ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы ( при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольскаяигрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2.Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3.Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наимено ван ие раздело в и тем програ м м ы Количест во ча со в всего контро льн ы е работы практи чески е работы Дата изучени я Видыдеятельно сти Виды, формыко н тро ля Электро нн ы е (цифро вы е) образова тельн ы ер есурсы Модуль 1.Воспри яти еп рои зведени йи ск усст ва 1.1. Восприятие детских рисунков. Навык и восприяти я произвед ен ий детского творчества и формиро ва ни е зрительск их умений. 1 0 1 05.09.20 22 На блюда т ь, ра ссма тр и ва т ь, а на лизиро ва т ь детски е рисунки с позици й их содержа ни я и сюжета , на строен ия; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 1.2. Первы е предста влени я о композици и : на уровне образного восприяти я. Предста влен и е о различн ых ху до жественн ы хм а териа лах. 1 0 1 12.09.20 22 Об ъ яс н ят ь, ка ки ми х у до же с т ве н н ы ми ма те р иа ла ми (ка ра н да ша ми , ме л ка ми , кра ска ми и т. д.) сдела н рисуно к; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 1.3. Обсуждени есо дер жа ни яри су нка . 0 Итого п о мо ду л ю 1 2 Модуль 2.Графи ка 2.1. Линейн ый ри су но к. 1 0 1 19.09.20 22 26.09.20 22 Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и ма териа ла м и; Пра кти ч ес ка я ра бота ; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 2.2. Разныеви д ы лини й. 1 0 1 22.09.20 22 26.09.20 22 Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и ма териа ла м и; Приобр е та т ь опыт внима те л ьно го а на литичес ко го на блюде ни я; Пра кти ч ес ка я ра бота ; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 2.3. Линии в природе. Ветки (по фотогра ф и ям ) : тонкие — толстые, порыви ст ые, углова ты е, плавн ые и др. 1 0 1 26.09.20 22 03.10.20 22 На блюда т ь и а на лизиро ва т ь ха ра ктер линий в природе; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 2.4. Графи ческ и е материа л ы и их особенности . Приём ы рисо ва ни ялин и ей. 1 0 1 04.10.20 22 10.10.20 22 Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и ма териа ла м и; Созда ва т ь линейн ы й рисунок — упра жне н и е на ра зный ха ра ктер линий; Устн ый оп ро с ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 2.5. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треуго льн ы й, круглый, овальн ый, длинн ый ). 1 0 1 11.10.20 22 17.10.20 22 Выпол н ят ь с на туры рисунок листа дерева ; Ра ссма тр и ва т ь и обсужда т ь ха ра ктер формы листа ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 2.6. Последо ва тельн ост ьри су нк а. 0 2.7. Перви чн ы е навыки определени я пропорци й и понимания их значени я. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животн ы х. 1 2.8. Линейн ый темати ческ ий рисунок (линия -расск а зчиц а ) на сюжет стихотво рени я или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повество ва тельн ы м сюжето м. 0 2.9. Пятно -си лу э т. Превра щ ени е случайно го пятна в изобра жени е зверу шк и или фантасти ческ о го зверя. Развитие образного видения и способности целостно го , обобщённ о го видения. Пятн о как основа графическ о го изобра жени я. 1 2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 0 2.11. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. 1 2.12. Рассмотрени е и анализ средств выра жени я — пятна и линии — в иллюстраци ях художнико в к детским книгам. 0 Итого п о мо ду л ю 2 0 1 18.10.20 22 24.10.20 22 Осва и ва т ь последо ва т ел ьн ос т ь выпол не н и я рисунка ; Приобр е та т ь опыт обобще н и я видимо й формы предме та ; Ана лизи ро ва т ь и сра внива т ь соотно ше н и е ча стей, соста вляющ и х одно целое, ра ссма три ва т ь изобра же н и я живот н ых с контра ст н ы м и пропорц и ям и; Испол ьзо ва т ь гра фич е с ко е пятно ка к основу изобра зит ел ьн о го обра за ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 0 1 07.11.20 22 14.11.20 22 Ра звива ть на выки рисова ни я по предста вл е н и ю и вообра же н и ю; Испол ьзо ва т ь гра фич е с ко е пятно ка к основу изобра зит ел ьн о го обра за ; Соотнос и т ь форму пятна с опыто м зрительн ых впеча тле н и й ; Приобр е ст и зна ния о пятне и линии ка к основе изобра жен и я на плоскос т и ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 0 1 15.11.20 22 21.11.20 22 Учитьс я ра бота ть на уроке с жидко й кра ской; Созда ва т ь изобра же н и я на основе пятна путём доба влен и я к нему дета лей, подска за н н ы х вообра же н и е м ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 0 1 22.11.20 22 28.11.20 22 Осва и ва т ь на выки ра боты гуа шью в условиях школьно го урока ; Зна ть три основн ых цвета ; Обсу жда т ь а ссоциа ти вн ые предста вл е н и я, связа н н ые с ка жд ым цвето м; Экспе р и ме н т ир о ва т ь, исследова т ь возмо ж н ос т и сме ше н и я кра сок, на ложен и я цвета на цвет, ра змыва н и я цвета в процессе ра боты на д ра зноцве т н ы м коври ко м ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 8 Модуль 3.Живоп и сь 3.1. Цвет как одно из главн ых средств выра жен и я в изобра зи тельно м искусстве. Навыки ра бо ты гуа ш ью в услови яху ро ка. 0 3.2. Три основн ых цвета. Ассоциа ти вн ы е предста влени я, связанн ы е с каждым из цветов. Навык и см еш ен и як расок и получен и ян о во го ц вета . 1 3.3. Эмоциона льна явы ра зи тельн ост ьц вета. 0 3.4. Цвет как выра жен ие настроен и я, душевн о го состоян и я. 1 0 1 29.11.20 22 30.11.20 22 Осозна ва т ь эмоцио на л ьн ое звуча ние цвета , то, что ра зный цвет «ра сска зы ва е т » о ра зном на строени и — весёло м, за думчи во м , грустно м и др.; Объяс н ят ь, ка к ра зное на строен и е героев переда но художни ко м в иллюстра ц и ях ; Выпол н и т ь кра ска ми рисуно к с весёлым или грустн ым на строен ие м ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 3.5. Наш мир украша ю т цветы. Живописн о е изображени е по представлени ю и восприяти ю разных по цвету и формам цветков. Развитиена вы ко враб о ты гуа ш ью и навыковна б люд ени я. 1 0 1 01.12.20 22 07.12.20 22 Осва и ва т ь на выки ра боты гуа шью в условиях школьно го урока ; Выпол н и т ь гуа шью рисунок цветка или цветов на основе демонс тр и ру е м ых фотогра фи й или по предста вл е н и ю; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 1 0 1 08.12.20 22 14.12.20 22 Выпол н и т ь изобра же ни я ра зных времё н года ; Ра ссужда т ь и объяснят ь, ка кого цвета ка ждое время года и почему , ка к дога да тьс я по цвету изобра же н и й , ка кое это время года ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 1 0 1 15.12.20 22 21.12.20 22 Осва и ва т ь технику монот и п ии для ра звити я живоп и с н ых умен ий и вообра же н и я; Осва и ва т ь свойст ва симмет р и и; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 3.6. 3.7. Темати ческа я композици я «Времена года». Контрастн ы е цветовы е состоян и я времён года. Работагу а шью , в техникеап п лик аци ии ли в смешан но й тех ни ке. Техника монотипии. Предста влени я о симметрии . Развитиеа ссоц иа ти вн о го воо б ра жени я. Итого п о мо ду л ю 3 5 Модуль 4.Скульп ту ра 4.1. Изобра жен и е в объёме. Приём ы работы с пласти ли но м ; дощечка, стек, тряпо чк а. 0 4.2. Лепка зверу шек из цельной форм ы (черепа ш ки, ёжика, зайчика и т. д.). Приём ы вы т яги ва ни я, вдавливан и я, сгибания, скручи ва ни я. 1 0 1 22.12.20 22 28.12.20 22 На блюда т ь, воспри ни м а т ь выра зи те л ьн ые обра зные объёмы в природе: на что похожи фор мы обла ков, ка мне й , коряг, ка ртофел и н и др. (в кла ссе на основе фотогра фи й ); Осва и ва т ь первич н ые на выки лепки — изобра же н и я в объёме; Лепит ь из целого куска пла стилина мелких зверу ше к путём вытяги ва н и я, вда влива н ия; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 4.3. Бумажна я пластика . Овлад ен ие первичн ы ми приёмами надреза ни я, закручи ван и я, склад ыва ни я в работе над объёмной аппликацией. 1 0 1 29.12.20 22 11.01.20 23 Овла де ва т ь первичн ы м и на выка м и ра боты в объёмно й а пплика ц и и и колла же ; Осва и ва т ь на выки объёмно й а пплика ц и и (на при ме р , изобра же н и е птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмо в ра боты с бума гой ); Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 4.4. Лепка игрушк и по мотивам одного из наиболее известн ых народных художествен н ых промысло в (дымк о вска я, каргопольск а я игрушк и или по выбору учителя с учётом местн ых промысло в). 1 0 1 12.01.20 23 18.01.20 23 Ра ссма тр и ва т ь и ха ра ктери зо ва ть глинян ы е игрушки извест н ых на родных художес т ве н н ых промыс ло в; Ана лизи ро ва т ь строени е формы , ча стей и пропорц ий игрушки выбра н но го промыс ла ; Осва и ва т ь эта пы лепки формы игрушки и её ча стей; Выпол н и т ь лепку игрушки по мотива м выбра нн о го на родного промысла ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 4.5. Объёмна я аппликаци я из бумаги и картона. 1 0 1 19.01.20 23 25.01.20 23 Осва и ва т ь приё мы созда ния объёмн ых изобра же н и й из бума ги ; Приобр е та т ь опыт коллект и вн о й ра боты по созда ни ю в технике а пплика ц и и па нно из ра бот уча щихс я; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru Итого п о мо ду л ю 4 4 Модуль 5. Декора ти вно -п рик лад но еи ску сство 5.1. Узоры в природе. 0 5.2. Наблюдени е узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотогра фи й ). Эмоциона льно -э стети ческо е воспри яти е объекто в действи тельно сти. Ассоциа ти вно е сопоста влен ие с орнамента ми в предметах декорати вно прикладн о го искусства. 1 0 1 26.01.20 23 01.02.20 23 Ра ссма тр и ва т ь и эстетич ес ки ха ра ктери зо ва т ь ра зличные пример ы узоров в природе (на основе фотогра фи й ); Приво д ит ь пример ы и дела ть а ссоциа ти вн ые сопоста вле н и я с орна мен та м и в предме та х декора ти вно прикла дн о го искусст ва ; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 5.3. Предста влен и я о симметри и и наблюдени е её в природе. Послед о ва тельно е ведение работы над изображен и ем бабочки по предста влени ю, использо ван ие линии симметрии при составлени и узора крыльев. 1 0 1 02.02.20 23 08.02.20 23 Выпол н и т ь рисунок ба бочки, укра сив узора ми её крылья; Приобр е та т ь опыт использо ва н и я пра вил симмет р и и при выпол н е н ии рисунка ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 5.4. Узоры и орнамен ты, создаваем ы е людьм и, и разнооб ра зи е их видов. Орнам ен ты геом етри ческ ие и расти тельн ы е. 1 0 1 09.02.20 23 15.02.20 23 Ра ссма тр и ва т ь и ха ра ктери зо ва ть приме р ы художес т ве н н о выполн е н н ых орна мен т о в; Опред ел ят ь в предло жен н ых орна мен та х мотивы изобра же н и я: ра стительн ые , геоме т ри ч ес к ие , а нима лис т ич е с ки е; Ра ссма тр и ва т ь орна мен т ы в круге , полосе, ква дра те в соответ ст ви и с офор мл яе м о й предме т но й поверхно с тью ; Ра бота на у роке; www .p ro sv .ru 5.5. Декора ти вн а я композици я в круге или полосе. 1 1 0 16.02.20 23 22.02.20 23 Ра ссма тр и ва т ь орна мен т ы в круге , полосе, ква дра те в соответ ст ви и с офор мл яе м о й предме т но й поверхно с тью ; Выпол н и т ь гуа шью творчес ко е орна мен та л ьн ое стилизо ва н н о е изобра же н ие цветка , птицы и др. (по выбору ) в кругеил и в ква дра те (без ра ппорта ); www .p ro sv .ru Са мооц е н ка с использо ва н ие м « Оцено ч но го листа »; Ра бота на уроке; 5.6. Орнам ен т, характерн ый для игрушек одного из наиболее известн ы х народных художествен н ых промысло в. Дымко вск а я, каргопо льска я игрушка или по выбору учителя с учётом местн ых промысло в. 0 5.7. Орига ми — создание игрушк и для новогодней ёлки. Приём ы ск ла д ы ва ни ябу ма ги. 0 5.8. Форма и украшени е бытовы х предмето в. 1 0 1 23.02.20 23 01.03.20 23 Узна ва т ь о ра боте художн и ка по изгото вл е н и ю бытовых вещей ; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 5.9. Приём ы бумагопла стик и. Сумка или упаковка и её декор. 1 0 1 02.03.20 23 15.03.20 23 Осва и ва т ь на выки ра боты с бума го й , ножни ца м и , клее м, подручн ым и ма териа ла м и; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru Итого п о мо ду л ю 5 6 Модуль 6. Архитек ту ра 6.1. Наблюдени е разнооб ра зи я архитек ту рн ых построек в окружа ющ ем мире по фотогра фи ям, обсужден и е их особенностей и составн ых частей зданий. 0 6.2. Осво ен и е п ри ёмо в к он струи ро вани я и з бу м аги. Ск ла д ыва ни е о бъ ёмн ых п ро стых гео м етри ческ их тел. Овла д ен и е п ри ёма м и ск леи ва ни я д ета лей , надрезан и я, вырезан и я деталей, использо ва ни е приёмов симметрии . 1 0 1 16.03.20 23 22.03.20 23 Ра ссма тр и ва т ь и сра внива т ь ра зличные зда ния в окружа юще м мире (по фотогра фи ям ); Ана лизи ро ва т ь и ха ра ктери зо ва ть особенно с т и и соста вн ые ча сти ра ссма тр и ва е м ы х зда ний; Выпол н и т ь рисунок приду ма н н о го дома на основе полученн ых впеча тле н и й (техни ка ра боты може т быть любой , на пример с помощью мелких печа ток); Осва и ва т ь приё мы скла дыва н и я объёмн ых простых геоме тр ич е с ки х тел из бума ги (па ра ллеле пи п е д , конус, пира ми да ) в ка честве основы для домико в; Пра кти ч ес ка яр а бота ; www .p ro sv .ru 6.3. Макети ро ван ие (или создание аппликаци и ) простран ст венн ой сред ы сказочно го города из бумаги, картона или пласти лин а. 1 1 0 20.03.20 23 Осва и ва т ь приё мы склеива н и я дета лей, симмет р ич н о го на дреза ни я, выреза н и я дета лей и др., чтобы получили с ь крыши , окна , двери, лестниц ы для бума жн ых домико в; Ма кетир о ва т ь в игровой форме простра нс т во ска зочно го городка (или построит ь городок в виде объёмн ой а пплика ц и и ); Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru Итого п о мо ду л ю 6 2 Модуль 7. Восприяти еп рои з вед ени йи ску сст ва 7.1. Восприятие произведени й детского творчест ва. Обсужд ен и е сюжетн о го и эмоциональн о го содержан и я детских работ. 0 7.2. Художествен но е наблюд ен ие окружа ющего мира (мира природ ы) и предметн ой среды жизни человек а в зависим о сти от поставленно й аналити ческ ой и эстети ческ ой задачи наблюд ен и я (устано вки ). 1 0 1 30.03.20 23 05.04.20 23 Приобр е та т ь опыт эстетиче с ко го на блюде ни я природы на основе эмоцио на льн ы х впеча тле ни й и с учётом визуа льно й уста новки учителя; Приобр е та т ь опыт художес т ве н но го на блюде ни я предме т но й среды жизн и человека в за виси мос т и от поста влен н о й а на литичес ко й и эстетич е с ко й за да чи (уста новк и ); Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 7.3. Рассматри ва ни е иллюстрац ий к детским книгам на основе содержа тельн ы х установо к учителя в соответстви и с изучаем ой темой. 1 0 1 06.04.20 23 12.04.20 23 Осва и ва т ь опыт воспри яти я художес т ве н н ых иллюстра ц и й в детски х книга х в соответ ст ви и с учебной уста новко й; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru 7.4. Знакомство с живописн ой ка рти но й. 1 0 1 13.04.20 23 19.04.20 23 Приобр е та т ь опыт специа льн о орга низо ва н но го общен и я со ста нково й ка ртиной ; Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го , эмоцио на льн о го общени я со ста нково й ка ртиной ; Ра бота на у роке; www .p ro sv .ru 7.5. Обсуждени е произвед ен ий с ярко выра женн ы м эмоциональн ы м настро ени ем или со сказочн ы м сюжето м. Произвед ен и я В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художнико в (по выбору учителя). 0 7.6. Художник и зритель. Освоен ие зрительски х умений на основе получаем ы х знаний и творческ их установок наблюдени я. 1 7.7. Ассоциаци и из личного опыта учащих ся и оценка эмоциона льно го содержа ни я произвед ен ий. 0 7.8. Произведени я И. И. Леви тан а, А. Г. Венециано ва И. И. Шишк ин а, А. А. Пласто ва, К. Моне, В. Ван Гога и других художнико в (по выбору учителя) по теме «Времена года» 1 Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го , эмоцио на льн о го общени я со ста нково й ка ртиной ; Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е впеча тле н и я и мысл и ; Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых художн и ко в; 0 1 20.04.20 23 26.04.20 23 Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го , эмоцио на льн о го общени я со ста нково й ка ртиной ; Приобр е та т ь опыт зрительс ки х умени й , включа ющ и х необходи м ы е зна ния, внима н ие к позици и а втора и соотнесе н и е с личным жизн е нн ы м опыто м зрителя; Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е впеча тле н и я и мысл и ; Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых художн и ко в; Ра бота на у роке; www .p ro sv .ru 1 0 27.04.20 23 10.05.20 23 Приобр е та т ь опыт зрительс ки х умени й , включа ющ и х необходи м ы е зна ния, внима н ие к позици и а втора и соотнесе н и е с личным жизн е нн ы м опыто м зрителя; Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е впеча тле н и я и мысл и ; Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых художн и ко в; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru Итого п о мо ду л ю 7 5 Модуль 8. Азбука цифровой графики 8.1. Фотогра фи ро ва ни е мелких деталей природ ы, запеча тлен и е на фотогра фи ях ярких зрительн ы х впечатлени й. 0 8.2. Обсуждени е в услови ях урока ученическ их фотогра фи й, соответству ю щих изучаем ой теме. 1 Итого п о мо ду л ю 8 1 ОБЩ Е Е КОЛИ ЧЕ С Т ВО ЧАСО В ПО ПРОГ РА М М Е 33 0 1 3 30 11.05.20 23 24.05.20 23 Приобр е та т ь опыт обсужд ен и я фотогра фи й с точки зрения цели сдела нно го снимка , зна чимос т и его содержа ни я, его компо зи ц и и; Устн ый опрос; Ра бота на уроке; www .p ro sv .ru ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов Дата ные практич изучения еские работы работы всего контроль Виды, формы контроля 1. Все дети любят рисовать 1 0 1 05.09.2022 Устный опрос; 2. Изображения всюду вокруг нас. 1 0 1 12.09.2022 Устный опрос; 3. Мастер изображения учит видеть 1 0 1 19.09.2022 Практическая работа; 4. Изображать можно пятном 1 0 1 26.09.2022 Практическая работа; 5. Изображать можно в объёме 1 0 1 03.10.2022 Устный опрос; 6. Изображать можно линией 1 0 1 10.10.2022 Устный опрос; 7. Разноцветные краски 1 0 1 17.10.2022 Устный опрос; 8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение 1 0 1 24.10.2022 Устный опрос; 9. Художники и зрители(обобщение темы) 1 0 1 07.11.2022 Устный опрос; 10. Мир полон украшений. 1 0 1 14.11.2022 Практическая работа; 11. Красоту нужно уметь замечать. 1 0 1 21.11.2022 Устный опрос; 12. Цветы 1 0 1 28.11.2022 Устный опрос; 13. Узоры на крыльях 1 0 1 05.12.2022 Практическая работа; 14. Красивые рыбы 1 0 1 12.12.2022 Устный опрос; 15. Украшения птиц 1 0 1 19.12.2022 Устный опрос; 16. Узоры, которые создали люди. 1 0 1 26.12.2022 Устный опрос; 17. Как украшает себя человек 1 1 0 09.01.2023 Контрольная работа; 1 0 1 16.01.2023 Устный опрос; 19. Постройки в нашей жизни 1 0 0 23.01.2023 Устныйопрос; 20. Дома бывают разными 1 0 1 30.01.2023 Практическая работа; 21. Домики, которые построила природа 1 0 1 06.02.2023 Устный опрос; 22. Дом снаружи и внутри 1 0 1 13.02.2023 Устный опрос; 23. Строим город 1 0 1 27.02.2023 Устный опрос; 24. Строим город 1 0 1 06.03.2023 Практическая работа; 25. Все имеет свое строение 1 0 1 13.03.2023 Устный опрос; 26. Строим вещи 1 0 1 20.03.2023 Практическая работа; 27. Город, в котором мы живем(Обобщение темы) 1 0 1 03.04.2023 Устный опрос; 28. Три брата –Мастера всегда трудятся вместе 1 1 0 10.04.2023 Контрольная работа; 1 0 1 17.04.2023 Устный опрос; 30. Разноцветные жуки Конструирование из бумаги. 1 0 1 24.04.2023 Устный опрос; 31. Сказочная страна 1 0 1 08.05.2023 Устный опрос; 1 1 0 15.05.2023 Контрольная работа; 18. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) 29. «Праздник птиц». Создание панно 32. «Времена года» 33. Здравствуй, лето! (Обобщение темы) 1 0 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ 33 3 30 22.05.2023 Устный опрос; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК по изобразительному искусству. Поурочные разработки. Под ред.Неменская Л.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.prosv.ru UCHI.RU УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ видеоаппаратура музыкальный центр мультимедийный проектор мольберт ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ краски, карандаши, бумага, пластилин и т.п.