общество 9 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта ,Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы.-2-е изд., доработанное - М. :
Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения.). Авторской программы под редакцией Л. Н. Боголюбова для 5 – 9 классов под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2013
Изучение обществознания в основной школе призвана создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событий и процессов; нравственной правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав граждан и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования
социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном
российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализции в многообразных видах деятельности, а также об условиях
достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются:
социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и
гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного
предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными
источниками социальной информации; решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную
коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Необходимо взаимодействия курса обществознания 9 класс и курса «Основы финансовой грамотности» (темы: налоги физических и юридических
лиц, платежи в интернете, защита персональных данных, кредитная карта, пенсионные накопления).

Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1997).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
3. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека(10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
-Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско–общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
Данный курс нацелен на формирование у обучающихся
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса
«Обществознание».

Место в учебном плане
Общее количество времени на обучения составляет 35 часов.
Общая недельная нагрузка в году обучения составляет 1 час.
Планируемые результаты по предмету
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб,
флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи
между общественными и политическими событиями;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при
их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в
детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,
внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом
уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с
экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные
информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности
учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответст-вии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое
резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение
заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других
людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать
результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном
пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники,
размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении
научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её
осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и
свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

III.Тематическое планирование
№ Тема урока
п\п

1

Политика и власть

Кол- Тип урока
во
час.
Глава 1
1
Изучение нового
материала

Элементы
содержания
Политика
Что такое политика?
Политическая власть.
Роль политики в жизни
общества.

Требования
К уровню
подготовки
9 час.
Знать, что такое политика,
какую роль играет политика в
жизни общества
Уметь называть главные

Домашнее
задание

1

Дата

2

Государство

1

Комбинированный

Происхождение
государства. Признаки
государства. Формы
государства. Что такое
гражданство

3

Политические
режимы

1

Комбинированный

Политические режимы.
Тоталитарный,
авторитарный, демократия.
Развитие демократии в
современном мире.

4

Правовое
государство

1

Изучение нового
материала

Понятие правового
государства. Власть в
правовом государстве.
Принципы правового
государства

5

Гражданское
общество и
государство

1

Изучение нового
материала

Что такое гражданское
общество.
Местное самоуправление.
Общественная палата

6

Участие граждан в
политической жизни

1

Изучение нового
материала

Выборы, референдумы.
Обращение в органы
власти. Пути влияния на
власть. Значение свободы
слова

особенности политической
власти.
Знать признаки и формы
государства.
Уметь называть различные
точки зрения причин
появления государства;
сравнивать конституцию и
абсолютную монархию
Знать, что означает понятие
политический режим,
основные виды политических
режимов
Уметь сравнивать
тоталитарный и авторитарный
режимы; характеризовать
развитие демократии в
современном обществе
Знать принципы правового
государства
Уметь характеризовать ветви
власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»;
работать со схемой
Знать основные признаки
гражданского общества
Уметь объяснять различия
между государственным
управлением и местным
самоуправлением; работать с
документом по заданному
алгоритму
Знать, при каких условиях
человек может сознательно
участвовать в политической
жизни
Уметь оценивать значение
принципов конституционного

2

3

4

5

6

7

Политические
партии и движения

1

комбинированный

Общественнополитические движения.
Политические партии. Роль
политических партий и
общественных движений в
современном мире

8

Гражданин –
человек, имеющий
права

1

Обобщение

Политика и власть.
Политические режимы.
Правовое государство.
Политические партии и
движения

9

Контрольная работа
по теме «политика»

1

Проверка знаний и
умений

10

Право, его роль в
жизни общества и
государства

1

Глава 2
Изучение нового
материала

Политика и власть.
Политические режимы.
Правовое государство.
Политические партии и
движения
Право
Что такое право. Право и
его роль в жизни общества
и государства. Мера
свободы, справедливости,
ответственности. Система
законодательства. Право и

строя; формулировать на
основе приобретенных
правовых знаний собственные
суждения и аргументы
Знать, что такое политические
партии и общественные
движения.
Уметь анализировать текст,
объяснять смысл понятий;
объяснять, почему в обществе
возникают общественнополитические движения;
анализировать роль
политических партий и
общественных движений в
современном мире
Знать основные положения
главы.
Уметь характеризовать
политические режимы и
партии; делать выводы,
отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку
зрения или обосновывать
известные ; решать
практические задачи
Знать основные положения
главы
Уметь анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
21 час
Знать основное назначение
права в обществе, что закон
является нормативным актом
высшей юридической силы.
уметь объяснять смысл
основных понятий, давать

7

Подготовка к
тестированию

тест

8

закон

11

Правоотношения и
субъекты права

1

комбинированный

12
13

Правонарушения и
юридическая
ответственность

2

Изучение нового
материала
комбинированный

14

Правоохранительные 1
органы

комбинированный

15- Конституция
16 Российской
Федерации. Основы
конституционного
строя РФ

2

Изучение нового
материала.
Комбинированный

сравнительную
характеристику позитивного и
естественного права
Сущность и особенности
Знать, что такое
правоотношения. Субъекты правоотношения, чем
правоотношения. Система
правоотношение отличается
права. Понятие нормы и
от других социальных
права
отношений.
Уметь характеризовать
субъекты правоотношений;
работать с правовыми
документами по заданному
алгоритму
Правонарушения и его
Знать признаки и виды
признаки. Виды
правонарушений; виды
правонарушений.
юридической
Юридическая
ответственности.
ответственность. Виды
Уметь решать практические
юридической
задачи; определять виды
ответственности
юридической
ответственности; работать с
документами; решать
проблемные задачи
Правоохранительные
Знать, какие органы
органы. Суд. Прокуратура. называются
Адвокатура. Нотариат .
правоохранительными.
Уметь определять принцип
правосудия; анализировать
действия правоохранительных
органов; решать проблемные
задачи
Этапы развития
Знать, почему конституция
конституции. Закон высшей является законом высшей
юридической силы.
юридической силы; принципы
Конституционный строй.
правового государства
Основы государства.
Основы статуса человека и Уметь характеризовать
гражданина. Основные
исторические этапы развития

9

10

11

12-13

принципы правового
государства

17- Права и свободы
18 человека и
гражданина

2

Изучение нового
материала
Комбинированный

Что такое права человека.
Юридические нормы.
Правовые и юридические
документы. Права и
свободы человека и
гражданина. Система
защиты прав. Права
ребенка

Гражданские
правоотношения

1

Практикум

Сущность гражданского
права. Особенности
гражданских
правоотношений. Виды
договоров и гражданская
дееспособность
несовершеннолетних.
Защита прав потребителя

20- Право на труд.
21 Трудовые
правоотношения

2

Изучение нового
материала.
Комбинированный

Право на труд. Трудовые
правоотношения.
Трудовая дисциплина

19

конституции в России;
анализировать основные
принципы правового
государства; на основе ранее
изученного материала решать
проблемные задачи
Знать особенности
юридических норм
Уметь характеризовать
значимость права;
анализировать правовые
документы; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать
определение понятий;
определять значимость
защиты прав человека;
работать с документами по
заданному алгоритму
Знать суть гражданского
права и особенности
гражданских правоотношений
Уметь объяснять, в чем
проявляется гражданская
дееспособность
несовершеннолетних;
характеризовать виды
гражданско – правовых
договоров; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать
определения понятий;
приводить примеры
поведенческих ситуаций
Знать, какие права и
обязанности включаются в
трудовой договор, в чем
значение дисциплины труда.
Уметь анализировать
документы, делать выводы;

14-15

16

17

22- Семейные
23 правоотношения

24

Административные
правоотношения

25- Уголовно –
26 правовые отношения

2

Изучение нового
материала.
Комбинированный

1

Комбинированный

2

Изучение нового
материала.
Комбинированный

характеризовать трудовые
правоотношения
Юридические понятия
Знать, каковы условия
семьи и брака. Потребность вступления в брак и
человека в семье. Правовые препятствия к его
основы семейно – брачных заключению, что такое
отношений. Принципы
брачный договор; что
счастливого детства. Права понимается под
и обязанности супругов.
родительскими правами;
Имущественные отношения какими правами и
супругов Правоотношения обязанностями обладает
родителей и детей
ребенок; в чем суть личных и
имущественных
правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и
обязанности супругов,
родителей и детей, делать
выводы, отвечать на вопросы;
объяснять, нужна ли человеку
семья; работать со схемой и
документами
Административное право.
Знать. Какую сферу
Понятия и черты
общественных отношений
административного
регулирует административное
правоотношения.
право, в чем состоят
Административные
важнейшие черты
правонарушения
административных
правоотношений
Уметь работать с
документами; анализировать
схему «Административное
право»; делать выводы,
высказывать собственные
суждения
Особенности уголовного
Знать особенности уголовно –
права и уголовно –
правовых отношений.
правовых отношений.
Уметь определять, какие виды
Понятие преступления.
наказаний и ответственности

18

19

20

Уголовное наказание и
ответственность
несовершеннолетних.
Основания для
привлечения и
освобождения от уголовной
ответственности
Социальная политика
государства.
Право на жилище. Право на
социальное обеспечение.
Здоровье под охраной
закона. Международный
пакт об экономических,
социальных и культурных
правах

27

Социальные права

1

Комбинированный

28

Международно –
правовая защита
жертв вооруженных
конфликтов

1

Изучение нового
материала

Международное
гуманитарное право.
Значение международного
гуманитарного права

29

Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования

1

Изучение нового
материала

Закон РФ «Об
образовании»
Конвенция о правах
ребенка.

несут несовершеннолетние
правонарушители; работать с
документами; анализировать
схемы по теме правовых
отношений
Знать роль государства в
21
обеспечении экономических и
социальных условий жизни
людей; что означает
«социальное государство»;
каковы основные направления
социальной политики нашего
государства; что
предусматривает право по
охране здоровья на
социальное обеспечение.
Уметь объяснять, почему
социальные проблемы
остаются острыми в нашем
обществе; анализировать
Международный пакт об
экономических, социальных,
культурных правах;
выполнять творческие задания
Знать, что называют
22
международным
гуманитарным правом, кем и
когда было принято МГП.
Уметь называть особенности
и значение международного
гуманитарного права;
работать с документами
Знать, правомерно ли
23
существование в России
платных учебных заведений в
наши дни; что дает

Конституция РФ о праве на
образование.
Дополнительное
образование детей

30

Право в жизни
человека

1

31- Правовое
33 государство и его
граждане
Право в жизни
человека
Политика и право

3

34- Итоговый урок
35

2

Обобщение и
систематизация знаний

Как стать личностью?
Личность, мораль,
ценности, моральная
ответственность,
моральный выбор,
моральный контроль

Итоговое
Уроки обобщения

повторение
Политика и власть.
Правовое государство.
Участие граждан в
политической жизни.
Право и его роль в жизни
общества и государства.
Правоохранительные
органы.
Гражданские
правоотношения. Отрасли
права.
Политика и власть.

Контроль знаний и
умений

Политика. Право.
Государство

образованность человеку для
выполнения им гражданских
обязанностей.
Уметь анализировать
модернизацию современного
образования; характеризовать
основные принципы
Конвенции о правах ребенка;
работать с документами
Знать основные понятия
главы «Право»
Уметь анализировать,
высказывать собственные
суждения, объяснять значение
понятий; выполнять
творческие задания
4 часа
Знать основные понятия
главы «Право», «Политика»,
за весь курс 9 класса
Уметь находить и
анализировать информацию,
высказывать собственные
суждения, объяснять значение
понятий, работать с
документами, схемами,
таблицами, выполнять
творческие задания,
приводить примеры
практических ситуаций
Знать основные понятия курса
за 9 класс

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя
1.Морозова С.А. Обществознание: Учебнометодическое пособие/С.А. Морозова – СПб, 2011.

Выводы к
главе

Повторение,
подготовка к
тесту

тест

2. Каверин Б.И. Обществознание/ Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М.: 2007.
3. Философия: учебник/ под ред. О.А. Митрошенкова.- М.: 2012.
4. Балашов С.Е. Практическая философия/ Л.Е. Балашов, М.2010.
5. Андреева Г.Н. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева. М. 2005
6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.- М. 2013.
7. Миголатьев А.А. Курс политологии: учебник/ А.А. Миголатьев, В.В. Огнева- М. 2010.
8. Липсиц И. В.экономика: учебник для ВУЗов/ Липсиц И.В. М. 2007
9. Румянцева Е.Е. Новоя экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева, М. 2010.
Учебные материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru— актуальные новости общественнойжизни
http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов— Основы экономики.Вводныйкурс
.http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
Оборудование кабинета:
1. Персональный компьютер
2. Проектор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».