Пояснительная записка Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7–9 классы. А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник), учебником физики (А.В. Перышкин, Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013). Рабочая программа реализуется в учебниках А.В. Перышкина «Физика» для 7 клас-са издательства «Дрофа». Она определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания. Общая характеристика учебного предмета Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика дает учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму. Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей: • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; • формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; • развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Для достижения поставленных целей учащимся необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть усвоены такие общенаучные понятия, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека. Общая характеристика программы Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области физики, предусматривается изучение физики в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, подкрепляя их демонстрационным экспериментом и решением теоретических и экспериментальных задач. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории физики и техники. Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся. Место предмета учебного предмета в учебном плане образовательной организации На изучение физики в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Количество: часов для изучения учебного предмета (курса) – 70 часов, 2 часа в неделю учебных недель – 35 лабораторных работ – 11 контрольных работ – 6 Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ; итоговый контроль – итоговая контрольная работа. Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по физике Личностные: • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные: • овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем; • формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные: • формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрений как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; • формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики; • приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбеж-ность погрешностей любых измерений; • понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф; • осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; • овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; • развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; • формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов. Распределение учебных часов по разделам программы Введение – 4 ч Первоначальные сведения о строении вещества – 6 ч Взаимодействие тел – 22 ч Давление твердых тел, жидкостей и газов – 22 ч Работа и мощность. Энергия – 13 ч Повторение – 3 ч Содержание программы Введение (4 ч) Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения. Фронтальная лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора». Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.) Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Фронтальная лабораторная работа «Измерение размеров малых тел». Взаимодействие тел (22 ч.) Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Расчет пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения. Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса – мера инертности тела. Инертность – свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и т. д. Измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила – мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела – векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Фронтальные лабораторные работы «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности твердого тела», «Градуирование пружины и измерение силы трения с помощью динамометра». Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч.) Давление. Давление твердого тела. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления в быту и технике. Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных. Устройство и действие шлюза. Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр-анероид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Использование барометра-анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Водный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания. Фронтальные лабораторные работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Работа и мощность. Энергия (13 ч) Механическая работа. Ее физический смысл. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки – простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Повторение (3 ч) Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. Фронтальная лабораторная работа «Измерение силы трения с помощью динамометра». Календарно - тематическое планирование уроков физики в 7 классе (68 часов в год – 2 часа в неделю) № ур ок а Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Дата Тема урока план ф а кт Тип урока Деятельно сть учащихся Предметные результаты Виды контроля Метапредметные УУД Личностные результаты К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь слушать учителя и одноклассников; Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель П: уметь выделять сходство естественных наук, различия между телом и веществом, выдвигать гипотезу и обосновывать ее Формирова ние мотивации в изучении наук о природе, убежденнос ти в возможност и познания природы, уважения к творцам науки и техники, воспитание гражданског о патриотизм а, любви к Родине, чувства гордости за свою страну Домашн ее задание Введение (4часа) Первичный инструктаж по ТБ. 1/ 1 Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Участву ет в беседе, приводи т примеры на основе собствен ного опыта, слушает, наблюда ет за демонст рациями , выполня ет записи в тетради, отвечает на вопросы Научиться различать механические, тепловые, световые, магнитные, звуковые и электрические явления, приводить примеры; Объяснять значение понятий тело, вещество, материя; знать основные методы изучения физики (наблюдения и опыты), понимать их различие Самостоят ельн. работа П. 1 -3, работа с таблицей , Ответы на вопросы 2/ 2 Физические величины. Измерение фи зических величин. Погрешность измерений. Лабораторная работа № 1 3/ 3 ,,Определение цены деления измерительног о прибора». Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Отвечае т на вопросы, слушает учителя, делает записи в тетради, учится определя ть цену деления прибора и погрешн ость измерен ия Знать понятие физическая величина, уметь определ ять цену деления шкалы, погрешность измерения и записывать результат с учетом погрешности, уметь применять навыки в быту Урок контроля (примене ния полученн ых знаний) Выполня ет лаборато рную работу (проводи т измерен ия, оформля ет результа Овладение практическими умениями определять цену деления прибора оценивать границы погрешностей результатов К: научиться работать в паре при выполнении п рактического задания, уметь слушать учителя и одноклассников. Р: уметь составлять план и определять последовательность действий. П:самостоятельно планировать алгоритм действий, проводить точные измерения и адекватно оценивать полученные результаты К: уметь планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, корректировать их действия: Р: целеполагание, планирование пути достижения цели, формирование умений работы с Формирова ние познаватель ных интересов и творческих способносте й при изучении физических приборов и способов измерения физических величин Фронталь ный опрос Тест Осуществля ть взаимный контроль, принимать решения, работать в паре, приобретен ие навыков научного метода познания Фронталь ная лаборатор ная работа с элемента ми дифферен цированн ых заданий П. 4-5, Определ ить цену деления и погрешн ость измерени я 4-5 приборов на выбор; Стр. 11 Задание (3,4) Стр. 15 задание 3 ты в тетради) 4/ 4 Физика и техника. Повторе ние Выполня ет тест, отвечает на вопросы учителя, участвуе тв беседе Формирование убежденности в закономерност ии познаваемости явлений природы, роли ученых в изучении физических явлений физическими приборами, формулировать выводы в лабораторной работе. П: уметь самостоятельно создавать алгоритм действий, безопасно и эффективно использовать л/ р оборудование, проводить точные измерения и адекватно оценивать полученные результаты К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь слушать учителя и одноклассников; Р: умение осуществлять коррекцию и контроль в процессе обучения Формирова ние ценностных отношений друг к авторам открытий и изобретений , убежденнос ть в возможност и познания Тест П.6 Стр.19 задание 3 природы, разумного использован ия достижений науки и техники Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) 1/ 5 Строение вещества. Молекулы. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Наблюдает за ходом эксперимен та, делает выводы, высказывае т свои предполож ения, делает записи в тетради, отвечает на вопросы Знание трех положений о строении вещества, понятие молекула и атом; умение описывать ход опытов и результат эксперимент ов, доказывающ их существован ие молекул и атомов К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь слушать учителя и одноклассников; Р: умение осуществлять коррекцию и контроль знаний в процессе обучения П: уметь анализировать и синтезировать знания, Формировани е познавательн ого интереса к предмету, убежденност ьв познаваемост и природы Фронталь ный опрос Тест П. 7,8 Работа с таблицей устанавливать причинноследственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы 2/ 6 Лабораторна я работа №2«Измерени е размеров малых тел» Примене ние новых знаний Отвечает на вопросы, выполняет лабораторн ую работу, делает записи в тетради, формулиру ет выводы Овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел (реальных и по фотографии) Р:самостоятельно контролировать свое время, планировать свою деятельность, вносить коррективы в приобретении новых знаний и практических умений; К: уметь планировать учебное сотрудничество в парах; П: уметь пользоваться методами научного познания, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты Формировани е познавательн ого интереса и творческих способностей , соблюдение техники безопасности , развитие внимательнос ти собранности и аккуратности Фронталь ная лаборатор ная работа с элемента ми дифферен цированн ых заданий П. 7-8 повторит ь Стр.205 пункт3 экспериментов, представлять результаты в виде таблицы, делать выводы и оценивать границы погрешностей результатов измерений 3/ 7 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение Урок открытия нового знания (изучени е нового материал а) Отвечает на вопросы, наблюдает за ходом эксперимен та, делает выводы, делает записи в тетради, отвечает на вопросы Определение диффузии, понимание и умение объяснить явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, зависимость скорости протекания диффузии от температуры , применение диффузии в повседневно й жизни; К: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Р: умение осуществлять коррекцию и контроль знаний в процессе обучения Формировани е познавательн ого интереса к предмету, убежденност ьв познаваемост и природы Индивид. Опрос Тест П.9,10 Стр.29 задание 1 определение и понимание процесса броуновског о движения 4/ 8 Взаимное притяжение и отталкивание молекул Комбини рованны й Отвечает на вопросы учителя, слушает учителя, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради Знает о силах притяжения о отталкивани я между молекул, умеет приводить примеры опытов, доказывающ их наличие сил межмолекул ярного взаимодейст вия; знает о явлении смачивания и не смачивания, умеет приводить примеры, иллюстриру ющие эти П: уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, объяснять явлени я природы К: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение осуществлять коррекцию и контроль знаний в процессе обучения П: уметь объяснять явления природы, строить умозаключения и делать выводы Формирован ие познавательн ого интереса к предмету, убежденност ьв познаваемост и природы, умение принимать решения и обосновывать их Индивид опрос Самостоя тельная работа П.11 Стр.33 Задание 1,2 явления в природе и жизни человека 5/ 9 Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ. Изучени е нового материал а (урок открытия новых знаний) Слушает учителя, отвечает на вопросы, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради Знает свойства трех агрегатных состояний вещества, умеет объяснить свойства различных агрегатных состояний вещества на основе МКТ К: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение осуществлять коррекцию и контроль знаний в процессе обучения П: уметь анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинноследственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы Формировани е убежденност ив возможности познания природы, целостного мировоззрени я, разумного использовани я технологий для дальнейшего развития общества Индивид. опрос П.12,13 Стр.38 Проверь себя (тест) Повторит ь п.1-11 6/ 10 «Первоначаль ные сведения о веществе» повторительно -обобщающий урок Обобщен ие, повторен ие и контроль полученн ых знаний Отвечает на вопросы учителя, выполняет письменну ю работу (тест) Оценка уровня усвоения материала изученной темы К: развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем Р: умение осуществлять коррекцию и контроль знаний в процессе обучения П: анализ, синтез, структурирование знаний, обобщение, прим енение в новых условиях Взаимодействие тел (21 час) Формировани е ответственно го отношения к учебе; формировани е представлени йо возможности познания мира Тест Кроссвор д П.1-13 1/ 11 Механическое движение. Равномерное и неравномерно е движение. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Слушает учителя, отвечает на вопросы, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради, принимает участие в обсуждени ии обобщении результато в урока Сформирова ть представлен ие о механическо м движении тел и его относительн ости, относительн ость механическо го движения, состояние покоя тело отсчета, траектория пройденный путь, равномерное неравномерн ое движение К: развитие монологической и диалогической речи, умений работать в паре, совместная работа с учителем; Р: формулировать цели урока, постановку учебной задачи, исходя из того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно П: овладение средствами описания движени я, провести классификацию, объяснять полученные результаты, делать выводы Сформиров ать познаватель ный интерес и творческую инициативу, самостоятел ьность в приобретен ии знаний, ценностное отношение к учителю, друг к другу, к результатам обучения; обосновыва ть и оценивать свои результаты Фронталь ный опро с, тест П.14,15 Упр.2 Задание стр.42 (1,3) 2/ 12 Скорость. Единицы скорости. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Сравнивает свои ответы с ответами одноклассн иков, корректиру ет их, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради, принимает участие в обсуждени ии обобщении результато в урока, отвечает на вопросы теста Знать понятия: ско рость, единицы скорости, формулы пути и скорости, уметь выражать величины в СИ, решать задачи, записывать условие и решение по образцу К: формировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, развивать монологическую речь. Р: составлять план решения задачи, сверять действия с целью и исправлять ошибки; П:преобразовывать информацию из одного вида в другой, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта развитие внимательн ости собранности , соблюдение правил дорожного движения, формирован ие познаватель ной и творческой активности Индивиду альный опрос, взаимный опрос, тест П.16 Упр. 3(1,2) Задание стр.49 3/ 13 Расчет пути и времени движения. Решение задач. Сравнивает свои ответы с ответами одноклассн Примене иков, ния решает полученн задачи, ых ведет знаний записи, (комбини рассуждает рованны вместе с й) учителем, выполняет самостояте льную работу Умеет на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимы е для решения и проводить расчеты применять теоретическ ие знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; К: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и учителем; Р: выполнять действия по заданному образцу, оценивать свою работу, самостоятельно исправлять ошибки П: формировать умение воспринимать и информацию в словесной, образной и символической формах, применять знания, полученные на уроках математики Формирова ние ответственн ого отношения к учебе, аккуратност и при решении и записи задач Индивиду альный опрос, Самостоя тельная работа П.17 Упр.3(3), Упр.4(1,2 ) Определ ить свою скорость бега 4/ 14 Средняя скорость. Решение задач Сравнивает свое решение с решением учителя и Примене одноклассн ния иков, полученн решает ых задачи, знаний ведет (комбини записи, рованны рассуждает й) вместе с учителем, выполняет самостояте льную работу Научиться решать задачи на формулу средней скорости, проводить расчеты применять теоретическ ие знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний К: строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и учителем; Р: составлять план и последовательность действий, сравнивать и оценивать свою работу с эталоном, самостоятельно исправлять ошибки П: выбирать наиболее эффективные методы решения задач в зависимости от конкретных условий Формирова ние ответственн ого отношения к учебе, целостного мировоззре ния, соответству ющего современно му уровню развития науки Самостоя тельная работа Придума ть 3-4 задачи на расчет пути, скорости и времени движени яи решить их (использ уя Интернет ) Задача в тетр.* 5/ 15 Графики пути и скорости для равномерного прямолинейно го движения Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Слушает объяснения учителя, работает под руководств ом учителя, работает в паре, читает, чертит графики, выполняет с/р Научиться с троить и читать графики пути и скорости для равномерног о прямолиней ного движения, использоват ь знания математики в построении графиков К: строить продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками Р: выполнять действия по заданному образцу, оценивать свою работу, самостоятельно исправлять ошибки П: уметь работать с графиками и таблицами, преобразовывать информацию из одной формы в другую Формирова ние ответственн ого отношения к учебе, Формирова ние аккуратност и при построении графиков Самостоя тельная работа Упр.4(35) 6/ 16 Явление инерции. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Слушает учителя, отвечает на вопросы, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради, принимает участие в обсуждени ии обобщении результато в урока Знать определение инерции и движения по инерции, уметь объяснять наблюдаемы е явления на основе понятия об инерции К: развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, развитие речи Р: выявлять проблему, составлять план и последовательность действий П: выдвигать и обосновывать гипотезы, проводить анализ, сравнение, формировать умение наблюдать и делать выводы Формирова ние убежденнос ти в возможност и познания природы, ответственн ого отношения к учебе Фронталь ный опрос Тест П.18 Упр.5(1,2 ) Сочинен ие «Мой опыт общения с инерцией » Таблица: вред и польза инерции (дополни ть) 7/ 17 Взаимодейств ие тел. Масса. Единицы массы. Изучени е нового материал а (урок открытия новых знаний) Слушает ответ одноклассн иков, слушает учителя, отвечает на вопросы, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради, принимает участие в обсуждени ии обобщении результато в урока, отвечает на вопросы теста Понимать и объяснять свойство инертности тел, знать определение массы, уметь измерять массу тел, преобразовы вать единицы массы (в СИ и наоборот) К: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Р: Формирование целеполагания и прогнозирования. П: Уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно – следственные связи. Формирова ние познаватель ного интереса, развитие творческих способносте й, самостоятел ьного приобретен ия знаний Индивиду альный опрос, Фронталь ный опрос, Тест П.19-21 Упр.6 8/ 18 Лабораторна я работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Урок практиче ского примене ния полученн ых знаний (развива ющего контроля и рефлекси и) Отвечает на вопросы, обсуждает ход лабораторн ой работы, Выполняет лабораторн ую работу, оформляет записи в тетради Овладение навыками работы с физическим оборудовани ем развитие самостоятел ьности в приобретени и новых знаний и практически х умений, умение измерять массу тела взвешивание м К: Формирование умения работать в парах, умения договариваться; Р: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: применение научных методов познания Усвоение правил поведения на уроке физики, бережного отношения к школьному оборудован ию Индивиду альный опрос, Взаимны й опрос, работа в парах П.19-21 (повтори ть) Задание стр.60 9/ 19 Лабораторна я работа №4 «Измерение объема тела» Урок практиче ского примене ния полученн ых знаний (развива ющего контроля и рефлекси и) Сравнивает свои ответы с ответами одноклассн иков, отвечает на вопросы учителя, обсуждает ход выполнени я лабораторн ой работы, выполняет лабораторн ую работу Уметь определять объем тел неправильно йи правильной формы с помощью мензурки и линейки (владение навыками работы с физическим оборудовани ем) К: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Р: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: применение научных методов познания Усвоение правил поведения на уроке физики, бережного отношения к школьному оборудован ию Индивиду альный опрос, Взаимны й опрос, работа в парах П.19-21 (повтори ть) 10 /2 0 Плотность вещества. Изучени е нового материал а (урок открытия новых знаний) Слушает учителя, отвечает на вопросы, наблюдает за ходом опытов, объясняет, делает выводы, ведет записи в тетради, принимает участие в обсуждени ии обобщении результато в урока Знает опред еление плотности, рассчитывае т плотность вещества, зн ает физический смысл плотности, умеет записывать плотность вещества в различных системах единиц формирован ие убеждения в закономерно й связи и познаваемос ти явлений природы, в объективнос ти научного знания К: отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Р: уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему П: формировать системное мышление (понятие – пример – значение учебного материала и его применение) Формирова ние убеждения в закономерн ой связи и познаваемос ти явлений природы, в объективнос ти научного знания Фронталь ный опрос Тест П.22 Упр. 7 (1-3) Задание стр.64 11 /2 1 Лабораторна я работа №6 «Определение плотности твердого тела» Урок примене ния знаний (развива ющего контроля и рефлекси и) Отвечают на вопросы учителя, определяю т ход работы, выполняют Л/Р и делают записи в тетрадях К: формирование умений работать в группе с выполнением различных овладение социальных ролей, навыками представлять и работы с отстаивать свои физическим взгляды и оборудовани убеждения, вести ем дискуссию. самостоятел Р: формировать ьность в умение правильно приобретени поставить перед и новых собой задачу, знаний и адекватно оценить практически уровень своих х умений; знаний, найти умение наиболее простой определять способ решения плотность задачи вещества П: формировать умения провести эксперимент, сделать вывод и оценить собственный результат Соблюдать технику безопасност и, ставить проблему, выдвигать гипотезу, с амостоятель но проводить измерения, делать умозаключе ния развитие внимательн ости собранности и аккуратност и Лаборато рная работа П.22 Определ ить плотност ь мыла Упр.7(4,5 ) 12 /2 2 Расчет массы и объема тела по его плотности Урок закрепле ния и примене ния полученн ых знаний Отвечает на вопросы учителя, слушает ответ одноклассн ика и сравнивает со своим, решает задачи по образцу, р ешает задачи самостояте льно и сравнивает свой результат с полученны м на доске Продолжить формироват ь умения решать задачи, рассчитыват ь объём, массу и плотность вещества по формулам Р: осуществлять взаимный контроль, оказыват ь в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Осуществлять самоконтроль; К: формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах; Р: Выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действие П: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы при решении учебных задач Формирова ние целостного мировоззре ния, ответственн ого отношения к учебе Фронталь ный опрос Индивиду альный опрос Самостоя тельная работа П.22,23 Упр. 8(1,2,5) 13 /2 3 Решение задач Урок примене ния полученн ых знаний решает задачи и сравнивает свой результат с полученны м на доске, решает задачи самостояте льно Продолжить формироват ь умения решать задачи, рассчитыват ь объём, массу и плотность вещества по формулам Р:Осуществлять самоконтроль; оценивать и корректировать действие К: формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах; П: Уметь создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы при решении учебных задач Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, ответственн ого отношения к учебе Самостоя тельная работа П.23 Упр. 8(4) 14 /2 4 Урок Сила. открытия Единицы новых силы. Виды знаний сил (Сила (урок тяготения, сил изучения а тяжести, нового сила материал упругости) а) Принимает участие в обсуждени и плана работы, отвечает на вопросы учителя, обсуждает результаты демонстрац ий, делает выводы, ведет записи в тетради, отвечает на вопросы учителя Знать определение силы и ее характерист ики, единицы силы Ньютон, всемирное тяготение, смысл закона тяготения, сила тяжести, деформация, Закон Гука, сила упругости К: Развитие монологической речи, умения слушать и вступать в диалог Р: уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему П: уметь анализировать, делать выводы Формирова ние целост ного мировоззре ния, соответству ющего современно му уровню развития науки Фронталь ный опрос П.24-26, Отвечать на вопросы после параграф а 15 /2 5 Сила тяжести. Вес. Комбини рованны й Отвечает, слушает ответ одноклассн ика Слушает объяснения учителя, обсуждает результаты демонстрац ий, делает выводы, ведет записи в тетради, отвечает на вопросы учителя, пишет с/р Знать понятие: сила тяжести, природу силы тяжести, от чего и как зависит сила тяжести; Понятие веса и невесомости , отличие веса от силы тяжести К: развитие монол огической и диалогической речи, добывать информацию из учебника Р: осуществлять взаимный контроль, оказыват ь в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Осуществлять самоконтроль, сравнивать свои знания с эталоном П: выделять и классифицировать характеристики объекта, сравнивать, анализировать Развитие самостоятел ьности в приобретен ии новых знаний, формирован ие готовности к саморазвити ю Индивиду альный опрос Фронталь ный опрос Тест П.27,28 П.29 (читать) Упр.10 (1,2) 16 /2 6 Решение задач Закрепле ние (урок примене ния полученн ых знаний) Отвечает на вопросы учителя, решает задачи по образцу, р ешает задачи самостояте льно и сравнивает свой результат с полученны м на доске Уметь решать задачи на расчет силы тяжести и веса тела по формулам Р:овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; К: формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах; П: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, самостоятел ьности в приобретен ии знаний Фронталь ный опрос Самостоя тельная работа П.28,29 Рассчита ть силу тяжести на других планетах 17 /2 7 Динамометр. Лабораторна я работа № 6 «Градуирован ие пружины и измерение сил динамометром » Изучени е нового материал а (урок примене ния полученн ых знаний) Уточняет с учителем цели работы, последоват ельность работы, выполняет измерения и расчеты, ведет записи в тетради Знать принцип действия динамометра и уметь им пользоваться (градуироват ь шкалу динамометра Р:овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; К: формирование умения работать в паре, договариваться П: контролировать процесс и результаты деятельности Соблюдать технику безопасност и, ставить проблему, выдвигать гипотезу, с амостоятель но проводить измерения, делать умозаключе ния, самостоятел ьно оформлять результаты работы Лаборато рная работа П.30 18 /2 8 Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Принимает участие в опросе, слушает объяснения учителя, делает выводы на основе опытов, находит информаци юв учебнике, ведет записи в тетради Знает понятие: равнодейств ующей силы и умеет определять ее; К: Уметь планировать учебн ое сотрудничество с учителем и одноклассниками Р: Составлять план и последовательность действий П: Ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм деятельности Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, самостоятел ьности в приобретен ии знаний Фронталь ный опрос П.31 Упр.12 19 /2 9 Сила трения. Виды сил трения Лабораторна я работа №7 «Исследовани е зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Отвечает на вопросы учителя, высказывае т предполож ения, разрабатыв ает ход лабораторн ой работы, делает измерения, записывает в тетради, делает выводы Знает: определение силы трения, причины силы трения, виды сил трения, от чего зависит сила трения, умеет измерять силу трения, владея навыками работы с физическим оборудовани ем К: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Р: составлять план выполнения работы, вносит коррективы П: уметь обобщать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности Соблюдать технику безопасност и, ставить проблему, выдвигать гипотезу, с амостоятель но приобретать знания Лаборато рная работа П.32-34 Таблица (польза и вред силы трения) * Сочине ние «Один день без силы трения» 20 /3 0 Подготовка к контрольной работе Закрепле ние (урок рефлекси ии контроля знаний) Повторяет формулы, отвечает на вопросы учителя, выполняет решение задач К: формировать контроль и самоконтроль алгоритмов и понятий Уметь Р: составлять план решать выполнения задачи по работы, вносит теме коррективы «Взаимодейс П: уметь создавать, твие тел» применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, самостоятел ьности в приобретен ии знаний Повторит ь Формулы , Самостоя тельная работа Решить тест «проверь себя» Стр. 98 100 21 /3 1 Контрольная работа по теме: «Взаимодейст вие тел» Урок контроля знаний Решает задачи Умение решать задачи, используя изученные формулы (научиться воспроизвод ить полученные знания) К:Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Р: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления. Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, ответственн ого отношения к учебе Контроль ная работа Повторит ь П.14-34 (зачет) 22 /3 2 Зачет по теме: «Взаимодейст вие тел» Урок повторен ия и контроля знаний Отвечает на вопросы билета, выполняет практическ ое задание, отвечает на вопросы теста Знает все основные понятия темы К: Развитие монологической речи и письменной речи Р: составлять план и последовательность действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: Умение работать с лабораторным оборудованием, обобщать, делать выводы Формирова ние ценностных отношений к результатам обучения, ответственн ого отношения к учебе Устный опрос Письменн ый опрос Практиче ское задание Тест Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю; отношение к физике как элементу общечеловечес кой культуры; Фронталь ный опрос Тест Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 часа) 1/ 33 Давление. Единицы давления. Способы изменения давления Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Отвечает на вопросы учителя, при помощи учителя приводит примеры, формулиру ет выводы, Знает определен ие давления, записывае т формулу для расчета давления, умеет К: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; П.35 Задание стр.104 ведет записи в тетради, слушает ответы одноклассн иков, отвечает на вопросы, работает с таблицей и учебником вычислять давление твердого тела в простейш их случаях дискуссии , кратко и точно отвечать на вопросы, использов ать справочну ю литератур у П: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Р: Составлять план и последовательност ь действий формирование устойчивого познавательно го интереса 2/ 34 3/ 35 Способы уменьшения и увеличения давления Решение задач Отвечает на вопросы, слушает ответы одноклассн иков, отвечает на Закрепле вопросы ние учителя, полученн заполняет ых таблицу, знаний решает (комбини качественн рованны ые задачи, й) планирует ход практическ ой работы вместе с учителем, выполняет практическ ую работу Отвечает на вопросы Закрепле учителя, ние решает полученн задачи по ых образцу, р знаний ешает задачи самостояте Знает, какими способам и можно увеличить или уменьшит ь давление, умеет практичес ки определят ь давление твердого тела на опору К: Формирование умений работать в паре, формирование монологической речи Р: Планировать и прогнозировать результат П: Объяснять физические процессы, связи и отношения Соблюдать технику безопасности выяснить спос обы измерения давления в быту и технике, формирование познавательно й активности и устойчивого интереса к изучению физики Уметь решать задачи на формулу давления твердого тела Р: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные Формирование познавательно й активности и устойчивого интереса к изучению физики, мотивации к Индивиду альный опрос Взаимны й опрос Практиче ская работа П.36 Упр.15, Упр. 14(3,4) Работа с таблицей Фронталь ный опрос Самостоя тельная работа П.35-36 Задание стр.106 (1) Или рассчита ть давление, оказывае льно и сравнивает свой результат с полученны м на доске 4/ 36 Давление газа. Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Слушает учителя, работает с учебником, ищет ответы на вопросы, делает выводы на основе опытов, ведет записи в тетради и отвечает на Знать и уметь объяснять природу давления в газе, знать от чего и как зависит давление газа результаты своих действий; К: формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах; П: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач К: формирование монологической речи, умений работать с учебником; Р: Планировать и прогнозировать результат; П: объяснять физические процессы, связи и отношения на основе имеющихся знаний приобретению новых знаний Формирование умений самостоятельн о приобретать новые знания и практических умений; Формирование познавательно й активности и устойчивого интереса к изучению физики мое на пол, если сидите на табуретк е или стуле Самостоя тельная работа Фронталь ный опрос П.37 Задание стр.109 вопросы теста 5/ 37 6/ 38 Закон Паскаля. Давл ение в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда Урок изучение нового материал а (урок открытия нового знания) Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Слушает учителя, работает с учебником, ищет ответы на вопросы, делает выводы на основе опытов, ведет записи в тетради Слушает учителя, ищет ответы на вопросы, делает выводы, ведет записи в тетради, К: развитие монологической Знать речи, умения формулир выражать свои овку мысли и закона способности Паскаля, выслушивать объяснять собеседника, физически понимать его точку й смысл зрения, признавать закона право другого Паскаля, человека на иное объяснять мнение; природу Р: Планировать и давления прогнозировать в результат жидкости П: объяснять и газе физические процессы, связи и отношения Уметь К:Уметь выражать определят свои мысли, ь развивать давление, монологическую оказываем речь ое Р: Планировать и жидкость прогнозировать ю на дно результат; и стенки выполнять сосуда, действия по знать, что образцу, оценивать Мотивация образовательн ой деятельности школьников на основе личностно ориентированн ого подхода; уважение к творцам науки и техники, формирование устойчивого интереса к физике Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитие познавательно й активности Индивиду альный опрос Тест П.38,39 Прочитат ь разделы «Это любопыт но» Стр.112, 116-117 Тест П.40 Упр.17(2 ), Задание стр.119 (2) решает задачи 7/ 39 Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Закрепле ние (урок примене ния полученн ых знаний) Слушает ответ одноклассн ика, отвечает сам (выводит формулу), решает задачи по образцу, р ешает задачи самостояте льно и сравнивает свой результат с такое гидростат ический парадокс и уметь объяснять его, решать задачи на расчет давления на дно и стенки сосуда и корректировать свои действия К: Уметь выражать свои мысли, развивать Умения монологическую применять речь; теоретиче Р: выполнять ские действия по знания по образцу, физике на оценивать и практике, корректировать решать свои действия; задачи на П: уметь создавать, формулу применять и давления; преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач Формирование стремления самостоятельн ости в приобретении новых знаний и практических умений Индивиду альный опрос Взаимны й опрос Самостоя тельная работа П.40 Стр. 120 (это любопыт но) Упр. 17(3) полученны м на доске 8/ 40 Сообщающие сосуды Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) 9/ 41 Подготовка к контрольной работе по теме: «Давление» Урок закрепле ния полученн ых знаний Отвечает на вопросы учителя, объясняет опыты, делает выводы, ищет информаци юв учебнике, решает задачи, отвечает на вопросы теста Повторяет формулы, отвечает на вопросы учителя, р ешает Знать определен ие сообщаю щихся сосудов, свойства сообщаю щихся сосудов, уметь объяснять принцип действия водопрово да, шлюза и др. устройств на основе закона сообщаю щихся сосудов Уметь решать задачи по теме «Давлени е твердых К:развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника Р: Планировать и прогнозировать результат; П: объяснять физические процессы, связи и отношения на основе имеющихся знаний К: формировать контроль и самоконтроль алгоритмов и понятий Формирование самостоятельн ость в приобретен ии новых знаний и практических умений; Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Тест Самостоя тельная работа П.41 Упр.18 П.35-41 Повторит ь форму лы (урок рефлекси ии развиваю щего контроля ) 10 /4 2 Контрольная работа №3 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Урок контроля знаний задачи, сравнивает результат с эталоном Решает задачи тел, жидкосте й и газов» Умение решать задачи, используя изученны е формулы (научитьс я воспроизв одить полученн ые знания) Р: составлять план выполнения работы, вносить коррективы П: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач К: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Р: составлять план и последовательност ь действий, сравнивать Формирование ценностных отношений к результатам обучения, ответственног о отношения к учебе Контроль ная работа Недельно е домашне е задание результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления. Вес воздуха. Атмосферное давление. 11 /4 3 Почему существует воздушная оболочка Земли Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Отвечает на вопросы учителя, сравнивает то, что известно из курса географии, с тем, что необходим о знать на уроке физики; работает с учебником, ищет ответы на вопросы, делает выводы на основе опытов, ведет Знать: атмосфера , атмосфер ное давление, почему существуе т воздушна я оболочка Земли, Какие явления обусловле ны атмосфер ным давлением К:выражать свои мысли, добывать недостающую информацию в учебнике; Р: Планировать и прогнозировать результат П: объяснять физические процессы, явления, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения, формирование целостного мировоззрения П.42,43 Упр.20, Задание стр. 126 (1,2) Фронталь ный опрос записи в тетради 12 /4 4 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Комбини рованны й Слушает ответы одноклассн иков, отвечает на вопросы учителя, ищет информаци юв учебнике, делает записи в тетради, решает задачи Знать: как велико атмосфер ное давление, как измерили атмосфер ное давление (опыт Торричел ли) П: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. К: Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы, развивать монологическую речь Мотивация образовательн ой деятельности школьников на основе личностно ориентированн ого подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Индивиду альный опрос Фронталь ный опрос П.44 Упр.21(1, 2,4) Задание стр.132 Р: Планировать и прогнозировать результат 13 /4 5 14 /4 6 Барометранероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой насос. Комбини рованны й Слушает ответы одноклассн иков, отвечает на вопросы учителя, ищет информаци юв учебнике, делает записи в тетради, решает задачи Комбини рованный Ищет информаци юв учебнике, отвечает на Знать: какими приборам и можно измерить атмосфер ное давление, уметь объяснять принципо в действия барометра и высотоме ра, уметь объяснять изменение атмосфер ного давления с высотой Знать: принцип действия насоса и К:развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; Р: составлять план и последовательност ь действий, осуществлять самоконтроль П: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритмы деятельности, анализировать полученные результаты К: формирование умений работать в паре с выполнением различных Формировать самостоятельн ость в приобретении новых знаний и практических умений; Формирование целостного мировоззрения Фронталь ный опрос Тест П.45,46 Упр.23 Мотивация образовательн ой деятельности, формирование Индивиду альный опрос П.47,48 вопросы учителя, ведет записи в тетрадях, выполняет тест манометр а социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды; Р: рационально пла нировать свою работу, получать недостающую информацию из учебника; П: уметь преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни Самостоя тельная работа 15 /4 7 16 /4 8 Гидравлическ ий пресс Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда Комбини рованны й Слушает ответы одноклассн иков, слушает объяснение учителя, читает текст учебника, отвечает на вопросы учителя, решает задачи Знать принцип действия гидравлич еской машины, в том числе пресса, уметь решать задачи на формулу пресса Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Смотрит опыт, отвечает на вопросы, ставит проблему, выдвигает гипотезы, проверяет опытным путем, Знать: причины существов ания выталкива ющей силы, от каких факторов зависит выталкива К: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, формирование монологической речи; Р: рационально пл анировать свою работу, получать недостающую информацию из учебника; П: уметь преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач К: Формирование монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, Формирование самостоятельн ости в приобретении новых знаний и практических умений; уважение к творцам науки и техники Формирование познавательно й активности, устойчивого интереса к предмету, формирование целостного мировоззрения Индивиду альный опрос П.49 Самостоя тельная работа Тест П.50,51 Упр.26(1, 2) делает выводы, ведет записи в тетради, отвечает на вопросы учителя 17 /4 9 Лабораторна я работа № 8 «Определение выталкивающе й силы, действующей на погруженное в Урок примене ния полученн ых навыков Слушает ответы одноклассн иков, предлагает ход работы, вы полняет измерения, ющая сила; Знать закон Архимеда, применять знания о выталкива ющей силы на практике Уметь измерять выталкива ющую силу опытным путем выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; Р: составлять план и последовательност ь действий, осуществлять контроль путем сравнения с заданным эталоном; П:умение анализировать и синтезировать знания, делать выводы, строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы К: Формирование умений работать в паре, умения отстаивать свое мнение; П: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и Мотивация образовательн ой деятельности школьников на основе личностно ориентированн ого подхода; жидкость тело» 18 /5 0 Решение задач ведет записи в тетради, делает выводы Закрепле ния полученн ых знаний Отвечает на вопросы одноклассн ика решает задачи по образцу, сравнивает решение с эталоном Уметь решать задачи на закон Архимеда отбора информации с решением познавательных задач; Р: составлять план и последовательност ь действий, осуществлять контроль путем сравнения с заданным эталоном; П: Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; К: Формирование монологической речи Р: Формирование умений оценивать результат и способ деятельности с эталоном П.51 Упр.26(3 -6) Формирование познавательно й активности, устойчивого интереса к предмету, формирование целостного мировоззрения Взаимны й опрос Индивиду альный опрос Самостоя тельная работа Плавание тел. 19 /5 1 Л/Р. №9: «Выяснение условий плавания тела в жидкости» Изучени е нового материал а (урок открытия нового знания) Смотрит опыт, пытается решить проблему, ставит цели, планирует проведение лабораторн ой работы, делает опыты, работает с учебником, ведет записи в тетради, делает выводы, сравнивает полученны й результат с эталоном Знать: условия плавания тел, приводить примеры плавания различны х тел и живых организмо в и уметь объяснять на основе условия плавания тел К: Формирование умений работать в парах, умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Р: Планировать результат и способ действий, сравнивать полученный результат с эталоном, вносить коррективы; П: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с Формирование самостоятельн ости в приобретении новых знаний и практических умений; развитие познавательно го интереса Лаборато рная работа Фронталь ный опрос П.52, Упр.27(2 -6) поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; 20 /5 2 Решение задач Закрепле ние (урок примене ния полученн ых знаний) Спрашивае т одноклассн ика, отвечает на вопросы сам, Отвечает на вопросы учителя, решает задачи по образцу, сравнивает свой результат с эталоном К: Формирование монологической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Р: Планировать результат и способ действий, сравнивать полученный Уметь результат с решать эталоном, вносить задачи на коррективы условия П: формирование плавания умений тел воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; Формирование целостного мировоззрения , Развитие познавательно й активности, ответственног о отношения к учебе; Взаимны й опрос Индивиду альный опрос Фронталь ный опрос Тест П.52 Задание в тетради 21 /5 3 Плавание судов, водный транспорт. Во здухоплавание . Повторе ние (урок примене ния полученн ых знаний) Работает с текстом учебника, отвечает письменно на вопросы, слушает объяснение учителя, сравнивает свои ответы с эталоном Уметь объяснять условия плавания судов и основы воздухопл авания на основе условий плавания тел К: Формирование монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; Р: Формирование умений составлять план и последовательност ь действий, сравнивать полученный резул ьтат с эталоном; П: анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы Формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений, уважение к творцам науки и техники Самостоя тельная работа П.53,54, Стр.162. «Проверь себя» 22 /5 4 Контрольная работа №4 «Архимедова сила. Услови я плавания тел.» Урок контроля знаний и умений (урок развиваю щего контроля ) Решает задачи Умение решать задачи, используя изученны е формулы (научитьс я воспроизв одить полученн ые знания), о существля ть контроль и самоконтр оль изученны х понятий К: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Р: составлять план и последовательност ь действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления. Формирование ценностных отношений к результатам обучения, ответственног о отношения к учебе Контроль ная работа Недельно е домашне е задание Работа и мощность. Энергия (14 часов) 1/ 55 Механическа я работа. Единицы работы. Урок изучение нового материала (урок открытия новых знаний) Слушает объяснения учителя, отвечает на вопросы, делает записи в тетради, работает с тестом Знать: определение механической работы, ее формулу и единицы измерения, уметь рассчитывать работу по формуле, знать условия, необходимые для совершения механической работы. К: Формирован ие монологическо йи диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; Р: Планировать результат и способ действий, сравнивать полученный результат с эталоном, вносить коррективы; П: Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические Формирование целостного мировоззрения , развитие познавательно й активности; Фронталь ный опрос Тест П.55 Упр.30 (1-3) задачи на применение полученных знаний 2/ 56 Мощность. Единицы мощности. Урок изучения нового материала (урок открытия новых знаний) Спрашивае т одноклассн ика, отвечает на вопросы сам, слушает объяснение учителя, ведет записи в тетради, отвечает на вопросы Знать: определение мощности, единицы мощности, физический смысл мощности, формулу мощности, решать задачи на формулу мощности К: Формирование монологическо й речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; Р: обнаруживать и формулировать учебную проблему П: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и Формирование целостного мировоззрения , развитие познавательно й активности; Взаимны й опрос Индивиду альный опрос Тест П.56 Упр.31(2, 4) Задание стр.171 (2,3) 3/ 57 Решение задач Урок закреплен ия полученн ых знаний Отвечает на вопросы учителя, решает зад ачи по образцу, сравнивает решение с эталоном Уметь решать задачи на формулу механической работы и мощности и комбинирова нные задачи перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами П: Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; К: Формирование монологическо й речи Р: Формирование умений оценивать результат и способ деятельности с эталоном Формирование познавательно й активности, устойчивого интереса к предмету, формирование целостного мировоззрения Фронталь ный опрос Самостоя тельная работа П.55,56 Упр.31 (5) Задание стр.171(1 ) Простые механизмы. 4/ 58 Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы Изучение нового материала (урок открытия новых знаний) Слушает объяснение учителя, объясняет опыты, работает с текстом учебника, ведет записи, отвечает на вопросы учителя Знать: понятия - простой механизм, рычаг; момент силы, условия равн овесия рычага, уметь решать графические задачи на условия равновесия рычага К: Формирование монологическо й речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника; Р: обнаруживать и формулировать учебную проблему П: формирован ие умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять П.58,59 Отвечать на вопросы Мотивация образовательн ой деятельности школьников на основе личностно ориентированн ого подхода; уважение к творцам науки и техники Фронталь ный опрос 5/ 59 Лабораторн ая работа№ 10 «Выяснение условий равновесия рычага» Закреплен ие (урок при менения знаний на практике) Отвечает на вопросы учителя, определяет ход лабораторн ой работы, выполняет работу, оформляет результаты в тетради, делает выводы, сравнивает полученны й результат с эталоном Научиться проверять опытным путем условия равновесия рычага основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; К: Формирование умений работать в парах, умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Р: Планировать результат и способ действий, сравнивать полученный результат с эталоном, вносить коррективы; П: Объяснять физические Формирование бережного отношения к оборудованию, формирование познавательно й активности Индивиду альный опрос Фронталь ный опрос Лаборато рная работа П.58,59 6/ 60 Рычаги в технике, быту и природе. Решение задач Комбинир ованный (урок применен ия знаний) Отвечает на вопросы учителя, решает задачи, ведет записи в тетради, сравнивает свое решение с эталоном, выполняет самостояте льную работу Уметь применять полученные знания для решения практических задач и в повседневной жизни явления, связи и процессы К: развитие монологическо йи диалогической речи, умения выражать свои мысли; Р:Составлять план и последовательн ость действий, сравнивать с эталоном; П: Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний Формирование познавательно й активности, устойчивого интереса к предмету, формирование целостного мировоззрения Фронталь ный опрос Самостоя тельная работа П.60 7/ 61 8/ 62 Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики» Коэффициен т полезного действия. Урок изучения нового материала (урок открытия новых знаний) Слушает объяснение учителя, объясняет опыты, работает с текстом учебника, ведет записи, отвечает на вопросы учителя Комбинир ованный Отвечает на вопросы с лушает объяснение учителя, ведет записи в К: Формирован ие монологическо йи диалогической речи, умения выражать свои Знать: мысли и определение способности блока, два выслушивать вида блоков, собеседника, научиться понимать его приводить точку зрения; примеры Р: формировать применения целеполагание подвижного и и неподвижног прогнозирован о блоков. ие П: умение анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи П: Проводить анализ, синтез, Знать: сравнение, понятие КПД, вычисления; Уметь решать К: Формирован задачи на ие монологичес формулу КПД кой и диалогической Формирование устойчивого познавательно го интереса, мотивации учебной деятельности Формирование устойчивого познавательно го интереса, мотивации учебной деятельности Фронталь ный опрос Тест П.61,62, Упр.33 Фронталь ный опрос Самостоя тельная работа П.65 тетради, отвечает на вопросы, решает задачи речи, умения выражать свои мысли; Р: Составлять план и последовательн ость действий, сравнивать с эталоном; 9/ 63 10 /6 4 Лабораторн ая работа№ 11 «Определени е КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Энергия. Потенциальн ая и кинетическая энергия. Превращение механическо й энергии. Урок практичес кого применен ия полученн ых знаний Слушает инструктаж учителя и совместно с ним определяет ход Л/р, выполняет измерения, записывает в тетрадь результаты измерений, формулиру ет вывод Изучение нового материала (урок открытия нового знания) Слушает объяснение учителя, делает выводы на основе демонстрац ий, Ведет записи в тетради, отвечает на вопросы, Овладение навыками работы с физическим оборудование м самостоятель ность в приобретении новых знаний и практических умений; оценивать границы погрешностей результатов измерений; К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Р: Составлять план и последовательн ость действий, сравнивать с эталоном; П: Проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления Знать: определение энергии, кинетической и потенциально й энергии, от каких факторов они зависят, знать формулы для их расчёта; П: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и Соблюдать технику безопасности, бережно относиться к школьному имуществу, применять полученные знания на практике Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. уважение к творцам науки и техники Фронталь ная лаборатор ная работа П.65 Фронталь ный опрос Тест П.66-68, стр.200 (это любопыт но), Упр. 35 11 /6 5 Подготовка к контрольной работе по теме: «Работа. Закреплен ие изученног о материала работает с тестом Научиться приводить примеры перехода энергии из одного вида в другой; знать закон сохранения механической энергии Отвечает на вопросы учителя, слушает ответ одноклассн Уметь применять полученные знания для решения задач, в том перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; К: формирование монологическо й речи, умений работать с учебником выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Р: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве Формирование целостного мировоззрения , Развитие познавательно Индивиду альный опрос Взаимны й опрос Стр.201 202 проверь себя Мощность. Энергия» 12 /6 6 Контрольна я работа №5 «Механиче ская работа и мощность. Простые механизмы» (урок рефлексии и развиваю щего контроля) Контроль знаний и умений (урок развиваю щего контроля) ика, решает задачи, сравнивает решение с эталоном Решает задачи числе практических задач повседневной жизни по данной теме. Р: Планировать результат и способ действий, сравнивать полученный результат с эталоном, вносить коррективы П: формирован ие умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; Умение решать задачи, используя изученные формулы (научиться воспроизводи ть полученные К: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической й активности, ответственног о отношения к учебе; Формирование ценностных отношений к результатам обучения, ответственног о отношения к учебе Самостоя тельная работа Контроль ная работа Повторит ь формулы за курс 7 класса знания), осу ществлять контроль и самоконтроль изученных понятий 13 /6 7 Урок обобщающег о повторения за курс 7 класса Урок закреплен ия и коррекции знаний Отвечает на вопросы учителя, сравнивает свои знания с Повторение материала за курс физики 7 класса формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Р: составлять план и последовательн ость действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления. П: Давать определение понятиям; строить логическое рассуждение, Систематизаци я изученного материала осознание важности Фронталь ный опрос Повторит ь формулы за курс 7 класса эталоном, ведет записи в тетради включающее установление причинноследственных связей; Р: Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; физического знания К: Формирование монологическо й речи, умения участвовать в коллективном обсуждении проблем 14 /6 8 Урок обобщени Годовая яи контрольная контроля работа полученн ых знаний Решает задачи по изученным формулам Знать основные формулы за курс 7 класса К: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической Формирование ценностных отношений к результатам обучения, ответственног о отношения к учебе Контроль ная работа формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами Р: составлять план и последовательн ость действий, сравнивать результат и способ действий с эталоном с целью обнаружения отличий П: проводить анализ, синтез, сравнение, вычисления.