Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для учащихся 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ,Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы.-2-е изд., доработанное - М. : Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения.). Авторской программы под редакцией Л. Н. Боголюбова для 5 – 9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2013 Изучение обществознания в основной школе призвана создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событий и процессов; нравственной правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав граждан и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Необходимо взаимодействия курса обществознания 9 класс и курса «Основы финансовой грамотности» (темы: налоги физических и юридических лиц, платежи в интернете, защита персональных данных, кредитная карта, пенсионные накопления). Нормативные документы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1997). 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. 3. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач: - Развитие личности в ответственный период социального взросления человека(10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; -Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско–общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений. Данный курс нацелен на формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса «Обществознание». Место в учебном плане Общее количество времени на обучения составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в году обучения составляет 1 час. Планируемые результаты по предмету Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений; • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • готовность к выбору профильного образования. Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Обращение с устройствами ИКТ Выпускник научится: • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. Создание письменных сообщений Выпускник научится: • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответст-вии с его смыслом средствами текстового редактора; • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. Выпускник получит возможность научиться: • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей. Коммуникация и социальное взаимодействие Выпускник научится: • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Выпускник получит возможность научиться: • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Поиск и организация хранения информации Выпускник научится: • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьюте-ре, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Выпускник получит возможность научиться: • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании Выпускник научится: • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации; • строить математические модели; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов. Моделирование и проектирование, управление Выпускник научится: • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. Выпускник получит возможность научиться: • проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускник научится: • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. III.Тематическое планирование № Тема урока п\п 1 Политика и власть Кол- Тип урока во час. Глава 1 1 Изучение нового материала Элементы содержания Политика Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Требования К уровню подготовки 9 час. Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества Уметь называть главные Домашнее задание 1 Дата 2 Государство 1 Комбинированный Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство 3 Политические режимы 1 Комбинированный Политические режимы. Тоталитарный, авторитарный, демократия. Развитие демократии в современном мире. 4 Правовое государство 1 Изучение нового материала Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства 5 Гражданское общество и государство 1 Изучение нового материала Что такое гражданское общество. Местное самоуправление. Общественная палата 6 Участие граждан в политической жизни 1 Изучение нового материала Выборы, референдумы. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова особенности политической власти. Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию Знать, что означает понятие политический режим, основные виды политических режимов Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе Знать принципы правового государства Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; работать со схемой Знать основные признаки гражданского общества Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни Уметь оценивать значение принципов конституционного 2 3 4 5 6 7 Политические партии и движения 1 комбинированный Общественнополитические движения. Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире 8 Гражданин – человек, имеющий права 1 Обобщение Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения 9 Контрольная работа по теме «политика» 1 Проверка знаний и умений 10 Право, его роль в жизни общества и государства 1 Глава 2 Изучение нового материала Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения Право Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы Знать, что такое политические партии и общественные движения. Уметь анализировать текст, объяснять смысл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественнополитические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире Знать основные положения главы. Уметь характеризовать политические режимы и партии; делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известные ; решать практические задачи Знать основные положения главы Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы 21 час Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. уметь объяснять смысл основных понятий, давать 7 Подготовка к тестированию тест 8 закон 11 Правоотношения и субъекты права 1 комбинированный 12 13 Правонарушения и юридическая ответственность 2 Изучение нового материала комбинированный 14 Правоохранительные 1 органы комбинированный 15- Конституция 16 Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 2 Изучение нового материала. Комбинированный сравнительную характеристику позитивного и естественного права Сущность и особенности Знать, что такое правоотношения. Субъекты правоотношения, чем правоотношения. Система правоотношение отличается права. Понятие нормы и от других социальных права отношений. Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму Правонарушения и его Знать признаки и виды признаки. Виды правонарушений; виды правонарушений. юридической Юридическая ответственности. ответственность. Виды Уметь решать практические юридической задачи; определять виды ответственности юридической ответственности; работать с документами; решать проблемные задачи Правоохранительные Знать, какие органы органы. Суд. Прокуратура. называются Адвокатура. Нотариат . правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи Этапы развития Знать, почему конституция конституции. Закон высшей является законом высшей юридической силы. юридической силы; принципы Конституционный строй. правового государства Основы государства. Основы статуса человека и Уметь характеризовать гражданина. Основные исторические этапы развития 9 10 11 12-13 принципы правового государства 17- Права и свободы 18 человека и гражданина 2 Изучение нового материала Комбинированный Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка Гражданские правоотношения 1 Практикум Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя 20- Право на труд. 21 Трудовые правоотношения 2 Изучение нового материала. Комбинированный Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина 19 конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи Знать особенности юридических норм Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документами по заданному алгоритму Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско – правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определения понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; 14-15 16 17 22- Семейные 23 правоотношения 24 Административные правоотношения 25- Уголовно – 26 правовые отношения 2 Изучение нового материала. Комбинированный 1 Комбинированный 2 Изучение нового материала. Комбинированный характеризовать трудовые правоотношения Юридические понятия Знать, каковы условия семьи и брака. Потребность вступления в брак и человека в семье. Правовые препятствия к его основы семейно – брачных заключению, что такое отношений. Принципы брачный договор; что счастливого детства. Права понимается под и обязанности супругов. родительскими правами; Имущественные отношения какими правами и супругов Правоотношения обязанностями обладает родителей и детей ребенок; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; работать со схемой и документами Административное право. Знать. Какую сферу Понятия и черты общественных отношений административного регулирует административное правоотношения. право, в чем состоят Административные важнейшие черты правонарушения административных правоотношений Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения Особенности уголовного Знать особенности уголовно – права и уголовно – правовых отношений. правовых отношений. Уметь определять, какие виды Понятие преступления. наказаний и ответственности 18 19 20 Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения и освобождения от уголовной ответственности Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 27 Социальные права 1 Комбинированный 28 Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 Изучение нового материала Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права 29 Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 Изучение нового материала Закон РФ «Об образовании» Конвенция о правах ребенка. несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений Знать роль государства в 21 обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья на социальное обеспечение. Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются острыми в нашем обществе; анализировать Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания Знать, что называют 22 международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами Знать, правомерно ли 23 существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает Конституция РФ о праве на образование. Дополнительное образование детей 30 Право в жизни человека 1 31- Правовое 33 государство и его граждане Право в жизни человека Политика и право 3 34- Итоговый урок 35 2 Обобщение и систематизация знаний Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль Итоговое Уроки обобщения повторение Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права. Политика и власть. Контроль знаний и умений Политика. Право. Государство образованность человеку для выполнения им гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами Знать основные понятия главы «Право» Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания 4 часа Знать основные понятия главы «Право», «Политика», за весь курс 9 класса Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий, работать с документами, схемами, таблицами, выполнять творческие задания, приводить примеры практических ситуаций Знать основные понятия курса за 9 класс Материально- техническое обеспечение образовательного процесса. Литература для учителя 1.Морозова С.А. Обществознание: Учебнометодическое пособие/С.А. Морозова – СПб, 2011. Выводы к главе Повторение, подготовка к тесту тест 2. Каверин Б.И. Обществознание/ Б.И. Каверин, П.И. Чижик. – М.: 2007. 3. Философия: учебник/ под ред. О.А. Митрошенкова.- М.: 2012. 4. Балашов С.Е. Практическая философия/ Л.Е. Балашов, М.2010. 5. Андреева Г.Н. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М. Андреева. М. 2005 6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.- М. 2013. 7. Миголатьев А.А. Курс политологии: учебник/ А.А. Миголатьев, В.В. Огнева- М. 2010. 8. Липсиц И. В.экономика: учебник для ВУЗов/ Липсиц И.В. М. 2007 9. Румянцева Е.Е. Новоя экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева, М. 2010. Учебные материалы Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012 Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012 Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012 Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012 Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012 Интернет ресурсы: http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации. http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru— актуальные новости общественнойжизни http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов— Основы экономики.Вводныйкурс .http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете. Оборудование кабинета: 1. Персональный компьютер 2. Проектор.