Окружающий мир 3 кл

Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Класс: 3
Уровень общего образования: средняя общеобразовательная школа
Учитель: Галсанова Н.Б.
Срок реализации программы, учебный год: 2022 -2023 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего
образования, с учетом авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А., Просвещение,
учебного плана школы.
Рабочую программу составила: Галсанова Н.Б.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Место учебного предмета «Окружающий мир»» в учебном плане:
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение окружающего мира на этапе
начального общего образования в 3 классе в объёме 68часов.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа
рассчитана на 68 часов.
УМК
Информационно-методическое обеспечение
№
1.

Автор
Е.С. Савинов

2.

Плешаков А. А.

3.

Максимова Т.Н.

Название
Издательство
Серия «Стандарты второго поколения»
М.: Просвещение
Примерная основная образовательная
программа
образовательного учреждения Начальная
школа
Окружающий мир: Рабочие программы. М.: Просвещение
1-4 классы
Поурочные
разработки
по
курсу М: ВАКО
«Окружающий мир» 1-4 классы к УМК

4

С.В. Савинова
В.А. Савинов

Плешакова А.А.
Окружающий мир 1-2 классы: поурочные Волгоград
планы по программе «Школа России» Издательство
(компакт-диск)
«Учитель»

Учебники
 Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2021.
Рабочие тетради
 Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2021.
Тесты
 Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. – М.:
Просвещение, 2020.
 Плешаков А.А., С.А. Плешаков Окружющий мир. Проверочные работы: 3 класс- М.:
Просвещение, 2021.
Универсальные пособия
1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся
образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2012
3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики: пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
 Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа.
Компас.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с
содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы
разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений
за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.),
измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель -Торс человека с внутренними
органами».
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений
(с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения)
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории,
обществоведению, этнографии народов России и мира. Аудиозаписи в соответствии с
содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР", 3 КЛАСС
Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и
веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды,
круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы,
бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи
между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными,
между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы
для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране
природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах
органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о
правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах
противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей,
товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского
хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о
некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с
Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы,
фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе
и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать
их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной
гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения
карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их
столиц.
Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность),
проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и
желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие
ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и
взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни,
ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть
базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных
дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры,
истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах
изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность,
направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Раздел 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 класс (68 ч)
Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома
человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и
вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды.
Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники
загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее
использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании
почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение
почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и
жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
Охрана растений.
Разнообразие
животных.
Группы
животных:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние
человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана
грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители,
организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез,
ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль
в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время
пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с
незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая
безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства,
капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность.
Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит
деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и
загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности,
охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных
стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся.
№

Тематическое
планирование

1

Раздел 1.
Как устроен мир?

7

2

Раздел 2.

19

Колво
часов

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Понимать основные экологические проблемы
природы и современного общества.
Понимать основные правила поведения в
окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Использовать приобретенные умения в
практической деятельности и повседневной жизни для
обогащения жизненного опыта, решения
практических задач с помощью наблюдения,
измерения, сравнения.
Понимать:

- основные свойства воды;
- общие условия необходимые для жизни живых
организмов.
Использовать приобретенные умения для
обогащения жизненного опыта, решения
практических задач с помощью наблюдения,
измерения, сравнения.
Использовать приобретенные умения в
практической деятельности и повседневной жизни для
установления связи между сезонными изменениями в
неживой природе; для оценки воздействия человека
на природу, выполнения правил поведения в природе
и участия в ее охране.
Использовать умения для ухода за растениями;
Определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму, сравнительные размеры).
Приводить примеры представителей разнообразных
групп растений и животных (2-3);
Раскрывать особенности их внешнего вида жизни.
Понимать общие условия, необходимые для жизни
живых организмов;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для
удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родном крае, родной
стране.

Эта удивительная
природа

3

Раздел 3.
Мы и наше здоровье

8

4

Раздел 4.
Наша безопасность

9

5

Раздел 5.
Чему учит экономика?

12

6

Раздел 6.
Путешествие по городам
и странам.

13

Понимать правила сохранения и укрепления
здоровья.
Использовать приобретенные умения для
обогащения жизненного опыта для удовлетворения
познавательных интересов.
Понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Использовать приобретенные умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья,
безопасного поведения.
Понимать правила сохранения и укрепления
здоровья.

Использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за
растениями и животными.
Различать объекты природы и изделия
промышленного производства, изготовленные
человеком.
Иметь представления:
- название родной страны, ее столицы, региона, где
живут учащиеся, родного города (села);
- показывать на карте границы России, некоторые
города России (родной город, столицу, еще 1-2 го-

рода).
Показывать на карте изученные страны мира;
Использовать приобретенные умения в практической жизни для удовлетворения познавательных
интересов, поиска дополнительной информации о
нашей планете;
Использовать приобретенные знания и умения для
обогащения жизненного опыта

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс.
№

1

Тема урока

2

Тип
урока
Кол-во
часов

3

1.

Природа.
Ценность
природы
для людей

Урок игра
1 час

2.

Человек.

Проект
ная
деятель
ность
1 час

3.

Наши
проекты:

Урок
введен

Планируемые
результаты
(предметные)
Содержание урока
Ученик должен
знать
4

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Личностные
УУД

Познавательные
УУД

5
6
КАК УСТРОЕН МИР. 7 часов.
Учащиеся
Формирование Умение осоз
познакомятся с
мотива,
нанно и
разнообразием при
реализу ющего произвольностр
роды; научатся
потреб ность в оить речевые
классифицировать
социаль новыска зывания.
объекты природы,
значимой и
устанавли вать связи социально
между живой и
оцениваемой
неживой природой
деяте льности.
сознают ценность
природы для людей.
Учащиеся научатся
Развитие готов Подведение под
отличать человека от ности к
понятие –
дру гих живых
сотрудни
распознавание
существ, раз личать
честву.
объектов,
внешность человека
выделение
и его внутренний
существенных
мир; узнают о
признаков и их
ступенях познания
синтез.
Учащиеся научатся
находить пути

Формирование
адекватной и

Умение
рассматривать,

Дата

Коммуникативны
е УУД

Регулятивные
УУД

план

факт

7

8

9

10

Умение слушать и Волевая
вступать в диалог. саморегу ляция,
как способ ность
к волевому
усилию.
Различать
допустимые и
недопустимые
формы
поведения.
Понимание
возмож ности
разных осно
ваний для оценки
одного и того же
предмета.

Сотрудничество в
поиске

Умение
корректи ровать,
вносить свои
изменения в
способ
действия, в
случае расхож
дения с
эталоном.
Умение высказы
вать своё предпо

«Богатства
, отданные
людям».

4.

Общество.

5.

Что такое
экология.

ия
новых
знаний
1час

решения
поднимаемой
проблемы, работать в
группе, сравнивать,
обобщать, де лать
выводы на основе
полу ченной
информации, пользо
ваться результатами
собст венной
деятельности.
Урок – Учащиеся научатся
обобще определять место
-ние
человека в
1 час
окружающем мире;
узнают, что такое
общество, из каких
час тей оно состоит;
научатся
аргументировано
отвечать, доказывать
своё мнение.
Урок
Учащиеся научатся
введен обнару живать
ия
взаимосвя зи в при
новых
роде, между
знаний природой и
1час
человеком и
изображать их с
помощью моделей;
узнают, чем
занимается нау ка
экология, что

позитивной
само оценки.

сравнива ть,
классифициро
вать,
структурироват
ь.

информации.

ложение на осно
ве работы с
иллюс трацией.

Формирование
мотива,
реализу ющего
потребно сть в
социальнозначимой и
социальнооцени ваемой
деятель ности;
потребнос ти в
учении.
Развитие готов
ности к
сотрудни
честву.

Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание.

Умение
аргументировать
своё предло
жение. Убеждать
и уступать.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основе
соотнесе ния
того, что уже
известно и усвое
но учащимися и
того, что ещё не
известно.

Подведение под
понятие –
распознавание
объектов, вы
деление сущес
твенных приз
наков и их
синтез.

Умение аргу
ментировать своё
предло жение,
убеж дать и усту
пать.

Умение
корректи ровать,
вносить свои
изменения в
способ
действия, в
случае расхожде
ния с эталоном.

6.

7.

8.

называют
окружающей средой;
научатся
анализировать,
делать выводы,
сравнивать.
Природа в
Урок
Учащиеся научатся
Формирование Поиск и
Умение слушать и Прогнозировани
опасности! введен осо знавать
мотива,
выделение
вступать в диалог. е результатов.
Охрана
ия
необходимость
реализу ющего необходимой
Развитие
природы.
новых
ответственного
потреб ность в информации.
готовности к
знаний отношения к
социаль ноУме ние
сотрудничеству.
1час
природе; узнают о
значимой и
осознанно и
Красной книге;
социально-оце произвольно
познакомятся с
ниваемой дея
стро ить речевое
влиянием человека
тельности; пот высказывание
на природу; научатся ребности в
аргументировано
учении.
отвечать, делать
выводы.
Обобщение Урок
Учащиеся научатся
Формирование Поиск и
Понимание
Планирование и
введен делать сообщения в
адекватной и
выделение
возможности
контроль в
знаний по
ия
по зитивной
нужной
различных
форме сличения
теме «Как
устной форме,
новых
само
ценки.
информации.
позиций
и
точек
способа
устроен
работать в группах,
знаний использовать знания
Формирование
зрения на ка кой- действия и его
мир».
1час
универсального
либо предмет и
ре зультата с
Проверочна
по новой теме в
логического
воп
рос.
Умение
задан ным
я работа.
новых условиях,
действия договариваться,
эталоном с
аргумен тировано
синтеза
находить
общее
целью обнаруже
отвечать, делать
реше ние.
ния отклонений
выводы, оценивать
и отличий.
свои знания.
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. 19 часов.
Тела,
Урок Учащиеся научатся
Формирование Ориентация в
Понимание
Умение
экскурси раз личать тела,
мотива,
сво ей системе
возможности
корректировать,
вещества,

частицы.

я
1 час

9.

Разнообраз Урок
ие веществ введени
я новых
знаний
1час

10.

Воздух и
Урок
его охрана. введени
я новых
знаний
1час

11.

Вода.

Урок
введени

вещества, частицы,
описывать изученные
вещества, доказывать
пред положения,
делать выводы.

реализу ющего
потреб ность в
социаль нозначимой и
социально-оце
ниваемой
деяте льности;
потреб ности в
учениии.
Учащиеся научатся
Формирование
раз личать вещества, адекватной и
по зитивной
их свойства,
описывать изученные самоо ценки.
вещества, проводить
наблюдения и
ставить опыты,
анализировать,
доказывать
предположения,
делать выводы.
Учащиеся научатся с Формирование
помощью опытов
мотива,
исследовать свойства реализу ющего
воздуха, анализиро
потреб ность в
вать, доказывать
социаль нопредположения,
значимой и
делать выводы,
социальноиспользовать тексты оцени ваемой
и иллюст рации
деятель ности;
учебника для поиска потреб ности в
ответов на вопросы.
учении.
Учащиеся научатся с Формирование
мотива,
помощью опытов

знаний: в
учебнике на
развороте, в
оглавлении, в
слова ре.

различных
позиций и то чек
зрения на какойлибо вопрос или
предмет. Уме
ние находить
общее решение.

т.е. вносить
изменения в
способ действия, в
случае
расхождения с
эталоном.
Прогнозирование
результата.

Умение рас
Сотрудничество
сматривать,
в поиске
сравнивать,
информации.
классифицирова
ть, структур
ировать.

Умение высказы
вать своё предпо
ложение на осно
ве работы с иллюс
трацией.

Определение и
формулировани
е цели
деятельности на
уроке с по
мощью учите
ля.

Умение слушать
и вступать в
диалог. Развитие
готовности к
сотрудничеству.

Волевая саморегу
ляция. Оценка ка
чества и уровня
усвоения материа
ла.

Умение осоз
нанно и произ

Умение аргу
ментировать

Целеполагание
как постановка

я новых
знаний
1час

12.

Превращен
ия и
круговорот
воды.

Урок
введени
я новых
знаний
1час

13.

Берегите
воду!

Урок
введени
я новых
знаний
1час

иссле довать
свойства воды,
анализировать,
доказывать
предположения, де
лать выводы,
использо вать тексты
и иллюстра ции
учебника для поиска
ответов на вопросы.
Учащиеся научатся
увя зывать
круговорот воды с её
свойствами, мо
делировать
круговорот воды,
использовать тек сты
и иллюстрации уче
бника для поисков
ответа на вопросы,
доказывать пред
положения, делать
выводы, готовить
устные сообщения.
Учащиеся научатся
обнаруживать
взаимосвязи между
живой и неживой
природой,
моделировать их и
использовать для
объяснения
необходимости

реализу ющего
потреб ность в
социаль нозначимой и
социальнооцени ваемой
деятель ности;
потреб ности в
учении.

вольностроить
речевое
высказывание.

своё предло
жение.
Убеждать и
уступать.

учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено учащи
мися и того, что
ещё не известно.

Формирование
мотива,
реализу ющего
потреб ность в
социаль нозначимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности;
потребности в
уче нии.

Подведение под
понятие –
распознавание
объектов, вы
деление
существенных
признаков и их
синтез. Умение
рассматривать,
сравнивать,
классифицирова
ть,
структурироват
ь.
Подведение под
понятие –
распознавание
объектов, вы
деление
существенных
признаков и их
синтез. Умение
рассматривать,

Понимание
возможности
разных
оснований для
оценки одного и
того же
предмета.
Понимание
возможности
различных точек
зрения на какой
либо вопрос или
предмет.

Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Готовность к
преодолению
трудностей.

Понимание
возможности
разных
оснований для
оценки одного и
того же
предмета.
Понимание
возможности

Формирование
мотива, реализу
ющего потреб
ность в социаль
но-значимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности;
потребности в уче

Формирование
мотива,
реализу ющего
потреб ность в
социаль нозначимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности;

14.

Что такое
почва.

Урок
введени
я новых
знаний
1час

15.

Разнообраз Урок
ие
рефлекс
растений.
ия
1час

16.

Солнце,
растения и
мы с вами.

Урок
введени
я новых

бережного
отношения к
природе.

потребности в
уче нии.

сравнивать,
классифицирова
ть,
структурироват
ь.

Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать
основные свойства
почвы, выдвигать
гипотезы и
доказывать их,
исследовать почву с
помощью опытов,
моделировать связи
почвы и растений.
Учащиеся научатся
классифицировать
растения, определять
их с помощью
атласа-определителя,
аргументировано
отвечать, доказывать
своё мнение.

Формирование
адекватной и
объективной
самооценки.

Анализ
Сотрудничество
объектов.
в поиске
Умение
информации.
классифицирова
ть,
структурироват
ь знания.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Формирование
мотива,
реализующего
потреб ность в
социальнозначимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности;
потребности в
уче нии.
Установление
связи между
целью учебной

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификация
объектов.
Умение
осознанно и
произвольно
строить своё
предложение.
Подведение под
понятие –
распознавание

Умелое
оформление
своих мыслей в
устной и
письменной
речи.

Умение работать
по
предложенному
учителем плану.

Сотрудничество
в поиске
информации.

Постановка
учебной задачи.
Волевая

Учащиеся научатся
обнаруживать
взаимосвязи между

различных точек нии.
зрения на какой
либо вопрос или
предмет.

знаний,
1час

17.

Размножен
ие и
развитие
растений.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

18.

Охрана
растений.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

19.

Разнообраз Урок
введени
ие
животных. я новых

неживой при родой,
растениями и че
ловеком,
моделировать их и
использовать для
объяснения
необходимости
бережного
отношения к
растениям.
Учащиеся научатся
объ яснять, что такое
опыление, как
распространяются
плоды и семена,
обнаруживать взаи
мосвязи в живой
природе,
моделировать их

дея тельности
и её мотивом.
Фор
мирование
ценности
«любовь» к
природе.

объектов,
выделение
существенных
признаков и их
синтез.

саморегуляция.

Ценностносмыс ловая
ориентация
учащихся.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.

Умение
Умение слушать
рассматривать,
и вступать в
сравнивать,
диалог.
классифицирова
ть,
структурироват
ь знания.

Учащиеся научатся
объ яснять, почему
многие растения
стали редкими и как
нужно охраня ть
растения, оценивать
поступки людей по
отношению к
природе.

Формирование
мотива,
реализующего
потреб ность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификация
объектов.
Знаковосимволическое
моделирование.

Учащиеся научатся
классифицировать
животных по их

Формирование
мотива,
реализу ющего

Определение и
формулировани
е цели

Планирование и
кон троль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эта
лоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий.
Умение
Целеполагание
аргументировать как постановка
своё
учебной задачи на
предложение.
основе
Сотрудничество соотнесения того,
в поиске
что уже известно
информации.
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Умение слушать Волевая
и вступать в
саморегуляция.
диалог. Развитие Оценка качества и

знаний,
1 час

20.

Кто что
ест.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

21.

Наши
проекты:
«Разнообр
азие
природы
родного
края».

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

22.

Размножен
ие и
развитие
животных.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

групповым
признакам,
определять их с
помощью атласаопределителя,
аргументировать,
делать выводы.
Учащиеся научатся
классифицировать
животных по типу
питания,
моделировать цепи
питания,
обнаруживать
признаки
приспособляемости
животных к
добыванию пищи и
защите от врагов.
Учащиеся научатся
обнаруживать
взаимосвязи между
живой и неживой
природой,
пользоваться
атласом-оп
ределителем для
распознавания
прир.объекто
Учащиеся научатся
изо бражать процесс
развития животных с
помощью моделей,
обнаруживать

потреб ность в
социаль нозначимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности.

деятельности на
уроке с
помощью
учителя.

готовности к
сотрудничеству.

уровня усвоения
материала.

Формирование
адекватной и
позитив ной
самооценки.
Ценностносмы
словая
ориентация
учащихся.

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
предложение.

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Подведение под
понятие –
распознавание
объектов,
выделение

Сотрудничество
в поиске
информации.

Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.

23.

24.

25.

взаимосвязи в живой
природе; узнают, как
развиваются и
размножаются
животные.
Охрана
Проектн Учащиеся научатся
животных. ая
объ яснять, почему
деятельн многие животные
ость
стали редкими, как
1 час
нужно охранять
животных, оценивать
поступки людей по
отношению к
природе,
формулировать
правила друзей
природы,
анализировать,
делать выводы.
В царстве
Урок –
Учащиеся научатся
грибов.
обобще- объ яснять строение
ние,
грибов, их значение в
1 час
природе и в жизни
людей, различать
съедобные и
несъедобные грибы,
правильно собирать
грибы.
Великий
Урок
Учащиеся научатся
круговорот введени объ яснять участие
жизни.
я новых каждого живого
знаний, существа в еди ном

Формирование
ценности
«любовь» к
природе.

существенных
признаков и их
синтез.

Осознание
ответственност
и человека за
благосостояни
е об щества,
развитие
доброжелатель
ности, доверия
и
внимательност
и к людям.

Поиск и
выделение
нужной
информации.

Понимание
возможности
разных
оснований для
оценки одного и
того же
предмета.

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Формирование
мотива,
реализу ющего
потреб ность в
социаль
нозначимой и
социально-оце
ниваемой дея
тельности.
Осознание
отве
тственности
человека за

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Поиск и
выделение
нужной инфо
рмации.

Оформление
своей мысли в
устной и
письменной
речи.

Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Сотрудничество
в поиске
информации.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе со

1 час

круговороте веществ,
моделировать
круговорот веществ и
использовать модель
..

благосостояни
е обще ства,
развитие
доброжелатель
ности, доверия
Формирование
мотива,
реализующего
потреб ность в
социаль нозначимой и
социально-оце
ниваемой
деятельности.

26.

Обобщени
е знаний
по теме:
«Эта
удивитель
ная
природа».
Проверочн
ая работа.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

Учащиеся научатся
делать сообщения в
устной форме,
работать в группах,
использовать знания
по теме в новых
условиях,
аргументировано
отвечать, делать
выводы, оценивать
свои знания.

27.

Организм
человека.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

Учащиеся научатся
объ яснять, что такое
органы и системы
органов человека,
устанавливать связь
между их строением
и работой.

28.

Органы
чувств.

Урок
введени
я новых
знаний,

Учащиеся научатся
рас сказывать об
органах чувств по
плану, испо льзовать

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Использование
Формирование
знаковособственного
символи ческих мнения и
средств, в том
позиции.
числе схем и
Умение
моделей.
договариваться
Ориентация на
и приходить к
разнообразие
общему
способов
решению.
решения
поставленных
задач.
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. 10 часов.
Формирование
Поиск и
Умение
мо тива,
выделение
аргументировать
реализующеего
необходи мой своё пре
потреность в
информации.
дложение,
социально-значи Умение о
убеждать и
мой и социально сознанно и
уступать.
оцениваемой
про извольно
Умение
деятельности.
строить свое
договариваться,
предложение. находить общее
решение.
Формирование
Умение
Умение
ус тойчивой
осознанно и
контроли ровать
учебнопознавате произвольно
действия
льной
строить своё
партнёра. Учёт

отнесения того,
что уже известно
и усво ено
учащимися и то
го, что ещё не
извес
Принятие и
сохранение
учебной зада чи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
по знавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Проявление

1 час

29.

30.

31.

тексты и
иллюстрации
учебника, другие
источники
информации для
поиска ответов на
вопросы, подготовки
собственных
сообщений,
применять знания.
Надёжная
Урок
Учащиеся научатся
введени объ яснять что такое
защита
организма. я новых кожи работа кожи,
знаний, оказывать первую
1 час
помощь при не
больших
повреждениях кожи,
анализировать,
делать выводы,
обобщ.
Опора тела Проектн Учащиеся научатся
ая
объ яснять строение
и
движение. деятельн и прин ципы работы
ость
опорно-двигательной
1 час
системы человека,
держать правильную
осанку,
анализировать,
делать выводы.
Наше
Урок Учащиеся научатся
экскурси
питание.
объ яснять строение
я
и прин ципы работы
1 час
пищеварительной

мотивации
учения.

предложение.
Умение
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
практических
задач.
Формирование
Поиск и
мо тива,
выделе ние
реализующе его необходимой
потребность в
информации.
социально
Умение о
значимой и
сознанно и
социально-оцени про извольно
ваемой
строить речь.
деятельности.

разных мнений
и стремление к
координации
различных
позиций в
сотрудничестве.

познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.

Умение слушать
и вступать в
диалог.
Понимание
разли чных
точек зрения на
один и тот же
вопрос или
предмет.

Формирование
адекватной
оценки пра
вильности
выполнения
действий и
внесение
необходимых
корректив.

Формирование
мо тива,
реализующе го
потребность в
социально-значи
мой и
социально-оцени
ваемой
деятельности.
Формирование
мо тива,
реализующе го
потребность в

Сотрудничество
в поиске
информации.

Волевая
саморегуляция.
Прогнозирование
результата.

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе

Подведение
под понятие
на основе рас
познавания
объектов,
выделения
существенных
признаков и
их синтеза.
Поиск и
выделение
необходи мой
информации .

32.

Наши
проекты:
«Школа
кулинаро
в».

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

33.

Дыхание и
кровообра
щение.

Урок –
обобщение
1 час

системы, вы полнять
правила рацио
нального питания,
понимать
необходимость
здорового образа
жизни .
Учащиеся научатся
вы полнять правила
рации онального
питания,
использовать
учебник, другие
источники
информации для
поисков ответов на
вопросы,
объяснений,
подготовки
собственных
сообщений.
Учащиеся научатся
объ яснять строение
и прин ципы работы
дыхатель ной и
кровеносной систем,
узнают о роли кро ви
в организме,
научатся измерять
пульс.

социально-значи
мой и
социально-оцени
ваемой
деятельности.

Класссификац
ия
объектов.Знак
ово -сим
волическое
моделировани
е.

Сотрудничество
в поиске
информации.

соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Подведение
под понятие –
распознавание
объ ектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.

Сотрудничество
в поиске
информации.

Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооце нки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.

Поиск и
выделе ние
необходимой
информации.
Умение о
сознанно и
про извольно
строить
речевое
предложение.

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

34.

Умей
предупреж
дать
болезни.

Урок –
презента
ция
1 час

35.

Здоровый
образ
жизни.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

36

Обобщени
е знаний
по теме
«Мы и
наше
здоро вье».
Пров.
работа.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

37.

Огонь,
вода и газ.

Урок
введени
я новых

Учащиеся научатся
закаливать организм,
предупреждать
болезни.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.

Поиск и
Умение
выделение
аргументировать
необходимой
своё
информации.
предложение.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Учащиеся
Формирование
Поиск и
Умение
сформируют правила адекватной и
выделение
аргументировать
здорового образа
позитивной
необходимой
своё
жизни, научатся их
самооценки.
информации.
предложение.
выполнять.
ЦенностноУмение
смысловая
осознанно и
ориентация
произвольно
учащихся.
строить
речевое
предложение.
Учащиеся научатся
Формирование
Поиск и
Оформление
ус тановки на
выделе ние
своей мысли в
делать сообщения в
здоровый и
необходимо й устной и
устной форме,
безопасный
информации.
письменной
работать в группе,
образ
жизни.
Нахождение
речи.
использовать знания
Фор
мирование
ответов
на
по теме в новых
мотива,
вопросы,
условиях.
реализующего
используя
потребность в
учебник.
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ. 8 часов.
Учащиеся научатся
Формирование
Поиск и
Оформление
ус
тановки
на
выделение
своей мысли в
пра вильно
здоровый и
необходимой
устной и
действовать при

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.

Постановка
учебной задачи.
Волевая

знаний,
1 час

38

Чтобы
путь был
счастливы
м.

Урок –
игра
1 час

39.

Дорожные
знаки.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

40.

Наши
проекты:
«Кто нас
защищает
».

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

пожаре, аварии
водопроводов, утечке
газа, использовать
текст и иллюстрации
учебника для поиска
ответов на вопросы.
Учащиеся научатся
соблюдать правила
безопасного
поведения пешехода,
велосипедиста,
пассажира, работать
в группах,
высказывать своё
мнение.
Учащиеся научатся
раз личать дорожные
знаки разных групп,
следова ть из
указаниям,
анализировать,
сравнивать,
обобщать.

безопасный
образ жизни.

информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.

письменной
речи.

саморегуляция.

Формирование
ус тановки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.

Планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.

Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её
мотивом.Нравст
венно-этическая
ориентация.

Планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.

Учащиеся научатся
бра ть интервью,
узнают о
родственниках,
воевавших на
фронтах Великой
Отечественной
войны, и служащих в

Формирование
ус тановки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.

Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели.
Структуриров
ание знаний.
Поиск и
выделе ние
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя

Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Постановка
учебной задачи.
Волевая
саморегуляция.

Оформление
своей мысли в
устной и
письменной
речи.

41.

Опасные
места.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

42.

Природа и
наша
безопаснос
ть.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

43.

Экологиче
ская
безопаснос
ть.

Урок
обобщение
1 час

органах,
защищающих и
спасающих людей,
Учащиеся научатся
пра вильно вести
себя в ква ртире,
доме и ближайших
окрестностях,
использовать текст и
иллюстрации
учебника для поиска
ответов на вопросы,
подготовки
собственных
сообщений.
Учащиеся научатся
пра вильно вести
себя во время грозы,
распознавать
ядовитые растения и
грибы, избегать опас
ности при встречах и
общении с
животными,
аргументировано
отвечать, доказывать
своё мнение.
Учащиеся научатся
соблюдать правила
экологической
безопасности в
повседневной жизни,
обнаруживать

учебник.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственноэтическая
ориентация.

Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели.
Структуриров
ание знаний.

Планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками

Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.

Формирование
мо тива,
реализующего
потребность в
социально
значимой и
социально
оцениваемой
деятельности.

Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение аргу
ментировать
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая

Поиск и
выделе ние
необходимой
информации.
Умение
осознанно и

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно

44.

Обобщени
е знаний
по теме
«Наша
безопаснос
ть».
Проверочн
ая работа.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

45.

Для чего
Проектн
ая
нужна
экономика. деятельн
ость
1 час

46.

Природны
е богатства
и труд
людей –
основа

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

взаимосвязи между
живой и неживой
природой.

ориентация
учащихся.

Учащиеся научатся
делать сообщения в
устной форме,
работать в группах,
использовать знания
по теме в новых
условиях,
аргументиро вано
отвечать, делать
выводы, оценивать
зна

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Учащиеся научатся
рас крывать роль
экономики в нашей
жизни, объяснять,
что такое
потребности
человека, товары и
услуги,
анализировать,
обобщать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
рас крывать роль
природных богатств
и труда людей в
экономике, осо

произвольно
строить
речевое
предложение.
Подведение
под понятие –
распо
знавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.

Умение слушать
и вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на один и
тот же вопрос
или предмет.

ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. 12 часов.
Формирование
Ориентация в Умение
мо тива,
своей системе аргументировать
реализующего
знаний:
своё
потребность в
отличие
предложение.
социально
нового от уже Сотрудничество
значимой и
известного с
в поиске
социально
помощью
информации.
оцениваемой
учителя.
деятельности.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.

Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение
аргументировать

и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
Прогнозирование
результата.

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

экономики
.

47.

Полезные
ископаемы
е

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

48.

Растениево Урок
дство.
введени
я новых
знаний
1 час

49.

Животнов
одство.

Урок
введени
я новых
знаний

знавать значение
природных богатств
в хозяйственной
деятельности
человека.
Учащиеся научатся
раз личать важные
полезные
ископаемые,
объяснять их
значение в
экономике,
осознавать значение
природных бо гатств
в хозяйственной
деятельности
человека.
Учащиеся научатся
сравнивать
культурные растения
и описывать их по
плану, объяснять, что
такое
растениеводство и
для чего люди им
занимаются, работать
в парах,
анализировать,
делать выводы,
Учащиеся научатся
классифицировать
домашних животных,
объ яснять, что такое

известного с
помощью
учителя.

своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её
мотивом.Нравст
венно-этическая
ориентация.

Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.

Умение слушать
и вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на один и
тот же вопрос
или предмет.

Принятие и
сохранение
учебной зада чи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
по знавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.

Формирование
мо тива,
реализующего
потребность в
социально-значи
мой и
социальнооцениваемой
деятельности.

Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать.
Сотрудничество
в поиске
информации.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.

Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения

1 час

50.

Какая
бывает
промышле
нность.

51.

Наши
проекты:
«Экономи
ка
родного
края».

животноводство и
для чего люди им
занимаются, работать
в парах,
анализировать,
делать выводы,
обобщать
полученные знания.
УрокУчащиеся научатся
обобщен раз личать отрасли
ие
промы шленности,
1 час
обнаруживать
взаимосвязи между
ними, различать про
дукцию каждой
отрасли
промышленности,
сравнивать,
обобщать, делать
выводы.
Урок
Учащиеся научатся
введени рас крывать роль
я новых экономики в жизни
знаний
родного края,
1 час
осознавать значение
природных богат ств
в хозяйственной
деятельности
человека,
необходимость
бережного
отношения к
природным

нового от уже
известного с
помощью
учителя.

аргументировать материала.
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая ори
ентация
учащихся.

Поиск и
выделе ние
необходимой
информации .
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.

Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Умение слушать
и вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на один и
тот же вопрос
или предмет.

Принятие и
сохране ние
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.

52.

Что такое
деньги.

Уроки
введени
я новых
знаний
2 часа

53.

Государств Урок
введени
енный
я новых
бюджет.
знаний
1 час

54.

Семейный
бюджет.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

богатствам,
Учащиеся научатся
понимать роль денег
в эко номике,
объяснять, что такое
деньги, различать
денежные единицы
некоторых стран,
анализировать,
сравнивать.
Учащиеся научатся
объ яснять, что такое
государственный
бюджет, из чего он
складывается,
осознавать
необходимость
уплаты налогов
гражданами страны,
анализировать,
сравнивать,
обобщать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
объ яснять, что такое
семей ный бюджет,
из чего он
складывается, как
ведёт ся хозяйство
семьи, анлизировать,
сравнивать,
обобщать, делать
выводы.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.

Умение слушать
и вступать в
диалог.

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.

Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Умение
объяснять с
позиций общече
ловеческих
нравс твенных
ценнос тей,

Поиск и
выделение
нужной
информации.

Умение слушать
и вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на один и
тот же вопрос
или предмет.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.

почему
конкретные
поступки можно
оценить как
хорошие и
плохие.
55.

Экономика Урок и
экскурси
экология.
я
1 час

56.

Обобщени
е знаний
по теме
«Чему
учит
экономика
».

Урок –
рефлекс
ия
1 час

Учащиеся научатся
обнаруживать связи
между экономикой и
эколо гией, строить
простейшие
экологические про
гнозы, осознавать
значение природных
богатств в
хозяйственной
деятельности
человека,
необходимость
бережного
отношения к
природным
богатствам,
анализировать,
сравнивать,
сравнивать.
Учащиеся научатся
делать сообщения в
устной форме,
работать в группах,
использовать знания
по теме в новых
условиях,
аргументировано

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.

Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Умение
рассматривать,
сравнивать,
классифицирова
ть,
структурировать
знания.

Постановка
учебной задачи.
Преодоление
трудностей.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
помощью

Умение
аргументировать
своёпред
ложение,
убеждать.
Сотрудничество
в поиске

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

отвечать, делать
выводы, оценивать
свои знания.

Проверочн
ая работа.

учителя.

информации.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ . 14часов.
5759.

Золотое
кольцо
России.

Урок
введени
я новых
знаний
3 час

Учащиеся научатся
находить на карте
города Золотого
кольца России,
приводить примеры
достопримечательнос
тей этих городов,

Формирование
моральной
самооценки,
ценностносмысловая
ориентация
учащихся.

Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

60.

Наши
проекты:
«Музей
путешеств
ий»

Проектн
ая
деятельн
ость
1 час

Установление
связи между
целью учебной
дея тельности и
её мотивом.

Умение
осознанно и
произвольно
стро ить
речевое
высказывание.

Умение слушать
и вступать в
диалог.

61.

Наши

Урок

Учащиеся научатся
находить и
показывать на карте
города, приводи ть
примеры
достопримечательнос
тей этих городов,
осознавать не
обходимость
бережного
отношения к
памятникам истории
и культуры .
Учащиеся научатся

Формирование

Поиск и

Сотрудничество

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и
того, что ещё не
известно.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.

Прогнозирование

ближайши
е соседи.

введени
я новых
знаний,
1 час

62.

На севере
Европы.

Урок
введени
я новых
знаний,
1 час

63.

Что такое
Бенилюкс.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

находить и
показывать на карте
страны и их столицы,
приводить приме ры
достопримечатель
ностей разных стран,
ценить
уважительные,
добрососедские
отнош.
Учащиеся научатся
рас сказывать о
стране по физической
и политической
картам, дополнять
эти сведения инфо
рмацией из других
источников, работать
в группах,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
рас сказывать о
странах по
физической и
политической
картам, дополнять
эти сведения
информацией из
других источников,
работать в группах,
анализировать,

мотива,
реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социальнооцениваемой
деятельности.

выделение
необходимой
информации.

в поиске
результата.
информации.
Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Формирование
мотива, реализу
ющего потреб
ность в
социально-значи
мой и
социально-оцени
ваемой
деятельности.

Знаково-сим
волическое
моделировани
е. Поиск и
выделение
нужной
информации.

Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать.
Сотрудничество
в по иске
информации.

Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.

Поиск и
выделение
необходимой
информации.

Принятие и сохра
нение учебной зад
ачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач.
Проявление
познавате льной
инициативы в
учебном сотруд
ничестве.
Умение
Целеполагание
аргументировать как постановка
своё
учебной задачи на
предложение.
основе
Сотрудничать в соотнесения того,
поиске
что уже известно
информации.
и усвоено
учащимися и
того, что ещё не
известно.

64.

В центре
Европы.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

65.

По
Франции и
Великобри
тании.

Урок
введени
я новых
знаний
1 час

66.

На юге
Европы.

67.

По
знамениты

сравнивать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
рас сказывать о
стране по физической
и политической
картам, дополнять
эти сведения
информацией из
других источников,
работать в группах,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Учащиеся научатся
рас сказывать о
стране по физической
и политической
картам, дополнять
эти сведения
информацией из
источник

Формирование
мо тива, реализу
юще го
потребность в
социально-значи
мой и
социально-оцени
ваемой
деятельности.

Знаково-сим
во лическое
моделировани
е. Поиск и
выделение
необходимой
информации.

Сотрудничество
в поиске
информации.

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материа ла.

Формирование
мо тива,
реализущего
потребность в
социально-значи
мой и
социальнооцениваемой
деят
Проектн Учащиеся научатся
Установление
ая
рассказывать о
связи между
деятельн стране по физической целью учебной
ость
и политической
деятельности и
1 час
картам, дополнять
её мотивом.
эти сведения
информацией из
других источников.
Урок
Учащиеся научатся
Формирование
введени ценить памятники
мо тива,

Умение
рассма
тривать,
сравни вать,
классифициро
вать, стру
ктурировать
знания.

Умение
аргументировать
своё
предложение,
убе ждать.
Сотрудничество
в поиске
информации.

Умение
корректировать,
т.е. вносить
изменения в
способ действия в
случае
расхождения с
эталоном.

Выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач. Умение
структурирова
ть знания.
Поиск и
выделение

Сотрудничество
в поиске
информации.
Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать
Сотрудничест во
в поиске

Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материа ла.

Прогнозирование
результата.

м местам
мира.

я новых
знаний
1 час

истории и культуры,
осознавать
необходимость
бережного
отношения к ним,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
68
Обобщени УрокУчащиеся научатся
обобщен делать сообщения в
е знаний
ие
устной форме,
по теме
3часа
работать в группах,
«Путешест
использовать знания
вие по
по теме в новых
городам и
условиях,
странам».
аргументировано
Проверочн
отвечать, делать
ая работа.
выводы, оценивать
свои знания.
ИТОГО- 68 часов

реализующе го
необходимой
потреб ность в
информации.
социально-значи
мой и
социально-оцени
ваемой
деятельности.

информации.
Умение
аргументировать
своё
предложение,
убеждать и
уступать.

Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностносмысловая
ориентация
учащихся.

Умение
аргументировать
своё
предложение.

Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.

Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися .

Требования к результатам освоения учебного курса «Окружающий мир»
учащимися к концу обучения в третьем классе.
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
 различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные
существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
 проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
 использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
 определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на
здоровье и безопасность человека;
 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
К концу обучения в третьем классе получит возможность научиться:
 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического
поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
 пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно
выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
 выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
К концу обучения в третьем классе ученик научится:

 различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить
на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с
веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
 используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших
предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и
извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний;
 соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
К концу обучения в третьем классе получит возможность научиться:
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах школы, профессионального сообщества, страны;
 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса
учебного курса «Окружающий мир»
Книгопечатная продукция.
Учебно-методические комплекты (УМК) по окружающему миру для 3 класса:
Учебники
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник с приложением на электронном носителе: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь. 3 класс: В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013
Методические пособия
Стандарт начального образования по окружающему миру.
Примерная программа начального образования по окружающему миру.
Авторская программа Плешакова А.А.Тихомирова Е.М.
Поурочные разработки по окружающему миру к УМК А. А. Плешакова. 3 класс. –
М.: «ЭКЗАМЕН», 2012.
Печатные пособия
1.Комплект таблиц "Окружающий мир 3 кл." (14 таблиц)
В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.).
2.Комплект таблиц "Летние и осенние изменения в природе" (13 таблиц+32 карт.)
В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.).
Технические средства обучения и оборудование кабинета.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
Сканер
Принтер лазерный
Ксерокс

Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, :[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468][http://school1884.ru/]соответствующие
стандартам обучения
Интернет-ресурсы – учителю начальной школы
www.nachalka.com/ Начальная школа детям, родителям, учителям.
www.center.fio.ru Сайте Московского центра Федерации Интернет-образования
nsc.lsep-tember.ru Электронные версии газеты «Начальная школа» .Издательского дома «Первое сентября».
www.openworld.ru На сервере «Открытый мир” в разделе «Мир знаний» размещены полнотекстовые версии журнала «Начальная
школа» ( www.openworld.ru/school/m.cgi?f=main.htm ).
www.openworld.ru/school/m.cgi Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа nsc.1september.ru/ Еженедельник
издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
www.murzilka.km.ru Свой сайт имеет и популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». В журнале печатаются
сказки, рассказы, пьесы, стихи.
Список полезных сайтов для учителей начальных классов:
www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista».
www.mail.ru — бесплатная почтовая система.
www.ed.gov.ni — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
www.rfh.ni — Российский гуманитарный научный фонд.
www.int-edu.ni — сайт Института новых технологий.
www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.
http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.
http://www.mccme.ru —сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.kinder.ru/default.htm —интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты».
http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск».
http://education.recom.ru — журнал «Образование и общество».
http://www.vestniknews.ru/main/enter/main.php — журнал «Вестник образования».
http://www.viofio.ru/vio_site/default.htm — журнал «Вопросы Интернет-образования».
http://www.courier.com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».
http://www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный журнал «Почитайка».
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др.
http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко».
http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок.
http://www.vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://www.freepuzzles.com — сайт, содержащий математические головоломки.
http://www.library.thinkquest.org — сайт об оригами для детей и родителей.
http://playroom.com.ru — детская игровая комната.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30134) 98-5-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».