Пояснительная записка обществознание 8 класс (УМК Л.Н.Боголюбов) Данная рабочая программа по курсу «Обществознание» 8 класс разработана на основе: Законы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); Программы: - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15). - Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2011. Постановления: - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81). Приказы: - Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609); - Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74); - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - Основная образовательная программа МБОУ «ГэгэтуйскаяСОШ»на 2022-2023 уч. год. Цели изучения обществознания в основной школе: - развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; - формирование опытаприменения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: -содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; -выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами; -помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты в сфере: познавательной: - относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; регулятивной: - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; -приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; - умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание программы Вводный урок (1ч) Тема 1. Личность и общество (6 ч) Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема. Сферы духовной культуры (8 ч) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Тема 3. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Тема 4. Экономика (12ч.) Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет Российской Федерации. Бюджет государства и семьи. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Пенсионные программы Потребление. Семейное потребление. Бюджет моей семьи. Карманные деньги: за и против. Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Повторение (3ч.) Учебно-тематический план № Наименование раздела п/п 1 Введение. 2 Личность и общество Всего часов Из них на контрольные работы 1 5 - 3 Сферы духовной культуры 8 - 4 5 5 6 Социальная сфера Экономика Итоговое повторение Итого: 5 13 2 35 - Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Критерии оценки устного ответа: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). Критерии оценки работы на уроке: активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами; активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя; неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами; полное отсутствие активности - отметка «2»; Критерии оценки тестового задания: 75-100% - отлично «5»; 60-74% - хорошо «4» 50-59% - удовлетворительно «3»; менее 50% - неудовлетворительно «2»; Критерии оценки сообщения или проекта: глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами; привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя; выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы - отметка «2»; Критерии выведения четвертных и годовых оценок: Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований: - активная и правильная работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов - высокий уровень знания базового материала; Отметка «4»выводится при выполнении следующих требований: -активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; -выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала; Отметка «3»выводится при выполнении следующих требований: -отсутствие самостоятельной активности на уроке; -отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала; Учебно-методический комплекс Для учителя: 1. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. М.: Просвещение, 2020 год 2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020. 3. Дидактический материал по курсу«Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008. Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа. Основные источники: Л.Н. БоголюбовОбществознание. 8 класс: учебник и рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020.г. 4. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г. 5. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г. 6. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г. 7. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г. 8. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г. 9.Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 2006. 10. Конституция РФ. М., 2005. 11. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ // СЗ РФ, 1994., № 32). 12. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 г. № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 5. 13.Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 03 июня 2006 г.№73-ФЗ, с изм., внес. ФЗ от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. 14.Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006 г. № 52. 15.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. 2002 г. № 1. 16.УК РФ (от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 25. 17. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. № 1. Для обучающихся: 1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2020. 2. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016г. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». Для обеспечения образовательного процесса и выполнения образовательной программы, рабочая программа по истории может быть реализован с помощью организации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Электронное обучение в образовательном учреждении осуществляется на основе «Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ДОТ могут быть использованы с применением электронных образовательных ресурсов: https://do2.rcokoit.ru - Портал СПбРЦОКОиИТ; https://resh.edu.ru - Российская электронная школа; https://uchi.ru - Учи.ру; https://www.yaklass.ru –Я класс; https://education.yandex.ru–Яндекс. Учебник; https://interneturok.ru - Интернет урок; https://rosuchebnik.ru/ - Российский учебник; http://edu.sirius.online - Площадка Образовательного центра «Сириус»; https://www.lektorium.tv – Лекториум; https://site.bilet.worldskills.ru/courses/ - Билет в будущее. Видеокурсы для дополнительного образования. Календарно-тематическое планирование № п/ п Разд Тема ел урока 1 1.1 Вводный Получат урок возможность научиться: как добиваться успехов в работе в классе и дома Познавательные: давать определения понятиям. Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания Формирование мотивации к изучению обществознания 2 1.1 Что делает человека человеко м. Личност ь Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. овладевают целостными представлениями о качествах личности Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу Предметные УУД Научаться: выявлять природное и общественное в человеке. Получат возможность научиться: определять способность человека к Планируемые результаты Виды деятельности (элементы содержания, Метапредметные УУД Личностные контроль) УУД Вводный урок Дом. задан ие Колво часов Вспомнить основные С. 4-6 1 итоги прошлого года прочит обучения. ать Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся 1. Личность и общество. 5 часов Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и Записи 1 в тетрад и §1 Вопрос ы стр 12-13 Дата проведения план факт творчеству человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешн ости учебной деятельности социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры 3 4 1.2 1.3 Челове к, общес тво и природ а. Научаться: различать понятия ноосфера, биосфера. Получат возможность научиться определять место человека в мире природы. Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Обществ Научаться: Познавательные: о как называть самостоятельно выдеформа сферы ляют и формулируют жизнеде общественной цели; анализируют ятельнос жизни и вопросы, формулируют ти давать ответы. людей краткую Коммуникативные: характеристи участвуют в коллекку. Получат тивном обсуждении возможность проблем; обмениваются научиться мнениями, понимают Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы §2 1 Вопрос ы и задани я стр1819 Заполн ение сравни тельно й таблиц ы Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отноше- Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни §3 1 прочит ать. Вопрос ы и задани я стр2627 5 1.4 определять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества. Развитие Научаться: обществ характеризова а ть социальные изменения и их формы. Получат возможность научиться: определять термин «глобальные проблемы современност и» позицию партнера. ние к процессу познания Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение §4Вопр 1 осы и задани я стр3334 6 7 1.5 2.1 общественного развития). Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике глобальных проблем Практик Научаться: Сохраняют Обобщать и Познавательные: ум по определять овладевают целост- мотивацию к систематизировать теме основные ными представлениями учебной знания и умения по «Личнос понятия к о качествах личности деятельности; изученной теме ть и главе человека; привлекают проявляют Выполнять задания в обществ «Личность и информацию, интерес к ново- тестовой форме по о» общество» полученную ранее, для му учебному ма- изученной теме решения териалу; вырапознавательных задач жают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Сфера духовно й жизни Научаться: давать определение понятия культура. Получат возможность научиться: определять тенденции развития 2.Сфера Духовной культуры 8 часов Сохраняют Определять сущностные Познавательные: выявляют особенности мотивацию к характеристики понятия и признаки объектов; учебной «культура». Различать и приводят примеры в деятельности; описывать явления качестве проявляют духовной культуры. доказательства вы- интерес к ново- Находить и извлекать двигаемых положений. му учебному ма- социальную териалу; выра- информацию о Коммуникативные: взаимодействуют в жают положи- достижениях и ходе групповой работы, тельное отноше- проблемах культуры из ведут диалог, ние к процессу адаптированных 1 §6 1 Вопрос ы и задани я стр.5354 духовной культуры в современной России 8 2.2 Мораль. участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Научаться: Познавательные: выявлять овладевают целостосновные ными представлениями ценности и о качествах личности нормы человека; привлекают морали. информацию, Получат полученную ранее, для возможность решения учебной научиться: задачи. определять Коммуникативные: критерии планируют цели и морального способы поведения взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. - §7, 1 Вопрос ы и задани я стр 77-78 9 2.3 Долг и Научаться: совесть различать понятия «объективные обязанности» и «моральная ответственнос ть». Получат возможность научиться: использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. 10 2.4 Моральн ый выбор — это ответств енность Научаться: определять понятия свобода и ответственнос ть. Получат возможность научиться: сопоставлять моральные освоении нового учебного материала Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают Сравнивают раз- Осуществлять ные точки зре- рефлексию своих ния; оценивают нравственных ценностей собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей §8 1 Вопрос ы и задани я стр 70-71 1 знания и позицию партнера. взаимоотношепрактическое Регулятивные: ставят ния с их учетом поведение. учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. 11 2.5 Образов ание Научаться: характеризов ать термин самообразова ние Получат возможность научиться: выявлять значимость образования в условиях информацион ного общества. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию §10 1 Вопрос ы и задани я стр8586 12 2.6 Наука в совреме нном обществ е Научаться: характеризов ать термин наука, её значение в Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; ана- Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе §11 1 Вопрос ы и задани я 13 2.7 Религия как одна из форм культур ы жизни современного общества. Получат возможность научиться: определять нравственные принципы труда учёного. ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно лизируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Научаться: характеризов ать религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. Получат возможность научиться: определятьро ль религии в Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий стр9394 Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму §12 1 Вопрос ы и задани я стр 101102 культурном развитии. 14 2.8 (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Практик Научаться: Познавательные: ум по определять овладевают целосттеме основные ными представлениями «Сфера понятия к о категориях духовной духовно главе «Сфера культуры человека; й духовной привлекают информакультур культуры» цию, полученную ы» ранее, для решения познавательных задач Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме 1 3.Социальная сфера. 5 часов 15 3.1 Социаль ная структур а обществ а Научаться: определять термины социальное неравенство, социальный конфликт, социальная группа Получат возможность Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных §13 1 Вопрос ы и задани я стр 113114 16 3.2 Социаль ные статусы и роли Социаль ная сфера научиться: выявлять изменения социальной структуры с переходом в постиндустри альное общество участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа Научаться: определять ролевой репертуар личности, выделять гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Получат возможность научиться: определить социальную позицию человека в обществе: от чего она Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное §14 1 Вопрос ы и задани я стр 121122 зависит. 17 3.3 Нации и межнаци ональны е отношен ия Научаться: характеризова ть этнические группы. Межнационал ьные отношения. Получат возможность научиться: характеризова ть взаимодейств ие людей в многонациона льном и многоконфесс иональном обществе промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения §15Воп 1 росы и задани я стр129130 18 3.4 19 3.5 Отклоня ющееся поведен ие Научаться: определять термин отклоняющее ся поведение. Получат возможность научиться: выявлять опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Практик Научаться: Познавательные: ум по определять овладевают целосттеме основные ными представлениями «Социал понятия к о категориях ьная главе социальной сферы сфера» «Социальная жизни человека; сфера» привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни Подгот 1 овка к итогов ому тестир ованию стр.139 -142 Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме 2 20 4.1 Экономи ка и ее роль в жизни обществ а 21 4.2 Главные вопросы экономи ки 4. Экономика . 13 часов Проявляют Раскрывать роль Познавательные: выявляют особенности заинтересованно экономики в жизни и признаки объектов, сть не только в общества. Объяснять приводят примеры в личном успехе, проблему качестве но и в решении ограниченности доказательства проблемных экономических ресурсов. выдвигаемых заданий всей Различать свободные и положений. группой, экономические блага. выражают Приводить примеры Коммуникативные: взаимодействуют в положительное принятия решения на ходе групповой работы, отношение к основе экономического ведут диалог, процессу выбора участвуют в дискуссии, познания, принимают другое адекватно мнение и позицию, понимают допускают причины существование успешности/неус различных точек пешности зрения. учебной деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу Научаться: Познавательные: Оценивают Описывать и определятьфу привлекают способную иллюстрировать нкции и типы информацию, учебную примерами решения экономически полученную ранее, для деятельность, основных вопросов х систем. решения учебных свои участниками экономики. Получат задач. достижения; Различать и возможность Коммуникативные: анализируют и сопоставлять основные Научаться определять термины потребности и ресурсы, свободные и экономически е блага Получат возможность научиться: характеризова ть понятие альтернативна я стоимость (цена выбора) §17 1 §19 Вопрос ы и задани я стр §18 1 научиться: давать ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить 22 4.3 Собстве нность обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия Научаться: Познавательные: определять ориентируются в термины разнообразии способов собственность решения , формы познавательных задач, собственност выбирают наиболее и эффективные способы Получат их решения. возможность Коммуникативные: научиться: распределяют функции защищать и роли в совместной свою деятельности, задают собственность вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношени я с их учётом. типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неус пешности Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности §19 1 Вопрос ы и задани я стр166167 последовательность действий. 23 4.4 Рыночна я экономи ка 24 4.5 Произво дствооснова экономи ки Научаться: определять термины спрос и предложение, рынок Получат возможность научиться: Формулирова ть собственное мнение о роли рыночного механизма регулировани я экономики в жизни общества Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу Научаться: Познавательные: определять находят нужную терминыпрои социальную зводство, информацию в товары и различных источниках; услуги, адекватно ее факторы воспринимают, производства, применяют основные разделение обществоведческие труда и термины и понятия; Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. §20 1 Вопрос ы и задани я стр174175 Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцирова нную оценку своей успешности Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить §21 1 Вопрос ы и задани я стр183184 специализаци я. Получат возможность научиться: исследовать несложные практические ситуации, связанные с использовани ем различных способов повышения эффективност и производства 25 4.6 Предпри нимател ьская деятельн ость преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане. определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. Научаться: Познавательные: определять выявляют особенности термины и признаки объектов, предпринимат приводят примеры в ельство. качестве основные доказательства организацион выдвигаемых но-правовые положений. формы Коммуникативные: фирмы. взаимодействуют в Получат ходе групповой работы, возможность ведут диалог, научиться: участвуют в дискуссии, оценивать допускают и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Описывать социальноэкономические роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационноправовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения §22 1 Вопрос ы и задани я стр 192193 возможности своего участия в предпринимат ельской деятельности 26 4.7 Роль государс тва в экономи ке Научаться: определять термины государственн ый бюджет, налоги Получат возможность научиться: приводить примеры государственн ой политики регулировани я доходов и расходов 27 4.8 Распреде Научаться: ление определять существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. Познавательные: самостоятельно морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношени я с их учетом Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Применяют правила Называть источники §23 1 Вопрос ы и задани я стр200201 основные §24 доходов Вопрос 1 доходов 28 4.9 Потребл ение термины распределени е, неравенство доходов, перераспреде ление доходов. Получат возможность научиться: иллюстрирова ть примерами государственн ые меры социальной поддержки населения выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. Научаться: Познавательные: определять устанавливают термины причинносемейное следственные связи и потребление, зависимости между прожиточный объектами. минимум, Коммуникативные: страховые планируют цели и услуги способы Получат взаимодействия, возможность обмениваются научиться: мнениями, слушают характеризова друг друга, понимают ть позицию партнера, в т.ч экономически и отличную от своей, е основы согласовывают защиты прав действия с партнером. делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. ы и задани я стр207208 Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей §25 1 Вопрос ы и задани я стр214215 потребителя 29 4.10 Инфляц ия и семейна я экономи ка Научаться: определять термины семейная экономика, экономическо е равновесие Получат возможность научиться: оценивать способы использовани я сбережений своей семьи с точки зрения экономическо й рациональнос ти 30 4.11 Безработ ица, ее причины и последст Научаться: определять термины занятость и безработица Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неус пешности учебной деятельности Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. §26 1 Вопрос ы и задани я стр223 Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать §27 1 Вопрос ы и задани я вия 31 4.12 Получат возможность научиться: оценивать собственные возможности на рынке труда выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Мировое Научаться: Познавательные: хозяйств определять выявляют особенности о и термины и признаки объектов, междуна мировое приводят примеры в родная хозяйство, качестве торговля международн доказательства ая торговля. выдвигаемых Получат положений. возможность Коммуникативные: научиться: взаимодействуют в объяснять и ходе совместной конкретизиро работы, ведут диалог, вать участвуют в дискуссии, примерами принимают другое направления мнение и позицию, проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/ неуспешности причины безработицы. стр232Различать 233 экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Раскрывать смысл понятия «обменный 1 §28 Вопрос ы и задани я стр 239240 32 4.13 внешнеторгов допускают ой политики существование других государства. теор.знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу Практик Научаться: Познавательные: ум по определять овладевают целосттеме основные ными представлениями «Эконом понятия к о категориях духовной ика» главе культуры человека; «Экономика» привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач валютный курс» Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Обобщать и систематизировать Стр знания и умения по 241изученной теме 246 Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме Заключительный урок .3ч 33 35 Обобще ние курса Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях социальной сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выра- Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме 1 ранее, для решения жают положипознавательных задач тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности