Русский язык 4 класс

Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 4
Уровень общего образования: средняя общеобразовательная школа
Учитель: Ринчинова Э.Б.
Срок реализации программы, учебный год: 2022 -2023 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы
начального общего образования, с учетом авторской программы «Русский
язык».Рабочие программы. Предметная линияучебников системы «Школа России». В.
П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.,Просвещение.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у учащхся первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Место курса в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
(родного) языка на этапе основного общего образования в 4 классе в объѐме 136 часов.

УМК
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники и электронное приложение
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2018.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2018.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс
Рабочие тетради и пособия
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2016.
Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Ч. 1-2: к учебнику
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 4 класс. В двух частях. – М.: Экзамен,
2016.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.4
класс. – М.: Просвещение, 2016.
Методические пособия
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Методическое пособие. 4 класс.
Канакина В.П., Щѐголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ. 1-4 классы.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних);
формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного
интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской
деятельности;
 осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание
важности общения как значимой составляющей жизни общества;

 восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного
образования, осознание себя носителем этого языка;
 понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека;
 способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
 основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
 понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
 этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
 чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса
русского языка;
 навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
 развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
 установка на здоровый образ жизни и реализация еѐ в реальном поведении и
поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
 принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в
сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые
учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
 выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном
материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и
контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами;
 понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
 использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,
использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и
справочниками различных типов;
 записывать,
фиксировать
информацию
с
помощью
инструментов
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
 ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой
или речевой задачи;
 использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка,
преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и
лингвистических задач;
 владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию
из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать

содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или
письменно содержание текста;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
аудио-, видео- и графическое сопровождение;
 осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на
основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
 слушать и слышать собеседника, вести диалог;
 ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
 понимать необходимость ориентироваться на позицию партнѐра в общении,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве
с целью успешного участия в диалоге;
 строить понятные для партнѐра высказывания; проявлять доброжелательное
отношение к партнѐру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
 стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
 выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учѐтом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
 строить монологическое высказывание с учѐтом ситуации общения и
конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая
нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность,
содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

 активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
 применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
 Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
 осознание значения русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
 представление о языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
 позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание
значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
 овладение
начальными
представлениями о нормах
русского
языка
(орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объѐме
курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование
сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
 приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных
задач;
 освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и
правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии,
синтаксиса, орфографии (в объѐме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и
взаимозависимости между разными сторонами языка;
 овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить,
опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка
(звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более
высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти
действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в
объѐме изучаемого курса);
 овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и
пунктуационными умениями (в объѐме изучаемого курса), умениями применять

правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
 практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
 выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
 использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в
том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
 оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
 владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя
строить монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
 работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста
(корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным
текстам;
 пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания
письменного изложения учеником;
 письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно
передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе
зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца;
грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
 сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения;
 составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе
разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин

художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
 письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров
(например, записку, письмо, поздравление, объявление);
 проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и
убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
 пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
 подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
 различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически
контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и
научного или делового);
 создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учѐтом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использовать в текстах синонимы и антонимы;
 анализировать последовательность своих действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно составленных текстов);
 оформлять результаты исследовательской работы;
 редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи,
улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
 характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные;
согласные твѐрдые — мягкие, парные — непарные твѐрдые — мягкие; согласные
глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по
заданному основанию;

 соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического
словаря учебника);
 пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного
произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям
русского языка или к учителю, родителям и др.);
 различать звуки и буквы;
 классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по
самостоятельно определѐнным критериям;
 знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом
для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
 пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом
между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками
(в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
 выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно
по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объѐме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его
использования в устной и письменной речи;
 выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря, Интернета и др.;
 распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы,
фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
 подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
 понимать этимологию мотивированных слов-названий;
 выбирать
слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативных задач;
 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
 находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном
значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения
(без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

 пользоваться

словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
 оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
 подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
 иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов
пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
 работать с разными словарями;
 приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
 различать изменяемые и неизменяемые слова;
 различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм
слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
 находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку,
суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение
алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
 находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
 узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
 сравнивать, классифицировать слова по их составу;
 соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из
предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель
заданного слова;
 самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
 понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые
случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего
значения;
 образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса
или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
 понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения
слова;
 понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности
суффиксов и приставок;
 узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

 разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
 подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью
проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического
образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими
приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
 определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу
освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
 распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
 пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
 выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
 определять грамматические признаки имѐн существительных — род,
склонение, число, падеж;
 определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в
единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
 определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме
— лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения
для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы
личных местоимений;
 распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в
единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
 определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме
— лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по
падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
правильно употреблять в речи личные местоимения;
 распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
 различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при
образовании падежных форм имѐн существительных и местоимений;

 понимать роль союзов и частицы не в речи;
 подбирать примеры слов и форм слов разных

частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
 сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;
классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
 различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;
 склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном
падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в
предложении и тексте;
 различать родовые и личные окончания глагола;
 наблюдать
за
словообразованием
имѐн
существительных,
имѐн
прилагательных, глаголов;
 проводить полный морфологический разбор имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
 находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные
глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
 находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и
недочѐты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
 различать предложение, словосочетание и слово;
 устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
 составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по
форме;
 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
предложении; отражать еѐ в схеме;
 соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее
схеме;
 классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске (по интонации);
 выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

 находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
 распознавать предложения с однородными членами, находить в них
однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов
предложения;
 составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать простое предложение с однородными членами и сложное
предложение;
 находить в предложении обращение;
 выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
 раздельное написание слов;
 сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
 сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
 перенос слов;
 прописная буква в начале предложения, именах собственных;
 проверяемые безударные гласные в корне слова;
 парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 непроизносимые согласные;
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными
согласными (перечень см. в словаре учебника);
 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
 разделительные мягкий (ь) и твѐрдый (ъ) знаки;
 мягкий знак (ь) после шипящих на конце имѐн существительных
(речь, брошь, мышь);
 соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
 е и и в суффиксах имѐн существительных (ключик — ключика, замочек —
замочка);
 безударные
падежные
окончания
имѐн
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

 безударные падежные окончания имѐн
 раздельное написание предлогов с

прилагательных;
личными местоимениями; раздельное

написание частицы не с глаголами;
 мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица
единственного числа (читаешь, пишешь);
 мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
 безударные личные окончания глаголов;
 раздельное написание предлогов с другими словами;
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объѐме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными
правилами;
е) пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством
самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
 соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
 е и и в суффиксах -ек, -ик;
 запятая при обращении;
 запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять
правописание
безударных
падежных
окончаний
имѐн
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имѐн прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание
фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
Раздел 2
Содержание изучаемого курса
Повторение (11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,
описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (10 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине,
конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при
перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без
перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами
и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без
союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными
членами.
Слово и его лексическое значение (22 ч). Обобщение знаний о словах.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые
слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в
соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления
слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский,
травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в
корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и
суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование
звуко-буквенного
анализа
с
привлечением
слов
более
сложного
слогозвукового состава типа сильный, водичка, ѐлка, вьюга, съел.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и
упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение
имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го
склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен
существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном
числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен
существительных с предлогом и без предлога в речи (пришѐл из школы, из магазина, с
вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за
товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе.
Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей
множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и
правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (29 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему

лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в
единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (10 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без
предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к
ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в
косвенных падежах (тебя, меня, его, еѐ, у него, с нею). Упражнение в правильном
употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств
связи предложений в тексте.
Глагол (35 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему
лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов
прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование
временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее
представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь)
в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем

времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по
вопросам
(что
делает? умывается, что
делать? умываться). Правописание
буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах
неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем
времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголовсинонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при
глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без
предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом,
смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении
между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль,
заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и
сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или
самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств
(эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательныхсинонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии
сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному
выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя
либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (12ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов
соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько

ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма,
способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет,
богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт,
двадцать, двенадцать, директор, ещѐ, железо, завтра, здесь, издалека, инженер,
календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт,
костѐр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона,
одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,.
прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолѐт. сверкатъ, сверху, свитер,
свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон,
теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофѐр,
экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

№
п/п

Русский язык
Тема урока

Дата
План

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

2.
3.

Текст и его план.
Подробное изложение повествовательного текста
составленному плану.
Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов.
Предложение как единица речи.

4.
5.

по

коллективно

Факт

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Обращение..
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Словосочетание.
Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.»
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

12.
13.
14.

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
Анализ сочинения и работа над ошибками.
Простые и сложные предложения.

15.
16.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение
слова.

17.

24.
25.
26.
27.
28.

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные
слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному
плану.
Анализ изложения и работа над ошибками.
Фразеологизмы.
Состав слова. Значимые части слова (повторение).
Состав слова. Значимые части слова.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на
Сером волке».
Анализ сочинения и работа над ошибками.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.
Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»

29.
30.
31.
32.
33.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
Изложение повествовательного деформированного текста.
Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи.
Наречие как часть речи (общее представление).
Имя существительное как часть речи.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

53.
54.

55.
56.

57.

Признаки падежных форм имен существительных.
Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном,
винительном падежах.
Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»
(сочинение-описание).
Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже.
Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.
2-е склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
3-е склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.
Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное»
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану.
Анализ изложения и работа над ошибками.
Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты
падежных окончаний
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в
родительном падеже.
Падежные окончания имен существительных в дательном падеже.
Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.
Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.
Оформление адреса на конверте.
Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.
Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.
Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в
творительном падеже.
Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина
«Кружевница»
Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен
существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами
существительными в предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

75.
76.
77.
78.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в единственном числе».
Анализ контрольного диктанта.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану.
Анализ изложений
Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном
падеже.
Падежные окончания имен существительных единственного и множественного
числа в дательном, творительном, предложном падежах.
Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект
«Говорите правильно!».
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»
Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных.
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм
определения падежа имен прилагательных.
Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода
и их падежных окончаниях.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Дательный падеж.
Выборочное изложение описательного текста.
Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и
винительный падежи имѐн прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Творительный и предложный падежи.
Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их
падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имѐн прилагательных.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Именительный и винительный падежи.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен

прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
79.
80.

81.

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

96.
97.
98.

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен
прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и
творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и
рыбке» А. С. Пушкина».
Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об
окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Подробное изложение описательного текста.
Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во
множественном числе. Именительный и винительный падежи.
Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и
предложный падежи.
Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и
творительный падежи.
Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных единственного и
множественного числа
Обобщение по разделу «Имя прилагательное».
Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имѐн прилагательных»
Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение.
Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»
Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных
местоимений.
Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа. Правописание местоимений.
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного
числа.
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»
Анализ контрольного диктанта
Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее,
будущее).

99. Изменение глаголов по временам.
100. Неопределѐнная форма глагола.
101. Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и
несовершенного вида (без терминов).
102. Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в
неопределенной форме.
103. Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану.
104. Анализ изложений
105. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
106. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
107. 1 и 2 спряжение глаголов.
108. 1 и 2 спряжение глаголов.
109. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
110. Анализ сочинений
111. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
112. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
113. Анализ контрольного диктанта
114. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
115. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
116. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).
117. Возвратные глаголы (общее представление).
118. Контрольное изложение
119. Анализ изложения
120. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).
121. Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.
122. Правописание глаголов в прошедшем времени..
123. Правописание глаголов в прошедшем времени.
124. Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями»
125. Анализ контрольного диктанта.
126. Повторение. Язык и речь. Текст.
127. Повторение.Предложение и словосочетание.
128. Повторение.Лексическое значение слова.
129. Повторение.Состав слова.

Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь».
Анализ сочинений
Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.
Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя
прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол.
134. Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи.
Письмо текста по памяти.
135. Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.
136. Повторение. Обобщающий урок.
130.
131.
132.
133.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и
наш язык.

2.

Текст и его план.

3.
р/р

Подробное изложение повествовательного текста по
коллективно составленному плану.

4.

Анализ изложений и работа над ошибками. Типы
текстов.

5.

Предложение как единица речи.

Дата

Содержание урока

Виды и
формы
контроля

Домашне
е задание

Диалогическая и монологическая
речь. Составление текста по
рисунку с включением в него
диалога.
Признаки
текста:
смысловое
единство предложений в тексте,
заглавие текста, тема, основная
мысль. Структура и план текста.
Изложение
текста. Изложен
Составление плана.
ие
обучающ
ее
Типы текстов. Различение стилей
и жанров. Создание собственных
текстов по предложенным темам с
использованием разных типов
речи.
Виды предложений по цели
высказывания и по интонации.
Знаки
препинания в конце
предложений и знак тире в

c.7. Упр.3

С.9.Упр.7

нет

с.12.Упр.
11

С.14.Упр.
14.

6.

Обращение..

7.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения.

8.

Словосочетание.

9.
к/д
10.

Контрольный диктант №1 по теме «Текст.
Предложение.»
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

11.

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.

12.
р/р

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана
«Золотая осень».

13.

Анализ сочинения и работа над ошибками.

14.

Простые и сложные предложения.

диалоге.
Предложения
с
обращением.
Знаки препинания в предложениях
с обращением
Связи
между
словами
в
предложении.
Моделирование
предложений. Составление текста
из
деформированных
предложений.
Словосочетание и предложение.
Главное и зависимое слова в
словосочетании.
Выделение
словосочетаний из предложений.
Диктант « Улетают журавли» Диктант
входной
Однородные члены предложения.
Представление о предложениях с
однородными членами (общее
понятие).
Связь однородных членов в
предложении:
при
помощи
интонации перечисления.
Сочинение по картине.
Сочинени
е
обучающ
ее
Запятая
между
однородными
членами
предложения,
соединенными союзами. Связь
однородных членов предложения
с
помощью
интонации
перечисления и союзов (и, а, но).
Различение простых и сложных
предложений. Союзы в сложном
предложении.
Проект
«Похвальное
слово
знакам

С.16.Упр.
19.
С.19.
Упр.24

С.20.
Упр.27.
С.23.Упр.
30.
нет
С.27.
Упр.34.
С.31.Упр.
41
С.34.Упр.
34.(док.)
С.33.
Упр.45

С.36. Упр.
36.

15.
к/д

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

16.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
Лексическое значение слова.

17.

18.
р/р

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном
значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Однозначные и многозначные слова.
Изложение
повествовательного
текста
по
самостоятельно составленному плану.

19.

Анализ изложения и работа над ошибками.

20.

Фразеологизмы.

21.

Состав слова. Значимые части слова (повторение).

22.

Состав слова. Значимые части слова.

препинания»
Диктант «На лесной полянке»

Диктант
тематиче
ский

нет

Лексическое
значение
слова
(повторение). Понимание слова
как единства звучания и значения.
Работа с толковым словарем
русского
языка.
Уместность
использования слов в речи.
Составление
предложений
и
текста на тему «Листопад»

С.38. Упр.
54с.43.
Упр.59

Изложение.
плана(самост.)

С.45.
Упр. 64

Составление Изложен
ие
обучающ
ее
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Уместность использования слов в
тексте. Работа с лингвистическими
словарями синонимов, антонимов,
омонимов.
Уточнение
представлений
о
фразеологизмах.
Составление
текста по фразеологизму и
рисунку.
Изобразительновыразительные средства языка.
Страничка для любознательных.
Значение суффиксов и приставок.
Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же
слова. Словарный диктант.
Роль окончаний в слове. Разбор
слова по составу. Определение в
словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,

С.46. Упр.
66

С.48. Упр.
71.

С.50. Упр.
75

С.54.
Упр.85.
С.56. Упр.
88, с.55.
Упр. 87

23.
р/р

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.
Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

24.

Анализ сочинения и работа над ошибками.

25.

Правописание слов с удвоенными согласными.

26.

Правописание гласных и согласных в приставках и
суффиксах.

27.

Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и
мягким (ь) знаками.

28.
29.

Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и
речи»
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

30.
р/р

Изложение повествовательного деформированного
текста.

31.

Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи.

приставки, суффикса, основы.
Сочинение-отзыв.

Сочинени нет
е
обучающ
ее
Правописание
гласных
и
С.57.
согласных
в
корне
слова.
Упр.90.
Правописание слов с безударным
гласным в слове, с парным по
глухости-звонкости согласным, с
непроизносимым согласным.
Правописание
суффиксов
и
С.60. Упр.
приставок в словах. «Проверим
98.
себя и оценим свои достижения»
Правописание слов с суффиксами
С.61.Упр.
–ик, -ек, -ок, -онок. Правописание
101, с.63,
предлогов и приставок.
Упр. 105.
Разделительные ъ и ь. Работа с
С.65.Упр.
орфографическим
словарем.
08
Составление объявления.
Диктант « Осенняя прогулка». Диктант нет
за 1 четв
Части речи, деление частей речи
С.68.
на самостоятельные и служебные.
Таблица
Морфологические
признаки
(учить)
частей речи. Работа с графической
С.
67.
наглядностью.
Упр. 111
Изложение.
Работа
с Изложен С.70.
деформированным текстом.
иеобучаю Упр.118
щее
Части
речи:
глагол,
имя
С.71
–
числительное. Правописание имен
Упр.120
числительных.
Произношение
имен
числительных
в
соответствии
с
литературной
нормой.

32.

Наречие как часть речи (общее представление).

33.

Имя существительное как часть речи.

34.

Признаки падежных форм имен существительных.

35.

Различение имен существительных, употребленных в
именительном, родительном, винительном падежах.

36.
р/р

Сочинение по репродукции картины художника А. А.
Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

37.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

38.

Различение имен существительных, употребленных в
предложном падеже.

39.

Три склонения имен существительных. 1-е склонение
имен существительных.

40.

2-е склонение имен существительных.

41.

Падежные окончания
склонения.

имен

существительных

2-го

Признаки наречия. Значение и
употребление
в
речи.
Классификация
наречия
по
значению и вопросам.
Изменение по падежам имен
существительных.
Начальная
форма имени существительного.
Различение
падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов. Определение падежа, в
котором
употреблено
имя
существительное.
Соблюдение норм литературного
произношения
форм
имен
существительных.
Сочинение.
Сочинени
е
обучающ
ее
Различение
имен
существительных, употребленных
а
дательном,
винительном,
творительном падежах.
Несклоняемые
имена
существительные.
Нормы
употребления
в
речи
несклоняемых
имен
существительных
Признаки имен существительных
1-го склонения. Проверим себя и
оценим свои достижения
Признаки имен существительных
2-го склонения.
Сопоставление
ударных
и Слов
безударных
окончаний
имен диктант

С.76. Упр.
131.
С.85. Упр.
143
С.87.Упр.
148, 150.

С.84.Упр.
142.
С.
83.
Упр. 140
С.83. Упр.
147
С.88. Упр.
152, 151

С.90Упр.156,
с. 92 –
Упр. 159
С.93. Упр.
163
С.96.Упр. 167,

42.

3-е склонение имен существительных.

43.

Падежные окончания
склонения.

44.

Контрольный диктант
существительное»

45.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

46.
р/р
47.

Подробное изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.
Анализ изложения и работа над ошибками.

48.

Падежные окончания имен существительных в
родительном падеже. Варианты падежных окончаний
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
существительных в родительном падеже.

49.

50.

Падежные окончания
дательном падеже.

имен

существительных

№4

имен

по

теме

3-го

«Имя

существительных

в

существительных 2-го склонения в
одном и том же падеже.
Словарный диктант.
Признаки имен существительных
3-го
склонения.
Составление
текста-рассуждения на тему «Что
такое совесть».
Сопоставление
ударных
и
безударных
окончаний
имен
существительных 3-го склонения в
одном и том же падеже.
Диктант «Зимний лес».
Итоговы
й
диктант
за
1
полугодие
Обобщение знаний о типах
склонения имен существительных.
Способы проверки безударных
падежных
окончаний
имен
существительных.
Изложение
Обучающ
ее
Именительный и винительный
падежи имен существительных.
Соблюдение норм употребления в
литературной речи глаголов одеть
и надеть.
Составление предложений по
данному началу.
Составление
текста
из Контроль
деформированных
частей, ное
определение его темы и главной списыван
мысли.Контрольное списывание. ие
Составление текста на тему «В
гостях у хлебороба».

168.
С.97. Упр.
172
С.99.
–
Упр. 175.
нет

С.
100Упр. 178

С.101. –
Упр. 179
С.104.Упр. 184,
с. 106. –
Упр.189
С. 09. –
Упр. 196.
С.110Упр. 199.
С. С.112Упр. 206
С. 114 –
Упр. 210,

52.

Падежные окончания имен существительных в
родительном и дательном падежах.
Падежные окончания имен существительных в
родительном и дательном падежах. Оформление адреса
на конверте.

53.

Падежные окончания
творительном падеже.

54.

Падежные окончания имен существительных в
творительном
падеже.
Правописание
имен
существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в
творительном падеже.

55.
р/р

Сочинение-отзыв
по
репродукции
художника В.А.Тропинина «Кружевница»

56.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные
окончания имен существительных в предложном
падеже. Употребление предлога об с именами
существительными в предложном падеже.

57.

Правописание
безударных
окончаний
существительных во всех падежах.

58.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существительных в единственном числе».
Анализ контрольного диктанта.

51.

59.

имен

существительных

в

картины

имен

Диагностическая работа по
итогам первого полугодия
Падежные
окончания
имен
существительных в родительном и
дательном падежах. Оформление
адреса на конверте.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном
падеже.
Падежные
окончания
имен
существительных в творительном
падеже.
Правописание
имен
существительных,
оканчивающихся на шипящий и ц,
в творительном падеже.
Сочинение-отзыв
по
репродукции картины

Подготов
ка к ВПР.

211
С.
115Упр. 214
С. 116.Упр.217
С..118.Упр. 221
С.
120Упр. 225

Сочинени С.
123е
Упр. 232
обучающ
ее
Падежные
окончания
имен
С.122
–
существительных в предложном
Упр.230
падеже. Употребление предлога об
с именами существительными в
предложном падеже. Работа над
ошибками.
Работа с текстом: определение
С.
126темы, главной мысли, подбор
Упр. 238
заголовка.
Диктант. «Клесты»
Диктант нет
тематич
еский
Работа
над
ошибками.
С.
128Правописание
безударных
Упр. 243
падежных
окончаний
имен
существительных в единственном

60.

Склонение имен существительных во множественном
числе.

61.
р/р

Подробное изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.

62.

Анализ изложений

63.

Падежные
окончания
имен
существительных
множественного числа в родительном падеже.

64.

Падежные
окончания
имен
существительных
единственного и множественного числа в дательном,
творительном, предложном падежах.

65.

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя
существительное». Проект «Говорите правильно!».
Значение и употребление имен прилагательных в речи.

66.
67.
68.

Сочинение-описание по личным наблюдениям на
тему «Моя любимая игрушка»
Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число
имен прилагательных.

числе.
Морфологический разбор имени
существительного как части речи.
Работа с рубрикой «Проверь
себя».
Изложение
с
составлением Изложен
плана(собств)
ие
обучающ
ее
Работа над ошибками. Падежные
окончания имен существительных
множественного
числа
в
именительном
падеже.
Соблюдение норм произношения
и
написания
имен
существительных в именительном
падеже.
Соблюдение норм произношения
и
написания
имен
существительных в родительном
падеже. Расширять представление
о богатстве русского языка.
Составление предложений из
деформированных
слов
с
изменением
форм
имен
существительных.
Проект «Говорите правильно!».
Словообразование
прилагательных.
Сочинение-описание.

имен

С.
129Упр. 245
С. 129 –
Упр. 244
С.132Упр. 250

С.
136Упр. 261

С.
138Упр. 266
С.140
–
Упр. 271
С.6- упр.4

Сочинени С.7е обуч.
Упр.7
Изменение имен прилагательных
С.9- Упр.
по родам (в единственном числе).
13
Правописание родовых окончаний
имен прилагательных.

69.

70.

Изменение по падежам имен прилагательных в
единственном числе. Алгоритм определения падежа
имен прилагательных.
Общее представление о склонении имен прилагательных
мужского и среднего рода и их падежных окончаниях.

71.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе.

72.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе. Дательный падеж.

73.

Выборочное изложение описательного текста.

74.

Анализ изложения и работа над ошибками.
Именительный, родительный и винительный падежи
имѐн прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе. Творительный и
предложный падежи.

75.

76.

Общее представление о склонении имен прилагательных
женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм
определения падежа имѐн прилагательных.

77.

Склонение имен прилагательных женского рода в
единственном числе. Именительный и винительный
падежи.
Склонение имен прилагательных женского рода в
единственном
числе.
Родительный,
дательный,
творительный, предложный падежи. Окончания имен

78.

Алгоритм определения
имен прилагательных.

падежа

С.11Упр. 18

Начальная
форма
имени
прилагательного. Проверим себя и
оценим свои достижения
Именительный и родительный
падежи.
Окончания
имен
прилагательных
мужского
и
среднего рода в именительном и
родительном падежах.
Окончания имен прилагательных
мужского и среднего рода в
дательном падеже.

С.13Упр. 21

Окончания имен прилагательных
мужского и среднего рода в
творительном
и
предложном
падежах.
Составление
сообщения
о Словарны
достопримечательностях
своего й диктант
города (поселка).
Словарный
диктант.
Окончания имен прилагательных
женского рода в именительном и
винительном падежах.
Окончания имен прилагательных в
родительном,
дательном,
творительном,
предложном

С.26Упр.-53

С.16Упр. 27

С.18.
–
Упр. 32
С. С.21Упр. 41
Изложение
Изложен С.23ие
- Упр.45
описание
Окончания имен прилагательных
С. 24 –
мужского и среднего рода в
Упр. 49
каждом из падежей.

С24- Упр.
49
с.26- Упр.
56
С.26Упр. 54

прилагательных
в
родительном,
дательном,
творительном, предложном падежах.
Контрольный диктант №6 по теме «Имя
прилагательное».

падежах. Практическая работа.

80.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.
Склонение имен прилагательных женского рода в
единственном числе. Винительный и творительный
падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

81.

Правописание имен прилагательных во множественном
числе.
Представление
об
окончаниях
имен
прилагательных множественного числа в каждом из
падежей.
Морфологический
разбор
имен
прилагательных.
Подробное изложение описательного текста.

Работа над ошибками. Склонение
имен прилагательных женского
рода в единственном числе.
Винительный и творительный
падежи.
Проект
«Имена
прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».
Представление об окончаниях
имен
прилагательных
множественного числа в каждом
из падежей. Морфологический
разбор имен прилагательных.
Изложение. Описание
Изложен
ие
Работа над ошибками. Склонение
имен
прилагательных
во
множественном
числе.
Именительный и винительный
падежи.
Нормы правильного согласования
имен прилагательных и имен
существительных в речи.
Проверочная работа по теме Пров.
работа
«Имя прилагательное».
.
Письмо
по
памяти
сравнительного
описательного
текста.
Составление устного сообщения
по
репродукции
картины
И.Э.Грабаря
«Февральская
лазурь».

79.

82.
83.

Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение
имен прилагательных во множественном числе.
Именительный и винительный падежи.

84.

Склонение имен прилагательных во множественном
числе. Родительный и предложный падежи.

85.

Склонение имен прилагательных во множественном
числе. Дательный и творительный падежи.
Правописание
падежных
окончаний
имѐн
прилагательных единственного и множественного числа

86.

87.

Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

Диктант «Воробей»

Диктант нет
тематич
еский
С.
28Докончит
ь работу
над
проектом
С.39-Упр.
83

С.
40Упр. 85
С.
42Упр. 88

С.
44Упр. 93
С.
46Упр. 98
С.47Упр. 102
С.49Упр. 105
С.
48Упр. 104

88.
89.

Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имѐн
прилагательных»
Работа над ошибками, допущенными в контрольном
диктанте.

90.

Местоимение как часть речи.

91.

Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение.

92.

Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха
«Заморские гости»
Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение
по падежам личных местоимений.

93.

94.

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица
единственного и множественного числа. Правописание
местоимений.

95.

Правописание личных местоимений
единственного и множественного числа.

96.

Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»

97.

Анализ контрольного диктанта

3-го

лица

Диктант «Сороки»

Диктант нет

Работа
над
ошибками,
допущенными в контрольном
диктанте. Проверка выполнения
заданий рубрики «Проверь себя».
Личные
местоимения.
Повторение. Роль местоимений в
речи.
Лицо, число, род местоимений (3-е
лицо
единственного
числа).
Склонение личных местоимений
1-го и 2-го лица единственного
числа.
Сочинение-отзыв.
Сочинени
е
Правописание местоимений 1-го и
2-го лица единственного и
множественного
числа.
Составление
словосочетаний;
диалога по рисункам.
Склонение личных местоимений
3-го лица единственного и
множественного числа. Окончания
личных местоимений в косвенных
формах.
Морфологический
разбор
местоимения как части речи.
Составление
поздравительной
открытки ко Дню 8 Марта.
Диктант «Весенний звон»
Диктант
тематич
еский
Работа над ошибками. Глагол как
часть речи (повторение). Значение
глаголов в языке и речи. Роль

С.
48Упр. 103
С.
53Упр. 110
С.
54Упр. 114

С
55Упр. 117
С.59Упр. 124

С.
62Упр. 130

С.
64Упр. 134,
135.
нет
С.
69Упр. 143

99.

Грамматические признаки глаголов. Время глаголов
(настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глаголов по временам.

100.

Неопределѐнная форма глагола.

101.

Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма
глаголов совершенного и несовершенного вида (без
терминов).

102.

Неопределенная форма глагола. Образование временных
форм от глаголов в неопределенной форме.

103.

Письменное изложение повествовательного текста
по цитатному плану.
Анализ изложений

98.

104.

105.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по
лицам и числам.

106.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.

глаголов в предложении.
Практическая
работа
по
определению времѐн глаголов.
Практическая
работа
по
определению времѐн глаголов.
Практическая
работа
по
определению времѐн глаголов,
неопределѐнной формы глагола.
Практическая
работа
по
определению времѐн глаголов.
Глагольные
приставки
и
суффиксы.
Основа
глагола
неопределенной формы (первое
представление).
Практическая
работа
по
определению времѐн глаголов.
Роль
глаголов
в
повествовательном
тексте.
Значимость фразеологизмов в
тексте.
Значимость
фразеологизмов в тексте.
Изложение
Изложен
ие
Работа над ошибками. Изменение
глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам.
Формы лица и числа глаголов.
Составление
текста
из
деформированных предложений.
Формы лица и числа глаголов. Пров.
Работа с рубрикой «Страничка для работа
любознательных.
Проверочная
работа по теме «Глагол»
Правописание окончаний глаголов
во 2-м лице настоящего и
будущего времени в единственном

С.70Упр. 145.
С.
71Упр. 147
С. 73
-Упр. 151
С.75Упр. 156

С.76Упр. 158

нет
С.
81таблица
С.
82Упр. 158
С.84Упр. 170
С.85Упр. 172

107.

1 и 2 спряжение глаголов.

108.

1 и 2 спряжение глаголов.

109.

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана
«Весна. Большая вода».
Анализ сочинений

110.

111.

Правописание
окончаниями.

глаголов

с

безударными

личными

112.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».

113.

Анализ контрольного диктанта

114.

Правописание
окончаниями.

глаголов

с

безударными

личными

115.

Правописание
окончаниями.

глаголов

с

безударными

личными

числе.
Спряжение глаголов в настоящем
времени.
Личные
окончания
глаголов 1 и 2 спряжения. Проект
«Пословицы и поговорки».
Спряжение глаголов в будущем
времени.
Личные
окончания
глаголов 1 и 2 спряжения.
Сочинение
Работа
над
ошибками.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.
Способы
определения 1 и 2 спряжения
глаголов с безударными личными
окончаниями.
Правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями.
Способы
определения 1 и 2 спряжения
глаголов с безударными личными
окончаниями.
Диктант«Вот так улов»
Диктант
темаичес
кий
Работа
над
ошибками.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов 1 и 2
спряжения
в
настоящем
и
будущем времени..
Работа с памяткой «Как правильно
написать безударное окончание
глагола».
Словарны
Словарный диктант.
й диктант

С.
86Упр. 175
С.91Упр. 186
С.
91Упр. 188
С.92Упр. 1,2

С.
193Упр. 194

нет
С.101Упр. 207

С.
101Упр. 206
С.
101Упр. 208

116.

Правописание глаголов с
окончаниями (обобщение).

безударными

117.

Возвратные глаголы (общее представление).

118.

Контрольное изложение

119.

Анализ изложения

личными

120.

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени
(обобщение).

121.

122.

Правописание глаголов в прошедшем времени.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и
числам.
Правописание глаголов в прошедшем времени..

123.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

124.

Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание
глаголов с безударными личными окончаниями»

Практическая
работа
правописание
глаголов
с
безударными
личными
окончаниями (обобщение).
Правописание
возвратных
глаголов. Правописание –тся и –
ться в возвратных глаголах.
Изложение
Изложен
ие
Работа
над
ошибками.
Правописание
возвратных
и
невозвратных
глаголов
в
настоящем и будущем времени.
Составление предложений из
деформированных слов.
Морфологический разбор глагола.
Составление текста по личным
наблюдениям.
Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени.

С.100Упр. 206

Изменение глаголов прошедшего
времени по родам (в единственном
числе) и числам. Правописание
родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени и суффиксов
глаголов.
Образование
глаголов
в
прошедшем
времени.
Правописание
суффиксов
и
родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени. Составление
текста на спортивную тему.
Диктант«Майское чудо»
Итоговы
й
диктант

С.112Упр. 236

С.
105Упр. 219
нет
С.106Упр.
221

–

С.108Упр. 227
С.
110Упр.212

С.
113Упр. 240

нет

за
2
полугодие
125.

Анализ контрольного диктанта.

126.

Повторение. Язык и речь. Текст.

127.

Повторение.Предложение и словосочетание.

128.

Повторение. Лексическое значение слова.

129.

Повторение. Состав слова.

130.

Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина
«Рожь».
Анализ сочинений

131.

132.

Повторение. Правописание орфограмм в значимых
частях слова.

133.

Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя
существительное. Имя прилагательное. Местоимение.
Имя числительное. Наречие. Глагол.
Повторение. Служебные части речи. Правописание слов
разных частей речи. Письмо текста по памяти.
Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические
упражнения.
Повторение. Обобщающий урок.

134.
135.
136.

Работа над ошибками. Обобщение
по
теме
«Глагол».
Морфологический разбор глагола
как части речи. Правописание
глаголов с орфограммами в корне
и в окончании.
Составление
текста
типа
сравнительного описания.
Контроль
Контрольное списывание.
ное
списыван
ие
Практическая работа- определение
лексического значения слова.
Практическая работаразбор
слова по составу.
Сочинение
Сочинени
е
Работа
над
ошибками.
Повторение.
Правописание
орфограмм в значимых частях
слова.
Практическая
работа
правописание
орфограмм
в
значимых частях слова.
Практическая работа. Части речи.

С.116Упр. 247

Практическая работа. Служебные
части речи.
Практическая
работа.
Фонетический разбор.
Игра «По галактике Частей речи».

С. 138Упр. 305
С.140Упр. 310
нет

С.118Упр. 251
С.125Упр. 265
С.
129Упр. 278
С.
132Упр. 287
нет
С.132Упр. 286
С.133Упр. 289
С.
137Упр. 300


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».