Русский язык 3 класс

Аннотация
к программе по учебному предмету «Русский язык»
Данная программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для описания
организации учебного процесса по предмету начального общего образования (3 класс). Согласно
федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; учебному плану
образовательной организации на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 4 часа
в неделю, 136 часов в год.
Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; общая характеристика
учебного процесса; описание места учебного предмета в учебном плане; содержание учебного
предмета; результаты изучения учебного предмета; описание материально-технической базы;
календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по
учебно-методическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А.
Стефаненко, Н. А. Федеосова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2019.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками:
пособие для учителей общеобразоват. оранизаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение,
2018.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П.
Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2018.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся
общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2019.
5. Канакина, В. П. Русский язык : 3–4 классы : сборник диктантов и творческих работ :
учебное пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. :
Просвещение, 2019.
6. Канакина, В. П. Русский язык : 1–4 классы : сборник диктантов и самостоятельных работ :
пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. :
Просвещение, 2018.
7. Канакина, В. П. Работа с трудными словами. 1–4 классы / В. П. Канакина. – М. :
Просвещение, 2018.
8. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал : пособие для учащихся / В. П.
Канакина. – М. : Просвещение, 2018.
Нормативно-правовая база:
1. Ст.12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
3. Общеобразовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №48 г
Улан-Удэ;
4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №
СанПиН 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в
соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес
к языку, стремление совершенствовать свою речь1.
Структура курса
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика,
состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи2.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных
и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный –
безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой,
парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция
ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах
с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и

переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за
их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с
чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных
одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных
собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен
существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам:
настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы.
Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения
распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь,
учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит
обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое
высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения;
сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение4.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 136 часов (4 ч в
неделю, 34 учебные недели). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих
требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом
стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с
помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое
обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной и коммуникативной
компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка – первоначальный этап системы лингвистического образования и
речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию 6.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех
же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень
подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории,
навыков правописания и развития речи7.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса
русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения,
значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных
словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и
приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами
образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне.
Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с
безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед
согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных

приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения
по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами 8:
обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков
написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных
в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с
безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов,
заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы
не с глаголами9.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о
некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных
признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах
изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по
родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем
времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени
числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания
существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки
правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый,
-ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и
среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных
и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов,
анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом
значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов,
синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и
новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми
изобразительно-выразительными
средствами
языка
(сравнение,
олицетворение).
Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и
употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах
предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в
языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и
невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением
(общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать
текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план,
озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и
рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо
творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать
книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста,
создавать текст определенного типа и стиля10.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает
предметных результатов.
Личностные результаты.

достижение

определенных

личностных,

метапредметных

и

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого
общения11.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ12
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать
материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого
уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах,
конкурсах разного уровня.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под
ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли :
система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Необходимо использовать словари по русскому языку (толковый, фразеологический,
морфемный, словообразовательный).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа :
www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по
возможности).
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по русскому языку.
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе.
2. Наборы сюжетных (предметных) картин в соответствии с тематикой программы (в том числе
и в цифровой форме).
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон) (по возможности).
2. Телевизор (по возможности).
3. Компьютер (по возможности).
4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
5. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
6. Аудиоцентр (магнитофон).
7. Диапроектор.
8. Мультимедийный проектор (по возможности).
9. Экспозиционный экран (по возможности).
10. Сканер (по возможности).
11. Принтер лазерный (по возможности).
12. Принтер струйный цветной (по возможности).
13. Фотокамера цифровая (по возможности).
14. Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
15. Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между учителем и учащимися (по
возможности).
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц, схем.
2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.
4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
5. Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
6. Стол учительский с тумбой.
7. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Дата

п/п

(неделя)

Тема

Колвочасов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты

УУД

Личностныерезультаты

Язык и речь
1.

Наша речь. Виды речи.

1 час

2.

Наш язык.

1 час

Различать язык и речь.
Знать, в каких случаях
жизни
мы
пользуемся
разными видами речи и что
такое хорошая речь, о
сферах употребления в
России русского языка и
национальных языков.

Самостоятельно
организовывать свое
рабочее место в
соответствии с целью
выполнения заданий.

Соблюдать в повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета и правила устного
общения.

Ориентироваться в
учебниках

Текст. Предложение. Словосочетание
3

Текст. Типы текстов.

1 час
1 час

4.
Предложение.

5.

Виды предложений по цели
высказывания

1 час

Уметь различать текст и
предложение, текст и
набор предложений.
Определять тему и
главную мысль текста.
Подбирать заголовок к
заданному тексту.

Определять цель учебной
деятельности, соотносить
свои
действия
с
поставленной целью.

Соблюдать в повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета и правила устного
общения.

Уметь разъяснять
постановку знаков
препинания

Анализировать объекты с
целью выделения
существенных и
несущественных признаков

Соблюдать в повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета и правила устного
общения.

Научатся разъяснять

Виды предложений по
интонации.

6

1 час

постановку знаков
препинания, называть виды
предложений по цели
высказывания

Контролировать свою
деятельность.
Уметь формулировать
правило.

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Взаимодействие с
партнером.
7

Административная входная
контрольная работа.

1 час

8

Работа над ошибками. Виды
предложений.

1 час

9

Предложения с обращением.

1 час

Уметь различать
предложения по
интонации, разъяснять
постановку знаков
препинания

Поиск и выделение
необходимой информации.
Анализ объектов с целью
выделения существенных и
несущественных признаков

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Уметь находить нужную
орфограмму на
допущенную ошибку при
письме

Осуществлять поиск
необходимой информации
с использованием учебной
литературы

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Самостоятельно
организовывать свое
рабочее место

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение».

Объяснять, что такое
обращение, находить
обращения в предложении
10-

Главные и второстепенные
члены предложения.

11

Главные и второстепенные
члены предложения.

1 час

1 час

Уметь устанавливать при
помощи вопросов связь
между членами
предложения, различать и
выделять главные и
второстепенные члены в
предложении

Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение». Ценить

12-

Простое и сложное
предложения.

2 часа

13

14

Словосочетание.

1 час

Проверочная работа по теме
"Виды предложений".

15

Контрольный диктант по
теме «Предложение».

Уметь различать простые и
сложные предложения,
объяснять знаки
препинания внутри
сложного предложения.
Составлять из двух
простых предложений одно
сложное

Осуществлять само- и
взаимопроверку работ.
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, точно реагировать
на реплики, высказывать
свою точку зрения,
понимать необходимость
аргументации своего
мнения.

и принимать следующие
базовые ценности: «добро»,
«терпение».

Самостоятельно
предполагать,
какая
дополнительная
информация будет нужна
для изучения незнакомого
материала.

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Уметь различать
словосочетание и
предложение, выделять в
предложении
словосочетания.
Устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь
между словами в
словосочетании и
предложении.

1 час

Обосновывать знаки
препинания в конце
предложений

Слово в языке и речи

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

16.

Работа над ошибками.
Лексическое значение слова.
Однозначные и

1 час

многозначные слова

17.

Синонимы и антонимы

1 час

18.

Омонимы. Словарный
диктант.

1 час

Уметь распознавать
многозначные слова, слова
в прямом и переносном
значении.

Уметь находит синонимы,
антонимы среди других
слов, в предложении,
тексте, подбирает к слову
синонимы и антонимы
Уметь распознавать
омонимы, объяснять их
лексическое значение.

19.

Слово и словосочетание.

1 час

20.

Фразеологизмы.

1 час

21.

Части речи.

1 час

Уметь различать
словосочетание и слово
Уметь находить в тексте и
в предложении
фразеологизмы, объясняет
их значение
Уметь узнавать изученные
части речи среди других
слов и в предложении,
классифицировать их,
приводить примеры слов
изученных частей речи.
Определять
грамматические признаки
изученных частей речи.

Научиться
контролировать свою
деятельность. Поиск и
выделение необходимой
информации.
Взаимодействие с
партнером.

Развитие познавательных
интересов, учебных
мотивов.
Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение».

Анализировать,
Освоение личностного смысла
сравнивать, группировать, учения; желания продолжать
устанавливать причинно- свою учебу.
следственные связи.
Соблюдение в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Анализировать,
Ценить и принимать
сравнивать, группировать, следующие базовые ценности:
устанавливать причинно- «добро», «терпение».
следственные связи.
Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.
Анализировать,
сравнивать, группировать,
устанавливать причинноследственные связи.

Соблюдение в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Продолжать учиться
работать в группе.

Формирование
ценностносмысловой ориентации,

Самостоятельно
организовывать свое

опыта
нравственных
эстетических переживаний

и

рабочее место

Сохранять мотивацию к
учебе,
ориентироваться на
понимание
причин успеха в учебе,
проявлять интерес к
новомуучебному материалу,
развивать

22.

Имя существительное.

1 час

23.
Имя прилагательное.
24.

25.

Глагол

Что такое имя
числительное?

1 час

Уметь узнавать изученные
части речи среди других
слов и в предложении,
классифицировать их,
приводить примеры слов
изученных частей речи.

Продолжать учиться
работать в группе.
Самостоятельно
организовывать свое
рабочее место

1 час

1 час

Определять план
выполнения заданий на
уроках
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи
с учетом своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.

Соблюдение в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
Формирование
ценностносмысловой ориентации,
опыта
нравственных
эстетических переживаний
Сохранять мотивацию к
учебе,
ориентироваться на
понимание
причин успеха в учебе,
проявлять интерес к новому
учебному материалу,
развивать

и

26.

Однокоренные слова.

1 час

27.

Звуки и буквы. Гласные
звуки.

1 час

28.

Звуки и буквы. Согласные
звуки.

1 час

29

Звонкие и глухие согласные
звуки.

1 час
1 час

30
Разделительный мягкий
знак.

31.

Обобщение и закрепление
изученного материала по
теме «Слово в языке и
речи».Проект «Рассказ о
слове».

1 час

Уметь распознавать
однокоренные слова,
выделять в них корень.
Различать слово и слог,
звук и букву. Проводить
звуковой и
звукобуквенный разбор
определенного слова.
Определять наличие в
слове изученных
орфограмм.

Соблюдение в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Уметь распознавать
однокоренные слова,
выделять в них корень.
Различать слово и слог,
звук и букву. Проводить
звуковой и
звукобуквенный разбор
определенного слова.
Определять наличие в
слове изученных
орфограмм.

Определять план
выполнения заданий на
уроках

Уметь находить и отмечать
в словах орфограммы.
Подбирать несколько
проверочных слов с
заданной орфограммой.

Оформлять свои мысли в
и письменной речи;
учиться подтверждать
аргументы фактами.

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи
с учетом своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций.

Прогнозировать

Освоение личностного смысла
учения; желания продолжать
свою учебу.

32.

Контрольный диктант по
теме «Слово в языке и речи».

1 час

Уметь группировать слова
по типу орфограммы.
Объяснять значение
выбранного слова,
понимать, как пишется
словарная статья

последствия коллективных
решений;
организовывать учебное
взаимодействие в группе.

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Находить и отмечать в
словах орфограммы,
объяснять правильность
написания слова с
изученными
орфограммами
Состав слова
33.

Что такое корень слова?
Работа над ошибками.

1 час

Уметь различать
однокоренные слова,
группировать
однокоренные слова (с
общим корнем), выделять в
них корень, подбирать
примеры однокоренных
слов.

Оценивать
собственную Соблюдать в повседневной
успешность в выполнении жизни нормы речевого
заданий.
этикета и правила устного
общения
Соблюдать в повседневной
жизни нормы

34.

Как найти в слове корень?

1 час

Уметь различать
однокоренные слова,
группировать
однокоренные слова (с
общим корнем), выделять в
них корень, подбирать
примеры однокоренных

Выделять учебную задачу на
основе соотнесения
известного; участвовать в
учебном диалоге,
аргументировать свою точку
зрения; сотрудничать с
одноклассниками при работе в
группе, паре;

Оценивать собственную
успешность в выполнении
заданий.

35.

36.

Сложные слова.

Что такое окончание? Как
найти в слове окончание?

1 час

1 час

37.

Что такое приставка? Как
найти в слове приставку?

1 час

38.

Значения приставок.

1 час

39.

Что такое суффикс? Как
найти в слове суффикс?

1 час

40

Значения суффиксов.

1 час

слов. Уметь работать со
словарём однокоренных
слов

проявлять интерес к различным
точкам зрения

Уметь различать
однокоренные слова и
синонимы, однокоренные
слова и формы одного и
того же слова

Выделять учебную задачу на
основе соотнесения
известного; участвовать в
учебном диалоге,

Формулирует определение
окончания, выделяет
окончание в слове,
доказывает значимость
окончания в слове.
Знать формулировку
определения приставки.
Уметь объяснять значение
приставок в слове.
Выделять в словах
приставки. Образовывать
слова с помощью
приставки
Знать формулировку
определения суффикса.
Уметь объяснять значение
суффиксов слове.
Выделять в словах
суффиксы. Образовывать
слова с помощью
приставки и суффикса
Уметь подробно излагать
текст. Определять наличие
в слове изученных
орфограмм.

аргументировать свою точку
зрения; сотрудничать с
одноклассниками при работе в
группе, паре;
проявлять интерес к различным
точкам зрения

Понимать учебную задачу
урока, стремиться ее
выполнить; оценивать
достижения на уроке;
принимать план действий
для решения учебных

Развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов.
Формировать внутреннюю
позицию школьника,
положительное отношение к
школе.

Формировать внутреннюю
позицию школьника,
положительное отношение к
школе.

41.

Что такое основа слова?

1 час

Уметь выделять в словах
основу слова, разбирать
слова по составу

42.

Обобщение изученного
материала о составе слова.
Проверочная работа теме
«Состав слова».

1 час

Знать алгоритм разбора
слов по составу.

43

Контрольный диктант с
грамматическим заданием
по теме «Состав слова».

1 час

44

Работа над ошибками.
Проект «Семья слов».

1 час

Уметь выделять в словах
основу слова, разбирать
слова по составу

Осуществлять
взаимоконтроль и
самоконтроль при проверке
выполненной письменной
работы. Контролировать
правильность записи
текста, находить
неправильно написанные
слова и исправлять
ошибки. Составлять
«семью слов» по аналогии
с данным объектом

Правописание частей слова

Находить ответы на
вопросы в тексте
учебника; понимать
учебную задачу урока,
стремиться ее выполнить
и оценить свои
достижения на уроке

Умение контролировать
свои действия по
результату.

Формировать внутреннюю
позицию
школьника, положительное
отношение к школе,
демонстрировать личностный
смысл учения,
заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий;
развивать навыки
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками

Проявлять доброжелательное
отношение к сверстникам,
стремиться прислушиваться
к мнению одноклассников;
Анализ объектов с целью
проявлять мотивацию
выделения в них
учебно-познавательной
существенных признаков.
деятельности и личностного
смысла учения; понимать
Планирование учебного
смысл выполнения
сотрудничества
самоконтроля и самооценки
результатов учебной
Работать в группе с деятельности; анализировать
одноклассниками:
свои действия
определять общие цели
работы, намечать способы
их
достижения,
распределять
роли
в
совместной деятельности

45

1

В каких значимых частях
слова есть орфограммы?

1 час

Уметь определять наличие
в слове изученных
орфограмм, подбирать
несколько проверочных
слов с заданной
орфограммой

Умение контролировать
свои действия по
результату.
Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков.
Планирование учебного
сотрудничества

Правописание слов с
безударными гласными в
корне.

46
47

3 часа

48
Правописание слов с
глухими и звонкими
согласными в корне.

49
50

4 часа

51

54

Знать алгоритм действий
для решения
орфографических задач и
использовать алгоритм в
практической деятельности
Уметь подбирать
несколько проверочных
слов

52

53

Уметь подбирать
несколько проверочных
слов с заданной
орфограммой.
Группировать слова по
типу орфограммы, по
месту орфограммы в слове

.

Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне.

1 час

Правописание слов с
непроизносимыми

2 часа

Знать алгоритм действий
для решения
орфографических задач и
использовать алгоритм в
практической деятельности

Принимать план действий
для решения учебных задач
и следовать ему; получать
информацию из текста
учебника, обсуждать ее,
формулировать выводы

Сохранять мотивацию к
учебе,
ориентироваться на
понимание
причин успеха в учебе,
проявлять интерес к новому
учебному материалу

Проявлять учебнопознавательныйинтереск
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач.
Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета.

согласными в корне.

55

Уметь подбирать
несколько проверочных
слов

Правописание слов с
удвоенными согласными

2 часа

Определять наличие в
слове изученных
орфограмм. Находить и
отмечать в слове
орфограммы.

58

Контрольный диктант по
теме «Правописание корней
слов»

1 час

Умение составлять рассказ
по репродукции картины
(под руководством
учителя)

59

Правописание суффиксов и
приставок

1 час

Выделять учебную задачу на
основе соотнесения
известного

Правописание суффиксов и
приставок

3 часа

Знать определения
приставки и суффикса.
Уметь выделять в словах
приставки и суффиксы,
образовывать слова с
помощью приставки или
суффикса

Находить ответы на
вопросы в тексте учебника;
понимать учебную задачу
урока, стремиться ее
выполнить и оценить свои
достижения на уроке.

Проявлять учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач

Правописание приставок и
предлогов

2 часа

Уметь группировать слова
по типу орфограммы, по
месту орфограммы в слове,
различать приставки и
предлоги и правильно их
писать

Умение контролировать
свои действия по
результату.

Сохранять мотивацию к
учебе, ориентироваться на
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
новому учебному материалу,
развивать способностьк

56
57

60
61
62
63
64

65

.

Правописание слов с
разделительным твёрдым
знаком

1 час

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков.
Планирование учебного

самооценке

сотрудничества
66
67

68

69

Разделительные твёрдый и
мягкий знаки.

2 часа

Умение находить и
отмечать в словах
орфограммы, использовать
алгоритм действий для
решения орфографических
задач в практической
деятельности

Принимать план действий Проявлять учебнодля решения учебных задач познавательный интерес к
и следовать ему.
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
Осуществлять
практических задач
взаимоконтроль и
самоконтроль при проверке
выполненной работы

Контрольный диктант по
теме «Правописание частей
слова»

1 час

Уметь находить и отмечать
в словах орфограммы,
использовать алгоритм
действий для решения
орфографических задач в
практической
деятельности.

Умение контролировать
свои действия по
результату.

Работа над ошибками.
Проект «Составляем
орфографический словарь».

1 час

Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков.

Сохранять мотивацию к
учебе, ориентироваться на
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
новому учебному материалу,
развивать способность к
самооценке

Части речи
70

Части речи.

1 час

Уметь распознавать по
изученным признакам
слова различных частей
речи, подбирать примеры.

Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи
с учетом своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций

Отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета

Имя существительное
71

Имя существительное и его
роль в речи.

1 час

Уметь распознавать имена
существительные среди
слов других частей речи

Овладение способностью Отстаивать свою точку
принимать и сохранять зрения, соблюдая правила
цели и задачи учебной речевого этикета

деятельности
Имя существительное и его
роль в речи.

72

1 час

Уметь определять
лексическое значение имен
существительных.
Различать среди
однокоренных слов имена
существительные

Принимать план действий Сохранять мотивацию к
для решения учебных задач учебе, ориентироваться на
и следовать ему.
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
Осуществлять
новому учебному материалу,
взаимоконтроль и
развивать способность к
самоконтроль при проверке
выполненной работы
самооценке

Одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные.

1 часа

Уметь выделять среди
имен существительных
одушевленные и
неодушевленные (по
вопросу и по значению).

Работать в группе с
одноклассниками:
определять общие цели
работы, намечать способы
их достижения

74

Собственные и
нарицательные имена
существительные. Проект
«Тайна имени».

1 час

Умение распознавать
собственные и
нарицательные имена
существительные.
Обосновывать написание
заглавной буквы в именах
собственных

Включаться в диалог с
учителем и сверстниками,
в коллективное
обсуждение проблем,
проявлять инициативу и
активность в стремлении
высказаться

75

Число имён
существительных

1 часа

Уметь определять число
имен существительных.
Изменить форму числа
имен существительных

76

Род имён существительных

2 часа

Уметь определять род имен
существительных

Мягкий знак на конце имён
существительных после

2 часа

Уметь правильно
записывать имена

73

.

77

78

Высказывать и обсуждать
предположения,

Проявлять доброжелательное
отношение к сверстникам,
стремиться прислушиваться к
мнению одноклассников,
проявлять мотивацию учебнопознавательной деятельности
и личностного смысла

Демонстрировать личностный
смысл обучения,

79

шипящих

существительные с
шипящим звуком на конце
и контролировать
правильность записи

80

Контрольный диктант по
теме «Имя
существительное»

1 час

81

Склонение имён
существительных.

1 час

82

Падеж имён
существительных.

1 часа

Запоминать названия
падежей. Уметь определять
падеж имен
существительных

83

Именительный падеж.

1 час

Уметь распознавать падеж,
в котором употреблено имя
существительное, по
падежному вопросу и
предлогу

Уметь изменять имена
существительные по
падежам. Знать названия
падежей. Уметь определять
падеж имен
существительных

осуществлять
самопроверку с помощью
учебника; соотносить
учебные задачи,
поставленные в начале с
полученными
результатами; излагать и
аргументировать свою
точку зрения, слушать
собеседника и вести диалог

заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий;
развивать навыки
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками; понимать
смысл выполнения
самоконтроля и самооценки
результатов учебной
деятельности

Умение контролировать
свои действия по
результату.

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков.

развивать навыки
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками

Планирование учебного
сотрудничества

84

Родительный падеж.

1 час

Уметь распознавать падеж,
в котором употреблено имя
существительное, по
падежному вопросу и
предлогу. Составлять
предложение
(словосочетание)

Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с
поставленной целью

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
Ценить и принимать
следующие базовые ценности:

«добро», «терпение»

85

Дательный падеж.

1 час

86

Винительный падеж.

1 часа

Уметь распознавать падеж,
в котором употреблено имя
существительное, по
падежному вопросу и
предлогу. Составлять
предложение
(словосочетание)

Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с
поставленной целью.
Осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания

87

Творительный падеж.

1 час

88

Предложный падеж.

1 час

89

Падежи имён
существительных.

1 час

Уметь сопоставлять и
различать внешние
сходные падежные формы,

Умение контролировать
свои действия по
результату.

90

Обобщение знаний об имени
существительном.
Проверочная работа.

1 час

составлять сообщение об
изученных падежах имен
существительных

Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков

Демонстрировать личностный
смысл обучения,
заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий;
развивать навыки
сотрудничества со взрослыми
и сверстниками; понимать
смысл выполнения
самоконтроля и самооценки
результатов учебной
деятельности

Проявлять учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат

91

92

Контрольный диктант по
теме «Правописание
падежных окончаний имён
существительных».
Проект «Зимняя страничка».

1 час

1 час

Уметь контролировать
правильность записи
текста, находить
неправильно написанные
слова и исправлять ошибки
Уметь подбирать имена
существительные на тему
«Зима», составлять словарь
зимних слов

Умение контролировать
свои действия по
результату.
Анализ объектов с целью
выделения в них
существенных признаков

Проявлять учебнопознавательный интереск
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат

Имя прилагательное
Значение и употребление
имён прилагательных в речи.

2 часа

95

Роль прилагательных в
тексте.

1 час

96

Текст-описание.

97

Род имён прилагательных.

93-

Уметь распознавать имена
прилагательные среди
других частей речи,
определять лексическое
значение имен
прилагательных

Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с
поставленной целью.

1 час

Уметь осознанно и
произвольно построить
речевое высказывание

Участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку
зрения

1 час

Уметь определять род имен
прилагательных,
классифицировать имена
прилагательные по роду

94

98

Изменение имён
прилагательных по родам.

1 час

Уметь изменять имена
прилагательные по родам в
единственном числе.
Писать правильно родовые

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.

Ценить и принимать
Осознанное
и следующие базовые ценности:
произвольное построение «добро», «терпение»
речевого высказывания

Принимать план действий
для решения учебных задач
и следовать ему.
Участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку
зрения

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения.
Ценить и принимать
следующие базовые ценности:
«добро», «терпение».
Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

окончания прилагательных
99

Число имён прилагательных.

1 часа

Уметь определять форму
числа имен
прилагательных, изменять
имена прилагательные по
числам

Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с
поставленной целью.

100

Изменение имён
прилагательных по падежам.

2 час

Уметь определять падеж
имен прилагательных по
падежу имен
существительных

Осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания

Обобщение знаний об имени
прилагательном.

1 час

103

Контрольный диктант по
теме «Имя прилагательное.

1 час

104

Работа над ошибками.
Проект «Имена
прилагательные в загадках

1 час

101

Проявлять учебнопознавательный интереск
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат.

102
Уметь определять
изученные грамматические
признаки имени
прилагательного и
обосновывать
правильность их
выделения
Местоимение
105

Личные местоимения.

1 час

Уметь распознавать
личные местоимения среди
других частей речи

106

Изменение личных
местоимений по родам.

1 час

107

Местоимение.

2 часа

Уметь определять
грамматические признаки
личных местоимений:
лицо, число, род, заменять
повторяющиеся в тексте
имена существительные

Находить ответы на
вопросы, понимать
учебную задачу урока,
стремиться ее выполнить и
оценить свои достижения
на уроке, излагать и
аргументировать свою
точку зрения, слушать
собеседника и вести диалог

Проявлять учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу
и способам решения
учебных и практических
задач; иметь положительное
отношение к творческому
труду, к работе на результат

местоимениями.

108
109

Обобщение знаний по теме
"Местоимение".
Составление письма.

1 час

Уметь составлять
письменный пересказ
данного текста по
самостоятельно
составленному плану

Глагол
Значение и употребление
глаголов в речи.

2 часа

Уметь распознавать
глаголы среди других
частей речи. Различать
глаголы, отвечающие на
определенный вопрос.
Определять лексическое
значение глаголов.

Высказывать и обсуждать
предположения,
осуществлять
самопроверку с помощью
учебника; соотносить
учебные задачи

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

Неопределённая форма
глагола.

2 часа

Уметь узнавать
неопределенную форму
глагола по вопросам.
Образовывать от глаголов
в неопределенной форме
однокоренные глаголы.

Определять цель учебной
деятельности, соотносить
свои действия с
поставленной целью

Число глаголов.

2 часа

Уметь распознавать число
глагола. Изменять глаголы
по числам

Проявлять учебнопознавательный интереск
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат

116

Времена глаголов.

1 час
1 час

117

Времена глаголов. 2-е лицо
глагола

Уметь распознавать время
глагола, изменять глаголы
по временам. Уметь
образовывать от

Находить ответы на
вопросы, понимать
учебную задачу урока,
стремиться ее выполнить и

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

110
111

112
113

114
115

118

Изменение глаголов по
временам.

2 часа

119
120

Род глаголов в прошедшем
времени.

2 часа

121

Правописание частицы не с
глаголами.

2 час

124

Обобщение знаний по теме
«Глагол».

1 час

125

Обобщение знаний по теме
«Глагол».

1 час

122
123

126

Контрольный диктант по
теме «Глагол»

1 час

неопределенной формы
глагола временные формы
глаголов

оценить свои достижения
на уроке

Уметь определять род и
число глаголов в
прошедшем времени.
Правильно записывать
родовые окончания глагола
в прошедшем времени
Знать, как писать частицу
НЕ с глаголами, правильно
произносить глаголы в
прошедшем времени с
частицей НЕ.

Контролировать
правильность записи
текста, находить
неправильно написанные
слова и исправлять ошибки

Контролировать
правильность записи
текста, находить
неправильно написанные
слова и исправлять ошибки

Участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку
зрения

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

Находить в справочниках,
ответы на интересующие
вопросы; делать выводы на
основе обобщения знаний;

Проявлять учебнопознавательный интереск
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат

пробовать самостоятельно
перестраивать известный
способ действия.
Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, точно реагировать
на реплики, высказывать
Находить ответы на
вопросы, понимать
учебную задачу урока,
стремиться ее выполнить и
оценить свои достижения
на уроке, излагать и
аргументировать свою

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

точку зрения, слушать
собеседника и вести диалог
Повторение
127

Части речи. Обобщение и
систематизация изученного
о частях речи. Проверочная
работа по теме «Глагол».

1 час

Уметь распознавать части
речи, определять их
лексическое значение

128

Обобщение изученного о
словах, предложениях

1 час

129

Правописание окончаний
имён прилагательных

1 час

Уметь находить и отмечать
в словах орфограммы,
объяснять правильность
написания слова с
изученными
орфограммами

130

Правописание приставок и
предлогов.

1 час

131

Правописание безударных
гласных.

1 час

Уметь группировать слова
по типу орфограммы, по
месту орфограммы в слове,
различать приставки и
предлоги и правильно их
писать

132

Правописание значимых
частей слов.

1 час

133

Административная
контрольная работа.

1 час

Уметь различать текст и
предложение, текст и
набор предложений,
определять тему и главную
мысль текста, подбирать
заголовок к заданному
тексту и определять по
заголовку содержание
текста.

Участвовать в диалоге;
слушать и понимать
других, точно реагировать
на реплики, высказывать
свою точку зрения,
понимать необходимость
аргументации своего
мнения

Сохранять мотивацию к
учебе, ориентироваться на
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
учебному материалу,
развивать способность к
самооценке

Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого
этикета и правила устного
общения

Сохранять мотивацию к
учебе, ориентироваться на
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
учебному материалу,
развивать способность к

самооценке
134

Однокоренные слова.

1 час

Контролировать
правильность записи
текста, находить
неправильно написанные
слова и исправлять ошибки

Выделять учебную задачу
на основе соотнесения
известного

Сохранять мотивацию к
учебе, ориентироваться на
понимание причин успеха в
учебе, проявлять интерес к
учебному материалу,
развивать способность к
самооценке

135

Текст.

1 час

Уметь различать текст и
предложение, текст и
набор предложений,
определять тему и главную
мысль текста, подбирать
заголовок к заданному
тексту и определять по
заголовку содержание
текста. Выделять части
текста и обосновывать
правильность их
выделения. Различать типы
текстов

Находить в справочниках,
ответы на интересующие
вопросы; делать выводы на
основе обобщения знаний.

Проявлять учебнопознавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения учебных и
практических задач; иметь
положительное отношение к
творческому труду, к работе
на результат.

136

КВН. Обобщение и
систематизация изученного
за год.

1 час

Уметь самостоятельно
подготовить материал для
доклада по теме «Части
речи в русском языке»

Участвовать в диалоге,
слушать и понимать
других, точно реагировать
на реплики, высказывать
свою точку зрения,
понимать необходимость
аргументации своего
мнения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».