общество 6 кл.

Пояснительная записка.
Рабочая программа составленна основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения и авторской рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.
Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.:
Просвещение, 2011)
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа ориентирована на работу на УМК:
 Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.;
под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
 Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:







воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
 создание условий для социализации личности;
 воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
 демократическим принципам общественной жизни;
 формирование знаний и интеллектуальных умений;
 воспитания уважения к семье и семейным традициям;
 формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
 воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
 воспитания уважения к трудовой деятельности.

Общая характеристика предмета «Обществознание» в основной школе
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований,
научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика,
социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность
изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в
старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в
рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными
возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития
рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность
обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и
происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный
опыт школьников.
Курс «Обществознание» в 6 классе призван расширить знания учащихся о месте человека в обществе, дать научное представление об
обществе, о социальном окружении, Родине. В основу содержания курса заложены моральные и правовые нормы, что создает условия
для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 6 классе при изучении обществознания, прежде всего, даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют
наиболее актуальные для подростков проблемы взаимодействия личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые
нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта
взаимодействия с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы поведения,
первичные знания о государстве и законах.
В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как
личности, о деятельности как целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории,
отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления
социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными отношениями, совершенствуются общеучебные
компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения подростками
основных социальных ролей.
Курс способствует развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптивных
источниках, адекватному ее восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, общении,
систематизации полученных знаний.

Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на
ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 35 часов (из расчета один учебный час в неделю).

3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса обществознания 6 класса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой
основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности
и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей
страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны
и мира.

4. Содержание тем учебного курса.
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника (1
ч.)
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.Социальные параметры личности.
Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка.
Способности человека.Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между
деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.Потребности человека. Потребности
человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и
особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора
профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность.
Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (9 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и
соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.Человек в группе. Социальные группы (большие и малые).
Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.Общение. Общение – форма отношения человека
к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими.Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность.Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.
Учимся делать добро.Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу.Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в
поддержке.Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (7 часов)

5. Учебно- тематический план

№ раздела
(темы)
1

Название раздела (темы)

Кол-во часов по рабочей программе

Введение. Как работать с учебником

1

2

Тема 1.Человек в социальном измерении

11

3

Тема 2. Человек среди людей

9

4

Тема 3. Нравственные основы жизни

7

5

Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания

7

6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
По окончании изучения курса учащиеся должны:
 добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях
человеческого общения, экономики и политики.
 систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и
поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
 понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
 анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
 определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения,
основам экономического и политического устройства общества.
 делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же
моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
 договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
 решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.

7. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:







Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
М.: Просвещение, 2016
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)
Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая
Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2016
Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.

Интернет- ресурсы:


http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов



http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы



http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»



компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»
Литература для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю.
Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С.
Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А.
С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.:
Международная Педагогическая Академия, 1998.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: АйрисПресс, 2010.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб.пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. М.:Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб.пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, |010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка /
Содержание

2

3

4

5

Общая информация

Тема предмета не
очевидна. Информация не
точна или не дана.

Информация частично
изложена. В работе
использован только
один ресурс.
Тема частично раскрыта.
Некоторый материал
изложен некорректно.

Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.

Отражены некоторые
области применения
темы. Процесс решения
неполный.

Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически завершен.

Данная информация
кратка и ясна.
Использовано более
одного ресурса.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты темы
урока.
Отражены области
применения темы.
Изложена стратегия
решения проблем.

Тема

Применение и
проблемы

Не раскрыта и не ясна
тема урока. Объяснения
некорректны, запутаны
или не верны.
Не определена область
применения данной темы.
Процесс решения
неточный или
неправильный.

Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ

Максимальное
количество баллов

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц

5
10
5
15
10

Оценка
группы

Оценка
учителя

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности
5
Красивое оформление презентации
10
Слайды распечатаны в формате заметок.
5
90
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и
демонстрирует следующие знания и умения:
 логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное
явление или процесс;
 сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
 делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
 сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по
отношению к иным взглядам;
 применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
 оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не
искажающие общего правильного смысла;
 верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
 продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения
ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
 не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
 дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
 дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
 делает элементарные выводы;
 путается в терминах;

 не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
 не может аргументировать собственную позицию;
 затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
 справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
 не раскрыл проблему;
 представил информацию не в контексте задания;
 или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

8. Приложение (календарно-тематическое планирование)
№п
/п

1

2-3

Содержание (разделы,
темы)

Количе
ство
часов

Введение.
Как
работать с учебником

1

Глава I. Человек в
социальном
измерении
Человек – личность

11

2

Дата

Тип
урока

Виды
деятельнос
ти
(элементы
содержания
, контроль)

Материально
-техническое,
методическое
обеспечение

Вводны
й

Знать
значение,
использован
ие термина
«обществоз
нание»
Иметь
представлен
ие о связи
обществозн
ания
с
другими
науками.

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

Раскрыват
ь на
конкретных
примерах
смысл
понятия
«индивидуа
льность».
Использова
ть
элементы
причинноследственно
го анализа
при
характерист
ике
социальных
параметров
личности

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Использован
ие интернетресурсов

Презентация
«Человек,
индивид,
личность».
Режим
доступа:
www.pro
shkolu.ru/
user/rizin
gelena/
file/586150/

Планируемые результаты

Предметные
УУД
Получат
первичные
представления
об
исторической
науке

Метапредметны
е УД
Познавательные
: давать
определения
понятиям.
Коммуникативн
ые: участвовать
в обсуждении
вопроса о том,
для чего нужно
изучать
обществознания

Личностные
УУД
Формирован
ие мотивации
к изучению
обществозна
нию

Научатся:
понимать, что
человек
принадлежит
обществу,
живет и
развивается в
нем.
Получат
возможность
научиться:
понимать себя,
анализировать
свои поступки,
чувства,
состояния,
приобретаемый опыт;
работать в
группах и
парах

Познавательны
е: выявляют
особенности
и признаки
объектов;
приводят
примеры
в качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативн
ые:
взаимодействую
т в ходе
групповой
работы, ведут
диалог,
участвуют в
дискуссии;
принимают другое мнение и
позицию,

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к
новому
учебному материалу;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/неуспе
шности
учебной

Наличие
практически
хи
проектных
работ

Домашнее
задание

Стр. 4-6

Проект
«Сильная
личность –
какая она»

1. П. 1, п.12
2. П. 1,
п. 3,
закончить
свой
проект
«Сильная
личность –
какая она?»

4-5

6-7

Познай самого себя

Человек и его деятельность

2

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

Характериз
овать
особенности
познания
человеком
мира и
самого себя.
Оценивать
собственны
е
практически
е умения,
поступки,
моральные
качества,
выявлять их
динамику.
Сравнивать
себя и свои
качества с
другими
людьми.
Приводить
примеры
проявления
различных
способносте
й людей

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш

1. Урок
изучени
я нового
материа

Характериз
овать
деятельност
ь человека,

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,

Научатся:
характеризовать свои
потребности и
способности;
проявлять
личностные
свойства в
основных
видах деятельности.
Получат
возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать
схемы и
таблицы;
высказывать
собственное
мнение,
суждения

Презентация
«Человек и его
деятельность».
Режим до-

Научатся:
формировать
представление
о деятельности

допускают существование
различных точек
зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала;
принимают и
сохраняют
учебную задачу
Познавательны
е: устанавливают
при чинноследственные
связи и
зависимости
между
объектами.
Коммуникативн
ые: планируют
цели и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями,
слушают друг
друга, понимают
позицию
партнера, в том
числе и
отличную от
своей,
согласовывают
действия с
партнером
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия
Познавательны
е:
самостоятельно
выделяют и

деятельности

Проявляют
заинтересова
-нность не
только в
личном
успехе, но и
в решении
проблемных
заданий всей
группой;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешност
и учебной
деятельности

1.П. 2,
п.1,2
«В классе и
дома»
№№1,2,5

Применяют
правила
делового
сотрудничест

1. П. 3,
п. 1, 2,
вопросы
«Прове-

2.П. 2, п.3

ла
2. Урокпрактик
ум

8-9

Потребности человека

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

её
отдельные
виды.
Описывать
и
иллюстрир
овать
примерами
различные
мотивы
деятельност
и.
Использова
ть
элементы
причинноследственно
го анализа
для
выявления
связи между
деятельност
ью и
формирован
ием
личности.
Выявлять
условия и
оценивать
качества
собственной
успешной
деятельност
и
Характериз
овать и
иллюстрир
овать
примерами
основные
потребности
человека,
показывать
их
индивидуал
ьный
характер.
Описывать
особые
потребности

мультимедийн
ое
оборудование

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

ступа: http://
www.pro
shkolu.ru/
user/galsto
nok/file/

человека.
Получат
возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать
схемы и
таблицы;
высказывать
собственное
мнение,
суждения

формулируют
цели; анализируют вопросы,
формулируют
ответы.
Коммуникативн
ые: участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают
позицию
партнера.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу;
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цель; составляют
план и
последовательно
сть действий

ва;
сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную деятельность;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания

рим себя»
№ 1-5

Презентация
«Что человек
чувствует, о
чем
размышляет».
Режим
доступа:
http://
nsportal.ru/
shkola/obshch
estvoznanie/lib
rary

Научатся:
раскрывать основные черты
духовного мира
человека.
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; анализировать
таблицы; решать
логические
задачи;

Познавательны
е:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цели;
анализируют
вопросы,
формулируют
ответы.
Коммуникативн
ые: участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются

Оценивают
собственную
учебную деятельность,
свои
достижения;
анализируют
и
характеризу
ют
эмоциональн
ое состояние
и чувства
окружающих, строят
свои

1. П. 4,
п. 1,
«В классе и
дома»
№3
2. П. 4, п. 2,
3, вопросы
«Проверим себя»

2. П. 3,
п. 3, вопрос
«Проверим себя»
№6

10-11

На пути
к жизнен
ному успеху

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

людей с
ограниченн
ыми
возможност
ями.
Исследоват
ь
несложные
практически
е ситуации,
связанные с
проявления
ми
духовного
мира
человека,
его мыслей
и чувств
Характериз
овать и
конкретизи
ровать
примерами
роль труда в
достижении
успеха в
жизни.
Формулиро
вать свою
точку
зрения на
выбор пути
достижения
жизненного
успеха.
Показыват
ь на
примерах
влияние
взаимопомо
щи в труде
на его
результаты.
Находить и
извлекать
информаци
ю о жизни
людей,
нашедших
своё

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Презентация
«На пути к
жизненному
успеху».
Режим
доступа:
http://
nsportal.ru/
shkola/obshch
estvoznanie/lib
rary/urok-naputi-kzhiznenno
mu-uspekhu

высказывать
собственное
мнение,
суждения

мнениями,
понимают
позицию
партнера.
Регулятивные:
ставят учебную
задачу на основе
соотнесения
того, что уже известно и
усвоено, и того,
что ещё неизвестно

взаимоотнош
ения с их
учетом

Научатся:
определять понятие «образ
жизни», составляющие
жизненного
успеха.
Получат
возможностьн
аучиться:
работать с
текстом
учебника;
анализировать
схемы и
таблицы;
высказывать
собственное
мнение,
суждения

Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале в
сотрудничестве
с учителем.
Познавательны
е: ставят и
формулируют
проблему урока;
самостоятельно
создают
алгоритм
деятельности
при решении
проблемы.
Коммуникативн
ые: проявляют
активность во
взаимодействии
для решения
коммуникативны
хи
познавательных
задач (задают

Определяют
целостный,
социально
ориентированный
взгляд на
мир в единстве и
разнообразии
народов,
культуры и
религий

Проект
«Мой путь к
жизненному
успеху»

1.П. 5, п. 1,
2,
«В классе и
дома»
№4
2. П. 4,
п. 3, 4, 5,
закончить
проект
«Мой путь
к жизненному
успеху»

12

13-14

Повторительнообобщающий урок по
теме
«Человек
в социальном измерении»

1

Глава II. Человек
среди людей
Межличностные
отношения

9
2

Урок
повторе
ния и
контрол
я
Тестиро
вание
по теме
«Челове
к
в
социальном
измерении»

1. Урок
изучени
я нового
материа

призвание в
жизни и
достигших
успеха, из
адаптированных
источников
различного
типа
Обобщать и
систематизи
ровать
знания и
мения по
изученной
теме
Выполнять
задания в
тестовой
форме по
изученной
теме

Описывать
межличност
ные
отношения

вопросы,
формулируют
свои
затруднения;
предлагают
помощь и сотрудничество)
Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
распечатанные
тексты
тестовых
работ

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,

Презентация
«Отношения между
людьми»:

Научатся:
определять, что
такое
деятельность
человека, его
духовный мир.
Получат
возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать
таблицы;
решать
логические
задачи; высказывать
собственное
мнение,
суждения

Познавательны
е: овладевают
целостными
представлениями
о качествах личности человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
учебной задачи.
Коммуникативн
ые: планируют
цели и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями;
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении нового
учебного
материала

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную деятельность;
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности

Повторить
по записям
в тетради

Научатся:
определять, в
чем состоят
особенности

Познавательны
е: выявляют
особенности и
признаки

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельно-

1. П. 6,
п. 1, 2,
вопросы
«Проверим

ла
2. Урокпрактик
ум

15-16

Человек в группе

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урок-

и их
отдельные
виды.
Показыват
ь
проявления
сотрудничес
тва и
соперничест
ва на
конкретных
примерах.
Описывать
с опорой на
примеры
взаимодейст
вие и
сотрудничество
людей в
обществе.
Оценивать
собственное
отношение
к людям
других
национальн
остей и
другого
мировоззрен
ия.
Исследоват
ь
практически
е ситуации,
в которых
проявились
солидарност
ь,
толерантнос
ть,
лояльность,
взаимопони
мание
Описывать
большие и
малые,
формальные
и
неформальн

мультимедийн
ое
оборудование

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое

Режим
доступа:
http://www.
rusedu.ru/
detail_10287.
html

межличностны
х отношений;
анализировать
взаимоотношения
людей на
конкретных
примерах.
Получат
возможность
научиться:
ориентироваться на
понимание
причин успеха
в учебе; формулировать
собственную
точку зрения;
осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное

объектов;
приводят
примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативн
ые:
взаимодействую
т в ходе
групповой
работы, ведут
диалог,
участвуют в
дискуссии;
принимают другое мнение и
позицию,
допускают существование
различных точек
зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала;
принимают и
сохраняют
учебную задачу

сти;
проявляют
интерес к
новому
учебному материалу;
выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/неуспе
шности
учебной
деятельности

себя» № 13,

Презентация
«Ты
и твои
товарищи».
Режим
доступа: http://

Научатся:
определять, что
такое культура
общения
человека;
анализировать

Познавательны
е: овладевают
целостными
представлениями
о качествах личности человека;

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную дея-

1. П. 7,
п. 1, 2, 3,
«В классе и
дома « №№
1, 2

2. П. 6,
п. 3, «В
классе и
дома» №
2,3,4

практик
ум

ые группы.
Приводить
примеры
таких групп.
Характериз
овать и
иллюстрир
овать
примерами
групповые
нормы.
Описывать
с опорой на
примеры
взаимодейст
вие и
сотрудничество
людей в
обществе.
Оценивать
собственное
отношение
к людям
других
национальн
остей и
другого
мировоззрен
ия.
Исследоват
ь
практически
е ситуации,
в которых
проявились
солидарност
ь,
толерантнос
ть,
лояльность,
взаимопони
мание.
Исследоват
ь
практически
е ситуации,
связанные с
выявлением
места

оборудование

www.uchportal. нравственную
ru/load/143-1и правовую
0-3838
оценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять
поиск
дополнительны
х сведений в
СМИ; отвечать
на вопросы,
высказывать
собственную
точку зрения.
Получат
возможность
научиться:
осуществлять
поиск нужной
информации,
анализировать
объекты;
ориентироватьс
я на понимание
причин успеха
в учебе;
формулировать
собственную
точку зрения;
осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное

привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
учебной задачи.
Коммуникативн
ые: планируют
цели и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями;
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении нового
учебного
материала

тельность;
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности

2. П. 7,
п. 4, 5, 6

17-18

Общение

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

19-20

Конфликты в
межличностных
отношениях

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

человека в
группе,
проявление
м лидерства
Характериз
овать
общение как
взаимные
деловые и
дружеские
отношения
людей.
Иллюстрир
овать с
помощью
примеров
различные
цели и
средства
общения.
Сравнивать
и
сопоставля
ть
различные
стили
общения.
Выявлять
на основе
конкретных
жизненных
ситуаций
особенности
общения со
сверстникам
и, старшими
и
младшими.
Оценивать
собственное
умение
общаться
Описывать
сущность и
причины
возникновен
ия межличностных
конфликтов.
Характериз

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Презентация
«Зачем люди
общаются».
Режим доступа: http://
festival.1septe
mber.ru/
articles/
571552/

Научатся:
понимать, почему без
общения
человек не
может
развиваться
полноценно.
Получат
возможность
научиться:
анализировать,
делать выводы;
давать
нравственную
и правовую
оценку
конкретных
ситуаций;
осуществлять
поиск
дополнительны
х сведений в
СМИ; отвечать
на вопросы,
высказывать
собственную
точку зрения

Познавательны
е: устанавливают
причинноследственные
связи и
зависимости
между
объектами.
Коммуникативн
ые: планируют
цели и способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями,
слушают друг
друга, понимают
позицию
партнера, в том
числе и
отличную от
своей,
согласовывают
действия с
партнером.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия

Проявляют
заинтересова
нность не
только в личном успехе,
но и в
решении проблемных
заданий всей
группой; выражают
положительное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/неуспе
шности
учебной
деятельности

1. П. 8,
п. 1, 2, 3,
вопросы
«Проверим себя»
2. П. 8,
п. 4, 5,
«В классе и
дома» № 5

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Презентация
«Почему
нужно быть
терпимым».
Режим
доступа:
http://festival.1
september.

Научатся:
сохранять
достоинство в
конфликте.
Получат
возможность
научиться:
допускать су-

Познавательны
е:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цели;
анализируют
вопросы,

Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои достижения;
анализируют
и ха-

1. П. 9,
п. 1, 2
2.П. 9, «В
классе и
дома»
№ 1, 2

21

22-23

Повторительнообобщающий урок по
теме «Человек среди
людей»

1

Глава III.
Нравственные основы
жизни
Человек славен
добрыми делами

7

2

Урок
повторе
ния и
контрол
я
Тестиро
вание
по
теме«Че
ловек
среди
людей»

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

овать
варианты
поведения в
конфликтны
х ситуациях.
Объяснять,
в чём
заключается
конструктив
ное разрешение
конфликта.
Иллюстрир
овать
объяснение
примерами.
Выявлять и
анализиров
ать
собственны
е типичные
реакции в
конфликтно
й ситуации
Обобщать и
систематизи
ровать
знания и
мения по
изученной
теме
Выполнять
задания в
тестовой
форме по
изученной
теме

Характериз
овать и
иллюстрир
овать
примерами
проявления
добра.
Приводить
примеры,

ru/articles/
579564/

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
распечатанные
тексты
тестовых
работ

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Презентация
«Человек
славен
добрыми
делами».
Режим
доступа: http://
nsportal.ru/
shkola/obshche

ществование
различных
точек зрения,
принимать
другое мнение
и позицию,
приходить к
общему решению; задавать
вопросы;
осуществлять
поиск нужной
информации,
выделять
главное

формулируют
ответы.
Коммуникативн
ые: участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
обмениваются
мнениями,
понимают
позицию
партнера.
Регулятивные:
ставят учебную
задачу на основе
соотнесения
того, что уже известно и
усвоено, и того,
что ещё неизвестно

рактеризуют
эмоциональн
ое состояние
и чувства
окружающих, строят
свои
взаимоотнош
ения с их
учетом

Научатся:
определять основные
понятия к главе
«Человек среди
людей».

Познавательны
е: овладевают
целостными
представлениями
о качествах личности человека;
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения

Сравнивают
разные точки
зрения;
оценивают
собственную

Повторить
по записям
в тетради

Научатся:
отличать добрые поступки
от злых;
определять
понятия
«нравственност
ь» и
«безнравст-

Познавательны
е:
ориентируются в
разнообразии
способов
решения
познавательных
задач; выбирают
наиболее эф-

Проявляют
заинтересова
нность
не только в
личном
успехе, но
и в решении
проблемных
заданий

1. П. 10,
п.1, 2,
«В классе и
дома»
№3
2. П. 10, п.
3

иллюстриру
ющие
золотое
правило
морали.
Оценивать
в
модельных
и реальных
ситуациях
поступки
людей с
точки
зрения
золотого
правила
морали

24-25

Будь смелым

2

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

На
конкретных
примерах
дать
оценку
проявления
м мужества,
смелости,
случаям
преодолени
я людьми
страха в
критических
и житейских
ситуациях.
Оценивать
предлагаем
ые
ситуации,
требующие
личного

stvoznanie/libra
ry/che
lovek-slavendobrom

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш

венность».
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; вы
сказывать
собственное
мнение,
суждения

Научатся:
определять,
всегда ли страх
является
плохим
качеством
человека,
бороться со
своими
страхами.
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; решать
логические
задачи;
высказывать
собственное

фективные
способы их
решения.
Коммуникативн
ые:
договариваются
о распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности;
задают вопросы,
необходимые
для организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с
партнёром.
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных
целей с учётом
конечного
результата;
составляют план
и
последовательно
сть действий
Познавательны
е: выявляют
особенности и
признаки
объектов;
приводят
примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативн
ые:
взаимодействую
т в ходе
совместной
работы, ведут
диалог,
участвуют в
дискуссии;
принимают дру-

всей
группой; выражают
положи
тельное
отношение к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/неуспе
шности
учебной
деятельности

Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности
; проявляют
интерес к
новому
учебному
материалу;
выражают
положительное
отношение к
процессу познания;
адекватно
понимают
причины
успешности /
неуспешности

Проект «Мой
земляк –
смелый
человек»

1. П. 11, п.
1, «В
классе и
дома»
№2
2.П. 11, п.
2, 3,
закончить
проект
«Мой
земляк –
смелый
человек»

противодейс
твия
проявления
м зла

26-27

28

Человек и человечность

Повторительнообобщающий урок по
теме «Нравственные
основы жизни»

2

1

1. Урок
изучени
я нового
материа
ла
2. Урокпрактик
ум

Урок
повторе
ния и
контрол
я
Тестиро

Раскрыват
ь на
примерах
смысл
понятия
«человечнос
ть».
Давать
оценку с
позиции
гуманизма
конкретным
поступкам
людей,
описанным
в СМИ и
иных
информацио
нных
источниках.
На
примерах
конкретных
ситуаций
оценивать
проявления
внимания к
нуждающим
ся в нём
Обобщать и
систематизи
ровать
знания и
умения по
изученной

мнение,
суждения

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
мультимедийн
ое
оборудование

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
распечатанные
тексты

Презентация
«Что такое
человечность».
Режим доступа: http://
nsportal.ru/
shkola/obshch
estvoznanie/lib
rary/
chto-takoechelovech
nost

Научатся:
строить свои
взаимоотношен
ия с другими
людьми.
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; высказывать
собственное
мнение,
суждения

Научатся:
анализировать
свои поступки
и отношения к
окружающим
людям.

гое мнение и
позицию,
допускают существование
различных точек
зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала;
принимают и
сохраняют
учебную задачу
Познавательны
е: выбирают
наиболее
эффективные
способы
решения задач;
контролируют и
оценивают
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативн
ые:
договариваются
о распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности
Регулятивные:
адекватно
воспринимают
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и
других людей.

учебной
деятельности

Проявляют
способность
к решению
моральных
дилемм на
основе учёта
позиций
партнёров в
общении;
ориентируются на их
мотивы и
чувства,
устойчивое
следование в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям

1. П. 12, «В

Познавательны
е: ставят и
формулируют
цели и проблему
урока; осознанно
и произвольно

Определяют
свою
личностную
позицию;
адекватную
дифференцир

Повторить
тему«Челов
ек и
общество»

классе и
дома»
№3
2. П. 12,
вопросы
«Проверим себя»

29-30

Итоговое повторение
Повторительнообобщающий урок по
теме «Человек и
общество»

7
2

ваниепо
теме«Нр
авственн
ые
основы
жизни»

теме
Выполнять
задания в
тестовой
форме по
изученной
теме

тестовых
работ

Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; высказывать
собственное
мнение,
суждения

строят
сообщения в
устной и
письменной
форме, в том
числе творческого и
исследовательск
ого характера.
Коммуникативн
ые: адекватно
используют
речевые средства
для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане

ованную
самооценку
своей
успешности

Урок
обобщен
ия и
системат
изации
знаний

Определять
все термины
по
изученной
теме.работа
ть с текстом
учебника;
Высказывать
собственное
мнение,
суждения

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш

Научатся:
определять все
термины за
курс 6 класса.
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; высказывать
собственное
мнение,
суждения

Познавательны
е:
самостоятельно
создают
алгоритмы
деятельности
при решении
проблем
различного
характера.
Коммуникативн
ые:
формулируют
собственное
мнение и
позицию.
Регулятивные:
учитывают
установленные

Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности
, устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения

Повторить
тему«Челов
ек в
системе
общественных отношений»

31-32

33

Человек в системе
общественных отношений

Итоговая контрольная
работа

2

1.Урок
примене
ния
знаний и
умений
(защита
проекто
в)
2. Урокпрактик
ум

Защищать
индивидуал
ьные
проекты по
теме«Челов
ек в системе
общественных отношений»

2

Урок
контрол
яи
коррекц

Обобщать и
систематизи
ровать
знания и

Презентации
учащихся

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,

Научатся:
определять все
термины за
курс 6 класса.
Получат
возможность
научиться:
работать с
текстом
учебника; высказывать
собственное
мнение,
суждения,
защищать
собственные
проекты

Научатся:
выполнять
контрольные
задания по

правила в
планировании и
контроле
способа
решения;
осуществляют
пошаговый и
итоговый
контроль
Познавательны
е:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
познавательную
цель;
используют
общие приёмы
решения
поставленных
задач.
Коммуникативн
ые: участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем;
проявляют
активность во
взаимодействии
для решения
коммуникативны
хи
познавательных
задач.
Регулятивные:
планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации;
оценивают
правильность
выполнения
действия
Познавательны
е: ставят и
формулируют
цели и проблему

Проявляют
доброжелательн
ость и
эмоциональн
онравственну
ю
отзывчивость
, эмпатию
как
понимание
чувств
других
людей и
сопереживают им

Выражают
адекватное
понимание
причин

Защита
проектов по
теме по теме
«Человек в
системе
общественных отношений»

Подготовит
ься к
итоговой
контрольно
й работе

Подготовит
ься курокуконференц
ияпо теме

34-35

Урок-конференция
«Человек и общество»

2

ии
знаний и
умений

умения по
изученной
теме
Выполнять
задания в
различной
форме по
изученному
в 6 классе
материалу

распечатанные
тексты
тестовых
работ

обществознани
ю.
Получат
возможность
научиться:
преобразовывать
извлечённую
информацию в
соответствии с
заданием
(выделять
главное,
сравнивать, выражать свое
отношение) и
представлять её
в виде
письменного
текста

Урок
обобщен
ия и
системат
изации
знаний

Обобщать и
систематизи
ровать
знания и
умения по
изученной
теме
Высказывать
собственное
мнение,
суждения

Учебник,
тетрадь,
ручка,
карандаш,
домашние
записи
учащихся по
теме

Научатся:
пользоваться
дополнительны
ми источниками
информации,
отбирать
материал по
заданной теме;
подбирать
иллюстративный
материал к тексту своего
выступления.
Получат
возможность
научиться:

урока; осознанно
и произвольно
строят
сообщения в
устной и
письменной
форме, в том
числе творческого и
исследовательск
ого характера.
Коммуникативн
ые: адекватно
используют
речевые средства
для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане
Познавательны
е: выбирают
наиболее
эффективные
способы
решения задач;
контролируют и
оценивают
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативн
ые:
договариваются
о распределении
функций и ролей
в совместной
деятельности.

успешности/неуспе
шности
учебной
деятельности
, устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения

Определяют
свою
личностную
позицию;
адекватную
дифференцир
ованную
самооценку
своей
успешности

«Человек и
общество»

публично выступать;
высказывать
собственное
мнение, суждения

Регулятивные:а
декватно
воспринимают
предложения и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и
других людей

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует
следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего
правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил
фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».