Пояснительная записка Наименование учебного предмета: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Класс: 2 Уровень общего образования: средняя общеобразовательная школа Учитель: Галсанова Н.Б. Срок реализации программы, учебный год: 2022 -2023 учебный год Рабочая программа по ИЗО для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учетом авторской программы Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы, издательство «Просвещение», учебного плана школы. Рабочую программу составила: Галсанова Н.Б. Цели: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способность к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.); формирование навыков работы с различными художественными материалами. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 3) предусматривает обязательное изучение ИЗО на этапе начального общего образования во 2 классе в объёме 34 часов (34 учебные недели). УМК Коротеева Е. И. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы Результаты изучения курса В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится: понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково); различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета; различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала. Второклассник получит возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. Личностные результаты В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере у второклассника будет развиваться: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере у второклассника будут формироваться: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты У второклассника продолжится формирование: умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.) желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты У второклассника продолжаются процессы: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла. Раздел №1 «Чем и как работает художник?» Знать: чем и как работает художник; как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью; как работать кистью; как работать с пластилином; что такое аппликация; что такое цветовой круг; что такое композиция. Уметь: рисовать красками, мелками, тушью, гуашью; правильно работать кисточкой; пользоваться пластилином; выполнять аппликацию; составлять простые цвета. Развивать: умение смешивать краски; умение понимать красоту природы; память, воображение; умение сгибания, разрезания и склеивания бумаги. Воспитывать: любовь к Родине, к природе; чувство прекрасного; бережное отношение к произведениям искусства, к материалам и инструментам. Раздел №2 «Реальность и фантазия» Знать: кто такой Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки; знать природные формы. Уметь: всматриваться, видеть, быть наблюдательным; работать с бумагой и ножницами; рисовать гуашью, тушью, мелками. Развивать: умение фантазировать, видеть красоту в природе; наблюдательность; умение моделировать и конструировать; умение работать в группе, паре. Воспитывать: любовь к Родине; любовь к природе, чувство прекрасного; бережное отношение к произведениям искусства; бережное отношение к материалам и инструментам; умение слушать; аккуратность и добросовестность при выполнении заданного; самостоятельность при выполнении работы. Раздел №3 «О чём говорит искусство?» Знать: как Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки выражает человеческие мысли и чувства; как могут говорить украшения; как выразить характер человека через украшения; Уметь: изображать животных весёлыми, стремительными, угрожающими; изображать противоположных по характеру сказочных героев; изображать контрастные состояния природы; выражать намерение человека через украшение; Развивать: умение создавать композицию умение фантазировать, видеть красоту в природе; наблюдательность; умение моделировать и конструировать; умение работать в группе, паре. Воспитывать: любовь к Родине, к природе; чувство прекрасного; бережное отношение к произведениям искусства; бережное отношение к материалам и инструментам; умение слушать; аккуратность и добросовестность при выполнении заданий; самостоятельность при выполнении работы. Раздел №4 « Как говорит искусство?» Знать: о чём может говорить искусство; средства выразительности: цвета, линии, ритм пятен и линий, пропорции; зачем нужны эти средства художнику; тёплые и холодные цвета; что такое ритм и движение пятен; что такое характер линий. Уметь: актуализировать знания о цвете; актуализировать знания о способах выражения художником настроения; использовать тёплые и холодные цвета; использовать ритм и движение пятен; использовать характер линий. Развивать: умение создавать композицию; умение фантазировать, видеть красоту в природе; наблюдательность; умение моделировать и конструировать; умение работать в группе, паре. Воспитывать: любовь к Родине; любовь к природе, чувство прекрасного; бережное отношение к произведениям искусства; бережное отношение к материалам и инструментам; умение слушать; аккуратность и добросовестность при выполнении заданного; самостоятельность при выполнении работы. Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА № п/п 1 Наименование разделов/ количество часов Чем и как работает художник? (8 ч) Содержание программного материала Универсальные учебные действия Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. 2 Реальность и фантазия. (7 ч) Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. 3 О чём говорит искусство? (10 ч) Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. 4 Как говорит искусство? (9 ч) Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. Раздел 3 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тема урока Истоки родного искусства – 8ч Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия (7часов) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чем говорит искусство? - (10ч) Изображение природы в различных состояниях. Художник изображает настроение. Изображение характера животных. Изображение характера человека. Женский образ. Изображение характера человека. Мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения? Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы -беседа). Как говорит искусство - (9часов) Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Количество часов 33. Обобщающий урок четверти. 34. Обобщающий урок года. Календарно-тематическое планирование Тема, Планируемые результаты учебные пособия Предметные Личностные результаты результаты Возможные виды деятельности учащихся Метапредметные Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникати вные УУД Истоки родного искусства – 8ч 1/1. Три основных цвета – желтый, красный, синий. Ознакомление с понятием «живопись», живописные краски, овладение У. с. 8-9, 20-27. навыками работы гуашью. Первичные Т.с.4-5 основы Работа: цветоведения. и Живопись по Основные составные цвета; заданному их началу «Цветы и использование для передачи бабочки» художественного замысла в собственной учебно–творческой деятельности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе (у.с.3, форзац); способность к художественному познанию мира (у.с.22-23, 26-27); умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (у.с.22-27); развитие активного Активное использование языка изобразительного искусства (у.с.24 – 26); использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения (у.с.3 -23); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у., иллюстрации); строить рассуждения в Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.3, 20-23); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.2426); осуществлят ь итоговый и пошаговый контроль по Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (у.с.3, 20-23) выразительные средства произведений искусства (у.с.24-27); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.22-23, 2627); строить монологическое высказывание, владеть диалогической Знакомятся с учебником, тетрадью,формули руют тему урока (у.с.13), находят информацию в тексте, читают (у.с.14-15, 2021).Учатся видеть (у.с.8-9, 24-27), смешивают краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска», овладеваютпервич ными живописными навыками. Создают изображения на основе пятна методом от целого Датаплан\ факт 2/ 2. Белая и Расширение знаний черная краски. о различных живописных У. с. 14-15, 28-31 материалах: акварельные краски, Т.с. 6-7 темпера, масляные и Работа: акриловые краски. Живопись по Развитие навыков заданному работы гуашью. началу Первичные основы «Солнечный цветоведения. день» или Основные, «Буря» составные, светлые и темные цвета; использование их для передачи художественного замысла в интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (т.с.4-5). форме связи результату (т.с.4-5) простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.2526);осуществлят ь подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (у.с.26) формой речи (у.с.22- к частностям основе 23, 26-27); Способность к художественному познанию мира (у.с.14-15, 28-31); умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (у.с.29, с.31, т.с.67); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии Активное использование языка изобразительного искусства (у.с. 1415, 28 – 31); использовать такие виды чтения, как ознакомительное, осознавать цель чтения (у.с.28-31); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (у.с.28,30) выразительные средства произведений искусства (у.с.14-15, 28-31); строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (у.с.29, з.1; с.31 в.1,2, з.1). Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.28,31); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.28,31, на смешивания трех основных цветов цветы и бабочек в рабочей тетради или на альбомном листе. Учатся различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивают цветные краски с белой, черной для получения богатого колорита.Работаю т гуашью в тетради или на больших листах бумаги по выбору, создают живописными материалами различные по настроению пейзажи по теме урока. собственной учебно–творческой деятельности. 3/3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Ознакомление с художественными материалами (пастель, восковые мелки) и приемами работы с ними, У.с.36-39 Т.с. 8-9 создавать простые на Работа:Изображ композиции ение пейзажа по заданную тему на плоскости. представлению, Первичные знания (впечатлению) «Золотая осень» перспективы (ближе дальше, загораживание), передача эмоционального состояния природы.Изображе ние пейзажа. (у.с.,29, з.1, у.с.31, (у., иллюстрации); в. з.1, 2). строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.28,31). т.с.6,7); осуществлят ь итоговый и пошаговый контроль по результату (у.с.29,31 запомни) Способность к художественному познанию мира (у.с.36-39, т.с.8-9); умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (у.с.37,в.,з.1, 2; т.с.8-9); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.37, в.,з.1, 2, т.с.8-9). Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.36,38); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.3639, т.с.8-9); осуществлят ь итоговый и пошаговый контроль по результату Активное использование языка изобразительного искусства (у.с.3638); использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое осознавать цель чтения (у.с.36-38); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у., иллюстрации); строить рассуждения в форме связи Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (у.с.36,38) выразительные средства произведений искусства (у.с.37,з.1); строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (у.с.37,в.,с.38в.з.1). Расширяют знания о художественных материалах, развивают навыки работы пастелью, мелками, акварелью (т.с.8-9). Овладевают первичными знаниями перспективы (ближе – дальше, загораживание), изображают осенний лес, используя выразительные возможности материалов. простых (у.с.37,в. суждений об с.38в.) объекте, его свойствах и связях (у.с.37в., 38в.). 4/4. Выразительные возможности аппликации. У.с.50-53 Работа: Аппликация «Осенний листопад» 5/5. Выразительные Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; использовать простые формы для создания выразительных образов, использовать выразительные средства изобразительного искусства: форму, ритм, цвет, фактуру; создавать простые композиции на заданную тему на плоскости, решать художественные задачи с опорой на усвоенные способы действия. Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.50); навыки использования бумаги, ткани для работы в технике аппликации (у.с.50-51); развитие позитивной самооценки и самоуважения (у.с.53). Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое осознавать цель чтения (у.с.50-53); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.51, иллюстрации); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.52, дет.работы). Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.50); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.5053). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности(у.с.50 ), обогащение ключевых компетенций (коммуника-тивных, деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.5053); учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (при самоанализе). Находят новые знания в учебнике (у.с.50,51), овладевают техникой и способами аппликации (у.с.51). Овладевают на практике понятиями ритм, пятно, композиция, симметрия, асимметрия; выбирают цветовое решение будущей работы (у.с.53,в.), создают аппликацию «Осенний листопад», рассказывают о своей работе (выбор цвета, композиции, ритма) Разнообразие графических материалов. УчебноИспользовать Формировани Задавать вопросы, Находят новые познавательный такие виды е мотивации и необходимые для знания в учебнике интерес к новому чтения, как умений организации (у.с.40-43), возможности графических материалов. Образный язык графики, использование выразительных У.с.40-43 средств линий, многообразие линий Т.с. 10-11 и их знаковый Работа: характер. Линия, штрих, пятно и Рисование по памяти «Зимний художественный образ. Создавать лес» простые композиции на заданную тему на плоскости, решать художественные задачи с опорой на усвоенные способы действия. учебному материалу и способам решения новой частной задачи: навыки использования туши (у.с.42); развитие позитивной самооценки и самоуважения (у.с.43, в., задание повышенной сложности). ознакомительное, изучающее, поисковое осознавать цель чтения (у.с.40-43); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.40-43, иллюстрации, т.с.10-11); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.43, в., задание повышенной сложности). организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.40); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.4043, т.с.10-11). собственной деятельности (у.с.40), обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.4043); учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (у.с.43 в.,з.1,з. повышенной сложности) овладевают техникой и способами рисования тушью, ручкой, карандашом (у.с.42, т.с.10).Овладевают на практике способами создания художественного образа при помощи линии, пятна, штриха (т.с.11). Создают графическую работу «Зимний лес», рассказывают о своей работе (выбор материалов, композиции, ритма линий) 6/6. Выразительност ь материалов для работы в объеме. Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи: навыки лепки (у.с.45 -46); развитие Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое осознавать цель чтения (у.с.44-47); поиск и выделение Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметно- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (у.с.44), обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим Находят новые знания в учебнике (у.с.44-47), овладевают техникой и способами лепки (у.с.46-47, т.с.12). Создают объёмную работу «Моё любимое животное» или «Животные У.с.44-47 Т.с.12 Работа: Различать основные виды и жанры пластических искусств (скульптура), характеризовать их специфику, создавать простые композиции на заданную тему в объёме; Лепка «Моё любимое животное» или «Животные зоопарка». НРК использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, объём, фактуру; пластилин, глину для воплощения собственного художественно – творческого замысла; видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие животных, выражая своё отношение к ним. позитивной самооценки и самоуважения (у.с.47, в., задание повышенной сложности). необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.44-47, иллюстрации, т.с.12); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.47, в.1,2,3, задание повышенной сложности). продуктивную деятельность (у.с.44); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.4447 т.с.12). содержанием (у.с.47,в.1,2,3); учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (у.с.47 в.1,2,3,з. повышенной сложности) зоопарка», рассказывают о своей работе (выбор материалов, композиции, ритма линий) 7/7.Выразительн Различать основные ые возможности виды и жанры бумаги. пластических искусств У.с.48-49 (архитектура), характеризовать Т.с. 13 специфику, Работа: создавать простые на Конструировани композиции заданную тему в е «Игровая объёме (бумага, площадка» картон); использовать выразительные средства: Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи: конструирование из плоского листа бумаги объёмных форм (у.с.48-49). Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, поисковое осознавать цель чтения (у.с.48-49); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.48-49, Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.48-49), формулирова ть и Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности (у.с.48), обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.4849). Находят новые знания в учебнике (у.с.48-49, т.с.13), овладевают способами создания объёма из бумаги, картона (у.с.48-49, т.Р.13).развивают навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника), навыки перевода плоского листа в композицию, объём (способы создания объёма), фактуру; для воплощения собственного художественно – творческого замысла. 8/8. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель , мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие У.с.54-55 материалов. Повторение и Работа: закрепление Коллективная полученных на работа. Коллаж предыдущих уроках «Ночной город» знаний о НРК художественных материалах и их выразительных возможностях. иллюстрации, удерживать т.с.13); строить учебную рассуждения в задачу (у.с48). форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях (у.с.48-49, в). Толерантное принятие разнообразия культурных явлений (при анализе работ четверти); навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (у.с.55,з.); способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование мотивов достижения (у.с.55, з.) Осуществлять синтез как составление целого из частей (у.с.55.з.),строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать (при анализе выставки детских работ), осуществлять подведение под понятие. Формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (при анализе детских работ), различать способ и результат разнообразные объёмные формы. Распределяют работу в группахКонструиру ют из бумаги объекты игровой площадки, составляют общую композицию. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.55з.), определять цели, функции участников, способы взаимодействия(у.с. 55,з.) договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности(там Воспринимают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одноклассников. Обсуждают и анализируют работы одноклассников на итоговой выставке с позиций творческих задач темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. Отвечают на вопросы по тексту (у.с.54-55) действия (у.с.5455);осуществл ять итоговый и пошаговый контроль по результату(у.с .54-55) же, осуществлять взаимный контроль; Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.57,58), выбирать средства для реализации художественн ого замысла (у.с.61,з. т.с.14) Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.58-61) оказывать сотрудничестве взаимопомощь. в Реальность и фантазия (7часов) 9/1.Изображени е и реальность. Видеть проявления прекрасного в произведениях У.с.58-61 искусства, в природе, Человек, Т.с. 14 мир природы в Работа: реальной жизни: человека, Рисование по образы природы в представлению искусстве. Красота «Домашнее своеобразие, животное» НРК особенности различных животных. Формирование приёмов работы с графическими и живописными материалами (тушь, гуашь). Использовать простые формы для создания выразительных Ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» (у.с.57); эмоциональноценностное отношение к окружающему миру (у.с.58-61); художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства (у.с.58, иллюстрации); навыки использования Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.58-61); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах (у.с.61,в.). Знакомятся с темой и задачами четверти (у.с.58), урока (у.с.58). Рассматривают, изучают, анализируют строение реальных животных (у.с.61, в.,з.1). Изображают животных, выделяя пропорции частей тела, передают в изображении характер выбранного животного (у.с.61з.2). Вариант: работа в тетради (т.с.14) автопортрет. образов, закрепление навыков работы от общего к частному. различных художественных материалов для работы в разных техниках (у.с.61, з.2; т.с.14) 10/2. Видеть проявления Изображение и прекрасного в фантазия. произведениях искусства, в У.с.62-65 природе.Красота своеобразие, Т.с. 16-17 особенности Работа: различных Рисование по животных. Развитие приёмов работы с представлению «Фантастическое живописными материалами животное» (гуашь). Использованиеприр одных форм для создания выразительных образов, закрепление навыков работы от общего к частному. Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.65,з.1,2); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.62-63, т.с.16). Д.з. – нарисуй свои мечты (т.с.15) Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (у.с.62-64, иллюстрации); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.62-65, т.с.16); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.6265, т.с.16); моделирование явлений и объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.65.з.1,3), выбирать средства для реализации художественн ого замысла (у.с.65,з.2; т.с.16); вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с. 62-64, т.с.16); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.65, з.1,2,); строить монологическое высказывание, вступать в диалог (у.с.65, з.3) Размышляют о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира (т.с.15), Рассматривают иллюстрации, придумывают выразительные фантастические образы животных (у.с.62-65, т.с.16). Изображают сказочные существа путем соединения воедино элементы разных животных и даже растений (у.с.65, т.с.17). 11/3. Украшение Видеть проявления и реальность. прекрасного в в природе.Красота У.с.66-69 разнообразие форм украшений в Т.с. 18 природе (иней, Работа: паутинки.морозные узоры и т.д.). Рисование пастелью или Развитие мелками по наблюдательности. Развитие навыков заданному работы с тушью, началу пастелью, пером, «Морозные белой узоры на окнах» углём, гуашью. Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.66); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.66-69, т.с.18). (у.с.65, з.1, 2); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (у.с.65, з.3). реального действия и его результата (у.с.65з.3). Умения видеть и воспринимать проявления прекрасного в окружающей жизни (у.с.66-69, иллюстрации); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах, анализ (у.с.66-69, иллюстрации); моделирование явлений и объектов природного в продуктивной деятельности (у.с.69, в.,з.1,т.с.18); строить Выбирать средства для реализации художественн ого замысла (у.с.69,з.; т.с.18). Желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств (у.с. 66-69); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.69, в.). Наблюдают и учатся видеть украшения в природе (с.66-69, иллюстрации), эмоционально откликаются на красоту природы, создают с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки) рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (у.с.69,в.). 12/4. Украшение Видеть проявления и фантазия. прекрасного в украшениях, в У.с.70-43 природе. Преобразование Т.с. 19 природных форм Работа: для создания различных узоров, Декоративное орнаментов, рисование украшающих «Кружевные быта. узоры для предметы Ознакомление с красавицы» произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), например кукарские или вологодские кружева. Понятие «орнамент», повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Использование Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.70, 73,з.); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.73 в., з., т.с.18). Умения видеть и воспринимать проявления прекрасного в окружающей жизни (у.с.70-73, иллюстрации); использовать такие виды чтения, как ознакомительное, поисковое осознавать цель чтения (у.с.7073)проводить сравнение по заданным критериям (у.с.7073, текст, иллюстрации); моделирование явлений и объектов природного в продуктивной деятельности (у.с.73,з.); строить Формировани е умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую деятельность (у.с.73.з, т.с.19), выбирать средства для реализации художественн ого замысла (у.с.73,з.; т.с.19) Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.70-73, в., з.); строить монологическое высказывание, вступать в диалог (у.с.73,в.) Формулируют цель и задачи урока; читают текст, сравнивают и сопоставляют природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде; знакомятся с понятием «орнамент», создают орнаментальные украшения, работая графическими материалами (тушь, фломастеры, роллеры, карандаши). природных форм для создания тканей, украшений, кружева. 13/5. Постройка Мастер Постройки и реальность. учится у природы. Красота и смысл У.с.74-75, природных конструкций, 78-81 разнообразие форм Работа: подводного мира, их неповторимые Коллективная особенности. работа. новых Конструировани Освоение е из бумаги приемов конструирования из «Подводный бумаги для создания мир» выразительного образа. рассуждения (у.с.73,в.). Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с. 78-81); навыки использования бумаги для работы в художественном конструировании (у.с.78-81); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.74-75); формирование мотивов достижения при работе в группе (у.с.81,з.). Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, осознавать цель чтения (у.с.74-75, 78-81); моделирование явлений и объектов природного мира в продуктивной деятельности (у.с.78-81). Формировани е умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.74,78); испол ьзовать модели и схемы для решения художественн ых задач (у.с.7881);осуществл ять синтез как составление целого из частей, самостоятел ьно достраивая и восполняя недостающи е Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественноэстетическим содержанием (у.с.7475); определять цели, функции участников, способы взаимодействияв совместной деятельности (у.с.81,з.); задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (у.с.81з.). Рассматривают и анализируют природные конструкции, формы, пропорции. Любуются красотой различных природных построек, осваивают новые приемы работы с бумагой (скручивание, надрезание, складывание, склеивание), конструируют из бумаги формы подводного мира, распределяют работу внутри группы, участвуют в создании коллективной работы. компоненты (у.с.78-81); осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (у.с.78-81); вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. 14/6. Постройка Мастер Постройки и фантазия. учится у природы. Трансформация У.с.74-77, 82-85 форм. Формы природных объектов Работа: для создания Индивидуально- конструкций, групповая необходимых для работа по жизни человека. воображению «Фантастически й город» Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с. 74, 82); навыки использования бумаги для работы в художественном конструировании Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, осознавать цель чтения (у.с.76-77, 82-85); моделирование объектов социокультурного мирав продуктивной Формировани е умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность (у.с.82); использовать модели и схемы для Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественноэстетическим содержанием (у.с.7477); определять цели, функции участников, способы взаимодействия в совместной деятельности (у.с.85,з.); задавать Рассматривают и анализируют природные конструкции, формы, пропорции. Любуются красотой различных природных построек, осваивают новые приемы работы с бумагой (скручивание, надрезание, складывание, (у.с.82-85); деятельности (у.с.82-85). развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.76-77); формирование мотивов достижения при работе в группе (у.с.85,з.). решения художественн ых задач, умение работать по плану (у.с.8485); осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятел ьно достраивая и восполняя недостающи е компоненты (у.с.84-85); осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (у.с.84-85); вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (у.с.85з.). склеивание), конструируют из бумаги здания, мостики, распределяют работу внутри группы, участвуют в создании коллективной работы. действия и его результата (у.с.85). 15/7. БратьяМастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения, постройки. Обобщение материала всей темы. Т.с. 20-21 Работа: Рисование заданному началу «Праздник ёлки» по Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (т.т.2021); способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование мотивов достижения. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать (при анализе выставки детских работ) Формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (при анализе детских работ), различать способ и результат действия Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. (т.с.20-21) Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причин успеха/неуспеха. Рассматривают работы, выполненные в течении четверти, выделяют «Работу» каждого мастера отдельно и во взаимодействии. Рассматривают и анализируют природные формы, пропорции еловых и/или сосновых ветвей. Планируют работу, пишут гуашью еловые ветви, конструируют из бумаги игрушки для елки, украшают ими свою работу, участвуют в обсуждении работ товарищей. О чем говорит искусство? - (10ч) 16/1. Жанр пейзажа Изображение Изображение, природы в созданное художником, Эмоциональноценностное отношение к окружающему(Ро Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, Формировани е мотивации (у.с.87), выбор средств для Желание общаться с Знакомятся с темой искусством, четверти урока. участвовать в Наблюдают обсуждении природу в различных различных состояниях. обращено к чувствам зрителей. Композиция У.с. 32-35, 88-91 пейзажа в живописи (понятия: Работа: перспектива, линия «Тихий вечер» горизонта, ближе – или «Закат на больше, дальше – море» меньше). Цветные серые краски. дине, природе) (у.с.90-91); художественный вкус, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (у.с.88 91, иллюстрации); умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (у.с.32-35, 91, з); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.91, в.). изучающее, поисковое; осознавать цель чтения (у.с.3235,88-91); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников (учебная книга и иллюстрации к тексту (у.с.3235,88-91); моделирование явлений и объектов природного мира (у.с.91,з.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (у.с.91,в.). реализации художественн ого замысла (у.с.32-35); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.91,з.); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.91,з.); вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.88 – 91, иллюстрации); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (91,в.). состояниях. Учатся смешивать краски, добиваясь нужного цвета и тона, знакомятся с композицией пейзажа. Изображают пейзажи, разные по настроению. 17/2. Художник Художник и зритель. изображает Передача с настроение. помощью цвета эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и У.с.92-95 нежности, грусти и Т.с.22-23 радости. Работа: Составление композиции на тему: «Мне радостно», «Мне грустно» 18/3. Изображение Выражение изображении Эмоциональноценностное отношение к окружающему миру (Родине, природе) (у.с.9295); художественный вкус, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (у.с.9295, иллюстрации); умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (т.с.22-23); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (т.с.22-23). в Эмоциональноценностное Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения (у.с.3235,88-91); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников (учебная книга и иллюстрации к тексту (у.с.3235,88-91); моделирование явлений и объектов природного мира (у.с.91,з.); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (у.с.91,в.). Выбор средств для реализации художественн ого замысла (у.с.92-95, т.с.22-23); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.95в.,з..); формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.95,з.). Использовать чтения, Выбор средств Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.92-95, иллюстрации); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (с.92.в.,с. 95в.,з.). Знакомятся с темой урока. Наблюдают природу в различных состояниях на картинах художников. Рассуждают, описывая настроение картин. Развивают умение смешивать краски, добиваясь нужного цвета и тона, составляют композиции разные по настроению. Желание общаться с Наблюдают для искусством, рассматривают и характера животных. характера и пластики животного, его состояния, настроения (при помощи пятна, линии, штриха). Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи, скульптуре (В. Ватагин). Образы животных: разъяренных и ласковых. отношение к природе (у.с.9699); художественный вкус, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой (у.с.9699, иллюстрации); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и (у.с.99 з.в.). осознавать цель чтения (у.с.96-99); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников (учебная книга и иллюстрации к тексту (у.с.96-99); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте (у.с.99,з. в.). реализации художественн ого замысла (у.с.99,з.в); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.99в.,з.) участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.96-99, иллюстрации); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (с.96 аб.1, с.99в., з.). животных в различных состояниях. Дают устную зарисовкухарактеристику зверей. Изображают животное с ярко выраженным характером и настроением, развивают навыки заполнения листа и работы гуашью. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами У.с. 100 -103 искусства. Портрет. и Т.с. 28 - 29, 30 - Композиция порядок 31. изображения (от Работа: пятна) портрета в живописи, Рисование по пропорции лица представлению человека. «Портрет в Разнообразие зеркале» или изобразительных «Портрет материалов. Толерантное принятие национальных ценностей и духовных традиций (у.с.100, аб.1, с.103, з.1); способность к художественному познанию мира (у.с.103;запомни) умение применять полученные знания в собственной художественно- Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.100-103, т.с.28-29, 30-31); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.103, аб.1); строить рассуждения в форме связи Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.100); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.103, Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.100, аб.2, с.101); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.100103, иллюстрации); Формулируют тему урока. Читают текст учебника, размышляют над вопросом и заданиями учебника, создают противоположные по характеру сказочные женские образы, используя живописные и графические средства, оценивают У.с. 96-99 Работа: Рисование по представлению «Грозный и ласковый зверь» 19/4. Изображение характера человека. Женский образ. хозяйки дома» НРК Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. творческой деятельности (т.с.28-29, 30-31); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.103,з.2, т.с.2829, 30-31). простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (у.с.103, з.1). з.2, т.с.28-29, 30-31); формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов. проявлять активность результаты свои и во взаимодействии одноклассников. для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с.103, аб.1). 20/5. Изображение характера человека. Мужской образ. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Цветовые сочетания, передающие отношение художника к персонажу. Разнообразие изобразительных материалов. Толерантное принятие национальных ценностей и духовных традиций (у.с.103, аб.1); способность к художественному познанию мира (у.с.104-105) умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.100-103, т.с.28-29, 30-31); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.103, аб.1); строить рассуждения в форме связи простых суждений об Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.100); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.104-105, в., з., т.с.24- Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.104-105); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств детских работ (у.с.104-105, иллюстрации); проявлять активность во взаимодействии для решения У.с.104-105 Т.с.24-25 Работа: Портрет «Волшебники» НРК Формулируют тему урока. Читают текст учебника, размышляют над вопросом и заданиями учебника, создают противоположные по характеру сказочные мужские образы, используя живописные и графические средства, оценивают результаты свои и одноклассников. 21/6. Образ Скульптурные человека в произведения, скульптуре. созданные мастерами У.с.106-107 прошлого и настоящего. Работа: Изображения, Лепка. созданные в Сказочный или объёме, выражают литературный отношение герой.НРК скульптора к миру, его чувства и переживания. Способы передачи объёма, материалы пластилин, глина, стеки, дощечки) (т.с.24-25); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.104-105, т.с.24-25). объекте, его строении, свойствах и связях (у.с.103, з.1). 25); формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов. коммуникативных познавательных задач (у.с.105,в.). и Способность к художественному познанию мира (у.с.106-107) умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности (у.с.107, з.2,3); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.106-107) Использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое; осознавать цель чтения (у.с.106107); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.107,з.1,2,3); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.107, з.3); формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.106-107); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств (у.с.107, з.1). Формулируют тему урока. Читают текст учебника, размышляют над вопросом и заданиями учебника, сравнивают, сопоставляют выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.), развивают навыки создания свойствах и связях деятельност (у.с.107, з.1). и, собственной и одноклассник ов 22/7. Человек и Украшая себя, его украшения. человек рассказывает о себе: У.с.108-111 кто он такой. Украшения имеют Т.с.26-27 свой характер, свой Работа: образ. Древние образы и знаковый Декоративное характер древних рисование. изображений. Роспись форм Стилизация «Кокошник и природных форм. щит» НРК Роль силуэта в орнаменте. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, Осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю (у.с.108, аб.4,5, т.с.26-27), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения (у.с.109,з, с.111, з.1,2); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност Проводить сравнение по заданным критериям (у.с.109,в, с.111, аб.1, т.с.26-27); моделирование объектов социокультурного мира в продуктивной деятельности (у.с.111, з., т.с.2627); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.108-111); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (т.с.2627, у.с.109, с111); осуществлять образа из целого куска пластилина, овладевая приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание и тд.) создают в объёме противоположные по характеру сказочные мужские образы, оценивают результаты свои и одноклассников. Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.108-111). Формулируют учебную задачу. Сравнивают и анализируют украшения, имеющие разный характер. Создают декоративные композиции заданной формы или используют трафарет, украшают кокошники, доспехи для добрых и злых сказочных героев, выбирают способ выполнения работы для мужчин – силу, и и фантазии строении, мужество. (у.с.109,в., т.с.26- свойствах (у.с. 27). 109, в.); использовать знаковосимволич еские средства, в том числе трафарет (у.с.109,з.) 23/8. О чем Черезукрашениемы говорят выражаем свои украшения? цели, намерения. Изображение в У.с. 112-117 аппликации или живописи сказочных Работа: образов народной Индивидуально- культуры (солнце, коллективная птица Сирин, Дерево работа. жизни и др.), Аппликация использование «Два флота» стилизации форм для создания орнамента. Осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю (у.с.114117), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения (у.с.112-117); развитие активного интереса к жизни и фантазии (у.с.113, в.з.1,2, с.114-117). Проводить сравнение заданным критериям (у.с.116-117); по моделирование объектов социокультурного мира в продуктивной деятельности (у.с.113, з.1,2 с. 114-117); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах (у.с. 113,в.); использовать знаковосимволич еские средства, в том числе итоговый и пошаговый контроль по результату. Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.112,114); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане (у.с.114-115); осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (живопись, аппликация) Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.112-117). Формулируют учебную задачу. Сравнивают и анализируют формы и цветовые решения, имеющие разный характер. Создают декоративные композиции заданной формы или используют трафарет, выполняют работу по заданию учебника, выбирают способ выполнения работы (живопись, аппликация) трафарет (у.с.114117) 24/9. здания. Образ Здания выражают характер тех, кто в них живет. У.с.118-121 Архитектурный художественный Т.с 32-33 образ. Персонажи Работа: сказок имеют очень разные дома. Рисование по Образы зданий в представлению окружающей жизни. «Дом для Феи и Колдуньи» НРК Способность к художественному познанию мира; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование) ; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей. Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (учебник, иллюстрации); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.118-119); моделирование объектов социокультурного мира в продуктивной деятельности (у.с.120-121); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (у.с.118-121); ориентироваться на разнообразие Выбирать средства для реализации художественн ого замысла, различать способ и результат действия (у.с.120-121, т.с.32-33); вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата (у.с.120); концентрация воли для преодоления интеллектуал ьных затруднений и физических препятствий. Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием (у.с.118-119); желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.118119); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (у.с119,з.1,2, с.121з.) Учатся видеть художественный образ в архитектуре. Приобретают навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретают опыт творческой работы. способов решения художественных задач (у.с.121, т.с.32-33. 25/10. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы -беседа). Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение работ выставки. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование мотивов достижения; развитие позитивной самооценки и самоуважения. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ориентироваться на разнообразие способов решения художественных задач. Формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием; желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и интересы и Повторяют и закрепляют полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждают творческие работы на итоговой выставке, оценивают собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. обосновывать собственную позицию. Как говорит искусство - (9часов) 26/1. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. У.с.123-129 Т.с.34-35 Работа: Цвет – основа языка живописи. Умение видеть цвет. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.Изучение свойств цвета в по процессе создания композиций. Живопись заданному началу «Костер в ночи», «Жар птица» Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (у.с.128-129, иллюстрации); способность к художественному познанию мира (у.с.124-127 фото); учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.129, в., з.); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (т.с.34-35) Использоватьчтен ие, осознавать цель чтения (у.с.123-129), поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.123-129, т.с. 34-35); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (у.с.124-127, фото); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (т.с.34-35). Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественн ого замысла (т.с.34-35); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (у.с.129,з.з, повышенной сложности), в том числе во Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.123-129); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.128129) Знакомятся с темой четверти и урока, формулируют задачи урока. Находят информацию в учебнике, читают, размышляют, учатся различать цвета и цветовые сочетания, упражняются в смешении красок на бумаге. Составляют композицию, используя новые выразительные средства (цвет, мазок) внутреннем плане; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничест ве с учителем (у.с.123-129). 27/2. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками получение мрачных, тяжелых и нежных, У.с.130-131 легких оттенков цвета. Передача Т.с.36-37 состояния, Работа: настроения с тихих Рисование по помощью (глухих) и звонких представлению «Тихий сон», цветов. Наблюдение цвета в природе, на «праздник» картинах художников. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой (у.с.130-131, иллюстрации); способность к художественному познанию мира (у.с.1130-131, з.1); учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Использовать чтение, осознавать цель чтения (у.с.13031), поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (у.с.130-131, т.с. 36-37); осуществлять анализ объектов с выделением заданных признаков (у.с.131,з.); строить Формировани е мотивации и умений организовыва ть самостоятель ную художественн о-творческую деятельность (т.с.36-37); учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничест Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.136-137); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства (у.с.136137) Знакомятся с темой четверти и урока, формулируют задачи урока. Находят информацию в учебнике, читают, размышляют, учатся различать цвета и цветовые сочетания, упражняются в смешении красок на бумаге. Составляют композицию, используя новые выразительные средства (цвет, мазок) (т.с. 36-37); рассуждения (у.с.131, з.1). развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (т.с.36-37) в ве с учителем (у.с.136-137). 28/3. Линия как Роль ритма в средство эмоциональном выражения: звучании ритм линий. композиции в живописи и в У.с.136-137 рисунке (ритмы: спокойный, Работа: замедленный, Рисование по порывистый, наблюдению беспокойный ит.д.) «Весенние Ритмическая ручьи» организация листа с помощью линий. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линий. Способность к художественному познанию мира (у.с.136-137); учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.137, з.1,2); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.137,з.2). Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (учебная книга и иллюстрации к тексту) (у.с.136137); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.136-137, иллюстрации); моделирование явлений и объектов природного мира в продуктивной деятельности (у.с.137, з.2). 29/4. Линия как средство выражения: характер линий. Способность к художественному познанию мира (у.с.138-139); Поиск выделение необходимой информации Выразительные возможности линий. Многообразие линий. Приёмы Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.136, фото); Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств (у.с.136-137, фото); проявлять учитывать активность во выделенные взаимодействии для учителем решения ориентиры коммуникативных и действия в познавательных новом задач (у.с. 137, з.1); учебном обогащение материале в ключевых сотрудничест компетенций ве с учителем (коммуникативных, (у.с.137, з.1); деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.136, тема). и Формулирова ть и удерживать из учебную Узнают о новых средствах выразительности, учатся видеть линии в окружающей действительности, получают представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазируют, изображают весенние ручьи, извивающиеся змейками. Развивают навыки работы пастелью, восковыми мелками. Желание общаться с Узнают о новых искусством, средствах участвовать в выразительности, обсуждении учатся видеть У.с.138-139 работы графическими Т.с.38-39 материалами. Умение видеть Работа: линии в Изображение по окружающей заданному действительности, началу «Дуб и рассматривание береза» весенних веток. Образы деревьев. учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.139, з.2); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.138-139,з.1). нескольких источников в разных формах (учебная книга и иллюстрации к тексту) (у.с.138139); проводить сравнение по заданным критериям (у.с.138--139, иллюстрации, фото); моделирование явлений и объектов природного мира в продуктивной деятельности (у.с.139, з.2, т.с.3839). задачу содержания и (у.с.138, фото, выразительных т.с.); средств (у.с.138-139, фото); проявлять учитывать активность во выделенные взаимодействии для учителем решения ориентиры коммуникативных и действия в познавательных новом задач (у.с. 139, з.1); учебном обогащение материале в ключевых сотрудничест компетенций ве с учителем (коммуникативных, (у.с.138-139, деятельностных и з.1,2); т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.138-139, з.1). линии в окружающей действительности, получают представление об эмоциональной выразительности линии. 30/5. Ритм пятен Ритм пятен передает как средство движение. От выражения. изменения пятен на листе изменяется У.с.132-133 восприятие листа, его композиция. Т.с.40-41 Изображение Работа: летящих птиц: общие и Аппликация по характерные черты заданному (быстрый или началу медленный полет, «Подводный Способность к художественному познанию мира (у.с.132-135); учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (у.с.135, з.1,2,3); развитие Поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников в разных формах (учебная книга и иллюстрации к тексту) (у.с.132135); проводить сравнение по заданным критериям Формулирова ть и удерживать учебную задачу (у.с.132, 2аб.); Узнают о новых средствах выразительности, учатся пониматьчто такое ритм пятен в окружающей действительности, учатся передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. мир» Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств (у.с.132-135, учитывать иллюстрации); выделенные проявлять активность учителем во взаимодействии ориентиры для решения действия в коммуникативных и новом познавательных учебном задач (у.с. 133, з.3); Рассуждают, изображают старый, сучковатый дуб и молодую березку. Развивают навыки работы графическими материалами. птицы летят тяжело активного или легко) интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.132, фото). 31/6. Пропорции Понимание выражают пропорций как характер. соотношения между собой частей одного Т.с. 42-43 целого.Пропорции выразительное Работа: средство искусства, Рисование по которое помогает представлению художнику «Дом создавать образ, небоскреб» выражать характер изображаемого Способность к художественному познанию мира (т.с.42-43); учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (т.с.42-43); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (т.с.42-43). (у.с.133, з.1,2,3); моделирование явлений и объектов природного мира в продуктивной деятельности (у.с.135, з.1,2,3). материале в сотрудничест ве с учителем (у.с.132-135, т.с.40-41); обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.132, аб.2).Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию(у.с.133,3) Развивают навыки работы в технике обрывной аппликации.Учатся доводить работу до совершенства, прорисовывая детали. Проводить сравнение по заданным критериям (т.с.4243, иллюстрации); моделирование явлений и объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности (т.с.42-43). Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничест ве с учителем (т.с.42-43); Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств (т.с.42-43); проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (т.с.42-43). Узнают о новых средствах выразительности, учатся видеть пропорции в окружающей действительности. Создают выразительные образы с помощью изменения пропорций. Развивают навыки работы различными материалами по выбору. 32/7. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительност и. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья–Мастера – Мастер У.с. 140-141 Изображения, Мастер Украшения, Работа: Мастер Постройки, Коллективная создавая работа «Весна. произведения в Шум птиц» области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (у.с.141, аб.2); развитие мотивов творческого самовыражения (у.с.140,з.); развитие активного интереса к жизни, наблюдательност и и фантазии (у.с.140, з.). Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения (у.с.140141); поиск и выделение необходимой информации из нескольких источников (у.с.140-141, текст, иллюстрации); осуществлять анализ объектов (у.с.140, иллюстрации); осуществлять синтез как составление целого из частей;самостояте льно достраивая и восполняя недостающие компоненты(у.с.1 40, аб.4); ориентироваться на разнообразие способов Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (у.с.140-141); осуществлят ь итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (у.с.140-141), формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных , деятельностных и т.д.) художественноэстетическим содержанием (у.с.140, аб.1); определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (у.с.140,з.); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрении, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Повторяют, закрепляютполучен ные знания и умения. Понимают роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создают коллективную творческую работу (панно). Сотрудничают с товарищами в процессе совместной творческой работы, учатся договариваться, объясняя замысел, учатся выполнять работу в границах заданной роли. 33/8. Обобщающий урок четверти. Т.с.46-47 Выставкаобсуждение работ. Беседа, в которой обобщается тема четверти, проводится обсуждение работ Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование мотивов достижения; развитие позитивной самооценки и самоуважения. решения художественных задач(у.с.140,з.) и, собственной и одноклассник ов (у.с.141, аб.3); осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ориентироваться на разнообразие способов решения художественных задач. Формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием; желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные Повторяют и закрепляют полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждают творческие работы на итоговой выставке, оценивают собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 34/9. Обобщающий урок года. Выставкаобсуждение работ. Братья – Мастера – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение работ выставки. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование мотивов достижения; развитие позитивной самооценки и самоуважения. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ориентироваться на разнообразие способов решения художественных задач. Формировани е способности оценивать результаты художествен нотворческой деятельност и, собственной и одноклассник ов; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Обогащение ключевых компетенций художественноэстетическим содержанием; желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать Повторяют и закрепляют полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждают творческие работы на итоговой выставке, оценивают собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. собственную позицию. Национально-региональный компонент по изобразительному искусству 1. Животные нашего края 2. Мое село 3. Табан хушуу мал 4. Национальная одежда женщин в Бурятии 5. Национальная одежда мужчин в Бурятии 6. Бурятские сказки 7. Украшения бурят 8. Бурятская юрта