ИЗО 1 класс ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы ( при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как
для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В
урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей
целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения
целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольскаяигрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических
тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона
или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной

творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих
задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает
каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт
жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения
нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные
педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме
в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых
зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических
тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,
насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наимено ван ие раздело в и тем програ м м ы

Количест во ча со в
всего

контро льн ы е
работы

практи чески е
работы

Дата
изучени я

Видыдеятельно сти

Виды,
формыко н тро
ля

Электро нн ы е
(цифро вы е)
образова тельн ы ер
есурсы

Модуль 1.Воспри яти еп рои зведени йи ск усст ва
1.1.

Восприятие детских рисунков. Навык и восприяти я произвед ен ий детского
творчества и формиро ва ни е зрительск их умений.

1

0

1

05.09.20 22

На блюда т ь, ра ссма тр и ва т ь,
а на лизиро ва т ь детски е рисунки с
позици й их содержа ни я и сюжета ,
на строен ия;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

1.2.

Первы е предста влени я о композици и : на уровне образного восприяти я.
Предста влен и е о различн ых ху до жественн ы хм а териа лах.

1

0

1

12.09.20 22

Об ъ яс н ят ь, ка ки ми х у до же с т ве н н ы ми
ма те р иа ла ми (ка ра н да ша ми , ме л ка ми ,
кра ска ми и т. д.) сдела н рисуно к;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

1.3.

Обсуждени есо дер жа ни яри су нка .

0

Итого п о мо ду л ю 1

2

Модуль 2.Графи ка
2.1.

Линейн ый ри су но к.

1

0

1

19.09.20 22
26.09.20 22

Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и
ма териа ла м и;

Пра кти ч ес ка я
ра бота ;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

2.2.

Разныеви д ы лини й.

1

0

1

22.09.20 22
26.09.20 22

Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и
ма териа ла м и;
Приобр е та т ь опыт внима те л ьно го
а на литичес ко го на блюде ни я;

Пра кти ч ес ка я
ра бота ;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотогра ф и ям ) : тонкие — толстые, порыви ст ые,
углова ты е, плавн ые и др.

1

0

1

26.09.20 22
03.10.20 22

На блюда т ь и а на лизиро ва т ь ха ра ктер
линий в природе;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

2.4.

Графи ческ и е материа л ы и их особенности . Приём ы рисо ва ни ялин и ей.

1

0

1

04.10.20 22
10.10.20 22

Осва и ва т ь на выки ра боты гра фич е с ки м и
ма териа ла м и;
Созда ва т ь линейн ы й рисунок —
упра жне н и е на ра зный ха ра ктер линий;

Устн ый оп ро с ;
Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треуго льн ы й, круглый,
овальн ый, длинн ый ).

1

0

1

11.10.20 22
17.10.20 22

Выпол н ят ь с на туры рисунок листа
дерева ;
Ра ссма тр и ва т ь и обсужда т ь ха ра ктер
формы листа ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

2.6.

Последо ва тельн ост ьри су нк а.

0

2.7.

Перви чн ы е навыки определени я пропорци й и понимания их значени я. От
одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки
разных животн ы х.

1

2.8.

Линейн ый темати ческ ий рисунок (линия -расск а зчиц а ) на сюжет
стихотво рени я или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с
простым и весёлым повество ва тельн ы м сюжето м.

0

2.9.

Пятно -си лу э т. Превра щ ени е случайно го пятна в изобра жени е зверу шк и или
фантасти ческ о го зверя. Развитие образного видения и способности целостно го ,
обобщённ о го видения. Пятн о как основа графическ о го изобра жени я.

1

2.10.

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

0

2.11.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим
местом.

1

2.12.

Рассмотрени е и анализ средств выра жени я — пятна и линии — в
иллюстраци ях художнико в к детским книгам.

0

Итого п о мо ду л ю 2

0

1

18.10.20 22
24.10.20 22

Осва и ва т ь последо ва т ел ьн ос т ь
выпол не н и я рисунка ;
Приобр е та т ь опыт обобще н и я видимо й
формы предме та ;
Ана лизи ро ва т ь и сра внива т ь
соотно ше н и е ча стей, соста вляющ и х одно
целое, ра ссма три ва т ь изобра же н и я
живот н ых с контра ст н ы м и пропорц и ям и;
Испол ьзо ва т ь гра фич е с ко е пятно ка к
основу изобра зит ел ьн о го обра за ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

0

1

07.11.20 22
14.11.20 22

Ра звива ть на выки рисова ни я по
предста вл е н и ю и вообра же н и ю;
Испол ьзо ва т ь гра фич е с ко е пятно ка к
основу изобра зит ел ьн о го обра за ;
Соотнос и т ь форму пятна с опыто м
зрительн ых впеча тле н и й ;
Приобр е ст и зна ния о пятне и линии ка к
основе изобра жен и я на плоскос т и ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

0

1

15.11.20 22
21.11.20 22

Учитьс я ра бота ть на уроке с жидко й
кра ской;
Созда ва т ь изобра же н и я на основе пятна
путём доба влен и я к нему дета лей,
подска за н н ы х вообра же н и е м ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

0

1

22.11.20 22
28.11.20 22

Осва и ва т ь на выки ра боты гуа шью в
условиях школьно го урока ;
Зна ть три основн ых цвета ;
Обсу жда т ь а ссоциа ти вн ые
предста вл е н и я, связа н н ые с ка жд ым
цвето м;
Экспе р и ме н т ир о ва т ь, исследова т ь
возмо ж н ос т и сме ше н и я кра сок,
на ложен и я цвета на цвет, ра змыва н и я
цвета в процессе ра боты на д
ра зноцве т н ы м коври ко м ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

8

Модуль 3.Живоп и сь
3.1.

Цвет как одно из главн ых средств выра жен и я в изобра зи тельно м искусстве.
Навыки ра бо ты гуа ш ью в услови яху ро ка.

0

3.2.

Три основн ых цвета. Ассоциа ти вн ы е предста влени я, связанн ы е с каждым из
цветов. Навык и см еш ен и як расок и получен и ян о во го ц вета .

1

3.3.

Эмоциона льна явы ра зи тельн ост ьц вета.

0

3.4.

Цвет как выра жен ие настроен и я, душевн о го состоян и я.

1

0

1

29.11.20 22
30.11.20 22

Осозна ва т ь эмоцио на л ьн ое звуча ние
цвета , то, что ра зный цвет
«ра сска зы ва е т » о ра зном на строени и —
весёло м, за думчи во м , грустно м и др.;
Объяс н ят ь, ка к ра зное на строен и е героев
переда но художни ко м в иллюстра ц и ях ;
Выпол н и т ь кра ска ми рисуно к с весёлым
или грустн ым на строен ие м ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

3.5.

Наш мир украша ю т цветы. Живописн о е изображени е по представлени ю и
восприяти ю разных по цвету и формам цветков.
Развитиена вы ко враб о ты гуа ш ью и навыковна б люд ени я.

1

0

1

01.12.20 22
07.12.20 22

Осва и ва т ь на выки ра боты гуа шью в
условиях школьно го урока ;
Выпол н и т ь гуа шью рисунок цветка или
цветов на основе демонс тр и ру е м ых
фотогра фи й или по предста вл е н и ю;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

1

0

1

08.12.20 22
14.12.20 22

Выпол н и т ь изобра же ни я ра зных времё н
года ;
Ра ссужда т ь и объяснят ь, ка кого цвета
ка ждое время года и почему , ка к
дога да тьс я по цвету изобра же н и й , ка кое
это время года ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

1

0

1

15.12.20 22
21.12.20 22

Осва и ва т ь технику монот и п ии для
ра звити я живоп и с н ых умен ий и
вообра же н и я;
Осва и ва т ь свойст ва симмет р и и;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

3.6.

3.7.

Темати ческа я композици я «Времена года». Контрастн ы е цветовы е состоян и я
времён года. Работагу а шью , в техникеап п лик аци ии ли в смешан но й тех ни ке.

Техника монотипии. Предста влени я о симметрии .
Развитиеа ссоц иа ти вн о го воо б ра жени я.

Итого п о мо ду л ю 3

5

Модуль 4.Скульп ту ра
4.1.

Изобра жен и е в объёме. Приём ы работы с пласти ли но м ; дощечка, стек,
тряпо чк а.

0

4.2.

Лепка зверу шек из цельной форм ы (черепа ш ки, ёжика, зайчика и т. д.).
Приём ы вы т яги ва ни я, вдавливан и я, сгибания, скручи ва ни я.

1

0

1

22.12.20 22
28.12.20 22

На блюда т ь, воспри ни м а т ь
выра зи те л ьн ые обра зные объёмы в
природе: на что похожи фор мы обла ков,
ка мне й , коряг, ка ртофел и н и др. (в кла ссе
на основе фотогра фи й );
Осва и ва т ь первич н ые на выки лепки —
изобра же н и я в объёме;
Лепит ь из целого куска пла стилина
мелких зверу ше к путём вытяги ва н и я,
вда влива н ия;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

4.3.

Бумажна я пластика . Овлад ен ие первичн ы ми приёмами надреза ни я,
закручи ван и я, склад ыва ни я в работе над объёмной аппликацией.

1

0

1

29.12.20 22
11.01.20 23

Овла де ва т ь первичн ы м и на выка м и
ра боты в объёмно й а пплика ц и и и
колла же ;
Осва и ва т ь на выки объёмно й а пплика ц и и
(на при ме р , изобра же н и е птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых
приёмо в ра боты с бума гой );

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

4.4.

Лепка игрушк и по мотивам одного из наиболее известн ых народных
художествен н ых промысло в (дымк о вска я, каргопольск а я игрушк и или по
выбору учителя с учётом местн ых промысло в).

1

0

1

12.01.20 23
18.01.20 23

Ра ссма тр и ва т ь и ха ра ктери зо ва ть
глинян ы е игрушки извест н ых на родных
художес т ве н н ых промыс ло в;
Ана лизи ро ва т ь строени е формы , ча стей и
пропорц ий игрушки выбра н но го
промыс ла ;
Осва и ва т ь эта пы лепки формы игрушки и
её ча стей;
Выпол н и т ь лепку игрушки по мотива м
выбра нн о го на родного промысла ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

4.5.

Объёмна я аппликаци я из бумаги и картона.

1

0

1

19.01.20 23
25.01.20 23

Осва и ва т ь приё мы созда ния объёмн ых
изобра же н и й из бума ги ;
Приобр е та т ь опыт коллект и вн о й ра боты
по созда ни ю в технике а пплика ц и и па нно
из ра бот уча щихс я;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

Итого п о мо ду л ю 4

4

Модуль 5. Декора ти вно -п рик лад но еи ску сство
5.1.

Узоры в природе.

0

5.2.

Наблюдени е узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотогра фи й ).
Эмоциона льно -э стети ческо е воспри яти е объекто в действи тельно сти.
Ассоциа ти вно е сопоста влен ие с орнамента ми в предметах декорати вно прикладн о го искусства.

1

0

1

26.01.20 23
01.02.20 23

Ра ссма тр и ва т ь и эстетич ес ки
ха ра ктери зо ва т ь ра зличные пример ы
узоров в природе (на основе
фотогра фи й );
Приво д ит ь пример ы и дела ть
а ссоциа ти вн ые сопоста вле н и я с
орна мен та м и в предме та х декора ти вно прикла дн о го искусст ва ;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

5.3.

Предста влен и я о симметри и и наблюдени е её в природе. Послед о ва тельно е
ведение работы над изображен и ем бабочки по предста влени ю, использо ван ие
линии симметрии при составлени и узора крыльев.

1

0

1

02.02.20 23
08.02.20 23

Выпол н и т ь рисунок ба бочки, укра сив
узора ми её крылья;
Приобр е та т ь опыт использо ва н и я пра вил
симмет р и и при выпол н е н ии рисунка ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

5.4.

Узоры и орнамен ты, создаваем ы е людьм и, и разнооб ра зи е их видов.
Орнам ен ты геом етри ческ ие и расти тельн ы е.

1

0

1

09.02.20 23
15.02.20 23

Ра ссма тр и ва т ь и ха ра ктери зо ва ть
приме р ы художес т ве н н о выполн е н н ых
орна мен т о в;
Опред ел ят ь в предло жен н ых орна мен та х
мотивы изобра же н и я: ра стительн ые ,
геоме т ри ч ес к ие , а нима лис т ич е с ки е;
Ра ссма тр и ва т ь орна мен т ы в круге ,
полосе, ква дра те в соответ ст ви и с
офор мл яе м о й предме т но й поверхно с тью ;

Ра бота на у
роке;

www .p ro sv .ru

5.5.

Декора ти вн а я композици я в круге или полосе.

1

1

0

16.02.20 23
22.02.20 23

Ра ссма тр и ва т ь орна мен т ы в круге ,
полосе, ква дра те в соответ ст ви и с
офор мл яе м о й предме т но й поверхно с тью ;
Выпол н и т ь гуа шью творчес ко е
орна мен та л ьн ое стилизо ва н н о е
изобра же н ие цветка , птицы и др. (по
выбору ) в кругеил и в ква дра те (без
ра ппорта );

www .p ro sv .ru
Са мооц е н ка с
использо ва н ие м «
Оцено ч но го
листа »;
Ра бота на
уроке;

5.6.

Орнам ен т, характерн ый для игрушек одного из наиболее известн ы х народных
художествен н ых промысло в. Дымко вск а я, каргопо льска я игрушка или по
выбору учителя с учётом местн ых промысло в.

0

5.7.

Орига ми — создание игрушк и для новогодней ёлки.
Приём ы ск ла д ы ва ни ябу ма ги.

0

5.8.

Форма и украшени е бытовы х предмето в.

1

0

1

23.02.20 23
01.03.20 23

Узна ва т ь о ра боте художн и ка по
изгото вл е н и ю бытовых вещей ;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

5.9.

Приём ы бумагопла стик и. Сумка или упаковка и её декор.

1

0

1

02.03.20 23
15.03.20 23

Осва и ва т ь на выки ра боты с бума го й ,
ножни ца м и , клее м, подручн ым и
ма териа ла м и;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

Итого п о мо ду л ю 5

6

Модуль 6. Архитек ту ра
6.1.

Наблюдени е разнооб ра зи я архитек ту рн ых построек в окружа ющ ем мире по
фотогра фи ям, обсужден и е их особенностей и составн ых частей зданий.

0

6.2.

Осво ен и е п ри ёмо в к он струи ро вани я и з бу м аги. Ск ла д ыва ни е о бъ ёмн ых
п ро стых гео м етри ческ их тел. Овла д ен и е п ри ёма м и ск леи ва ни я д ета лей ,
надрезан и я, вырезан и я деталей, использо ва ни е приёмов симметрии .

1

0

1

16.03.20 23
22.03.20 23

Ра ссма тр и ва т ь и сра внива т ь ра зличные
зда ния в окружа юще м мире (по
фотогра фи ям );
Ана лизи ро ва т ь и ха ра ктери зо ва ть
особенно с т и и соста вн ые ча сти
ра ссма тр и ва е м ы х зда ний;
Выпол н и т ь рисунок приду ма н н о го дома
на основе полученн ых впеча тле н и й
(техни ка ра боты може т быть любой ,
на пример с помощью мелких печа ток);
Осва и ва т ь приё мы скла дыва н и я
объёмн ых простых геоме тр ич е с ки х тел
из бума ги (па ра ллеле пи п е д , конус,
пира ми да ) в ка честве основы для
домико в;

Пра кти ч ес ка яр
а бота ;

www .p ro sv .ru

6.3.

Макети ро ван ие (или создание аппликаци и ) простран ст венн ой сред ы
сказочно го города из бумаги, картона или пласти лин а.

1

1

0

20.03.20 23

Осва и ва т ь приё мы склеива н и я дета лей,
симмет р ич н о го на дреза ни я, выреза н и я
дета лей и др., чтобы получили с ь крыши ,
окна , двери, лестниц ы для бума жн ых
домико в;
Ма кетир о ва т ь в игровой форме
простра нс т во ска зочно го городка (или
построит ь городок в виде объёмн ой
а пплика ц и и );

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

Итого п о мо ду л ю 6

2

Модуль 7. Восприяти еп рои з вед ени йи ску сст ва
7.1.

Восприятие произведени й детского творчест ва. Обсужд ен и е сюжетн о го
и эмоциональн о го содержан и я детских работ.

0

7.2.

Художествен но е наблюд ен ие окружа ющего мира (мира природ ы) и предметн ой
среды жизни человек а в зависим о сти от поставленно й аналити ческ ой и
эстети ческ ой задачи наблюд ен и я (устано вки ).

1

0

1

30.03.20 23
05.04.20 23

Приобр е та т ь опыт эстетиче с ко го
на блюде ни я природы на основе
эмоцио на льн ы х впеча тле ни й и с учётом
визуа льно й уста новки учителя;
Приобр е та т ь опыт художес т ве н но го
на блюде ни я предме т но й среды жизн и
человека в за виси мос т и от поста влен н о й
а на литичес ко й и эстетич е с ко й за да чи
(уста новк и );

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

7.3.

Рассматри ва ни е иллюстрац ий к детским книгам на основе содержа тельн ы х
установо к учителя в соответстви и с изучаем ой темой.

1

0

1

06.04.20 23
12.04.20 23

Осва и ва т ь опыт воспри яти я
художес т ве н н ых иллюстра ц и й в детски х
книга х в соответ ст ви и с учебной
уста новко й;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

7.4.

Знакомство с живописн ой ка рти но й.

1

0

1

13.04.20 23
19.04.20 23

Приобр е та т ь опыт специа льн о
орга низо ва н но го общен и я со ста нково й
ка ртиной ;
Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го ,
эмоцио на льн о го общени я со ста нково й
ка ртиной ;

Ра бота на у
роке;

www .p ro sv .ru

7.5.

Обсуждени е произвед ен ий с ярко выра женн ы м эмоциональн ы м настро ени ем
или со сказочн ы м сюжето м. Произвед ен и я В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и
других художнико в (по выбору учителя).

0

7.6.

Художник и зритель. Освоен ие зрительски х умений на основе получаем ы х
знаний и творческ их установок наблюдени я.

1

7.7.

Ассоциаци и из личного опыта учащих ся и оценка эмоциона льно го содержа ни я
произвед ен ий.

0

7.8.

Произведени я И. И. Леви тан а, А. Г. Венециано ва И. И. Шишк ин а, А. А.
Пласто ва, К. Моне, В. Ван Гога и других художнико в (по выбору учителя) по
теме «Времена года»

1

Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го ,
эмоцио на льн о го общени я со ста нково й
ка ртиной ;
Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е
впеча тле н и я и мысл и ;
Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых
художн и ко в;
0

1

20.04.20 23
26.04.20 23

Осва и ва т ь опыт эстетич е с ко го ,
эмоцио на льн о го общени я со ста нково й
ка ртиной ;
Приобр е та т ь опыт зрительс ки х умени й ,
включа ющ и х необходи м ы е зна ния,
внима н ие к позици и а втора и
соотнесе н и е с личным жизн е нн ы м
опыто м зрителя;
Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е
впеча тле н и я и мысл и ;
Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых
художн и ко в;

Ра бота на у
роке;

www .p ro sv .ru

1

0

27.04.20 23
10.05.20 23

Приобр е та т ь опыт зрительс ки х умени й ,
включа ющ и х необходи м ы е зна ния,
внима н ие к позици и а втора и
соотнесе н и е с личным жизн е нн ы м
опыто м зрителя;
Ра сска зыва т ь и обсужда т ь зрительс ки е
впеча тле н и я и мысл и ;
Зна ть основн ые произвед е н и я изуча е мых
художн и ко в;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

Итого п о мо ду л ю 7

5

Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1.

Фотогра фи ро ва ни е мелких деталей природ ы, запеча тлен и е на фотогра фи ях
ярких зрительн ы х впечатлени й.

0

8.2.

Обсуждени е в услови ях урока ученическ их фотогра фи й, соответству ю щих
изучаем ой теме.

1

Итого п о мо ду л ю 8

1

ОБЩ Е Е КОЛИ ЧЕ С Т ВО ЧАСО В ПО ПРОГ РА М М Е

33

0

1

3

30

11.05.20 23
24.05.20 23

Приобр е та т ь опыт обсужд ен и я
фотогра фи й с точки зрения цели
сдела нно го снимка , зна чимос т и его
содержа ни я, его компо зи ц и и;

Устн ый опрос;
Ра бота на
уроке;

www .p ro sv .ru

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

ные

практич изучения
еские

работы

работы

всего контроль

Виды, формы
контроля

1.

Все дети любят рисовать

1

0

1

05.09.2022

Устный опрос;

2.

Изображения всюду вокруг
нас.

1

0

1

12.09.2022

Устный опрос;

3.

Мастер изображения учит
видеть

1

0

1

19.09.2022

Практическая работа;

4.

Изображать можно пятном

1

0

1

26.09.2022

Практическая работа;

5.

Изображать можно в объёме

1

0

1

03.10.2022

Устный опрос;

6.

Изображать можно линией

1

0

1

10.10.2022

Устный опрос;

7.

Разноцветные краски

1

0

1

17.10.2022

Устный опрос;

8.

Изображать можно и то, что
невидимо (настроение

1

0

1

24.10.2022

Устный опрос;

9.

Художники и
зрители(обобщение темы)

1

0

1

07.11.2022

Устный опрос;

10. Мир полон украшений.

1

0

1

14.11.2022

Практическая работа;

11. Красоту нужно уметь
замечать.

1

0

1

21.11.2022

Устный опрос;

12. Цветы

1

0

1

28.11.2022

Устный опрос;

13. Узоры на крыльях

1

0

1

05.12.2022

Практическая работа;

14. Красивые рыбы

1

0

1

12.12.2022

Устный опрос;

15. Украшения птиц

1

0

1

19.12.2022

Устный опрос;

16. Узоры, которые создали люди. 1

0

1

26.12.2022

Устный опрос;

17. Как украшает себя человек

1

1

0

09.01.2023

Контрольная
работа;

1

0

1

16.01.2023

Устный опрос;

19. Постройки в нашей жизни

1

0

0

23.01.2023

Устныйопрос;

20. Дома бывают разными

1

0

1

30.01.2023

Практическая
работа;

21. Домики, которые построила
природа

1

0

1

06.02.2023

Устный опрос;

22. Дом снаружи и внутри

1

0

1

13.02.2023

Устный опрос;

23. Строим город

1

0

1

27.02.2023

Устный опрос;

24. Строим город

1

0

1

06.03.2023

Практическая
работа;

25. Все имеет свое
строение

1

0

1

13.03.2023

Устный опрос;

26. Строим вещи

1

0

1

20.03.2023

Практическая
работа;

27. Город, в котором мы
живем(Обобщение темы)

1

0

1

03.04.2023

Устный опрос;

28. Три брата –Мастера
всегда трудятся вместе

1

1

0

10.04.2023

Контрольная
работа;

1

0

1

17.04.2023

Устный опрос;

30. Разноцветные жуки
Конструирование из бумаги.

1

0

1

24.04.2023

Устный опрос;

31. Сказочная страна

1

0

1

08.05.2023

Устный опрос;

1

1

0

15.05.2023

Контрольная
работа;

18. Мастер Украшения помогает
сделать праздник (обобщение
темы)

29. «Праздник птиц». Создание
панно

32.

«Времена года»

33. Здравствуй, лето!
(Обобщение темы)

1

0

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПОПРОГРАММЕ

33

3

30

22.05.2023

Устный опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по изобразительному искусству. Поурочные разработки. Под ред.Неменская Л.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.prosv.ru
UCHI.RU

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
видеоаппаратура
музыкальный центр
мультимедийный проектор
мольберт
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
краски, карандаши, бумага, пластилин и т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».