Пояснительная записка Программа по химии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Настоящая программа по химии составлена для учащихся 8класса на базовом уровне в объеме 70 часов (2час в неделю). Исходными документами для составления примера рабочей программы явились: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Программа выполняет две основные функции Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Структура документа Программа включает пять разделов: пояснительную записку основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий требования к уровню подготовки обучающихся календарно-тематическое планирование перечень учебно-методического обеспечения Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду. Изучение химии направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; созидательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию химической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнений оппонента, участвовать в дискуссии; развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Результаты обучения Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития: формирование чувства гордости за российскую науку; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.); Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя. Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. планировать ресурсы для достижения цели. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. 2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование. Создавать модели и схемы для решения задач. Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Участвовать в проектно-исследовательской деятельности. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям. устанавливать причинно-следственные связи. обобщать понятия, осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Знать основы ознакомительного чтения; Знать основы усваивающего чтения; Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий) ставить проблему, аргументировать её актуальность. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. 3. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии. Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии. формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их. Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего. устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. осуществлять взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;. Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Выпускник получит возможность научиться: продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компоненте общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств; приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности. Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год. 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014 2. Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 3. Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2019 4. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/О.С.Габриэлян, Л.П.Ватлина.-М.: Дрофа, 2019.-208 с. 5. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара (и др.).-М.: Просвещение, 2019.-111 с. 6. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. Учебно-тематический план 8 класс № п/п Наименование разделов и тем Количество Из них(количество часов) часов (всего) Контрольные Лабораторные работы и практические работы 1 2 1 Тема 1. Первоначальные химические понятия 19 2 Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. 5 1 3 1 3 Тема 3. Водород 4 Т е м а 4. Растворы. Вода. 6 1 1 5 Тема 5: «Основные классы неорганических соединений. 9 1 1 6 Тема 6: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. 8 7 Те м а 7. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. 12 1 8 Тема 8 Галогены. 6 1 68 5 Итого: № п/п Наименование разделов и тем 6 Количество Из них(количество часов часов) (всего) Контрольные Лабораторные работы и практические работы Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса 3 Тема 2. Теория электролитической диссоциации 12 Тема 3. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. 9 1 10 2 1 1 Тема 4. Подгруппа азота Тема 5. Подгруппа углерода 8 1 1 Тема 6. Общие свойства металлов 14 1 2 Тема 7. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия 11 1 Тема 8.Химия и жизнь 1 Итого: 68 4 7 Содержание программы 8 класс Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 часов) Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Атомы и молекулы. Атомно - молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Закон постоянства состава вещества. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Понятие валентности. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы веществ, его значение. Химические уравнения. Типы химических реакций Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям. Демонстрация Моделей молекул и атомов. Коллекция самородных элементов (на примере серы). Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения. Разложение малахита. Горение магния. Лабораторные опыты Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смесей. Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой). Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Образцы типичных металлов и неметаллов. Практикум 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени 2. Очистка поваренной соли Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. (5 часов) Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции. Демонстрация Знакомство с образцами оксидов, нефти, каменного угля и продуктами их переработки. Взаимодействие растворов едкого натра с хлорным железом. Получение, собирание и распознавание кислорода. Практикум 3. Получение и свойства кислорода Тема 3. Водород (3часа) Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и его физические свойства кислорода. Химические свойства водорода. Применение водорода Демонстрация Получение, собирание и распознавание водорода. Восстановление металлов водородом из их оксидов. Практикум 4. Получение и свойства водорода Т е м а 4. Растворы. Вода. (6часов) Растворы. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Демонстрация Растворение веществ с различной растворимостью, растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей. Растворение нитрата аммония. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Практикум. 5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества Тема 5: Основные классы неорганических соединений. (9 часов) Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства. Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение. Физические и химические свойства солей Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрация Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей. Реакция нейтрализации в присутствии индикатора. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Лабораторные опыты Взаимодействие оксида магния с кислотами Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Практикум. 6. Решение экспериментальных задач по теме «важнейшие классы неорганических соединений Тема 6: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (8 часов) Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атоме Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Демонстрация Коллекция самородных элементов. Различные варианты периодической системы. Модель строения атома Те м а 7. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. (12 часов) Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь. Кристаллические решетки. Валентность и степень окисления. Правила вычисления степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях Демонстрация Образование нерастворимых, газообразных и малоионозирующих веществ. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Коллекция соединений железа с различными степенями окисления. Горение фосфора. Тема 8 Галогены. ( 6 часов) Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, получение и применение. Хлороводород: получение и физические свойства. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов. Демонстрация Распознавание соединений галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Возгонка йода. Лабораторные опыты Знакомство с образцами природных соединений неметаллов-хлоридами 2 Простые и сложные вещества. Молекулы и атомы. 1 № Тема урока п\п 1 Правила ТБ при работе в 1химическом 2 кабинете. Приёмы обра- ТБ. 1 Правила щения с Предмет (1) лабораторным химии. штативом и и их Вещества спиртовкой. свойства Знакомство с химической посудой 1 Правила ТБ. Очистка загрязненной поваренной 2 Чистые вещества и смеси (2) соли 3 (3) 4 3 Физические и химические явления. Химические реакции 5 6 7 8 КУ Демонстрации: Простые и сложРазличать простые и Текущий. ные вещества, - взаимодействие железа с сложные вещества, смеси и Работа с серой. атом, молекула, сложные вещества, вещества ДМ: А.М. сложные вещест- ЛО № 5: ознакомление с молекулярного и немолеку- Радецкий, образцами простых и ва и смеси, вещелярного строения. стр. 4 сложных веществ, ства молекулярОперировать понятиями Сообщения ного и немолеку- шаростержневые модели «атом», «молекула», обучающих кислорода, водорода, воды, лярного «химический элемент». ся. Кол- Тип строения Обязательные Характеристика основных видов Изме углекислого газа, азота. во урока элементы деятельности ученика (в ЛО № 5. часодержания конт УЗЗ Правила техники Практическая работа № 1. Обращаться с лабораторным Практическ сов безопасности, оборудованием, химической работа № 1 Оборудование и 3 4приёмы обраще- 5 посудой, нагревательными7 материалы для Тема 1.Первоначальные понятия-19 ния с лабораторприборами счасов соблюдением практическойхимические работы. ным оборудоваправил ТБ. Инструкции ТБ. 1 УИНЗ Химия, Определять место предмета Фро Уметь оказывать первую нием, вещества, тела, химии в группе ная б помощь при отравлениях, знакомство с свойства естественных наук, химической ожогах описывать и травмах, связанных веществ вещества спо их посудой реактивами и лабораторным физическим свойствам оборудованием УЗЗ 1 1 Уметь разделять смеси Практическая работа № 2 Разделение Практическ методами отстаивания, Оборудование и однородных и работа № 2 неоднородных материалы для фильтрования, выпаривания с смесей, работа с практической работы. КУ Чистые Различатьправил чистыеТБ. вещества и Тек соблюдением оп лабораторным Инструкции ТБ. вещества, смеси, однородные и раб оборудованием однородные и неоднородные смеси Д неоднородные способы разделения смесей, смеси, способы иметь представление о их разделения материалах. Наблюдать химический КУ Явления физичеТек эксперимент, анализировать оп ские и химичеи делать выводы: различать письм ские, признаки физические и химические сам. химических реявления, определять акций, условия признаки химических возникновения и реакций, условия их протекания ревозникновения. Составлять акций инструкцию для проведения химического эксперимента. 2 3 4 Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов 1 УИНЗ Закон постоянства состава. 2 КУ 2 КУ Химические формулы. Расчёты по формулам Валентность. Составление химических формул по валентности. Название бинарных соед. Атомномолекулярное учение. Закон сохранения массы веществ 1 5 6 7 8 Химический элеДемонстрации: Отличать понятия «химент. Относи-ПС; мический элемент» и тельная атомная - видеофильм «Химические «простое вещество», масса. Знаки хиэлементы» находить значение мических элеменотносительной атомной тов. Простое вемассы элементов, пользуясь щество и химичеПС ДИМ. ский элемент Описывать вещества по Закон Демонстрации: плану и выполнять расчёты постоянства - видеофильм «Химия. состава, химипо формуле: относительную 8 класс. Ч. 1» ческая формула, молекулярную массу (Первоначальные относительная химические понятия.); вещества, массовую долю молекулярная - компакт-диск «Химия. 8 химического элемента. масса, расчёты класс» Устанавливать простейшие по формулам формулы веществ по массовым долям элементов Валентность Демонстрация: (определение), - видеофильм «Химия. 8 определение ва- класс. Ч. 1» (Первоначальлентности по ные химические понятия) формуле в бинарных соединениях, составление формул по валентности Моделировать строение молекул метана, аммиака, водорода, хлороводорода. Составлять формулы по валентности, определять валентность элементов в бинарных соединениях. Текущий опрос, работа с учебнико с ДМ: А.М. Радецкий стр. 5 Текущий опрос, работа с учебнико письм. сам. с ДМ А.М. Радецкий стр. 5 Текущий опрос, работа с учебнико Работа с ДМ: А. М Радецкий стр.5-6 КУ Основные поло- Демонстрация: опыт, иллюРешать задачи на закон Фронталь жения атомносохранения массы веществ. ный опро стрирующий закон молекулярного сохранения массы веществ письмен учения, его знаопрос чение, закон сохранения массы веществ, его значении 1 2 3 4 13 (13) Химические уравнения 1 КУ 5 6 Химические Демонстрация: уравнения(опре- - компакт-диск «Вещества деление), состави их превращения», ление химических уравнений 7 Составлять уравнения, коэффи 14 (14) Типы химических реакций 1 15 (15) Количество вещества. Моль - единица количества вещества 1 16 (16) 17 (17) 1 Молярная масса Вычисления по химическим уравнениям. 1 КУ Классификация Демонстрации: химических ре- - разложение малахита при акций: реакции t°; соединения, раз- горение серы в ложения, замекислороде; щения, обмена - взаимодействие CuO (II) с серной кислотой. - взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II). ЛО № 6,7. УИН Количество ве- Демонстрация некоторых З щества, моль, веществ (Me, НеМе, их сочисло Авогадро, единений) количеством 1 молярная масса, моль. Демонстрация: расчёты по - плакат «Количественные формуле массы, величины в химии количества вещества, числа структурных частиц КУ Уравнения Презентация на алгоритм химических решения задач. реакций. Расчетные задачи по уравнениям реакций. Наблюдать эксперимен выводы. Опр химических химическим Определять число молей п структурны наоборот. молярную мас форм Находить по уравнениям количество известной количеству вступающих в получающи 2 Обобщение и систематизаци я знаний по теме «Первоначальные химические понятия» Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» 3 1 1 4 5 6 УОИС Повторение, Демонстрация: З систематизация - видеофильм «Химия. 8 и коррекция класс. Ч. 1» (ПервоначальУУД, полуные химические понятия) ченных при изучении темы УК Выявление . УУД, степени их усвоения, полученных при изучении данной темы 7 ПрименятьУУД при выполнении тренировочных упражнений и заданий, пользоваться информацией из других источников, готовить презентации по теме 8 Текущий опрос. Работа с ДМ: А. М. Радецкий, работа 7, с. 11-12 Применять УУД, Контрольполученные в ходе изучения ная работа данной темы, при №1 выполнении контрольной работы Т е м а 2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ (5 часов) Кислород. Получение кислорода в лаборатории и промышленно сти. Физические свойства кислорода. 1 Химические свойства кислорода. Оксиды. Окисление. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе 1 КУ Характеристика Демонстрация: получение кислорода как кислорода из перманганата химического калия, ознакомление с элемента и про- физическими свойствами стого вещества, кислорода физические свойства, способы получения кислорода в лаборатории и в промышленности. Катализатор КУ Характеристика Демонстрации: химических - сжигание в кислороде свойств угля, серы, фосфора, кислорода, железа; оксиды, реакции ознакомление с образцами окисления, оксидов. ЛО № 8 горения. Области применения кислорода. Различать понятия Фронталь«химический элемент» и ная беседа. «простое вещество» на Сообщения примере кислорода, обучающих записывать уравнения ся. Работа реакций, лежащих в основе по получения кислорода в учебнику лаборатории. взаимодействия кислорода с простыми веществами, распознавать опытным путем кислород. Составлять уравнения Текущий реакций, характеризующие опрос. Рахимические свойства бота с ДМ: кислорода. Составлять А. М. Раформулы оксидов, называть децкий, ра их. Выдвигать гипотезы, бота 1, с. доказывать их связывая 12, 29-30 свойства веществ с областью применения на примере кислорода 2 Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе 3 1 4 КУ 5 6 7 Составлять уравнения горения Состав воздуха, Демонстрации: горение простых - количественное сложных веществ (с и сложных ве- определение содержания уравниванием коэффициентов), ществ в воздухе, кислорода в воздухе; сравнивать реакции горения и меры - опыты, выясняющие медленного окисления. предупреждения условия горения Пользоваться информацией из пожаров 8 Текущий опрос. Работа с ДМ А. М. Радецкий, стр.13 других источников для подготовки кратких сообщений Готовить презентации по теме Тепловой эффект химической реакции. Топливо и способы его сжигания. Правила ТБ. Получение кислорода и изучение его свойств. 1 УИНЗ 1 УЗЗ Тепловой Различать экзо- и эндоДемонстрация: эффект термические реакции, - сжигание в кислороде химической резаписывать тепловой эффект различных веществ, акции, термохи- растворение в воде серной для данной реакции мические урав- кислоты, хлорида аммония, нения, экзо- и коллекция «Топливо». эндотермические реакции Проводить эксперимент, Получение, Практическая работа №3 собирание и Оборудование и используя инструкцию, с распознавание материалы для соблюдением правил ТБ, кислорода. практической работы. делать выводы из результатов Инструкции ТБ. проведенных химических экспериментов. Фронтальная беседа Практичес кая работа №3 Т е м а 3 . ВОДОРОД (3 часа) Водород. Физические свойства. Получение водорода в лаборатории и в промышленности 1 Химические свойства водорода. Применение водорода. 1 Правила ТБ. Получение водорода и изучение его свойств. 1 КУ Характеристика Демонстрации: получение водорода как водорода при взаимоэлемента и как действии раствора кислоты простого с цинком, обнаружение вовещества. дорода, Физические и ознакомление с физичесвойства. скими свойствами Получение водорода водорода, Презентация. ЛО № 9. способы собирания, ТБ. Фронтальн Составлять уравнения ая беседа, реакций, лежащих в сообщения основе получения обучающи водорода в лаборатории, хся получать, собирать водород, проверять на чистоту и доказывать его наличие, соблюдая ТБ. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов, делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Демонстрации: Составлять уравнения, §29 №3 тест КУ Области применения водорода. - горение водорода в характеризующие с.101 Способы кислороде и в воздухе; химические свойства получения взаимодействие водорода с водорода, составлять водорода в оксидом меди (II). формулы гидридов по лаборатории и в ЛО № 10 валентности, составлять и промышленнорешать схемы превращений. сти, сырьё, экологически чистое топливо Практическая работа №4 Получение, Проводить эксперимент, Практичес УЗЗ собирание и Оборудование и материалы используя инструкцию, с кая работа распознавание для практической работы. соблюдением правил ТБ, №4 Инструкции ТБ . водорода делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов, решать расчетные задачи, записывать ур-ния реакций Т е м а 4. ВОДА. РАСТВОРЫ. ОСНОВАНИЯ (6 часов) Вода - растворитель. Растворы Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества 1 УИНЗ Фронталь беседа 1 Текущий опрос. Работа по учебнику с. 81, упр 1-6 Растворимость в Демонстрации: Объяснять процесс расводе различных - очистка воды творения с точки зрения веществ, перегонкой; атомно-молекулярного способы - разделение смесей учения, работать с таблицей очистки воды, веществ с помощью растворимости. растворы, делительной воронки охрана воды. Образование насыщенных и ненасыщенных растворов. УИНЗ Концентрация Решать расчетные задачи на Демонстрация: растворов, мас- - видеофильм «Химия. 8 вычисление массовой доли совая доля рас- класс. Ч. 3» (Вода, раство- раствора и массу вещества в творённого растворе ры, основания). вещества Презентация (решение задач) 2 3 4 5 б Состав воды. Физические и химические свойства воды Состав воды, Демонстрации: 1 УИНЗ КУ электролиз воды, - взаимодействие воды с физические и химеталлами (Na, Са); мические свойст- - взаимодействие воды с ва воды, анализ, оксидами кальция и синтез фосфора. Исследование полученных растворов с помощью индикаторов. - Презентация. «Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества» 1 УЗЗ Обобщение и повторение по темам « Кислород. Оксиды. Горение». «Водород». «Вода. Растворы». 1 УОИ СЗ 7 8 Описывать химические Текущий реакции, наблюдаемые в опрос. Ра ходе демонстрационного и бота с ДМ лабораторного А. М. Раэкспериментов децкий, ра Делать выводы из бота 1, с. результатов проведенных 17-18. химических опытов Сообщен Участвовать в совместном я обсуждении результатов обучающ опытов. Записывать хся. простейшие уравнения химических реакций Закрепление тео- Практическая работа №5 Приготавливать раствор соли Практиче ретических и Оборудование и материалы с определённой массовой ская практических на- для практической работы. долей растворённого работа № выков в решении вещества, решать задачи на Инструкции ТБ задач на определение массовой доли и нахождение массы растворённого массовой доли вещества, взвешивать растворённого вещества на лабораторных вещества и весах, измерять объем приготовление растворителя мензуркой, растворов солей описывать наблюдения и с определённой делать выводы. массовой долей растворённого вещества Повторение , Презентация, справочные Применять полученные УУД Текущий систематизация таблицы. при выполнении опрос. и коррекция Алгоритмы решения тренировочных заданий и Письм. сам УУД, расчетных задач. упражнений раб по ДМ полученных при А. М. изучении тем Радецкий « Кислород. с. 18-19, Оксиды. Горение Водород. Вода. Растворы». 6 (33) Контрольная работа №2 по темам « Кислород. Оксиды. Горение». «Водород». «Вода. Растворы». 1 1 (34) Классификация неорганически х соединений. Состав и строение оксидов. Классификация оксидов. 2 (35) Химические свойства оксидов. 3 (36) Состав и строение кислот. Классификация и химические свойства кислот 1 Состав и строение оснований. Классификация и химические свойства 1 4 (37) 1 2 2 УК Выявление УУД, степени их усвоения, полученных при изучении данной темы Применять У полученные в ходе тем, при выпол контрольной р Т е м а 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСК КУ Классификация Лабораторные опыты: Исследовать св неорганических - взаимодействие изучаемых ве соединений, опосновных оксидов с Наблюдать физи ределение оксикислотами; водой химические прев дов, их класси- ознакомление с изучаемых ве фикация, свойстобразцами оксидов, Описывать хим ва оксидов презентация, ПСХЭ ДИМ реакции, наблюд ходе демонстраци лабораторн эксперимен Соблюдать пр техники безопа Делать вывод результатов пров химических о Участвовать в со обсуждении резу опытов Классифициро КУ Состав и строе- Демонстрация некоторых изучаемые вещес ние кислот, класхимических свойств составу и свойств сификация, хикислот мические ЛО № 11, 12,13 свойства кислот с соблюдением ТБ, ряд напряжения Ме УЗЗ Состав и строе- Демонстрация некоторых ние оснований, химических свойств классификация, оснований, физические и хиЛО № 14,15.16,17 мические свойства оснований 3 4 5 6 5 (38) Состав и строение солей 6 (39) Генетическая связь между классами неорганических веществ. Обобщение и систематизаци я знаний по теме «Основные классы соед» Правила ТБ. «Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений» Контрольная работа № 3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 7 (40) 8 (41) 9 (42) Состав, Составля Демонстрация некоторых строение, оксидо химических свойств солей, классификация основан и химические Характериз свойства солей свойств (способы полуосновны чения) неорга соед 2 КУ, Генетическая Демонстрация: Записыват УОИСЗ связь между не- плакат «Связь между органическими классами неорганических химически схемам, реш веществами. Повеществ» задачи по вторение, сисурав тематизация, коррекция УУД по теме 1 КУ 1 УЗЗ Практическая работа №6 Эксперимен Закрепление Оборудование и теоретических и химические материалы для практических соединений практической работы. навыков, полусхему пр Инструкции ТБ ченных при изусогласно с чении темы , в инструкци ходе практиченаблюдения, ской работы 1 УК Выявление УУД, степени их усвоения, полученных при изучении данной темы Примен полученные тем, при контроль Т ем а 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА (8 часов) Классификаци я химических элементов. Амфотерность 1 2 (44) ПЗ И ПТ ДИМ 1 3 (45) Состав атомных ядер. Изотопы 1 1 (43) 4-5 (46- Строение элек47) тронных оболочек атомов 2 КУ Классификация Лабораторный опыт: химических эле взаимодействие гидроксида ментов, цинка с растворами кислот амфотери щелочей, ЛО 18 ные оксиды, амфотерные гидроксиды УИНЗ Определения Демонстрации: ПЗ, порядко-ПС; вого номера, - транспаранты «Элементы периода, и их свойства» группы,заряд ядра. Изменение свойств простых веществ, оксидов, гидроксидов. КУ Состав атомных Демонстрации: ядер (протоны, -ПС; нейтроны), - транспаранты «Строение понятие атома» изотопов, причины дробной Аг УИНЗ Электронная Демонстрации: оболочка, распо-ПС; ложение элек- транспаранты «Электронтронов по слоям, ные оболочки атомов»; формы электрон- - таблицы «Электронные ных орбиталей (sоболочки атомов» , р-, d-, fэлектроны), спаренные и неспаренные электроны, электронные формулы и электронные ячейки Экспериментально доказывать амфотерность гидроксидов цинка и алюминия. Фронталь- §49 тест 22-ая ная беседа с.172 неделя Продолжение табл. Определять период, группу, Текущий § 50,51 22-ая неделя подгруппу, порядковый опрос, тест номер элемента в ПСХЭ. работа по с.172 Объяснять изменение учебнику. записи свойств элементов и их по соединений, знать причину тетради этого. выучить Текущий §52 «2.3 23-ая Описывать химический неделя Опрос, тест элемент с точки зрения строения атома, находить работа по с.184 черты сходства и отличия у учебнику, изотопов упр. 4, 5, с. 122, сам. раб. Записывать строение атомов Текущий § 53 тест 23-ая элементов первых четырёх опрос. Рас.188 неделя, периодов, записывать бота с ДМ: 24-ая электронные формулы и элек- А. М. Ранеделя тронные ячейки для атомов децкий, раэлементов этих периодов бота 2, с. 26, письм. с/р 6 (48) 7 (49) 8 (50) 1 КУ Характеристика химических 1-2 элементовЭлектроотри(51- 52) цательность. главной подКовалентная группы на основании поло- связь жения в ПС и строения атома Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева Обобщение и повторение темы « ПЗ и ПС ДИМ. Строение атома». 1 КУ План характериДемонстрации: ДаватьСВЯЗЬ. характеристику по Письменная Повторит Т е м а 7. ХИМИЧЕСКАЯ СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ (9 часов) 24-ая стики химиче-ПС; плану данного химического работа по ь § 35-37, неделя 2 ского УИНЗ ЭлектроотрицаДемонстрация: Определять различные виды Текущий §55 №1 26-ая элемента - план характеристики хиэлемента главной подгруппы ДМ: по тельность, коватаблица по типам связи ковалентной связи, запиопрос. тест с.193 неделя исходя из его мического элемента по его положению в ПС и тетради (ковалентная связь), сывать схемы образования Подгото¬ Работа с положения в ПСлентная строению его атома полярная и презентация, веществ с ковалентной учебн. и строения его вить и шаростержневые модели. полярной и неполярной ДМ: атома неполярная сообщ. связи, схемы образования этих Значение периоДемонстрация: типов связи, - видеофильм «М. Ломонодического энергия связи, сов. Д. Менделеев», закона для электронная и презентация науки, техники структурная и других областей, формулы основные этапы жизни и деятельности Д. И. Менделеева 1 УОИСЗ Повторение, систематизация и коррекция УУД, полученных при изучении темы связью Доказывать основные положения диалектики на примере ПС и строения атома Применять УУД, полученные при изучении темы в ходе выполнения тренировочных заданий и упражнений А. М. Радецкий Текущий § 38,39. 25-ая неделя опрос. Сообщ. обучающи хся Письм. Не сам. работа задано - тест 25-ая неделя Окончание табл. 1 2 3 (53) Ионная связь 4-5 (54-55) Степень окисления химических элементов 3 1 4 КУ 5 6 Образование Демонстрация таблицы по ионов с ионной связи, презентация завершением последнего энергетического уровня, ионная связь между Ме и НеМе, схема образования ионной связи, процессы окисления и восстановления 7 8 9 10 Определять ионную и Текущий §56,57 № 27 - ая ковалентную связи в опрос, 3.4 с.202 неделя различных веществах, письменн составлять схемы ая работа образования ионных с ДМ соединений, объяснять процессы окисления и восстановления, Окончание табл. определять окислитель и восстановитель. Определять степени окисления элементов и составлять ф-лы 27- 28 ая неделя 6 (56) Кристаллические решётки 7-8 (5758) Обобщение и систематизаци я знаний по темам «ПЗ и ПС ДИМ. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества» Контрольная работа по темам № 4 «ПЗ и ПС ДИМ. 9 (59) КУ Кристаллическая решётка, типы кристаллических решёток: молекулярная, атомная, ионная, металлическая 2 УОИСЗ Закрепление, систематизация, степень усвоения и контроль знаний, полученных при изучении темы 1 1 УК Демонстрация моделей проХарактеризовать и Фронталь §42, упр. 28 –ая неделя странственных решёток пообъяснять свойства 3, 4, ный варенной соли, графита, веществ на основании вида опрос задача 1 твёрдого оксида углерода химической связи и типа с. 152 (IV); таблицы по кристалли- кристаллической решётки ческим решёткам, ЛО 19. Демонстрации: Применять ЗУН, полуТекущий задание в - видеофильм «Химия. 8 ченные при изучении тем опрос. тетради класс»; при выполнении Письмен - компакт-диск «Химия. 8 тренировочных заданий и ная класс», презентация, ПСХЭ. упражнений работа. Работа с ДМ: А. М. Радецкий, работа 1, с. 28-29 Выявление Применять УУД, полу- Контроль не задано. УУД, степени ченные при изучении тем в ная их усвоения, ходе выполнения работа № полученных при контрольной работы 4 29-ая неделя 30 –ая неделя Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3ч) 1 (60) Закон Авогадро. 1 КУ 2-3 (61-62) Объемные отношения газов при химических реакциях. Решение задач. 2 КУ, УОИ СЗ Использовать внутри- и межпредметные Закон Авогадро, Справочные связи (н.у.), молярный таблицы. объем, взаимосвязь Алгоритмы Вычислять молярный объем газов, объема, кол-ва в-ва, решения задач по относительную плотность газов, числа частиц, формулам. объемные отношения газов при относ. плотность химических реакциях газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Справочные таблицы. Алгоритмы решения задач по формулам. Окончание табл. Текущи й опрос. Работа по по учебник у: упр. 4, 7, 9, с. 112 Использовать приведенные в Текущи учебниках и задачниках алгоритмы й опрос, решения задач диффере н. сам. раб. §38 №3,4 30-ая неделя с.128 §39 31-ая неделя №3 тест с.130 Тема 9. Галогены (6ч) 1 (63) Положение галогенов в ПС, строение их атомов. Хлор. 2-3 Хлороводород. (64 -65) Соляная кислота 1 УИН Строение атомов З галогенов, простых Демонстрация: Характеризовать галогены на основе их Текущи §46- 32-ая неделя коллекция положения в ПТ й опрос, 47, галогенов как в-в, химич. связь в работа стр.1 Объяснять закономерности изменения простых веществ, молекулах., по 64, свойств с увеличением атомного номера учебник выуч ПСХЭ, физические св-ва, презентация. степени окисления в у ить Описывать свойства веществ в ходе соединениях. Св-ва запис демонстрационного и лабораторного хлора и области его и по эксперимента применения. тетра ди. Соблюдать технику безопасности 2 КУ Раствор хлороводорода- Демонстрация: получение хлороводорода и Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного Текущий §48-49, опрос стр.169 32-33-ая неделя и ее соли. эксперимента соляная к-та. Физич., растворение его в хим. св-ва к-ты и ее воде. Качественные Соблюдать технику безопасности применение. Специф. реакции на хлоридсв-ва к-ты и ее солей ион. Распознавать опытным путем соляную кислоту и ее соли, а также бромиды и Знакомство с иодиды образцами солей , упр.4 Окончание табл. ЛО № 20 Сравнительная характеристика (66) галогенов. 4 5-6 (67-68) Обобщение знаний по курсу химии 8-го класса. Итоговый тест за курс химии 8 класса. 1 КУ Демонстрация: Строение атомов возгонка йода, галогенов, СО, химич. связь, презентация, ПСХЭ, нахождение в ЛО № 21 природе, особенности физ. с -в в зависимости от относ. атомной массы Справочные 2 УОИ Закрепление, систаблицы, ПСХЭ, СЗ тематизация, степень усвоения и презентация коррекция знаний, полученных при изучении курса химии Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде Текущи § 50, 33-ая неделя й опрос, стр.172 Работа с , упр.4 ДМ А. М. Радецкий, стр35-36. письм. сам. раб. Применять УУД, полученные при Устный Подгот 34-ая неделя изучении тем курса химии при опрос, овитьс выполнении тренировочных заданий индивиду я к и упражнений альная контро работа, льной письменн работе: ая работа по ДМ задани яв тетрад и 7-8- Итоговое повторение (69-70) (резерв) 2 35-ая неделя Окончание табл.