Пояснительная записка Рабочая учебная программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», - Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), - Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»; - Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М: Просвещение, 2014.- (Стандарты второго поколения). - Авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,2014 - Приказа Минопросвещения России от 08.05.2019 г №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 г №345»; - Учебного плана МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» на 2022-2023 учебный год Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по обществознанию: • Обществознаиие. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016. • Обществознаиие. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Т. Е. Лискова, О. А. Котова. - М. : Просвещение, 2016. • Обществознаиие. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая [и др.]. - М. .Просвещение, 2014. • Обществознаиие. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2016. Цели изучения обществознания в основной школе: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах • человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: -содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; -выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; -помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. В соответствии ФГОС основного общего образования и учебного плана МБОУ «Гэгэтуйская СОШ» на изучение обществознания в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится в 7 классе 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю Описание учебно - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт. Рабочая тетрадь. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017. Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012 Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка. Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000. Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007. Нормативные документы: Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Интернет ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004. Материально-техническое обеспечение учебного предмета. Компьютер; Мультимедийный проектор; Слайдовые презентации по отдельным темам. Тестовые задания по разделам. Печатные пособия. Демонстрационные таблицы: Человек познает мир. Внутренний мир и социализация человека. Человек, природа, общество. Рыночная экономика. Развитие общества. Политическая система общества. Политическая жизнь общества. Право. Социальная система общества. Взаимодействие людей в обществе. Культура и духовная жизнь. ТРЕБОВАНИЯ к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Личностные результаты: Осознавать свои познавательные интересы, учебные мотивы; Осваивать основные ценности общества, их значимость для развития личности; Формировать ценностные ориентации, ответственность за поступки; Метапредметные результаты: Регулятивные: Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Умение самостоятельно определять цели своей деятельности Соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность решения учебной задачи Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; Познавательные: Умения осуществлять поиск необходимой информации; Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; Способности анализировать реальные социальные ситуации; Перевод информации из одной знаковой системы в другую; выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; Оценке различных позиций участников группы, организовывать сотрудничество; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Овладение различными видами аргументации и презентации своих сообщений; Предметные результаты: Ученик научится: Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём. Добывать и критически оценивать информацию; Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д. Ученик получит возможность научиться: Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей. Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д. Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем. Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями. Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества. Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков Содержание программы Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч). Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 часов). Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (4 часа). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый модуль (4 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Тематическое планирование по обществознанию в 7 классе № п\п Наименование тем разделов Максимальная нагрузка Теорети учащегося ческое обучечасы ние, часы Из них Лабораторные и практические работы, часы Контро льные работы, часы 12 11 1 15 14 1 3 Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа 4 3 4 Итоговое повторение 4 5 Итого 35 1 2 28 Экскур- Самостоя -тель- сии, часы ная работа, часы 1 1 1 1 1 3 3 Кол-во часов п/п Тема КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по обществознанию 7 класс Планируемые результаты Характеристика видов деятельности Тип и Метапредметные и личностные УУД вид урока Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 часов) 1 Человек и 1 закон 2 Что значит 1 жить по правилам? (урок от- Научатся: понимать крытия условные обозначения нового нового учебника и знания) рабочей тетради; определять понятия закон и право и как они регулируются поведением людей в обществе; отличать понятия нормы закона и моральные законы общества (Урок Научатся: называть общемет различные виды оправил; приводить дологичес примеры индивидуалькой ных и групповых направлен привычек; объяснять, ности зачем в обществе Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют Дата проведения План Факт. 3-4 5 6 Права и обязанности граждан 2 (урок общеметодоло гической направлен ности Почему 1 важно соблюдать законы (урок общеметодоло гической направлен ности Защита 1 (урок существуют правила этикета; приводить примеры обычаев и ритуалов; объяснять, какие правила регулируют поведение людей в обществе Научатся: определять, как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; определять связь прав с потребностями человека; работать с документами правового характера Научатся: определять, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной; объяснять смысл понятия свобода Научатся: определять, заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешностй/неуспешности учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; Отечества 7 Что такое 1 дисциплин а) 8-9 Виновен отвечай 10- 2 Кто стоит 2 общепочему нужна методоло регулярная армия, в гической чем состоит обязательнаправлен ная подготовка к ности) военной службе; отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга (урок Научатся: определять, общечто такое методоло дисциплина, какая она гической бывает, каковы направлен последствия нарушения дисциплины; виды ности (внутренняя и внешняя) дисциплины Научатся: определять, (урок кого называют общезаконопослушным методоло человеком, в чем коваргической ство мелкого хунаправлен лиганства, признаки ности) противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних (урок Научатся: определять, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Личностные: определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культуры Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах 11 на страже закона 12 Человек и 1 закон общекакие задачи стоят методоло перед сотрудниками гической правоохранительных направлен органов, какие органы ности называются правоохранительными; задачи, стоящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления деятельности полиции; на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность; как работают подразделения по делам несовершеннолетних урок раз- Научатся: работать с вивающег тестовыми контрольноо измерительными матеконтроля риалами, использовать изученные термины по теме «Регулирование поведения людей в обществе» личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Глава 2. Человек в экономических отношениях ( 15 часов) 132 14 Экономика и ее основ- (урок Научатся: определять, Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят открыти как экономика служит примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. я нового людям; почему форма Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут знания) хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности 15- Мастерство 2 16 работника (урок общеметодоло гической направлен ности) Научатся: определять, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника 17- Производ- 2 18 ство, затраты, выручка, прибыль (урок общеметодоло гической направлен ности) Научатся: определять, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели й способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. ные участники 1920 Виды и формы бизнеса 2 (урок Научатся: определять, обще- почему люди методоло занимаются бизнесом; гической какова роль предпрининаправлен мательства в развитии ности) экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, 2122 Обмен, 2 торговля, реклама (урок общеметодоло гической направлен ности 2324 Деньги и 2 их функции) (урок Научатся: определять, общемев чем состоят тодолоособенности гической межличностных направлен отношений; ананости лизировать взаимоотношения людей на конкретных примерах 25- Экономика 2 26 семьи (урок Научатся: определять, общемечто такое ресурсы Научатся: определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг тодолосемьи, каковы гической важнейшие из них; из направлен чего складываются ности) доходы семьи; значения понятия бюджет 27 Человек в 1 экономических отношениях в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективно го решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности урок Научатся: определять, Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят контроля как экономика служит примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут людям; объяснять основные понятия, ре- диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: шать проблемные задания, выполнять прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. тестовые задания Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Глава 3. Человек и природа. (4 часа) 28 Воздействи 1 е человека на природу 29 Охранять 1 природу – значит охранять жизнь урок изучения нового материал а Научатся: определять, что такое экологическая угроза; характеризовать воздействие человека на природу Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность урок Научатся: определять, Познавательные: выбирают эффективные способы решения задач; общеме- что мы называем контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. тодоло- экологической Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в гической моралью; совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают направлен характеризовать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. воздействие человека на природу 30 31 Закон на страже природы 1 (урок Научатся: определять, отракакие законы стоят на ботки страже охраны умений и природы рефлексии «Человек и 1 природа» Повторит Научатся: объяснять ельно- основные понятия, реобобщаю шать проблемные щий урок задания, выполнять тестовые задания Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. . Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Глава 4. Повторение (4 часа) 32- Человек и 33 общество 1 34- Обществен 2 (урок отработки умений и рефлексии) Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия. Личностные: проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей; сопереживают им (урок раз- Научатся: определять Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; 35 ные отношения вивающег основные понятия, о решать проблемные контроля задания, выполнять тестовые задания осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения