохёол/ Устное народное творчество
Скороговорки, загадки.
Бурятские народные сказки «Алтан үндэгэн»/ «Золотое яичко», «Шатар»/
Шахматы», «Бодомжотой хүбүүн»/ «Сообразительный мальчик», Гурбан ан»/ «Три
зверя».
2. Переводы сказок других народов «Мунса» (монгольская сказка), «Нохой мии
хоёрой хёмороон»/ Вражда собаки и ми (китайская сказка), «Шангуул Мангуул хоёр» /
Шангул и Мангул (персидская сказка), «Нохойнууд»/ «Собаки» (эвенкийская сказка),
«Тэнэг мэлхэй»/ «Глупая черепаха (алтайская сказка).
3. Духовная литература. Буддын сурталай онтохон»/ «Сказка буддийского
учения». «Хоёр шүдхэрнүүд»/ «Два черта». «Бэеэ абаралгын найман зам»/ «Восемь
путей спасения самого себя».
4. Литературная сказка. Н.Г. Дамдинов «Доогой, Шоогой, Ноогой гурбан»/ Три
козленка

Догой,

Шогой,

Ногой»,

В.С.

Халхуев«Жаабдай»/

«Жабдай»,

Э.Ч.

Дугаров«Жэргэмэл»/ «Жаворонок», «Шаазгайн алтан үндэгэнүүд»/ «Золотые яйца
сороки».
5. Баснинууд/ Басни. Б.Б. Базарон «Зүгы»/ «Пчела», Д.-Р.О. Батожабай «Муу
хара мэхэ», Г.Ц. Дашабылов «Тахяагаа һургадаг үндэгэн», Д.Н. Сультимов «Доргоной
эндүүрэл».
6. Рассказ. Б.Б. Барадин.«Аргатай аяншан» /«Находчивый путешественник»,
Х.Н. Намсараев «Тахуунай»/ «Тахунай», Ц.Д. Дон «Лодыриин зүүдэн»/ «Сон лодыря»,
Д.А. Дылгыров «Эсэгын орден»/ «Орден отца», М.А. Шолохов «Родинка», Б.-Б.
Намсарайн «Хүлэг хээрын домог».
7. Повесть. С.С. Цырендоржиев. «Баяртай, тохорюун шубууд»/ «До свидания,
журавли».
8. Лирика. Д.Ш. Доржигутабай «Талын гансахан нямняахан», Ц.-Д.Ц.
Дондокова «Улаалзай», Ш.Д. Байминов «Онгосомни», «Аадар», Г.Ц. Дашабылов «А»һаа «Я» хүрэтэр аялга шүлэг хэлэгты!», М.Р. Чойбонов «Алтан намар»/ «Золотая
осень», «Мүнхэ наран» / «Вечное солнце», Д.Р. Доржиева «Үдэшэлэн», «Сэдьхэлэй
долгин», Б-С.Ц. Цыденов «Арадай үгын удхаар» «Хабар сагаар»/ «Весенней порой».
9. Драма. Ж.А. Зимин «Шэдитэ таяг»/ «Волшебная трость», Н. Г. Балдано
«Сэсэн Максар»/ «Умный Максар», Э.Ч. Дугаров «Сэгнэлтэнүүд»/ «Отметки».

СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Бурятское устное народное творчество. Малые жанры фольклора: пословицы и
поговорки, загадки. Обрядовый фольклор. Сказка как повествовательный жанр
фольклора. Сюжет. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные
формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение. Народная песня. Легенды и
предания. Традиции фольклора. Миф. Отличие мифа от сказки.
Литературная сказка. Фольклоризм литературы.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Дидактическое
произведение. Жанры: субхашиты, «комментария-тайлбури», «обрамлённая повесть».
Путевые заметки. Героический эпос. Жанры (роман, повесть, рассказ, басня; баллада,
сонет, поэма; комедия, драма).
Реализм.
Форма и содержание литературного произведения. Сюжет. Композиция
произведения.

Портрет. Диалог. Литературный герой. Пейзаж. Автор-рассказчик.

Герой-повествователь.

Повествование

от

первого

лица.

Герой-рассказчик.

Литературный герой. Художественная деталь. Психологизм.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства
в художественном произведении: эпитет, метафора, олицетворение. Аллегория.
Комическое. Юмор. Анафора. Звукопись, аллитерация.
Стих и проза. Основы стихосложения. Ритм и интонация в стихе. Ритм в
фольклоре и литературе. Рифма, строфа.
2.4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого
лица,

художественный

(с

максимальным

использованием

художественных

особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика
героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское
чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.
Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога
литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений,
докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных,
энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным
произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему
небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5–9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев
(групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину,
художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание

оригинального

произведения

(поучения,

наставления,

сказки,

рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого
школьниками в 5–9 классах.
5 класс
- выразительное чтение скороговорок, загадок, считалок;
- сочинение загадок или по пословице;
- выразительное чтение бурятских народных сказок (в том числе по ролям)
- устное рецензирование выразительного чтения одноклассников;
- составление плана характеристики сказочного героя и устный рассказ о нём
по плану;
-составление развёрнутого устного и письменного ответа;
- сочинение сказки или сочинение по картине на сказочный персонаж;
-

выразительное чтение

стихотворения, отрывка из художественных

произведений;
- составление характеристики героям;
- словесное рисование к пейзажу, портрету героя, сценки;
- выборочный, подробный, краткий пересказ текста;
- описание предмета, явления;
- составление рассказа о литературном герое;
- письменная работа - сочинение;

- составление плана текста;
- составление устного иллюстрирования;
- составление синквейнов;
- инсценирование по содержанию басни, рассказа;
- отзыв о прочитанной книге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (68 ч.)
Жанровая природа фольклора и литературы
Введение (1 ч.). Литература как искусство слова и как учебный предмет.
Художественный образ особый способ познания мира. Специфика образа в литературе
как

искусстве

слова.

Признаки

художественного

образа:

обобщенность,

метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел и
художественное творчество. Писатели о роли книги в жизни человека и общества
Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования
литературы.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество (4 ч.). Вымысел в
фольклорном произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский
фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Колыбельные песни, пестушки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры,
считалки, дискуссии.
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие
представлений).
Бурятские народные сказки.
Сказки как вид устного народного творчества (1 ч.). Сказки о животных,
волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок.
Бурятские сказители и улигершины: А.А.
(обзор)

Тороев, Е.И. Сороковиков-Магай и др.

«Үнэгэн, буга, хирээ гурбан»/ «Лиса, олень, ворона» (монгольская) (1 ч.).
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных.
Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.
«Зол Шор хоёр»/ «Зол и Шор» (2 ч.). Художественные особенности волшебной
сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о
положительном герое.
«Сэсэн хүүхэн»/ «Умная девушка» (3 ч.). Народная мораль в характере и
поступках героев. Образ умной невесты-спасительницы как идеала человека, выходца
из народа. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет
(начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные
эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность
народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Духовная литература
Краткие сведения о дидактической литературе. Духовно-нравственные заповеди
«десять черных грехов, десять белых добродетелей» в произведениях «Алтан үдэтэ хун
шубуун»/ «Лебедица с золотым перышком», «Хоёр толгойтой бүргэд»/ «Двуглавый
орёл», «Юртэмсын заршам»/ «Уклад вселенной», «Хорото жаданууд»/ «Ядовитые
копья» (3 ч.).
Теория литературы. Дидактическое произведение (начальные представления)
Родная (бурятская) литература
Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Авторский вымысел и
воображение читателя (1 ч.).
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
(начальные представления).
Эпос и эпические жанры
Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная
сказка. Художественный вымысел.
Ш.Н. Нимбуев. Краткий рассказ о писателе. «Тархайн хүбүүн Зархай»/ «Тархай
сын Зархая» (3 ч.).
Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой в литературной и
фольклорной сказках. Литературные приемы создания сказочной ситуации. Народный
юмор, красочность и яркость языка.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Басня. Басня как эпический жанр (1 ч.). Басенный стих. Истоки басенного
жанра в 1920-30-х годах, баснописцы: Б.Д. Абидуев, Б.Б. Базарон, Ш.Н. Нимбуев, Д.Н.
Мадасон(обзор).
Г.Г. Чимитов. Краткий рассказ о поэте. «Эрэ тахяа»/ «Петух» (1 ч.). Герои
басни. Осмеяние пороков - неблагодарности, хладнокровного отношения к родной
матери в басне. Поучительный характер басни.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные
представления).
Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. «Үри нэхэбэри»/ «Взыскание
долга» (4 ч.). Повествование о жизни народа, полной классовых противоречий,
глубокой социальной несправедливости, в дореволюционное время. Жестокий
характер местного богача Цэрэна Улегчинова, светлая душа Бүнжэд, ум и смелость
Цэбүүдэя.
Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. «Хилээмэн»/ «Хлеб» (3 ч.). Быль как
форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Нравственные ценности в рассказе.
Б.-Б.Н. Намсарайн. Краткий рассказ о педагоге, писателе. «Алтаргана»/
«Золотарник» (3 ч.). Взаимоотношения детей и взрослых. Приобщение любви к родной
природе.
Д.Н.

Сультимов.

Краткий

рассказ

о

писателе.

«Өөрыгөө

хэһээбэ»/

«Самонаказание» (1 ч.). Осмеяние глупости и невежества Даржая. Юмор ситуации.
Речь героев как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Рассказ и диалог (развитие представлений). Портрет
(развитие

представлений).

Литературный

герой

(развитие

представлений).

Сатирический рассказ (начальные представления). Юмор (развитие представлений).
Речевая характеристика персонажей (начальные представления).
Повесть. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые
особенности повести.
Ц.-Б.Б. Бадмаев. Краткий рассказ о писателе. «Будамшуугай орон нютагаар
Серёжын аяншалга»/ «Сережа в стране Будамшуу» (7 ч.). Отражение бурятских
традиций и обычаев в произведении. Дружба народов, толерантность в повести.
Теория литературы. Начальное понятие о повести.
Лирические жанры.

Ц.Д. Зарбуев. Слово о поэте. «Буряад орон»/ «Бурятия» (1 ч.). Чувство радости и
любви к родному краю в стихотворении. Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом
стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные
представления).
Ч.Ц.

Цыдендамбаев.

Краткий

рассказ

о

писателе,

поэте.

«Ургыхан»/

«Подснежник», «Сэсэгхэн»/ «Цветочек» (2ч.). Стихотворные лирические произведения
о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и
осмысление собственного мироощущения, настроения.
Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как
средство

передачи

эмоционального

состояния,

настроения.

Эпитет

(развитие

представлений), метафора, олицетворение (начальные представления).
А.Ж. Жамбалон. Слово о поэте. «Талын хүнби»/ «Человек степи» (1 ч.). Мир и
человек в лирическом произведении.
Теория

литературы.

Ритм

в

фольклоре

и

литературе

(начальные

представления).
Драматические жанры
Специфика

драматических

произведений.

Автор

в

драме.

Время

в

драматическом произведении. Драма и читатель.
Из современной родной (бурятской) литературы
М.Ж. Батоин. Слово о писателе. «Шэдитэ тулам»/ «Волшебный мешок» как
пьеса-сказка (5 ч.). Фольклорная основа пьесы-сказки. Система образов пьесы.
Доброта и сострадание в характере и поступках младшего брата, жадность и глупость в
характере старшего брата. Реальное и фантастическое в пьесе-сказке.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).
Итого: на изучение произведений – 48 ч.
на развитие речи – 12 ч.
внеклассное чтение – 8 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
–

знать: художественный образ и его признаки, художественный вымысел и
художественное творчество;

–

знать основные жанры бурятского фольклора, детский фольклор;

–

выразительно читать скороговорки, загадки, считалки;

–

сочинять загадки или писать сочинение по пословице;

–

заучивать наизусть загадки, считалки, скороговорки;

–

участвовать в дискуссии;

–

читать выразительно бурятские народные сказки (в том числе по ролям), выражая
личное отношение к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска,
интонирование, ритм чтения);

–

проводить устное рецензирование выразительного чтения одноклассников;

–

составлять план характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану;

–

составлять развёрнутый устный и письменный ответ;

–

сочинять собственную сказку или сочинение по картине на сказочный персонаж;

–

давать нравственную оценку героям;

–

знать художественные особенности языка (постоянные эпитеты, гипербола и т.д.)
и композиции фольклорных произведений;

–

готовить презентацию и выступать перед одноклассниками;

–

работать над коллективным (индивидуальным) учебным проектом;

–

участвовать в коллективном диалоге;

–

рассказывать устно о жизни и творчестве поэтов, писателей;

–

пользоваться

понятиями:

дидактическое

произведение,

роды

литературы,

литературная сказка, басня, рассказ, литературный герой, повесть, драма, ритм,
рифма, звукопись, аллитерация и т.д.
–

выразительно читать произведения, передавая личное отношение к ним;

–

рассказывать наизусть стихотворения, отрывки из художественных произведений;

–

давать речевую характеристику персонажам;

–

делать зарисовки к пейзажу, портрету героя и т.д.;

–

пересказывать содержание художественного текста выборочно, подробно, кратко,
анализируя и излагая на письме;

–

давать полный ответ на вопросы по прочитанному;

–

анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать
характеристику героям;

–

готовить письменный ответ;

–

составлять рассказ о литературном герое и писать сочинение;

–

составлять план текста;

–

составлять устное иллюстрирование;

–

писать инсценировку по содержанию басни, рассказа;

–

составлять устное рецензирование;

–

писать отзыв о прочитанной книге.

Сэдэбүүдэй һара, үдэр түсэблэлгэ. (Календарно-тематическое планирование)
№

Хэшээлэй сэдэб

Yгтэhэ
н
саг

Хэшээл үнгэргэлгэ
Түсэбөөр
(по
плану)

Оршол
1

Литература - уран үгын искусство.
1
Уран зохеолой нюусанууд
Арадай аман зохеолой бага жанрууд

2

Фольклор тухай ойлгосо. Бага жанрнууд

1

Бодотоо
р
(факт.)

Тэмдэглэ
л

1

4

Буряад арадай нааданууд.
Сэсэ буляалдаан
Жороо үгэнүүд

5

Таабаринууд . Оньһон ба хошоо үгэнүүд

1

6

Классhаа гадуур уншалга

7

Таабари зохёожо туршалга.

8

Хэшээл- мүрысөөн «Арадай аман зохёолой
1
ороноор аяншалга»
Yргэлжэлhэн зохеолнууд. Арадай онтохонууд

9

Буряад арадай онтохошод ба үльгэршэд

1

10

«Үнэгэн,буга, хирээ гурбан»

1

11

«Зол Шор хоёр»

1

12

«Зол Шор хоёр»

1

13

«Сэсэн хүүхэн»

1

14

Хаанай үбгэндэ үгэһэн даабаринууд.

1

15

Зохеолой анализ.

1

16

Буддын шажанай зохёолнууд. «Алтан үдэтэ
хун шубуун»

1

17

«Хоёр толгойтой бүргэд»

1

18

«Юртэмсын заршам»

1

19

Классhаа гадуур уншалга. . Буддын сурталай
онтохон», «Хоёр шүдхэрнүүд», «Бэеэ
абаралгын найман зам».

1

20

Холбоо х/хугж

1

3

1

1

Литературна онтохонууд
21

Литературна онтохонууд.

1

22

Ш.Н.Нимбуев. «Тархайн хүбүүн Зархай»

1

23

Зархайн Харлай баянда хөөрөөн.

1

24

Зохеолой сюжет ба композици. Шалгалта

1

Басни
25

Басни тухай ойлгосо

26

Г.Г.Чимитов «Эрэ тахяа».
1
Басниин удха шүүмжэлэлгэ
Классһаа гадуур уншалга. Б.Б. Базарон
1
«Зүгы», Д.-Р.О. Батожабай «Муу хара мэхэ»,
Г.Ц. Дашабылов «Тахяагаа һургадаг үндэгэн»,
Д.Н. Сультимов «Доргоной эндүүрэл».
Хɵɵрɵɵн. Х.Н. Намсараев «Үри нэхэбэри» (4 саг)

27

1

28

Х.Н.Намсараевай зохеохы зам.

1

29

Х.Н. Намсараев «Үри нэхэбэри»

1

30

Зохеолой байгуулга

1

31

Цэбүүдэй – сэсэн хүбүүн.

1
Ц.Н.Номтоев «Хилээмэн»(3саг)

32

Жалсарай хүбүүнэй хилээмэндэ хандаса

1

33

Таряан тухай онтохон

1

34

«Хилээмэн хаанаhаа ерэдэг бэ?»

1

Б-Б.Н.Намсарайн. «Алтаргана». (3 саг)
35

Б-Б.Н.Намсарайн. «Алтаргана».

1

36

Хɵɵрɵɵнэй байгуулга

1

37

Зохеолой уран арганууд

1

Д.Н.Сультимов «ϴөрыгөө хэһээбэ»(1 саг)
38

Д.Н.Сультимов «ϴөрыгөө хэһээбэ»

1

39

Минии түрүүшын хɵɵрɵɵн

1

40

Минии түрүүшын хɵɵрɵɵн

1

41

Классһаа гадуур уншалга. Рассказ. Б.Б.
Барадин.«Аргатай аяншан», Х.Н. Намсараев
«Тахуунай», Ц.Д. Дон «Лодыриин зүүдэн»,
Д.А. Дылгыров «Эсэгын орден», М.А.
Шолохов «Родинка», Б.-Б. Намсарайн «Хүлэг
хээрын домог».

1

42

Классһаа гадуур уншалга. Рассказ. Б.Б.
Барадин.«Аргатай аяншан», Х.Н. Намсараев
«Тахуунай», Ц.Д. Дон «Лодыриин зүүдэн»,
Д.А. Дылгыров «Эсэгын орден», М.А.
Шолохов «Родинка», Б.-Б. Намсарайн «Хүлэг
хээрын домог».

1

Туужа. Ц-Б Бадмаев. « Сережын Будамшуугай орон нютагаар аяншалhан тухай» (7 саг)
43

Сережа ондоо буудалда буушоо. Серёжые
угталга.Будын гэртэхин.

1

44

Сережа мориндо мордобо. Шагай наадажа
hурана

1

45

Даага дэллээн, үреэ шэмхээн. Һээр шаалган

1

46

Хони хайшалаанда ябалга. Сережа гэртээ
ябаха болобо

1

47

Уран зохеол соохи еhо заншалнууд

1

48

Буряад арадай ёһо заншалнууд

1

49

Сюжет, зохеолой анализ

1

50

Холбоо х/хугж. Буряад арадай ёһо
заншалнууд.

1

51

Холбоо х/хугж. Буряад арадай ёһо
заншалнууд.

1

52

Классһаа гадуур уншалга. Повесть. С.С.
Цырендоржиев. «Баяртай, тохорюун шубууд».

1

53

Классһаа гадуур уншаһан зохёолни.(холбоо
х/хугж.)

1

Шүлэглэмэл зохёолнууд
54

Шүлэглэмэл зохёолнууд тухай. Цыретор
Зарбуев «Буряад орон»

1

55

Ч.Ц.Цыдендамбаев. «Сэсэгхэн», «Ургыхан»

1

56

Ч.Ц.Цыдендамбаев. «Сэсэгхэн», «Ургыхан».
Уран уншалгын хэшээл

1

57

Арсалан Жамбалон «Талын хүнби»

1

58

Лирика. Д.Ш. Доржигутабай «Талын гансахан 1
нямняахан», Ц.-Д.Ц. Дондокова «Улаалзай»,
Ш.Д. Байминов «Онгосомни», «Аадар», Г.Ц.
Дашабылов «А»- һаа «Я» хүрэтэр аялга шүлэг
хэлэгты!», М.Р. Чойбонов «Алтан намар»/
«Золотая осень», «Мүнхэ наран» / «Вечное
солнце», Д.Р. Доржиева «Үдэшэлэн»,
«Сэдьхэлэй долгин», Б-С.Ц. Цыденов «Арадай
үгын удхаар» «Хабар сагаар»/ «Весенней
порой».

59

Шүлэглэмэл зохёолой нюусанууд. «Буряад
хүнби» сэдэбээр шүлэг гү, али найруулга
зохёолго

1

60

Минии туршалга «Буряад хүнби» сэдэбээр
шүлэг гү, али найруулга зохёолго

1

Зүжэглэмэл зохеолнууд. М. Ж.Батоин «Шэдитэ тулам» (5 саг)
61

Зүжэглэмэл зохеолнуудай шэнжэ

1

62

М. Ж.Батоин «Шэдитэ тулам»

1

63

М. Ж.Батоин «Шэдитэ тулам»

1

64

Хатан Алтан ордондо бусаба.

1

65

Сценари тухай

1

66

1

67

Классһаа гадуур уншалга. Драма. Ж.А. Зимин
«Шэдитэ таяг»/ «Волшебная трость», Н. Г.
Балдано «Сэсэн Максар»/ «Умный Максар»,
Э.Ч. Дугаров «Сэгнэлтэнүүд»/ «Отметки».
Уншагшадай конференци. (холбоо х/хугж.)

68

Уншагшадай конференци. Жэлэй дүн гаргалга

1

69

Дабталга

1

70

Дабталга

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».