биология 6 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа пропедевтического курса по химии для 6 класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов;
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования
3. Программы курса биологии для 6 класса. Автор: Сивоглазов В.И.
4. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Сивоглазова. 5-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М.: Просвещение, 2020. – 95 с.: ил.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- зачётных работ – 3;
- лабораторных работ – 23;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов
под руководством В.И. Сивоглазова.
Преподавание биологии в 6 классе рассчитано на использование учебника: Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
В.И.Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.: ил
Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебном году.
Результаты освоения курса в соответствии с ФГОС и ПООП ООО
Освоение курса биологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения ПООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в
биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает следующие курсы:
Биология. 5 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;
Биология. 6 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;
Биология. 7 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;
Биология. 8 класс. 68 ч, 2 ч в неделю;
Биология. 9 класс. 68 ч, 2 ч в неделю;

Формы контроля знаний
Проверочные и самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по лабораторным работам; творческие задания
(защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Содержание курса «Биология. 6 класс.» (34 ч, 1 ч в неделю)
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности,
расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать
гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Раздел 1 . Особенности строения цветковых растений (14 часов).
Общее знакомство с цветковыми растениями. Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение
корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов.
Видоизменённые побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа.
Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода.
Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений. Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня.
Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (10 часов).
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез),
дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений.
Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приёмы выращивания и
размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зелёных растений.

Раздел 3 . Классификация цветковых растений (5 часов).
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), их отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых
растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Раздел 4. Растения и окружающая среда (5 часов).
Растительные сообщества. Охрана растительного мира. Растения в искусстве, литературе, поэзии и музыке.
Список лабораторных работ.
1. Строение семян Двудольных растений.
2. Строение семян однодольных растений.
3. Строение корневых систем.
4. Строение корневых волосков и корневого чехлика.
5. Строение почки.
6. Строение луковицы.
7. Строение клубня.
8. Строение корневища.
9. Внешнее и внутреннее строение стебля.
10. Внешнее строение листа.
11. Внутреннее строение листа.
12. Строение цветка.
13. Строение соцветий.
14. Плоды.
15. Дыхание.
16. Корневое давление.
17. Передвижение воды и минеральных веществ.
18. Передвижение органических веществ.
19. Испарение воды листьями.
20. Вегетативное размножение.
21. Определение признаков растений семейств Крестоцветные, Розоцветные.
22. Семейства Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
23. Семейства Злаки, Лилейные.

Учебно-тематический план
Раздел

Количество
часов

Количество зачетных работ

Количество лабораторных
работ

Особенности
строения
цветковых
растений
Жизнедеятельность
растительного
организма
Классификация
цветковых
растений
Растения и
окружающая среда
ИТОГО

14

1

14

10

1

6

5

1

3

5

-

-

34

3

23

Методические пособия для учителя:
1. Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И.Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.: ил
2. Рабочая тетрадь.
3. Сивоглазов В. И. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Сивоглазова. 5—9 классы : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2020. — 95 с. : ил.
4. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы 5 —9 классы : учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / В. И. Сивоглазов. — М. : Просвещение, 2017. — 162 с. : ил.
В результате изучения курса биологии «Живые организмы» в основной школе выпускник:
научится:
1. выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,
характерных для живых организмов;

2. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
3. аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

4. осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их
принадлежности к определённой систематической группе;
5. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
6. объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления
биологических объектов;
7. выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
8. различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
9. сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов
и систем органов;
10. использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
11. знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
12. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
13. описывать и использовать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
14. знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
1. находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, на
интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
2. основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её;
3. использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
4. работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
5. ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
6. осознанно использовать знание основных правил поведения в природе;
7. выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
8. создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
9. работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Элементы обязательного
содержания

Универсальные учебные действия
Предметные

Метапредметные

Дата
проведения
Личностные

Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (14 ч)
1

Вводный
инструктаж.
Общее
знакомство с
растительным
организмом

1

Покрытосеменные
растения, особенности
строения. Среда обитания.
Жизненные формы.

Характеризовать
покрытосеменные растения.
Выделять существенные
признаки покрытосеменных
растений.
Объяснять различие
вегетативных и
генеративных органов.
Определять жизненные
формы покрытосеменных
растений.

Распознавать на рисунках, в таблицах,
гербарных материалах, на живых
объектах представителей
покрытосеменных.
Сравнивать объекты, выделять их черты
сходства и различий.
Владеть устной и письменной речью,
строить монологическое высказывание.

2

Семя.

1

Описывать строение семени.
Характеризовать значение
каждой части семени.
Сравнивать строение семени
однодольного растения и
семени двудольного
растения, находить черты
сходства и различия, делать
выводы на основе
сравнения.
Объяснять значение семян в
природе и жизни человека.

Проводить биологические исследования
и объяснять их результаты, делать
выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии и правила обращения с
лабораторным оборудованием
Владеть устной и письменной речью,
строить монологическое высказывание.
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

3

Корень.
Корневые
системы

1

Семя — орган
размножения и расселения
растений. Многообразие
форм семян. Строение
семени: кожура, зародыш,
эндосперм, семядоли.
Семена двудольных и
однодольных растений.
Значение семян в природе
и жизни человека.
Лабораторные работы
«Строение семян
двудольных растений» и
«Строение семян
однодольных растений»
Корень — вегетативный
орган. Виды корней
(главный, придаточные,
боковые). Типы корневых
систем (стержневая,

Различать и определять
виды корней и типы
корневых систем.
Характеризовать
значение корневых систем.

Осваивать метод наблюдения за
объектами живой природы
Сравнивать объекты, выделять их черты
сходства и различий.
Владеть устной и письменной речью,

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие

факт

Тема урока

план

№

Количество
часов

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класса (1 час в неделю).

4

Клеточное
строение
корня

1

5

Побег. Почки.

1

мочковатая).
Видоизменения корней
(запасающие корни,
воздушные корни,
ходульные корни,
дыхательные корни,
корни-присоски). Значение
корней.
Лабораторная работа
«Строение корневых
систем»
Корневой чехлик. Зоны
корня (деления, роста,
всасывания, проведения).
Корневые волоски. Рост
корня. Лабораторная
работа «Строение
корневых волосков и
корневого чехлика»

Объяснять взаимосвязь
строения и функций
корневых систем.
Характеризовать значение
видоизменения корней.
Распознавать на рисунках, в
таблицах, в гербарных
материалах, на живых
объектах видоизменения
корней.

Строение побега.
Строение и значение
почек. Рост и развитие
побега. Лабораторная
работа «Строение почки»

Называть части побега.
Аргументировать вывод:
побег — сложный
вегетативный орган.
Различать и определять
на рисунках, в таблицах, на
натуральных объектах виды
почек.
Объяснять назначение
вегетативных и
генеративных почек.
Характеризовать почку как
зачаточный побег.
Проводить биологические
исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное с приведённым в
учебнике
изображением.

Различать и определять на
рисунках, в таблицах, на
микропрепаратах зоны
корня.
Объяснять взаимосвязь
строения клеток различных
зон корня с выполняемыми
ими функциями.

строить монологическое высказывание.
Проводить биологические
исследования и объяснять их результаты,
делать выводы. Соблюдать правила
работы в кабинете биологии и правила
обращения с лабораторным
оборудованием
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы
Проводить биологические исследования
и объяснять их результаты, делать
выводы. Сравнивать увиденное под
микроскопом с приведённым в учебнике
изображением. Соблюдать правила
работы
с микроскопом.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы
Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

6

Многообразие
побегов.

1

Разнообразие стеблей по
направлению
роста. Видоизменения
побегов: надземные
(колючки, кладонии, усы,
утолщённые стебли) и
подземные
видоизменённые побеги
(корневище, луковица,
клубень).
Лабораторные работы
«Строение луковицы»,
«Строение клубня»,
«Строение
корневища»

7

Строение
стебля.

1

Значение стебля. Внешнее
и внутреннее
строение стебля. Рост
стебля в толщину. Годичные кольца.
Лабораторная работа
«Внешнее и внутреннее
строение стебля»

8

Лист.
Внешнее
строение.

1

Особенности внешнего
строения листа.
Многообразие листьев.
Жилкование листа.
Листорасположение.
Лабораторная
работа «Внешнее
строение листа»

Соблюдать правила работы
в кабинете биологии
Определять особенности
видоизменённых побегов.
Различать и определять на
рисунках, в таблицах, на
гербарном материале и
натуральных объектах
видоизменённые побеги.
Объяснять взаимосвязь
строения видоизменённых
побегов с выполняемыми
ими функциями.
Проводить биологические
исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы
в кабинете биологии
Описывать внешнее
строение стебля.
Характеризовать значение
стебля для растения.
Называть внутренние части
стебля, определять
выполняемую ими
функцию.
Проводить биологические
исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное с приведённым в
учебнике изображением
Описывать внешнее
строение листа.
Различать листья простые и
сложные, черешковые,
сидячие, влагалищные.
Определять типы
жилкования и
листорасположения.
Проводить биологические

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых

9

Клеточное
строение
листа.

1

Внутреннее строение
листа. Строение кожицы
листа и её функции.
Строение и роль устьиц.
Строение проводящих
пучков (жилок). Листья и
среда обитания. Значение
листьев для растения
(фотосинтез, газообмен,
испарение воды).
Видоизменения листьев
(колючки, чешуйки,
листья-ловушки).
Значение листьев для
животных и человека.
Лабораторная работа
«Внутреннее строение
листа»

10

Цветок

1

Цветок —
видоизменённый
укороченный побег.
Строение цветка. Значение
цветка в жизни растения.
Многообразие
цветков (обоеполые,
однополые). Однодомные
и двудомные растения.
Лабораторная работа
«Строение цветка»

исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное с приведённым в
учебнике изображением
Характеризовать внутреннее
строение листа.
Устанавливать и объяснять
взаимосвязь особенностей
строения клеток
с выполняемой ими
функцией. Объяснять
значение листьев для
растения.
Различать и определять на
рисунках, в таблицах и на
натуральных объектах
видоизменения листьев.
Проводить биологические
исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное под микроскопом
с приведённым в учебнике
изображением.
Работать с микроскопом,
знать его устройство.
Соблюдать правила работы
с микроскопом. Соблюдать
правила работы в кабинете
биологии
Распознавать на рисунках, в
таблицах и на натуральных
объектах части цветка.
Называть части цветка и
выполняемые ими функции.
Определять двудомные и
однодомные растения.

ее результаты и на их основе делать
выводы

знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

11

Соцветия

1

Значение соцветий в
жизни растения.
Многообразие соцветий.
Лабораторная
работа «Строение
соцветий»

12

Плоды

1

Плод — генеративный
орган растения.
Строение плода.
Разнообразие плодов.
Значение плодов в
природе и жизни человека.
Лабораторная работа
«Плоды»

13

Распространение плодов

1

Способы распространения
плодов и семян
(саморазбрасывание,

Характеризовать значение
соцветий.
Описывать основные типы
соцветий.
Различать на рисунках, в
таблицах и на натуральных
объектах типы соцветий.
Проводить биологические
исследования и объяснять
их результаты, делать
выводы. Сравнивать
увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы
в кабинете биологии
Объяснять роль плодов в
жизни растения.
Определять типы плодов.
Проводить классификацию
плодов.

Проводить биологические исследования
и объяснять их результаты, делать
выводы.
Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Сравнивать объекты, выделять черты
сходства и различия
Использовать различные языковые
средства для выражения своих мыслей
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы о значении плодов в природе и
жизни человека

Объяснять биологический
смысл распространения
плодов и семян.

Проводить биологические исследования
и объяснять их результаты, делать
выводы.

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать

14

Зачёт по теме
«Особенности
строения
цветковых
растений»

1

15

Минеральное
(почвенное)
питание

1

16

Воздушное
питание

1

распространение семян
водой, ветром, животными
и человеком),
биологическая роль этого
процесса

Описывать способы
распространения.
Устанавливать взаимосвязь
строения плодов и способа
их распространения

Сравнивать увиденное с приведённым в
учебнике изображением.

Обобщение и
систематизация
полученных знаний

Применять полученные
знания и сформированные
умения для решения
учебных задач

Осуществляют пошаговый и итоговый
контроль по результату
Строить речевое высказывание в устной
и письменной форме
Учитывать разные мнения и стремится к
координации различных позиций в
сотрудничестве

Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (10 ч)
Роль питания в жизни
Объяснять сущность
Проводить биологические исследования
растения. Особенности
понятия «питание».
и объяснять
питания растения.
Выделять существенные
их результаты, делать выводы.
Минеральное (почвенное)
признаки минерального
Соблюдать правила работы в кабинете
питание. Механизм
питания растений.
биологии
почвенного питания.
Объяснять роль
Значение минеральных
минерального питания в
веществ для растения
жизни растения.
Устанавливать взаимосвязь
почвенного питания и
условий внешней среды.
Обосновывать роль
минеральных веществ в
процессах
жизнедеятельности
растения
Особенности воздушного
Объяснять сущность
Проводить биологические исследования
питания (фотосинтеза)
понятия «фотосинтез».
и объяснять

интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Демонстрировать
интеллектуальные и
творческие
способности;
осознавать
ответственное
отношение к
обучению
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Формировать интерес
к изучению природы,

(фотосинтез)

растений. Условия
протекания фотосинтеза.
Значение фотосинтеза
в природе

Характеризовать условия
протекания фотосинтеза.
Обосновывать космическую
роль зелёных растений

их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

17

Дыхание

1

Значение дыхания в жизни
растения.
Газообмен. Роль устьиц,
чечевичек и
межклетников в
газообмене у растений.
Сравнение дыхания и
фотосинтеза.
Лабораторная работа
«Дыхание»

Объяснять сущность
понятия «дыхание».
Характеризовать процесс
дыхания растений.
Устанавливать взаимосвязь
дыхания растений и
фотосинтеза.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

18

Транспорт
веществ.
Испарение
воды

1

Передвижение веществ у
растений. Проводящая
функция стебля.
Передвижение воды,
минеральных веществ в
растении. Корневое
давление. Испарение воды
листьями. Лабораторные
работы «Корневое
давление»,
«Передвижение воды и
минеральных веществ»,
«Передвижение
органических веществ»,
«Испарение воды
листьями»

Объяснять роль транспорта
веществ в растительном
организме.
Объяснять особенности
передвижения воды,
минеральных и
органических веществ в
растениях. Характеризовать
механизмы,
обеспечивающие
перемещение веществ.
Называть части проводящей
системы растения.

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии
Учиться выполнять лабораторную работу
по определенному шаблону, оформлять
ее результаты и на их основе делать
выводы

развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

19

Раздражимост
ь и движение

1

Раздражимость —
свойство живых
организмов. Реакция
растений на изменения в
окружающей среде.
Ростовые вещества —
растительные гормоны.
Биоритмы

Описывать реакции
растений на изменения в
окружающей среде.
Характеризовать роль
ростовых веществ в
регуляции
жизнедеятельности
растений. Приводить
примеры биоритмов у
растений

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

20

Выделение.
Обмен
веществ и
энергии

1

Выделение у растений:
удаление продуктов
обмена веществ через
устьица, чечевички, корни.
Листопад. Обмен веществ
и энергии. Составные
компоненты обмена
веществ

Объяснять сущность
понятий «выделение» и
«обмен веществ».
Объяснять роль выделения в
процессе обмена веществ.
Приводить примеры
выделительных механизмов
у растений.
Приводить доказательства
того, что обмен веществ —
важнейшее свойство живого

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

21

Размножение.
Бесполое
размножение

1

Биологическое значение
размножения. Способы
размножения растений
(половое и бесполое).
Формы бесполого
размножения. Формы
вегетативного
размножения.
Использование
вегетативного
размножения растений
человеком.
Лабораторная работа

Характеризовать роль
размножения в жизни
живых организмов.
Объяснять особенности
бесполого и полового
способов размножения.
Определять преимущества
полового размножения
перед
бесполым.
Определять особенности
вегетативного размножения.
Применять знания о

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

«Вегетативное
размножение»

способах вегетативного
размножения на практике.

22

Половое
размножение
покрытосемен
ных
(цветковых)
растений

1

Половое размножение
покрытосеменных
растений. Цветение.
Опыление (самоопыление,
перекрёстное опыление,
искусственное опыление).
Оплодотворение. Двойное
оплодотворение.
Образование плодов и
семян

Объяснять биологическую
сущность цветения,
опыления и
оплодотворения.
Характеризовать
особенности процесса
оплодотворения у
цветковых растений.
Характеризовать сущность
двойного оплодотворения

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

23

Рост и
развитие
растений

1

Рост и развитие —
свойства живых
организмов. Рост
растений. Развитие
растений. Индивидуальное
развитие (зародышевый
период, период молодости,
период зрелости, период
старости). Типы
прорастания семян
(надземный, подземный)

Определять особенности
роста и развития растений.
Характеризовать этапы
индивидуального развития
растения.
Сравнивать надземные и
подземные типы
прорастания семян

Проводить биологические исследования
и объяснять
их результаты, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете
биологии

24

Зачёт по теме
«Жизнедеятельность
растительного
организма»

1

Обобщение и
систематизация
полученных знаний

Применять полученные
знания и сформированные
умения для решения
учебных задач

Осуществляют пошаговый и итоговый
контроль по результату
Строить речевое высказывание в устной
и письменной форме
Учитывать разные мнения и стремится к
координации различных позиций в
сотрудничестве

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Демонстрировать
интеллектуальные и
творческие
способности;
осознавать
ответственное
отношение к
обучению

25

Классы
цветковых
растений

1

Классификация
покрытосеменных
(цветковых) растений.
Основные признаки
растений классов
двудольных и
однодольных. Семейства
покрытосеменных
растений

Раздел 3. Классификация цветковых растений (5 ч)
Выделять признаки
Сравнивать представителей разных групп
двудольных и однодольных
растений, определять черты сходства и
растений.
различия, делать выводы на основе
Распознавать на рисунках, в сравнения
таблицах и на натуральных
объектах представителей
классов и семейств
покрытосеменных растений,
опасные для человека
растения.

26

Класс
Двудольные.
Семейства
Крестоцветны
е,
Розоцветные

1

Класс Двудольные.
Семейства:
Крестоцветные,
Розоцветные.
Характеристика
семейств. Значение
растений семейств
Крестоцветные,
Розоцветные в природе
и жизни человека.
Сельскохозяйственные
растения. Лабораторная
работа «Признаки
растений семейств
Крестоцветные,
Розоцветные»

Выделять основные
признаки класса двудольных
растений. Описывать
характерные черты семейств
Крестоцветные,
Розоцветные.
Распознавать на рисунках,
в таблицах и на
натуральных объектах
представителей этих
семейств.
Приводить примеры
сельскохозяйственных и
охраняемых растений.
Описывать отличительные
признаки семейств.

Сравнивать объекты, выделять черты
сходства и различия
Планировать учебную деятельность при
подготовке к проведению биологического
исследования
Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками
Освоить приёмы работы с
определителями.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе
сравнения.
Соблюдать правила работы в
кабинете биологии

27

Класс
Двудольные.
Семейства
Бобовые,
Паслёновые,
Сложноцветн
ые

1

Класс Двудольные.
Семейства двудольных
растений: Бобовые,
Паслёновые,
Сложноцветные.
Характеристика семейств.
Значение растений
семейств Бобовые,
Паслёновые,
Сложноцветные
в природе и жизни
человека.
Сельскохозяйственные

Выделять основные
признаки класса двудольных
растений. Описывать
характерные черты семейств
Бобовые, Паслёновые,
Сложноцветные.
Распознавать на рисунках, в
таблицах и на натуральных
объектах представителей
этих семейств.
Приводить примеры
сельскохозяйственных и
охраняемых растений.

Сравнивать объекты, выделять черты
сходства и различия
Планировать учебную деятельность при
подготовке к проведению биологического
исследования
Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками
Освоить приёмы работы с
определителями.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

растения. Лабораторная
работа «Семейства
Бобовые, Паслёновые,
Сложноцветные»
Класс Однодольные.
Семейства однодольных
растений: Злаки,
Лилейные.
Характеристика семейств.
Значение растений
семейств Злаки, Лилейные
в природе и жизни
человека.
Сельскохозяйственные
растения. Лабораторная
работа «Семейства
Злаки, Лилейные»

Описывать отличительные
признаки семейств.

сравнения.
Соблюдать правила работы в
кабинете биологии

Выделять основные
признаки класса
однодольных растений.
Описывать характерные
черты семейств Злаки,
Лилейные. Распознавать на
рисунках, в таблицах и на
натуральных объектах
представителей этих
семейств.
Приводить примеры
сельскохозяйственных и
охраняемых растений.
Описывать отличительные
признаки семейств.
Применять полученные
знания и сформированные
умения для решения
учебных задач

Сравнивать объекты, выделять черты
сходства и различия
Планировать учебную деятельность при
подготовке к проведению биологического
исследования
Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками
Освоить приёмы работы с
определителями.
Сравнивать представителей разных групп
растений, определять черты сходства и
различия, делать выводы на основе
сравнения.
Соблюдать правила работы в
кабинете биологии
Осуществляют пошаговый и итоговый
контроль по результату
Строить речевое высказывание в устной
и письменной форме
Учитывать разные мнения и стремится к
координации различных позиций в
сотрудничестве

28

Класс
Однодольные.
Семейства
Злаки,
Лилейные

1

29

Зачёт по теме
«Классификац
ия цветковых
растений»

1

Обобщение и
систематизация
полученных знаний

30

Растительные
сообщества

1

Понятие о растительном
сообществе -фитоценозе.
Многообразие
фитоценозов
(естественные,
искусственные).
Ярусность. Сезонные
изменения в растительном

Раздел 4. Растения и окружающая среда (5 ч)
Объяснять сущность
Задавать вопросы, необходимые для
понятия «растительное
организации собственной деятельности и
сообщество». Различать
сотрудничества с одноклассниками
фитоценозы
естественные и
искусственные. Оценивать
биологическую роль
ярусности.

Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Демонстрировать
интеллектуальные и
творческие
способности;
осознавать
ответственное
отношение к
обучению
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к

сообществе. Смена
фитоценозов

Объяснять причины смены
фитоценозов

31

Охрана
растительного
мира

1

Охрана растительного
мира. Охраняемые
территории (заповедники,
национальные парки,
памятники природы,
ботанические сады).
Красная книга

Анализировать деятельность
человека в природе и
оценивать её последствия

Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками

32

Растения в
искусстве

1

История развития
отношения человека
к растениям. Любовь к
цветам. Эстетическое
значение растений.
Растения в живописи

Характеризовать роль
растений в жизни человека.
Анализировать
эстетическую
роль растений.
Приводить примеры
использования человеком
растений в живописи

Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками

33

Растения в
мифах,
поэзии,
литературе и
музыке

1

Растения в архитектуре,
прикладном искусстве.
Растения в мифах, поэзии
и литературе. Растения и
музыка. Растения-символы

Характеризовать роль
растений в жизни человека.
Анализировать
эстетическую
роль растений.
Приводить примеры
использования человеком
растений в поэзии,
литературе и музыке.
Приводить примеры
растений-символов

Задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и
сотрудничества с одноклассниками

получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.
Формировать интерес
к изучению природы,
развивать
интеллектуальные и
творческие
способности
учащихся,
мотивировать к
получению новых
знаний
и дальнейшему
изучению
естественных наук.

34

Итоговый
урок

1

Обобщение и
систематизация
полученных знаний

Применять полученные
знания и сформированные
умения для решения
учебных задач

Осуществляют пошаговый и итоговый
контроль по результату
Строить речевое высказывание в устной
и письменной форме
Учитывать разные мнения и стремится к
координации различных позиций в
сотрудничестве

Формировать
целостное
мировоззрение,
соответствующего
современному
уровню развития
науки.
Демонстрировать
интеллектуальные и
творческие
способности;
осознавать
ответственное
отношение к
обучению


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».