Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 5-6 классов (базовый уровень) составлена на основе: 1) федеральный уровень: ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями от 31.12.2015 приказ Минобрнауки РФ № 1577); примерной основной образовательной программы основного общего образования, включенной в реестр ПООП www.fgosreestr.ru, авторской рабочей программы к учебнику А.А.Летягин «География Начальный курс» 5,6 классы, автор – составитель А.А.Летягин, М., «Просвещение» 2021 года; 2) региональный уровень: региональные методические письма; программа регионального содержания (действует РК ГОС 2005г. по согласованию с МО РФ) Республика Бурятии 3) основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гэгэтуйская СОШ», положения о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения от 20.05.2016 года приказ № 255ОД. Учебно – методический комплект 6 класс: 1.А.А.Летягин 5 класс География. Начальный курс. М., «Просвещение»/ учебник, 2021 год. 4.Атлас 6 класс, контурные карты 6 класс. М., «Просвещение», 2021 год. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане: Планируемые результаты изучения учебного предмета 6 класс Выпускник научится: выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации; описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; давать характеристику рельефа своей местности; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; наносить на контурные карты основные формы рельефа; определять по карте географическое положение объектов; Описывать географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния. Содержание учебного предмета по темам курса. № Наименование разделов Количество часов В том числе практических работ 6 класс 1 Введение 1 2 Гидросфера – водная оболочка Земли 8 1 3 Атмосфера — воздушная оболочка 10 2 4 Биосфера — оболочка жизни 5 2 5 Географическая оболочка Земли 4 2 Итого 28 7 6 класс Введение (1 часа) Географическая оболочка Земли. Ее составные части. Геосферы. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов) Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира. П.р. Описание географического положения реки. П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. П.р. Описание озера по плану Атмосфера — воздушная оболочка (10 часов) Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. П.р. Определение среднесуточной, среднегодовой температуры воздуха на основании показаний. П.р. Построение и анализ розы ветров. П.р. Построение диаграммы облачности. П.р. Построение диаграммы осадков. П.р. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. П.р. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Биосфера — оболочка жизни (5 часов) Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. П.р. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли Географическая оболочка Земли (4 часов) Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Почвенный покров. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Природная среда. Охрана природы. П.р. Описание природного комплекса своей местности. Р/с Тематическое планирование. 6 класс № Тема (раздел программы) 1 Введение 2 Географическая оболочка Земли и ее составные части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера Дата проведения Гидросфера – водная оболочка Земли (14 часов) 3 Вода на Земле 4 Вода на Земле. Мировой круговорот воды 5 Мировой океан – главная часть гидросферы. Р/с «Белое море» 6 Воды Мирового океана 7 Движения морских вод 8 Воды суши. Реки. Р/с 9 Реки. П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира 10 Горные и равнинные реки. Р/с 11 Питание и режим рек 12 П.р. Описание географического положения реки 13 Озера. Р/с П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира 14 П.р. Описание озера по плану 15 Вода в «земных кладовых». 16 Человек и гидросфера. Р/с Атмосфера – воздушная оболочка (19 часов) Корректировка 17 Воздушная оболочка земли — атмосфера 18 Как нагревается атмосферный воздух 19 Изменение температуры воздуха. 20 П.р. Определение среднесуточной, среднегодовой температуры воздуха на основании показаний. Р/с 21 Атмосферное давление 22 Движение воздуха. 23 Постоянные ветры. Р/с 24 П.р. Построение и анализ розы ветров 25 Вода в атмосфере 26 Разнообразие облаков 27 П.р. Построение диаграммы облачности 28 Атмосферные осадки. Р/с 29 П.р. Построение диаграммы осадков 30 Погода и метеорологические наблюдения. П.р. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды 31 Погода и метеорологические наблюдения. Р/с 32 Климат 33 П.р. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Р/с 34 Человек и атмосфера 35 Атмосферные явления. Р/с Биосфера – оболочка жизни (9 часов) 36 Оболочка жизни. П.р. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли 37 Жизнь в тропическом поясе. Влажные экваториальные леса 38 Жизнь в тропическом поясе. Саванны, тропические пустыни 39 Растительный и животный мир умеренных поясов 40 Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга. Р/с 41 Жизнь в полярных поясах и в океане 42 Жизнь в океане. Р/с 43 Человек — часть биосферы 44 Человек — часть биосферы Географическая оболочка Земли (7 часов) 45 Почвенный покров. Р/с 46 Географическое разнообразие почв 47 Взаимосвязь оболочек земли. 48 Природно – территориальный комплекс. П.р. Описание природного комплекса своей местности. Р/с 49 Географическая оболочка 50 Природная среда. Охрана природы. Р/с 51 Резервный урок