ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому планированию по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс Календарно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования; рассчитано на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов. Учебно-методический комплект включает в себя: у ч е б н и к и и у ч е б н ы е п о с о б и я: 1. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 7 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : Просвещение, 2010. 2. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : Просвещение, 2010. д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а: 1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М. : Дрофа, 2002. 2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» : учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб. : КАРО, 2002. 3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. / В. М. Евлахов. – М. : Дрофа, 2006. 4. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности : сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М. : Просвещение, 2006. В настоящем тематическом федеральных законов: планировании реализованы требования – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; – «Об охране окружающей природной среды»; – «О пожарной безопасности»; – «О гражданской обороне»; – «О безопасности дорожного движения» и др. Содержание планирования выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. В содержание тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения. Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема урока Кол Элементы содержания ИКТ -во час Раздел Ι. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека Глава 1. Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного 1 Промышленные аварии и катастрофы. Их причины Эл. пособие характера и их классификация и возможные последствия. Общее понятие «ОБЖ 5-11 чрезвычайной ситуации техногенного характера, класс» Краткая характеристика основных типов 1 понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного чрезвычайных ситуаций по масштабу характера и их последствия распространения и с учетом тяжести последствий. Основные причины техногенных аварий и 1 катастроф Глава 2. Пожары и взрывы. Пожары 1 Пожары и взрывы, их характеристика, пожароЭл. пособие взрывоопасные объекты. Причины и возможные «ОБЖ 5-11 Взрывы 1 последствия. Правила безопасного поведения при класс» Условия и причины возникновения 1 пожарах и взрывах. Пожары и паника. пожаров и взрывов Промышленные аварии с выбросом опасных Возможные последствия пожаров и 1 химических веществ. Химически опасные объекты взрывов производства. Причины аварий и возможные Меры пожарной безопасности. Правила 1 последствия при авариях безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Химические вещества и опасные объекты 1 Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их Эл. пособие характеристика и поражающие факторы. Защита «ОБЖ 5-11 Характеристика АХОВ и их поражающих 1 населения от СДЯВ. Правила безопасного покласс» факторов ведения при авариях с выбросом опасного хиВозможные последствия при авариях на 1 мического вещества. химически опасных объектах Аварии на радиационно опасных объектах, их Правила поведения и действия населения 1 причины и возможные последствия. Основные виды при авариях на ХОО радиационно опасных объектов. Характеристика Характеристика поражений аварийно 1 очагов поражения при авариях на АЭС. Правила химически опасными веществами безопасного поведения при радиационных авариях. Первая помощь пострадавшим от АХОВ 1 Дата проведения план факт 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Режимы радиационной защиты. Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ Радиоактивность и радиационно опасные 1 Биосфера и человек. Экология и экологическая объекты опасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды Ионизирующее излучение: природа, 1 загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, единицы измерения, биологические почв. Понятие о предельно допустимых эффекты концентрациях загрязняющих веществ. Естественная радиоактивность 1 Краткая характеристика состояния окружающей Характеристика очагов поражения при 1 среды в регионе и месте проживания. Мероприятия радиационных авариях и принципы по защите здоровья человека, проводимые в местах защиты от ионизирующего излучения нарушения экологического равновесия. Правила Правила поведения и действия населения 1 безопасного поведения в экологически при радиационных авариях и неблагоприятных районах. радиоактивном загрязнении местности Глава 5. Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии и 1 Гидродинамические аварии, их причины и гидротехнические сооружения последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных Причины и виды гидродинамических 1 объектах. Правила безопасного поведения при аварий угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической Последствия гидродинамических аварий 1 аварии. Меры по защите на селения от 1 последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий Глава 6. Нарушение экологического равновесия. Экология и экологическая безопасность 1 Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных Биосфера и человек 1 ситуаций. Мероприятия по защите Загрязнение атмосферы 1 сельскохозяйственных животных при стихийных Загрязнение почвы 1 бедствиях, производственных авариях. Загрязнение природных вод 1 Мероприятия по защите фуража, воды, продуктов Понятие о предельно допустимых 1 животноводства от заражения. Отработка концентрациях загрязняющих веществ практических действий обучаемых при (ПДК). Краткая характеристика возникновении аварий и катастроф, наиболее экологической обстановки в России Эл. пособие «ОБЖ 5-11 класс» Эл. пособие «ОБЖ 5-11 класс» Эл. пособие «ОБЖ 5-11 класс» вероятных для регионов проживания. Раздел ΙΙ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Глава 1. Безопасное поведения на улицах и дорогах 30 Правила для велосипедистов 1 Велосипедист обладает ограниченной прочностью. Эл. пособие Правила дорожного движения для велосипедистов. «ОБЖ 5-11 31 Правила для роллинга 1 Снаряжение для катания на роликах. Понятия об класс» 32 Основные понятия об уголовной 1 уголовной ответственности несовершеннолетних. ответственности несовершеннолетних Безопасность в общественных местах 33 Как уберечься от преступлений 1 34 Самозащита в общественном транспорте 1 Итого: 34 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Учащиеся должны знать/понимать: основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики; правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; пользования бытовыми приборами и инструментами; проявление бдительности при угрозе террористического акта; обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи . Перечень учебно-методического обеспечения 1. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й Кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л.Воробьева, Е.Н.Литвинов, «Издательство АСТ», 2003. – 206, [2] с.: ил. 2. ОБЖ 5 – 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и Мефодий», 2003 г. 3. От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов. 4. Ударная сила. «Никто, кроме нас!». DVD-video. Документальный фильм «Воинам десантникам с благодарностью от Первого канала» 5. 4.Сам себе МЧС. DVD-video. Список литературы (основной и дополнительной) 1. Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; 2. Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006. 3. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. 4. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г. 5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;