общество 8 кл.

Пояснительная записка
обществознание 8 класс (УМК Л.Н.Боголюбов)
Данная рабочая программа по курсу «Обществознание» 8 класс разработана на основе:
Законы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания
от 08.04.2015 №1/15).
- Примерной образовательной программы основного общего образования по
обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ,
с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией
академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата
педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата
педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений»,
Москва «Просвещение», 2011.
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательных
учреждениях» (в ред.изменений №1,
утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85,
изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72),
изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
24.11.2015 №81).
Приказы:
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008
№164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от
24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов
Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012
№74);
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне
учебников»;
- Основная образовательная программа МБОУ «ГэгэтуйскаяСОШ»на 2022-2023 уч. год.
Цели изучения обществознания в основной школе:
- развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной
и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опытаприменения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение
в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметные результаты в сфере:
познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
регулятивной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы
Вводный урок (1ч)

Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема. Сферы духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы
системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между
поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (12ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет Российской Федерации. Бюджет государства и семьи. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения. Пенсионные программы
Потребление. Семейное потребление. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против.
Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав
потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система России. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
Повторение (3ч.)

Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
п/п
1 Введение.
2 Личность и общество

Всего часов

Из них на
контрольные работы

1
5

-

3

Сферы духовной культуры

8

-

4
5
5
6

Социальная сфера
Экономика
Итоговое повторение
Итого:

5
13
2
35

-

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
 глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
 твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
 неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути,
не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
 отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за
собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
 активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;
 активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в
процессе выполнения задания - четырьмя;
 неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной
активности – тремя баллами;
 полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
 75-100% - отлично «5»;
 60-74% - хорошо «4»
 50-59% - удовлетворительно «3»;
 менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
 глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
 привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
 выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;
 полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4»выводится при выполнении следующих требований:
-активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
-выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3»выводится при выполнении следующих требований:
-отсутствие самостоятельной активности на уроке;
-отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Боголюбов
Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. М.: Просвещение, 2020 год
2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват.
учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н.
Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.:
Просвещение, 2020.
3. Дидактический материал по курсу«Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.
Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм
ответа.
Основные источники:
Л.Н. БоголюбовОбществознание. 8 класс: учебник и рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.:
Просвещение, 2020.г.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
5. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в
эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г.
6. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
7. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г.
8. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
9.Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 2006.
10. Конституция РФ. М., 2005.
11. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007
г. № 118-ФЗ // СЗ РФ, 1994., № 32).
12. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 г. №
218-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 5.
13.Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 03 июня 2006 г.№73-ФЗ, с изм., внес. ФЗ от 29.12.2006 г.
№ 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49.
14.Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006
г. № 52.
15.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от
24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002 г. № 1.
16.УК РФ (от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 25.
17. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. № 1.
Для обучающихся:
1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад.
наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020.
2. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016г.
Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —
Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской
газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
Для обеспечения образовательного процесса и выполнения образовательной программы,
рабочая программа по истории может быть реализован с помощью организации
электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
(Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Электронное обучение в образовательном учреждении осуществляется на основе «Порядка
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
ДОТ могут быть использованы с применением электронных образовательных ресурсов:
https://do2.rcokoit.ru - Портал СПбРЦОКОиИТ;
https://resh.edu.ru - Российская электронная школа;
https://uchi.ru - Учи.ру;

https://www.yaklass.ru –Я класс;
https://education.yandex.ru–Яндекс. Учебник;
https://interneturok.ru - Интернет урок;
https://rosuchebnik.ru/ - Российский учебник;
http://edu.sirius.online - Площадка Образовательного центра «Сириус»;
https://www.lektorium.tv – Лекториум;
https://site.bilet.worldskills.ru/courses/ - Билет в будущее. Видеокурсы для дополнительного
образования.

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

Разд Тема
ел урока

1

1.1

Вводный Получат
урок
возможность
научиться: как
добиваться
успехов
в
работе
в
классе и дома

Познавательные:
давать
определения
понятиям.
Коммуникативные:
участвовать
в
обсуждении вопроса о
том, для чего нужно
изучать
обществознания

Формирование
мотивации
к
изучению
обществознания

2

1.1

Что
делает
человека
человеко
м.
Личност
ь

Познавательные:
выявляют особенности
и признаки объектов;
приводят примеры
в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
овладевают
целостными представлениями
о качествах личности

Сохраняют мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу

Предметные
УУД

Научаться:
выявлять
природное и
общественное
в человеке.
Получат
возможность
научиться:
определять
способность
человека
к

Планируемые результаты
Виды деятельности
(элементы содержания,
Метапредметные УУД
Личностные
контроль)
УУД
Вводный урок

Дом.
задан
ие

Колво
часов

Вспомнить
основные С. 4-6 1
итоги прошлого года прочит
обучения.
ать
Познакомиться
с
основным содержанием
курса 8 класса. Наметить
перспективу
совершенствования
умений и навыков в
процессе
учебной
деятельности.
Определить
основные
требования
к
результатам обучения и
критерии
успешной
работы учащихся
1. Личность и общество. 5 часов
Выявить
отличия
человека от животных.
Объяснять человеческие
качества.
Различать
биологические
и
природные
качества
человека.
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами
биологическое
и

Записи 1
в
тетрад
и
§1
Вопрос
ы стр
12-13

Дата проведения
план

факт

творчеству

человека; привлекают
информацию,
полученную ранее, для
решения
учебной
задачи.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе групповой работы,
ведут
диалог,
участвуют в дискуссии;
принимают
другое
мнение и позицию,
допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала; принимают
и сохраняют учебную
задачу

познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешн
ости
учебной
деятельности

социальное в человеке.
Определять
своё
отношение к различным
качествам
человека.
Выявлять связь между
мышлением и речью.
Объяснять
понятие
«самореализация».
Определять
и
конкретизировать
примерами сущностные
характеристики
деятельности. Приводить
примеры
основных
видов деятельности
Раскрывать
на
конкретных
примерах
смысл
понятия
«индивидуальность».
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике
социальных параметров
личности. Выявлять и
сравнивать
признаки,
характеризующие
человека как индивида,
индивидуальность
и
личность.
Описывать
агенты
социализации,
оказывающие влияние на
личность. Исследовать
несложные практические
ситуации, в которых
проявляются различные
качества личности, её

мировоззрение,
жизненные ценности и
ориентиры
3

4

1.2

1.3

Челове
к,
общес
тво и
природ
а.

Научаться:
различать
понятия
ноосфера,
биосфера.
Получат
возможность
научиться
определять
место
человека
в
мире
природы.

Познавательные:
устанавливают
при
чинно-следственные
связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями,
слушают
друг друга, понимают
позицию партнера, в
том числе и отличную
от
своей,
согласовывают
действия с партнером
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия
Обществ Научаться:
Познавательные:
о
как называть
самостоятельно выдеформа
сферы
ляют и формулируют
жизнеде общественной цели;
анализируют
ятельнос жизни
и вопросы, формулируют
ти
давать
ответы.
людей
краткую
Коммуникативные:
характеристи участвуют в коллекку. Получат тивном
обсуждении
возможность проблем; обмениваются
научиться
мнениями, понимают

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой;
выражают положительное
отношение
к
процессу
познания;
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности

Раскрывать
смысл
понятия
«ноосфера».
Оценивать утверждение
о связи природы и
общества
и
аргументировать
свою
оценку. Характеризовать
возможности
человеческого
разума.
Раскрывать
значение
моральных
норм.
Конкретизировать
на
примерах
влияние
природных условий на
людей. Анализировать и
оценивать
текст
с
заданных
позиций.
Анализировать факты и
обосновывать сделанные
выводы

§2
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр1819
Заполн
ение
сравни
тельно
й
таблиц
ы

Применяют правила
делового
сотрудничества;
сравнивают разные точки зрения; оценивают
собственную
учебную
деятельность; выражают положительное отноше-

Выделять существенные
признаки
общества.
Называть
сферы
общественной жизни и
характерные для них
социальные
явления.
Показывать
на
конкретных
примерах
взаимосвязь
основных
сфер
общественной
жизни

§3
1
прочит
ать.
Вопрос
ы
и
задани
я
стр2627

5

1.4

определять
взаимосвязь
сфер
общественной
жизни
на
конкретных
примерах.
Называть
ступени
развития
общества,
исторические
типы
общества.
Развитие Научаться:
обществ характеризова
а
ть
социальные
изменения и
их формы.
Получат
возможность
научиться:
определять
термин
«глобальные
проблемы
современност
и»

позицию партнера.
ние к процессу
познания
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу; самостоятельно
выделяют
и
формулируют
цель;
составляют план и
последовательность
действий

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют
цели;
анализируют
вопросы, формулируют
ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем; обмениваются
мнениями, понимают
позицию партнера.
Регулятивные: ставят
учебную задачу на
основе
соотнесения
того, что уже известно
и усвоено, и того, что
ещё неизвестно

Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом

Выявлять
изменения
социальной структуры,
связанные с переходом в
постиндустриальное
общество.
Анализировать
факты
социальной
действительности,
связанные с изменением
структуры
общества.
Раскрывать
смысл
понятия «общественный
прогресс».
Приводить
примеры прогрессивных
и
регрессивных
изменений в обществе.
Характеризовать
и
конкретизировать
фактами
социальной
жизни
перемены,
происходящие
в
современном обществе
(ускорение

§4Вопр 1
осы и
задани
я
стр3334

6

7

1.5

2.1

общественного
развития). Использовать
элементы
причинноследственного анализа
при
характеристике
глобальных проблем
Практик Научаться:
Сохраняют
Обобщать
и
Познавательные:
ум
по определять
овладевают
целост- мотивацию
к систематизировать
теме
основные
ными представлениями учебной
знания и умения по
«Личнос понятия
к о качествах личности деятельности;
изученной теме
ть
и главе
человека; привлекают проявляют
Выполнять задания в
обществ «Личность и информацию,
интерес к ново- тестовой
форме
по
о»
общество»
полученную ранее, для му учебному ма- изученной теме
решения
териалу; вырапознавательных задач
жают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Сфера
духовно
й жизни

Научаться:
давать
определение
понятия
культура.
Получат
возможность
научиться:
определять
тенденции
развития

2.Сфера Духовной культуры
8 часов
Сохраняют
Определять сущностные
Познавательные:
выявляют особенности мотивацию
к характеристики понятия
и признаки объектов; учебной
«культура». Различать и
приводят примеры в деятельности;
описывать
явления
качестве
проявляют
духовной
культуры.
доказательства
вы- интерес к ново- Находить и извлекать
двигаемых положений. му учебному ма- социальную
териалу; выра- информацию
о
Коммуникативные:
взаимодействуют
в жают положи- достижениях
и
ходе групповой работы, тельное отноше- проблемах культуры из
ведут
диалог, ние к процессу адаптированных

1

§6
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр.5354

духовной
культуры
в
современной
России

8

2.2

Мораль.

участвуют в дискуссии;
принимают
другое
мнение и позицию,
допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала; принимают
и сохраняют учебную
задачу
Научаться:
Познавательные:
выявлять
овладевают
целостосновные
ными представлениями
ценности
и о качествах личности
нормы
человека; привлекают
морали.
информацию,
Получат
полученную ранее, для
возможность решения
учебной
научиться:
задачи.
определять
Коммуникативные:
критерии
планируют
цели
и
морального
способы
поведения
взаимодействия;
обмениваются
мнениями; участвуют в
коллективном
обсуждении проблем;
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры,
данные учителем, при

познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

источников.
Характеризовать
духовные
ценности
российского
народа.
Выражать
своё
отношение к тенденциям
в культурном развитии

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой;
выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Объяснять роль морали в
жизни
общества.
Характеризовать
основные
принципы
морали. Характеризовать
моральную
сторону
различных социальных
ситуаций. -

§7,
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
77-78

9

2.3

Долг и Научаться:
совесть
различать
понятия
«объективные
обязанности»
и «моральная
ответственнос
ть».
Получат
возможность
научиться:
использовать
элементы
причинноследственного
анализа для
объяснения
влияния
моральных
устоев
на
развитие
общества
и
человека.

10

2.4

Моральн
ый
выбор
— это
ответств
енность

Научаться:
определять
понятия
свобода
и
ответственнос
ть.
Получат
возможность
научиться:
сопоставлять
моральные

освоении
нового
учебного материала
Познавательные:
устанавливают
причинно-следственные
связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями,
слушают
друг друга, понимают
позицию партнера, в
том числе и отличную
от
своей,
согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют
цели;
анализируют
вопросы, формулируют
ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем; обмениваются
мнениями, понимают

Сравнивают раз- Осуществлять
ные точки зре- рефлексию
своих
ния; оценивают нравственных ценностей
собственную
учебную
деятельность;
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности

Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои

Приводить
примеры
морального
выбора.
Давать
нравственные
оценки
собственным
поступкам, поведению
других людей

§8
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
70-71

1

знания
и позицию партнера.
взаимоотношепрактическое Регулятивные: ставят ния с их учетом
поведение.
учебную задачу на
основе
соотнесения
того, что уже известно
и усвоено, и того, что
ещё неизвестно.
11

2.5

Образов
ание

Научаться:
характеризов
ать термин
самообразова
ние
Получат
возможность
научиться:
выявлять
значимость
образования в
условиях
информацион
ного
общества.

Познавательные:
устанавливают
причинно-следственные
связи и зависимости
между объектами.
Коммуникативные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия;
обмениваются
мнениями,
слушают
друг друга, понимают
позицию партнера, в
том числе и отличную
от
своей,
согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой;
выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Оценивать
значение
образования
в
информационном
обществе.
Извлекать
информацию
о
тенденциях в развитии
образования
из
различных источников.
Характеризовать
с
опорой
на
примеры
современную
образовательную
политику
РФ.
Обосновывать
своё
отношение
к
непрерывному
образованию

§10
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр8586

12

2.6

Наука в
совреме
нном
обществ
е

Научаться:
характеризов
ать термин
наука,
её
значение
в

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют
цели;
анализируют
вопросы, формулируют

Оценивают собственную учебную
деятельность, свои достижения; ана-

Характеризовать науку
как особую систему
знаний.
Объяснять
возрастание роли науки в
современном обществе

§11
1
Вопрос
ы
и
задани
я

13

2.7

Религия
как одна
из форм
культур
ы

жизни
современного
общества.
Получат
возможность
научиться:
определять
нравственные
принципы
труда
учёного.

ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении
проблем; обмениваются
мнениями, понимают
позицию партнера.
Регулятивные: ставят
учебную задачу на
основе
соотнесения
того, что уже известно
и усвоено, и того, что
ещё неизвестно

лизируют и характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом

Научаться:
характеризов
ать
религиозные
организации и
объединения,
их роль в
жизни
современного
общества.
Объяснять
роль религии
в
жизни
общества.
Называть
религиозные
организации и
объединения.
Получат
возможность
научиться:
определятьро
ль религии в

Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу;
учитывают
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном материале в
сотрудничестве
с учителем.
Познавательные:
ставят и формулируют
проблему
урока;
самостоятельно
создают
алгоритм
деятельности
при
решении проблемы.
Коммуникативные:
проявляют активность
во взаимодействии для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач

Определяют
целостный,
социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве и разнообразии народов,
культуры и религий

стр9394

Определять сущностные
характеристики религии
и её роль в культурной
жизни.
Объяснять
сущность и значение
веротерпимости.
Раскрывать
сущность
свободы
совести.
Оценивать
своё
отношение к религии и
атеизму

§12
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
101102

культурном
развитии.

14

2.8

(задают
вопросы,
формулируют
свои
затруднения;
предлагают помощь и
сотрудничество)
Практик Научаться:
Познавательные:
ум
по определять
овладевают
целосттеме
основные
ными представлениями
«Сфера
понятия
к о категориях духовной
духовно главе «Сфера культуры
человека;
й
духовной
привлекают информакультур культуры»
цию,
полученную
ы»
ранее, для решения
познавательных задач

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Обобщать
и
систематизировать
знания и умения по
изученной теме
Выполнять задания в
тестовой
форме
по
изученной теме

1

3.Социальная сфера. 5 часов
15

3.1

Социаль
ная
структур
а
обществ
а

Научаться:
определять
термины
социальное
неравенство,
социальный
конфликт,
социальная
группа
Получат
возможность

Познавательные:
выявляют особенности
и признаки объектов;
приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе групповой работы,
ведут
диалог,

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой;
выражают положительное отношение к процессу

Выявлять и различать
разные
социальные
общности и группы.
Раскрывать
причины
социального
неравенства. Приводить
примеры
различных
видов
социальной
мобильности.
Характеризовать
причины
социальных

§13
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
113114

16

3.2

Социаль
ные
статусы
и роли
Социаль
ная
сфера

научиться:
выявлять
изменения
социальной
структуры с
переходом в
постиндустри
альное
общество

участвуют в дискуссии;
принимают
другое
мнение и позицию,
допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала; принимают
и сохраняют учебную
задачу

познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

конфликтов, используя
межпредметные связи,
материалы
СМИ;
показывать
пути
их
разрешения. Находить и
извлекать
социальную
информацию о структуре
общества
и
направлениях
её
изменения
из
адаптированных
источников различного
типа

Научаться:
определять
ролевой
репертуар
личности,
выделять
гендерные
различия:
социальные
роли мужчин
и
женщин.
Изменение
статуса
с
возрастом.
Получат
возможность
научиться:
определить
социальную
позицию
человека
в
обществе: от
чего
она

Познавательные:
ориентируются в разнообразии
способов
решения
познавательных
задач;
выбирают наиболее эффективные способы их
решения.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности; задают
вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнёром.
Регулятивные:
определяют последовательность

Сравнивают
разные
точки
зрения;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
сохраняют мотивацию к учебной
деятельности

Называть
позиции,
определяющие
статус
личности.
Различать
предписанный
и
достигаемый
статусы.
Раскрывать
и
иллюстрировать
примерами
ролевой
репертуар
личности.
Объяснять
причины
ролевых различий по
тендерному
признаку,
показывать
их
проявление в различных
социальных ситуациях.
Описывать
основные
социальные
роли
старших
подростков.
Характеризовать
межпоколенческие
отношения
в
современном обществе.
Выражать собственное

§14
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
121122

зависит.

17

3.3

Нации и
межнаци
ональны
е
отношен
ия

Научаться:
характеризова
ть этнические
группы.
Межнационал
ьные
отношения.
Получат
возможность
научиться:
характеризова
ть
взаимодейств
ие людей в
многонациона
льном
и
многоконфесс
иональном
обществе

промежуточных целей
с учётом конечного
результата; составляют
план
и
последовательность
действий
Познавательные:
ориентируются в разнообразии
способов
решения
познавательных
задач;
выбирают наиболее эффективные способы их
решения.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности; задают
вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнёром.
Регулятивные:
определяют последовательность
промежуточных целей
с учётом конечного
результата; составляют
план
и
последовательность
действий

отношение к проблеме
нарастания
разрыва
между поколениями

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес
к
новому
учебному материалу; выражают положительное отношение к
процессу
познания; адекватно
понимают
причины
успешности
/
неуспешности
учебной
деятельности

Знать
и
правильно
использовать
в
предлагаемом контексте
понятия
«этнос»,
«нация»,
«национальность».
Конкретизировать
примерами из прошлого
и
современности
значение
общего
исторического
прошлого, традиций в
сплочении
народа.
Характеризовать
противоречивость
межнациональных
отношений
в
современном
мире.
Объяснять
причины
возникновения
межнациональных
конфликтов
и
характеризовать
возможные
пути
их
разрешения

§15Воп 1
росы и
задани
я
стр129130

18

3.4

19

3.5

Отклоня
ющееся
поведен
ие

Научаться:
определять
термин
отклоняющее
ся поведение.
Получат
возможность
научиться:
выявлять
опасность
наркомании и
алкоголизма
для человека
и общества.

Познавательные:
выбирают
наиболее
эффективные способы
решения
задач;
контролируют
и
оценивают процесс и
результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются
о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
Регулятивные:
адекватно
воспринимают
предложения и оценку
учителей, товарищей,
родителей и других
людей.
Практик Научаться:
Познавательные:
ум
по определять
овладевают
целосттеме
основные
ными представлениями
«Социал понятия
к о
категориях
ьная
главе
социальной
сферы
сфера»
«Социальная
жизни
человека;
сфера»
привлекают информацию,
полученную
ранее, для решения
познавательных задач

Определяют
свою личностную
позицию;
адекватную
дифференцированную
самооценку
своей
успешности

Объяснять
причины
отклоняющегося
поведения.
Оценивать
опасные
последствия
наркомании
и
алкоголизма
для
человека и общества.
Оценивать социальное
значение
здорового
образа жизни

Подгот 1
овка к
итогов
ому
тестир
ованию
стр.139
-142

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Обобщать
и
систематизировать
знания и умения по
изученной теме
Выполнять задания в
тестовой
форме
по
изученной теме

2

20

4.1

Экономи
ка и ее
роль в
жизни
обществ
а

21

4.2

Главные
вопросы
экономи
ки

4. Экономика . 13 часов
Проявляют
Раскрывать
роль
Познавательные:
выявляют особенности заинтересованно экономики
в
жизни
и признаки объектов, сть не только в общества.
Объяснять
приводят примеры в личном успехе, проблему
качестве
но и в решении ограниченности
доказательства
проблемных
экономических ресурсов.
выдвигаемых
заданий
всей Различать свободные и
положений.
группой,
экономические
блага.
выражают
Приводить
примеры
Коммуникативные:
взаимодействуют
в положительное
принятия решения на
ходе групповой работы, отношение
к основе экономического
ведут
диалог, процессу
выбора
участвуют в дискуссии, познания,
принимают
другое адекватно
мнение и позицию, понимают
допускают
причины
существование
успешности/неус
различных
точек пешности
зрения.
учебной
деятельности.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала, принимают
и сохраняют учебную
задачу
Научаться:
Познавательные:
Оценивают
Описывать
и
определятьфу привлекают
способную
иллюстрировать
нкции и типы информацию,
учебную
примерами
решения
экономически полученную ранее, для деятельность,
основных
вопросов
х систем.
решения
учебных свои
участниками экономики.
Получат
задач.
достижения;
Различать
и
возможность Коммуникативные:
анализируют и сопоставлять основные
Научаться
определять
термины
потребности и
ресурсы,
свободные и
экономически
е блага
Получат
возможность
научиться:
характеризова
ть
понятие
альтернативна
я стоимость
(цена выбора)

§17
1
§19
Вопрос
ы
и
задани
я стр

§18

1

научиться:
давать ответы
на основные
вопросы
экономики:
что, как и для
кого
производить

22

4.3

Собстве
нность

обмениваются
мнениями, участвуют в
коллективном
обсуждении проблем,
распределяют
обязанности в группе,
проявляют способность
к взаимодействию.
Регулятивные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия
Научаться:
Познавательные:
определять
ориентируются
в
термины
разнообразии способов
собственность решения
,
формы познавательных задач,
собственност выбирают
наиболее
и
эффективные способы
Получат
их решения.
возможность Коммуникативные:
научиться:
распределяют функции
защищать
и роли в совместной
свою
деятельности, задают
собственность вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнером.
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных целей
с учетом конечного
результата, составляют
план
и

характеризуют
эмоциональное
состояние
и
чувства
окружающих,
строят
свои
взаимоотношени
я с их учётом.

типы
экономических
систем. Характеризовать
способы
координации
хозяйственной жизни в
различных
экономических системах

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания,
адекватно
понимают
причины
успешности/неус
пешности

Объяснять
смысл
понятия
«собственность».
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами
формы
собственности. Называть
основания
для
приобретения
права
собственности.
Анализировать
несложные практические
ситуации, связанные с
реализацией и защитой
прав собственности

§19
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр166167

последовательность
действий.
23

4.4

Рыночна
я
экономи
ка

24

4.5

Произво
дствооснова
экономи
ки

Научаться:
определять
термины
спрос
и
предложение,
рынок
Получат
возможность
научиться:
Формулирова
ть
собственное
мнение о роли
рыночного
механизма
регулировани
я экономики в
жизни
общества

Познавательные:
выявляют особенности
и признаки объектов,
приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе
совместной
работы, ведут диалог,
участвуют в дискуссии,
принимают
другое
мнение и позицию,
допускают
существование других
т.з.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала, принимают
и сохраняют учебную
задачу
Научаться:
Познавательные:
определять
находят
нужную
терминыпрои социальную
зводство,
информацию
в
товары
и различных источниках;
услуги,
адекватно
ее
факторы
воспринимают,
производства, применяют основные
разделение
обществоведческие
труда
и термины и понятия;

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности,
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания.

Характеризовать
рыночное хозяйство как
один
из
способов
организации
экономической жизни.
Характеризовать условия
функционирования
рыночной
экономической системы.
Описывать
действие
рыночного
механизма
формирования цен на
товары и услуги.

§20
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр174175

Определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцирова
нную
оценку
своей
успешности

Объяснять решающую
роль производства как
источника
экономических
благ.
Различать
товары
и
услуги как результат
производства. Называть
и
иллюстрировать
примерами
факторы
производства. Находить

§21
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр183184

специализаци
я.
Получат
возможность
научиться:
исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
использовани
ем различных
способов
повышения
эффективност
и
производства

25

4.6

Предпри
нимател
ьская
деятельн
ость

преобразовывают
в
соответствии
с
решаемой задачей.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных
задач.
Регулятивные:
планируют
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и
условиями
ее
реализации, в т.ч. во
внутреннем плане.
определяют
свою
личностную позицию,
адекватную
дифференцированную
оценку
своей
успешности.
Научаться:
Познавательные:
определять
выявляют особенности
термины
и признаки объектов,
предпринимат приводят примеры в
ельство.
качестве
основные
доказательства
организацион выдвигаемых
но-правовые
положений.
формы
Коммуникативные:
фирмы.
взаимодействуют
в
Получат
ходе групповой работы,
возможность ведут
диалог,
научиться:
участвуют в дискуссии,
оценивать
допускают

и извлекать социальную
информацию
о
производстве
из
адаптированных
источников.

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности,
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания

Описывать социальноэкономические роль и
функции
предпринимательства.
Сравнивать различные
организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности. Объяснять
преимущества
и
недостатки
малого
бизнеса.
Выражать
собственное отношение
к проблеме соблюдения

§22
1
Вопрос
ы
и
задани
я стр
192193

возможности
своего
участия
в
предпринимат
ельской
деятельности

26

4.7

Роль
государс
тва
в
экономи
ке

Научаться:
определять
термины
государственн
ый бюджет,
налоги
Получат
возможность
научиться:
приводить
примеры
государственн
ой политики
регулировани
я доходов и
расходов

27

4.8

Распреде Научаться:
ление
определять

существование
различных
точек
зрения.
Регулятивные:
формулируют
цель,
планируют действия по
ее
достижению,
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу.
Познавательные:
овладевают
целостными
представлениями
о
качествах
личности
человека, привлекают
информацию,
полученную ранее, для
решения
учебной
задачи.
Коммуникативные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия,
обмениваются
мнениями, участвуют в
коллективном решении
проблем, распределяют
обязанности,
проявляют способность
к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры,
данные учителем при
изучении материала.
Познавательные:
самостоятельно

морально-этических
норм
в
предпринимательстве.

Оценивают
собственную
учебную
деятельность,
свои
достижения,
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние
и
чувства
окружающих,
строят
свои
взаимоотношени
я с их учетом

Характеризовать
экономические функции
государства. Описывать
различные
формы
вмешательства
государства в рыночные
отношения.
Различать
прямые и косвенные
налоги.
Раскрывать
смысл
понятия
«государственный
бюджет».

Применяют
правила

Называть
источники

§23
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр200201

основные §24
доходов Вопрос

1

доходов

28

4.9

Потребл
ение

термины
распределени
е, неравенство
доходов,
перераспреде
ление
доходов.
Получат
возможность
научиться:
иллюстрирова
ть примерами
государственн
ые
меры
социальной
поддержки
населения

выделяют
и
формулируют
цели,
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют
в
коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются
мнениями, понимают
позицию партнера.
Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу, самостоятельно
выделяют
и
формулируют
цель,
составляют план и
последовательность
действий.
Научаться:
Познавательные:
определять
устанавливают
термины
причинносемейное
следственные связи и
потребление, зависимости
между
прожиточный объектами.
минимум,
Коммуникативные:
страховые
планируют
цели
и
услуги
способы
Получат
взаимодействия,
возможность обмениваются
научиться:
мнениями,
слушают
характеризова друг друга, понимают
ть
позицию партнера, в т.ч
экономически и отличную от своей,
е
основы согласовывают
защиты прав действия с партнером.

делового
сотрудничества,
сравнивают
разные
точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания

граждан.
Раскрывать
причины
неравенства
доходов
населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения
доходов.

ы
и
задани
я
стр207208

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении
проблемных
заданий
всей
группой,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания.

Описывать
закономерность
изменения
потребительских
расходов
семьи
в
зависимости от доходов.
Характеризовать
виды
страховых
услуг,
предоставляемых
гражданам. Раскрывать
на
примерах
меры
защиты
прав
потребителей

§25
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр214215

потребителя

29

4.10

Инфляц
ия
и
семейна
я
экономи
ка

Научаться:
определять
термины
семейная
экономика,
экономическо
е равновесие
Получат
возможность
научиться:
оценивать
способы
использовани
я сбережений
своей семьи с
точки зрения
экономическо
й
рациональнос
ти

30

4.11

Безработ
ица, ее
причины
и
последст

Научаться:
определять
термины
занятость
и
безработица

Регулятивные:
принимают
и
сохраняют
учебную
задачу,
учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия.
Познавательные:
выявляют особенности
и признаки объектов,
приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют
в
ходе групповой работы,
ведут
диалог,
участвуют в дискуссии,
принимают
другое
мнение и позицию,
допускают
существование
различных
точек
зрения.
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала, принимают
и сохраняют учебную
задачу
Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии способов
решения
познавательных задач,

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности,
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания,
адекватно
понимают
причины
успешности/неус
пешности
учебной
деятельности

Различать номинальные
и
реальные
доходы
граждан.
Показывать
влияние инфляции на
реальные
доходы
и
уровень
жизни
населения. Называть и
иллюстрировать
примерами
формы
сбережения
граждан.
Объяснять
связь
семейной экономики с
инфляционными
процессами в стране.
Характеризовать
роль
банков в сохранении и
приумножении доходов
населения.

§26
1
Вопрос
ы
и
задани
я
стр223

Проявляют
заинтересованно
сть не только в
личном успехе,
но и в решении

Характеризовать
безработицу
как
закономерное
явление
рыночной
экономики.
Называть и описывать

§27
1
Вопрос
ы
и
задани
я

вия

31

4.12

Получат
возможность
научиться:
оценивать
собственные
возможности
на
рынке
труда

выбирают
наиболее
эффективные способы
их решения.
Коммуникативные:
распределяют функции
и роли в совместной
деятельности, задают
вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнером.
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных целей
с учетом конечного
результата, составляют
план
и
последовательность
действий.
Мировое Научаться:
Познавательные:
хозяйств определять
выявляют особенности
о
и термины
и признаки объектов,
междуна мировое
приводят примеры в
родная
хозяйство,
качестве
торговля международн доказательства
ая торговля.
выдвигаемых
Получат
положений.
возможность Коммуникативные:
научиться:
взаимодействуют
в
объяснять и ходе
совместной
конкретизиро работы, ведут диалог,
вать
участвуют в дискуссии,
примерами
принимают
другое
направления
мнение и позицию,

проблемных
заданий
всей
группой,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания,
адекватно
понимают
причины
успешности/
неуспешности

причины безработицы. стр232Различать
233
экономические
и
социальные последствия
безработицы. Объяснять
роль
государства
в
обеспечении занятости.

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности,
проявляют
интерес
к
новому
учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение
к
процессу
познания.

Описывать
реальные
связи
между
участниками
международных
экономических
отношений.
Характеризовать
причины формирования
мирового
хозяйства.
Характеризовать
влияние международной
торговли на развитие
мирового
хозяйства.
Раскрывать
смысл
понятия
«обменный

1
§28
Вопрос
ы
и
задани
я стр
239240

32

4.13

внешнеторгов допускают
ой политики существование других
государства.
теор.знаний
Регулятивные:
прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала, принимают
и сохраняют учебную
задачу
Практик Научаться:
Познавательные:
ум
по определять
овладевают
целосттеме
основные
ными представлениями
«Эконом понятия
к о категориях духовной
ика»
главе
культуры
человека;
«Экономика» привлекают информацию,
полученную
ранее, для решения
познавательных задач

валютный курс»

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности

Обобщать
и
систематизировать
Стр
знания и умения по 241изученной теме
246
Выполнять задания в
тестовой
форме
по
изученной теме

Заключительный урок .3ч
33
35

Обобще
ние
курса

Познавательные:
овладевают
целостными представлениями
о
категориях
социальной
сферы
жизни
человека;
привлекают информацию,
полученную

Сохраняют
мотивацию
к
учебной
деятельности;
проявляют
интерес к новому учебному материалу; выра-

Обобщать
и
систематизировать
знания и умения по
изученной теме
Выполнять задания в
тестовой
форме
по
изученной теме

1

ранее, для решения жают положипознавательных задач
тельное отношение к процессу
познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной
деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».