Элективный курс «Общая химия. Программа составлена для учащихся 11 класса Программа составлена учителем химии МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» Шенхоровым М.Д. Пояснительная записка Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью химии. Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников. Элективный курс «Общая химия» предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 70 часов (2 час в неделю). Особенность данного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии , что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии. Элективный курс «Общая химия» может быть реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана и может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену. Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии. Задачи: 1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии; 2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал; 3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия; 4) развить познавательный интерес к изучению химии 5) помочь учащимся в осознанном выборе профессии. Структура курса, наследуя традиционные методики, в то же время рассчитана и на такие нетрадиционные методики как самостоятельная работа по поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, лекционные занятия (учащиеся привыкают к лекционной системе, с которой им рано или поздно придётся столкнуться в старших классах и при последующем обучении за пределами школы), проектная деятельность. Отбор теоретического материала произведён в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован согласно дидактическим принципам. Инструментарий оценивания обучения: тестовые задания, защита творческих проектов, конференция в форме мультимедийной лекции. Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационнокоммуникативных технологий. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Методы обучения: словесно- иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения. Формы обучения: урок- лекция, урок- семинар. Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю представляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на изучение той или иной темы. Учебно-тематическое планирование 11 класс (2 часав неделю, всего 70 часов) № п/п Название раздела 1. Современные представления о строении атома. 2. Название темы Коли честв о часов Теоретические основы химии (22 часа) Строение атома. Изотопы. 1 Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p-и dэлементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. 1 3. Периодический закон Закономерности изменения свойств элементов и и периодическая систе их соединений по периодам и группам. ма химических элементов Д.И. Менделеева 1 4. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической 1 Форма проведения занятия Формы контроля Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: лекцияконсультация, Тестовый контроль, выполнение упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос 5. 6. 7. Химическая связь строение вещества. 8. 9. 10. Химическая реакция. системе химических элементов Д.И. Мендел еева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева иособенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева иособенностями строения их атомов. и Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. 1 Мультимедийная Тестовый контроль, лекция фронтальный опрос 1 Теоретическое Тестовый контроль, занятие: работа с фронтальный опрос литературой, консультация учителя 1 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Создание презентации, работа с компьютером, проектная деятельность Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя 1 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. 1 Классификация химических реакций неорганической и органической химии. 1 в Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос 11. Тепловой эффект химической Термохимические уравнения. реакции. 1 12. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. 1 13. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. 1 14. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. 1 15. Реакции ионного обмена. 1 16. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. 1 17. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. 3 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос 18. Электролиз расплавов щелочей, кислот). (солей, 2 19. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии. 1 20. и растворов Неорганическая химия (8 часов) Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). 1 21. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа. 1 22. Характерные химические свойства простых веществ -неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. 1 23. Характерные химические свойства основных, амфотерных, кислотных. оксидов: 1 24. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. 1 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос 25. Характерные химические свойства кислот. 1 26. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). 1 27. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. 1 28. Органическая химия (9 часов) Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. 1 29. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. 1 30. Классификация органических Номенклатура органических (тривиальная и международная). веществ. веществ 1 31. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, 1 консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). 32. 33. 34. 35. 36. 37. Экспериментальные основы химии. литературой, консультация учителя Характерные химические свойства предельных 1 Теоретическое одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. занятие: работа с литературой, консультация учителя Характерные химические свойства альдегидов, 1 Теоретическое предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. занятие: работа с литературой, консультация учителя Характерные химические свойства 1 Теоретическое азотсодержащих органических соединений: занятие: работа с аминов и аминокислот. литературой, консультация учителя Биологически важные вещества: жиры, белки, 1 Теоретическое углеводы (моносахариды, дисахариды, занятие: работа с полисахариды). литературой, консультация учителя Взаимосвязь органических соединений. 1 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Методы познания в химии. Химия и жизнь. (21 час) Правила работы в лаборатории. Лабораторная 1 Теоретическое посуда и оборудование. Правила безопасности при занятие: работа с работе с едкими, горючими и токсичными литературой, веществами, средствами бытовой химии. консультация учителя упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос 38. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. 1 39. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. 1 40. Качественные реакции вещества и ионы. 1 41. Идентификация органических соединений. 1 42. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений. 1 43. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). 1 44. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). 1 на неорганические Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос. Химический эксперимент. Тестовый контроль, фронтальный опрос. Химический эксперимент. Тестовый контроль, фронтальный опрос. Тестовый контроль, фронтальный опрос. Химический эксперимент. Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос 45. Общие представления о Понятие о металлургии: общие способы пол промышленных способах учения металлов. получения важнейших веществ. 1 46. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. 1 48. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пласт массы, волокна, каучуки. 1 49. Расчеты по химическим Вычисление массы растворенного вещества, формулам и уравнениям содержареакций. щегося в определенной массе раствора с извес тной массовой долей. 1 50. Расчеты: объемных химических реакциях. при 1 51. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. 1 47. отношений газов 1 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Тестовый контроль, фронтальный опрос Решение задач. Решение задач. Решение задач. 52. Расчеты: теплового эффекта реакции. 1 53. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). 1 54. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. 1 55. Нахождение молекулярной формулы вещества. 1 56. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. 1 57. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. 1 58. Работа с тестовыми вариантами (10 часов) Тестирование. 7 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение тренировочных заданий 59. Разбор демонстрационной версии Единого государственного экзамена по химии этого года. 3 Решение тренировочных заданий