общество 7 кл.

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.),
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»;
- Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы:
проект - М: Просвещение, 2014.- (Стандарты второго поколения).
- Авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,2014
- Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г №345»;
- Учебного плана МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по обществознанию:
• Обществознаиие. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.:
Просвещение, 2016.

• Обществознаиие. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. - М. : Просвещение, 2016.
• Обществознаиие. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват.
организаций / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая [и др.]. - М. .Просвещение, 2014.
• Обществознаиие. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф.
Ивановой. - М. : Просвещение, 2016.

Цели изучения обществознания в основной школе:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического

мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим
и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах

• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и

гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными
группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
В соответствии ФГОС основного общего образования и учебного плана МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» на изучение обществознания в объеме
обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится в 7 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в
неделю









Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
Рабочая тетрадь. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва.
«Просвещение» 2008.
Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами
/А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. –
М: ВАКО, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012







Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.

Нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Интернет ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения
(социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование
без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права
человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в

Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm —
Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал
«Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru
/library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический
центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru —
Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Слайдовые презентации по отдельным темам.
Тестовые задания по разделам.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
ТРЕБОВАНИЯ к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностные результаты:
 Осознавать свои познавательные интересы, учебные мотивы;

 Осваивать основные ценности общества, их значимость для развития личности;
 Формировать ценностные ориентации, ответственность за поступки;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
 Умение самостоятельно определять цели своей деятельности
 Соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи
 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Познавательные:
 Умения осуществлять поиск необходимой информации;
 Определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
 Способности анализировать реальные социальные ситуации;
 Перевод информации из одной знаковой системы в другую; выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации;
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные:
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
 деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
 Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
 Оценке различных позиций участников группы, организовывать сотрудничество;
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью
 Овладение различными видами аргументации и презентации своих сообщений;
Предметные результаты:
Ученик научится:

 Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.
 Добывать и критически оценивать информацию;
 Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде
устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
 Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и
ценностей.
 Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины,
общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку
зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.
 Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к
справедливости устройства разных экономических систем.
 Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.
 Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам
как способам изменения общества.
 Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков

Содержание программы
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и
самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые
формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,
конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес,
реклама.
Тема 3. Человек и природа (4 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая
мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный
контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (4 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Тематическое планирование по обществознанию в 7 классе
№
п\п

Наименование тем разделов

Максимальная
нагрузка Теорети
учащегося ческое
обучечасы
ние,
часы

Из них
Лабораторные и
практические
работы,
часы

Контро
льные
работы,
часы

12

11

1

15

14

1

3

Регулирование поведения
людей в обществе
Человек в экономических
отношениях
Человек и природа

4

3

4

Итоговое повторение

4

5

Итого

35

1
2

28

Экскур-

Самостоя
-тель-

сии,
часы

ная работа, часы

1
1

1

1

1

3

3

Кол-во
часов

п/п

Тема

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по обществознанию 7 класс
Планируемые результаты
Характеристика
видов деятельности
Тип и
Метапредметные и личностные УУД
вид
урока

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 часов)
1

Человек и 1
закон

2

Что значит 1
жить по
правилам?

(урок от- Научатся: понимать
крытия условные обозначения
нового
нового учебника и
знания)
рабочей тетради;
определять понятия
закон и право и как они
регулируются поведением людей в
обществе; отличать
понятия нормы закона
и моральные законы
общества
(Урок
Научатся: называть
общемет
различные виды
оправил; приводить
дологичес примеры индивидуалькой
ных и групповых
направлен привычек; объяснять,
ности
зачем в обществе

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят
примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог,
участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают
существование
различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого
материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и
зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера,
в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют

Дата проведения
План Факт.

3-4

5

6

Права и
обязанности
граждан

2

(урок
общеметодоло
гической
направлен
ности

Почему 1
важно соблюдать
законы

(урок
общеметодоло
гической
направлен
ности

Защита

1

(урок

существуют правила
этикета; приводить
примеры обычаев и
ритуалов; объяснять,
какие правила
регулируют поведение
людей в обществе
Научатся: определять,
как права человека
связаны с его
потребностями; какие
группы прав
существуют; что
означает выражение
«права человека
закреплены в законе»;
определять связь прав с
потребностями
человека; работать с
документами правового
характера
Научатся: определять,
почему человеческому
обществу нужен
порядок; каковы
способы для
установления порядка в
обществе; в чем смысл
справедливости;
почему свобода не
может быть безграничной; объяснять смысл
понятия свобода
Научатся: определять,

заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении
проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к
процессу познания; адекватно понимают причины
успешностй/неуспешности учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;
анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно
выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность
действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают
разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;
анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные: оценивают собственную
учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют
эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;

Отечества

7

Что такое 1
дисциплин
а)

8-9 Виновен отвечай

10-

2

Кто стоит 2

общепочему нужна
методоло регулярная армия, в
гической чем состоит обязательнаправлен
ная подготовка к
ности)
военной службе;
отличия военной
службы по призыву от
военной службы по
контракту; каковы
основные обязанности
военнослужащих; как
готовить себя к выполнению воинского
долга
(урок
Научатся: определять,
общечто такое
методоло дисциплина, какая она
гической бывает, каковы
направлен последствия нарушения
дисциплины; виды
ности
(внутренняя и внешняя)
дисциплины
Научатся: определять,
(урок
кого называют
общезаконопослушным
методоло
человеком,
в чем коваргической
ство мелкого хунаправлен
лиганства,
признаки
ности)
противоправного
поведения,
особенности наказания
несовершеннолетних
(урок
Научатся: определять,

анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно
выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность
действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают
разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность;
выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;
анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои
достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и
чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд
на мир в единстве и разнообразии культуры
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах

11

на страже
закона

12

Человек и 1
закон

общекакие задачи стоят
методоло перед сотрудниками
гической правоохранительных
направлен органов, какие органы
ности
называются
правоохранительными;
задачи, стоящие перед
судом; что такое
полиция, каковы
основные направления
деятельности полиции;
на основе каких
принципов полиция
осуществляет свою деятельность; как работают подразделения
по делам
несовершеннолетних
урок раз- Научатся: работать с
вивающег тестовыми контрольноо
измерительными матеконтроля риалами, использовать
изученные термины по
теме «Регулирование
поведения людей в
обществе»

личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении
нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах
личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в
коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют
способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении
нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют
мотивацию к учебной деятельности

Глава 2. Человек в экономических отношениях ( 15 часов)
132
14 Экономика
и ее основ-

(урок
Научатся: определять, Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят
открыти как экономика служит примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
я нового людям; почему форма Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут

знания)

хозяйствования
наиболее успешно
решает цели экономики; что общего и в
чем различия
экономических
интересов
производителей и
потребителей; как
взаимосвязаны
основные участники

диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек зрения. Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

15- Мастерство 2
16 работника

(урок
общеметодоло
гической
направлен
ности)

Научатся: определять,
из чего складывается
мастерство работника;
чем определяется
размер заработной
платы, должна ли
зарплата находиться в
зависимости от
образования работника

17- Производ- 2
18 ство, затраты, выручка,
прибыль

(урок
общеметодоло
гической
направлен
ности)

Научатся: определять,
какова роль разделения
труда в развитии
производства; как
сделать производство
выгодным; как снизить
затраты производства

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах
личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении
нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и
зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели й
способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей,
согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры
действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах
личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.

ные участники

1920

Виды и
формы
бизнеса

2

(урок Научатся: определять,
обще- почему люди
методоло занимаются бизнесом;

гической какова роль предпрининаправлен мательства в развитии
ности) экономики; различные
виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать
бизнес успешным и получить прибыль; в
каких формах можно
организовать бизнес

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении
нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки
зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют
мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения
познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их
решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и
последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий
всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания;
адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают
наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают
процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные:
проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета
позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,

2122

Обмен, 2
торговля,
реклама

(урок
общеметодоло
гической
направлен
ности

2324

Деньги и 2
их функции)

(урок
Научатся: определять,
общемев чем состоят
тодолоособенности
гической
межличностных
направлен
отношений; ананости
лизировать взаимоотношения людей на
конкретных примерах

25- Экономика 2
26
семьи

(урок
Научатся: определять,
общемечто такое ресурсы

Научатся: определять,
как обмен решает
задачи экономики; что
необходимо для
выгодного обмена;
зачем люди и страны
ведут торговлю;
почему торговлю
считают источником
богатства страны; для
чего нужна реклама
товаров и услуг

тодолосемьи, каковы
гической важнейшие из них; из
направлен чего складываются
ности) доходы семьи;
значения понятия
бюджет

27 Человек в 1
экономических отношениях

в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективно го решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную
дифференцированную самооценку своей успешности
урок
Научатся: определять, Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят
контроля как экономика служит примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут
людям; объяснять
основные понятия, ре- диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек зрения. Регулятивные:
шать проблемные
задания, выполнять прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
принимают и сохраняют учебную задачу.
тестовые задания
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания; адекватно понимают причины
успешности/неуспешности учебной деятельности

Глава 3. Человек и природа. (4 часа)
28 Воздействи 1
е человека
на природу

29

Охранять 1
природу –
значит
охранять
жизнь

урок
изучения
нового
материал
а

Научатся: определять,
что такое
экологическая угроза;
характеризовать
воздействие человека
на природу

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах
личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;
обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем;
распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении
нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную
учебную деятельность
урок
Научатся: определять, Познавательные: выбирают эффективные способы решения задач;
общеме- что мы называем
контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
тодоло- экологической
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в
гической моралью;
совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают
направлен характеризовать
предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей.

воздействие человека
на природу

30

31

Закон на
страже
природы

1

(урок
Научатся: определять,
отракакие законы стоят на
ботки
страже охраны
умений и
природы
рефлексии

«Человек и 1
природа»

Повторит Научатся: объяснять
ельно- основные понятия, реобобщаю
шать проблемные
щий урок задания, выполнять
тестовые задания

Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на
основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера. .
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят
примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут
диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию,
допускают существование различных точек зрения. Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают
положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Глава 4. Повторение (4 часа)
32- Человек и
33 общество

1

34- Обществен 2

(урок
отработки
умений и
рефлексии)

Научатся: определять,
в чем состоят
особенности межличностных отношений; анализировать
взаимоотношения
людей на конкретных
примерах

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивают правильность выполнения действия.
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей;
сопереживают им
(урок раз- Научатся: определять Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;

35

ные отношения

вивающег основные понятия,
о
решать проблемные
контроля задания, выполнять
тестовые задания

осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
Личностные: выражают адекватное понимание причин
успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».