ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: на достижение следующих — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть- целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Однозначные и двузначные числа. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; — обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; — понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; — наблюдать действие измерительных приборов; — сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; — копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; — вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: — понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; — читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные — коммуникативные действия: характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких — учебные чисел, записанных по порядку; комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; — описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; — строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные — принимать — действовать регулятивные учебную в задачу, соответствии учебные удерживать с её в предложенным действия: процессе деятельности; образцом, инструкцией; — проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная — участвовать деятельность: в парной работе с математическим материалом; — выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; — строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрольных примеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; — пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; — находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; — выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); — решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); — сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); — знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); — различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; — устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно задан ного набора объектов/предметов; — группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; — различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; — сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ № п/п ПЛАНИР ОВАНИЕ Наименова ни е раздело в и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательн ы е ресурсы всего контрольн ые работы практические работы 1.1. Числа от 1 до 9: различени е, чтение, запись. 2 0 2 01.09.2022 Словесно е описа ние группы предмето в, ряда чисел; 02.09.2022 Устный опрос; http://kopilurokov.ru/ 1.2. Единица счёта. Десяток. 2 0 2 05.09.2022 Устна я ра бота : счёт единица ми в ра зном порядке , чтение, упорядочен ие 07.09.2022 однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Ра бота с та блицей чисел: на блюдени е , уста новлени е за кономер но с те й в расположении чисел; Пра ктичес ка я работа; http://kopilurokov.ru/ 1.3. Счёт предмето в, запись результа та цифрами. 2 0 2 08.09.2022 Ра бота в па ра х/ группа х. Форму ли ро ва н и е ответов на вопросы: 09.09.2022 «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Устный опрос; Практическая работа; http://kopilurokov.ru/ 1.4. Порядко вый номер объекта при заданном порядке счёта. 2 0 2 12.09.2022 Цифр ы; зна ки сра внения, ра венства , а рифме т ич ес ких действий; 14.09.2022 Устна я ра бота : счёт единица ми в ра зном порядке , чтение, упорядочен ие однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Ра бота с та блицей чисел: на блюдени е , уста новлени е за кономер но с те й в расположении чисел; Пра ктичес ка я работа; http://kopilurokov.ru/, 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предмето в по количеству: больше, меньше, столько же. 3 0 3 15.09.2022 Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением 19.09.2022 предста вле ни й о числе в пра ктичес ки х ситуа циях. Письмо цифр; Пра ктичес ка я работа; http://kopilurokov.ru/ 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 2 0 2 21.09.2022 Устна я ра бота : счёт единица ми в ра зном порядке , чтение, упорядочен ие 22.09.2022 однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Пра ктичес ка я работа; http://kopilurokov.ru/ 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 3 0 3 23.09.2022 Обсужде н ие : на зна чение зна ков в ма тема т и ке , обобщени е 28.09.2022 представлений; Цифр ы; зна ки сра внения, ра венства , а рифме т ич ес ких действий; Устна я ра бота : счёт единица ми в ра зном порядке , чтение, упорядочен ие однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Ра бота с та блицей чисел: на блюдени е , уста новлени е за кономер но с те й в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядко м чисел, увеличен ие м /у м е ньш е ни е м числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением предста вле ни й о числе в пра ктичес ки х ситуа циях. Письмо цифр; Практическая работа; Самооценка с использова ние м « Оценочного листа»; http://kopilurokov.ru/ 1.8. Однозна чн ы е и двузначн ые числа. 2 1 1 29.09.2022 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с 30.09.2022 порядко м чисел, увеличен ие м /у м е ньш е ни е м числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением предста вле ни й о числе в пра ктичес ки х ситуа циях. Письмо цифр; Контрольна я работа; http://kopilurokov.ru/ Ра здел 1. Числа 1.9. Увеличени е (уменьшени е) числа на несколько единиц 2 Итого по ра зделу 20 0 2 03.10.2022 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с 05.10.2022 порядко м чисел, увеличен ие м /у м е ньш е ни е м числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Пра ктичес ка я работа; http://kopilurokov.ru/ Ра здел 2. Величины 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 1 0 1 06.10.2022 Знакомство с приборами для измерения величин; Линей ка ка к простей ши й инструме нт измер ен и я длины; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 2.2. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире— уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 2 0 2 07.10.2022 На блюден ие действия измери т ел ьн ых приборов; 10.10.2022 Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 4 0 4 12.10.2022 Коллекти вна я ра бота по ра зличени ю и сра внени ю величин; 17.10.2022 Самооценка с использова ние м « Оценочного листа»; http://nsportal.ru 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установлени е соотношени я между ними. Итого по ра зделу 7 Ра здел 3. Арифмети чески е действия 3.1. Сложени е и вычита ни е чисел в пределах 20. 5 0 5 19.10.2022 Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, 02.11.2022 требующи х за писи одного и того же а рифме т ич ес ко го действи я, ра зных арифметических действий»; Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и ра зности на основе соста ва числа , с использо ва н и е м числовой ленты, по частям и др.; Практическая работа; Тестирова ни е; http://nsportal.ru 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитани я, названия компонентов действия. Таблица сложения. Перем ести тельно е свойство сложения. 5 0 5 03.11.2022 Использование разных способов подсчёта суммы и разности, 10.11.2022 использо ва н и е перемес т ит ел ьно го свойства при на хожден ии суммы; Зачет; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 3.3. Вычита ни е как действие, обратное сложению. 5 1 4 11.11.2022 Использование разных способов подсчёта суммы и разности, 18.11.2022 использо ва н и е перемес т ит ел ьно го свойства при на хожден ии суммы; Письменный контроль; Практическая ра бота . Устн ый опрос; http://nsportal.ru 3.4. Неизвестн ое слагаемое. 5 1 4 21.11.2022 Пропеде вти ка исследова т ел ьс ко й ра боты: переста новка сла га емых при 28.11.2022 сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвес т но го сла га емого . Под руководст во м педа гога выполне н и е счёта с использованием заданной единицы счёта; Контрольная работа; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 3.5. Сложени е одинаковых слагаем ых. Счёт по 2, по 3, по 5. 5 0 5 30.11.2022 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения 07.12.2022 суммы и ра зности на основе соста ва числа , с использо ва н и е м числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропеде вти ка исследова т ел ьс ко й ра боты: переста новка сла га емых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Самооценка с использова ние м « Оценочного листа»; http://nsportal.ru 3.6. Прибавлени е и вычита ни е нуля. 5 0 5 08.12.2022 Дида ктич ес ки е игры и упра жнен и я, связа нн ые с выборо м, соста вление м 15.12.2022 сумм, ра зностей с за да нным результа то м действи я; сра внение м зна чений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Практическая работа; Тестирова ни е; http://nsportal.ru 3.7. Сложени е и вычи тани е чисел без перехода и с переходом через десяток. 5 1 4 16.12.2022 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения 23.12.2022 суммы и ра зности на основе соста ва числа , с использо ва н и е м числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропеде вти ка исследова т ел ьс ко й ра боты: переста новка сла га емых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвес т но го сла га емого . Под руководст во м педа гога выполне н и е счёта с использованием заданной единицы счёта; Контрольна я работа; http://nsportal.ru 3.8. Вычислен ие суммы, разности трёх чисел. 5 1 4 24.12.2022 Дида ктические игры и упра жнения, связа нные с выбором, соста влением 09.01.2023 сумм, ра зностей с за да нным результа том действия; сра внением зна чений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Контрольная работа; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru Итого по ра зделу 40 Ра здел 4. Текстовые задачи 4.1. Текстова я задача: структу рн ы е элементы, составлени е текстово й задачи по образцу. 2 0 2 11.01.2023 Коллекти вно е обсужде ни е: а на лиз реа льной ситуа ции , предста влен н ой с 12.01.2023 помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуа ции, что известно , что не известно ; условие за да чи, вопрос за да чи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь -ко оста лось»). Ра зличени е текста и текстово й задачи, представленного в текстовой задаче; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 2 1 1 13.01.2023 Обобщен и е предста вле ни й о текстовых за да ча х, реша емых с помо щью 16.01.2023 действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь -ко оста лось»). Ра зличени е текста и текстово й задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесе н ие текста за да чи и её модели; Пра ктичес ка я работа; Письменный контроль; http://nsportal.ru 4.3. Выбор и запись арифмети ческо го действия для получения ответа на вопрос. 2 0 2 18.01.2023 Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели 19.01.2023 сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация пра ктичес ко й ситуа ции с использо ва н и е м счётного ма териа ла . Решени е текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Практическая работа; Самооценка с использова ние м « Оценочного листа»; http://nsportal.ru 4.4. Текстова я сюжетн ая задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 8 1 7 20.01.2023 Коллекти вно е обсужде ни е: а на лиз реа льной ситуа ции , предста влен н ой с 02.02.2023 помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуа ции, что известно , что не известно ; условие за да чи, вопрос за да чи); Практическая работа; Тестирова ни е; http://nsportal.ru 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстраци и, смыслу задачи, её решени ю). 2 0 2 03.02.2023 Соотнесе н ие текста за да чи и её модели; 06.02.2023 Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация пра ктичес ко й ситуа ции с использо ва н и е м счётного ма териа ла . Решени е текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru Итого по ра зделу 16 Ра здел 5. Простран ственн ые отношени я и геометри ческ ие фигуры 5.1. Расположение предметов и объектов на плоскости, в простран стве: слева/сп ра ва, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 3 0 3 08.02.2023 Ра спозна ва н ие и на зыва ние извест н ых геометр ич ес ки х фигур , 10.02.2023 обнаружение в окружающем мире их моделей; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 5.2. Распознаван ие объекта и его отражения. 2 0 2 13.02.2023 Ра спозна ва н ие и на зыва ние извест н ых геометр ич ес ки х фигур , 15.02.2023 обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигур ы в за да нном порядке », «На йди модели фигур в кла ссе» и т. п.; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 5.3. Геометри ческ ие фигуры: распознава ни е круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 4 0 4 16.02.2023 Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур 01.03.2023 (прямо у го льн и ка и др.); сра внение геометр ич е с ких фигур (по форме , размеру); сравнение отрезков по длине; Пред ме тн ое моделиро ва н ие за да нной фигур ы из ра зличных ма териа ло в (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Практическая работа; Тестирова ни е; http://nsportal.ru 5.4. Постро ен ие отрезка, квадрата, треугольни ка с помощью линейки; измерени е длины отрезка в сантиметрах. 4 0 4 02.03.2023 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины 09.03.2023 стороны ква дра та , сторон прямоу го льн и ка . Комме н ти ро ва н и е хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориент ир о вка в простра нстве и на плоскост и (кла ссной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 5.5. Длина сторон ы прямоугольн ика, квадрата, треугольника. 3 0 3 10.03.2023 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины 15.03.2023 стороны ква дра та , сторон прямоу го льн и ка . Комме н ти ро ва н и е хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориент ир о вка в простра нстве и на плоскост и (кла ссной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 5.6. Изобра жени е прямоуго льник а, квадрата, треугольника. 4 0 4 16.03.2023 Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины 22.03.2023 стороны ква дра та , сторон прямоу го льн и ка . Комме н ти ро ва н и е хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru Итого по ра зделу 20 Ра здел 6. Матема ти ческа я информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предмето в по образцу (по заданным признакам). 2 1 1 23.03.2023 Коллекти вно е на блюдени е: ра спозна ва ние в окружа юще м мире 24.03.2023 ситуа ций, которые целесообра зно сформу ли ро ва т ь на языке ма тема т и ки и решить математическими средствами; На блюден ие за числа ми в окружа юще м мире, описа ние слова ми наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориент ир о вка в книге, на стра нице учебника , использо ва ни е изученн ых терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Практическая работа; Самооценка с использова ние м « Оценочного листа»; http://nsportal.ru 2 0 2 03.04.2023 Дифференцированное задание: составление предложений, 05.04.2023 ха ра ктеризу ющ их положен ие одного предмета относител ьн о другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Ра бота в па ра х/группа х: поиск общих свойств групп предмет о в (цвет, форма , величина , количест во , на зна чение и др.). Та блица ка к способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 6.3. Закономерно сть в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 2 0 2 06.04.2023 Ориент ир о вка в книге, на стра нице учебника , использо ва ни е изученн ых 07.04.2023 терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Ра бота с на гляднос т ью — рисунка ми , содержа щи м и ма тема ти че с ку ю информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru 6.4. Верные (истинн ые) и неверн ые (ложн ые) предложени я, составлен н ые относительно заданного набора математи ческих объектов. 2 1 1 10.04.2023 Ра бота в па ра х/группа х: поиск общих свойств групп предмет о в (цвет, 12.04.2023 форма , величина , количест во , на зна чение и др.). Та блица ка к способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); Пра ктичес ка я работа; Проверочная работа; http://nsportal.ru 6.5. Чтение таблиц ы (содержа щей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 2 0 2 13.04.2023 Ра бота с на гляднос т ью — рисунка ми , содержа щи м и ма тема ти че с ку ю 14.04.2023 информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Дифференцированное задание: составление предложений, ха ра ктеризу ющ их положен ие одного предмета относител ьн о другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Пра ктичес ка я работа; http://nsportal.ru Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значени ям и данных величин). 2 0 2 17.04.2023 Ра бота в па ра х/группа х: поиск общих свойств групп предмет о в (цвет; 19.04.2023 форма; величина; количество; на зна чение и др.). Та блица ка к способ предста вле ни я инфор ма ц и и; полученной из повседневной жизни (расписания; чеки; меню и т.д.);; Практическая работа; Тестирова ни е; http://nsportal.ru 6.7. Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанн ых с вычислен иями, измерением длины, построением геометрических фигур. 3 1 2 20.04.2023 Зна комст во с логическо й конструкц ие й «Если … , то …».Вер но или 24.04.2023 неверно: формулирование и проверка предложения; Контрольна я работа; http://nsportal.ru Итого по ра зделу: 15 Резервн ое время 14 6.2. 6.6. Группиро вка объектов по заданному признаку. ОБЩЕ Е КОЛИ ЧЕ СТ В О ЧАСО В ПО ПРОГРА М М Е 132 10 108 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Счёт предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «первый, второй, третий…» 1 0 1 02.09.2022 Практическая работа; 2. Пространственные отношения «вверху, внизу, слева, справа» 1 0 1 05.09.2022 Практическая работа; 3. Временные отношения«раньше, позже, сначала, потом» 1 0 1 06.09.2022 Устный опрос; 4. Отношения «столько же, больше, меньше» 1 0 1 08.09.2022 Практическая работа; 5. Сравнение групп предметов « На сколько больше? На сколько меньше?» 1 0 1 09.09.2022 Практическая работа; 6. Уравнение предметов и групп предметов. 1 0 1 12.09.2022 Практическая работа; 7. Закрепление знаний по теме «Счёт предметов и групп предметов. 1 0 1 13.09.2022 Практическая работа; 1 1 0 15.09.2022 Проверочная работа; Пространственные и временные представления». 8. Проверочная работа по теме «Счёт предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». 9. Работа над ошибками. Много. Один. Цифра 1. 1 0 1 16.09.2022 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 10. Числа 1,2. Цифра 2. 1 0 1 19.09.2022 Практическая работа; 11. Числа 1,2,3. Цифра 3. 1 0 1 20.09.2022 Практическая работа; 12. Знаки «+», «-», «=». Составление и чтение равенств. 1 0 1 22.09.2022 Практическая работа; 13. Числа 1,2,3,4. Цифра 4. 1 0 1 23.09.2022 Практическая работа; 14. Отношения «длиннее»,«короче». 1 0 1 26.09.2022 Практическая работа; 15. Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5. 1 0 1 27.09.2022 Практическая работа; 16. Состав числа 5. 1 0 1 29.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 17. Закрепление знаний по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5». 1 0 1 30.09.2022 Практическая работа; 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. 1 0 1 03.10.2022 Практическая работа; 19. Ломаная линия. Звено ломаной. 1 0 1 04.10.2022 Практическая работа; 20. Закрепление. Проверочная работа «Состав чисел 2-5». 1 1 0 06.10.2022 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Проверочная работа; 21. Работа над ошибками. Знаки сравнения «<»,«>», «=». 1 0 1 07.10.2022 Практическая работа; 22. Равенство. Неравенство. 1 0 1 10.10.2022 Практическая работа; 23. Многоугольники. 1 0 1 11.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 24. Числа 6,7. Цифра 6. 1 0 1 13.10.2022 Устный опрос; 25. Числа 1-7. Цифра 7. 1 0 1 14.10.2022 Практическая работа; 26. Числа 8-9. Цифра 8. 1 0 1 17.10.2022 Устный опрос; 27. Числа 1-9. Цифра 9. 1 0 1 18.10.2022 Практическая работа; 28. Число 10. 1 0 1 20.10.2022 Практическая работа; 29. Числа 1-10. Закрепление. 1 0 1 21.10.2022 Практическая работа; 30. Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках. 1 1 0 24.10.2022 Проект; 31. Сантиметр - единица измерения длины. 1 0 1 25.10.2022 Практическая работа; 32. Увеличить на … . Уменьшить на … . Измерение длины отрезков с помощью линейки. 1 0 1 27.10.2022 Практическая работа; 33. Число 0. Цифра 0. 1 0 1 28.10.2022 Диктант; Самооценка с использованием; «Оценочного листа»; ; 34. Сложение с нулём. Вычитание нуля. 1 0 1 07.11.2022 Практическая работа; 35. Закрепление знаний по теме «Числа 1-10. Число 0». Тест «Числа 1- 10. 1 0 1 08.11.2022 Тестирование; Число 0». 36. Контрольная работа по теме «Числа 1-10. Число 0». 1 1 0 10.11.2022 Контрольная работа; 37. Работа над ошибками. Прибавить и вычесть число 1. 1 0 1 11.11.2022 Работа над ошибками; 38. Прибавить число 2. 1 0 1 14.11.2022 Практическая работа; 39. Вычесть число 2. 1 0 1 15.11.2022 Практическая работа; Тестирование; Диктант; 40. Приемы вычислений с числом 2. 1 0 1 17.11.2022 Устный опрос; 41. Слагаемые. Сумма. 1 0 1 18.11.2022 Практическая работа; 42. Задача (условие, вопрос). 1 0 1 21.11.2022 Практическая работа; 43. Составление и решение задач. 1 0 1 22.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 44. Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. 1 0 1 24.11.2022 Практическая работа; 45. Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» 1 0 1 25.11.2022 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 46. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 1 0 1 28.11.2022 Практическая работа; 47. Прямой угол 1 0 1 29.11.2022 Практическая работа; 48. Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» 1 0 1 01.12.2022 Практическая работа; 49. Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» Тест. 1 0 1 02.12.2022 Тестирование; 50. Прибавить и вычесть число 3. 1 0 1 05.12.2022 Практическая работа; 51. Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений. 1 0 1 06.12.2022 Практическая работа; 52. Закрепление. Решение текстовых задач. 1 0 1 08.12.2022 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Проверочная работа «Задачи». 53. Сравнение отрезков по длине. Решение текстовых задач. 1 0 1 09.12.2022 Практическая работа; 54. Состав чисел 7,8,9,10. Связь чисел при сложении и вычитании. 1 0 1 12.12.2022 Практическая работа; 55. Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. 1 0 1 13.12.2022 Практическая работа; 56. Прибавить и вычесть число 3. Решение задач. 1 0 1 15.12.2022 Практическая работа; 57. Закрепление и обобщение 1 знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» 0 1 16.12.2022 Устный опрос; 58. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ±2, □ ± 3». 1 0 1 19.12.2022 Практическая работа; 59. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ±2, □ ± 3» 1 1 0 20.12.2022 Контрольная работа; 60. Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ±2, □ ± 3» 1 0 1 22.12.2022 Работа над ошибками. Сложение и вычитание чисел первого десятка. 1 61. Проверочная работа «Состав чисел 5,6,7,8,9,10». Закрепление; 0 1 23.12.2022 Практическая работа; 62. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. 1 0 1 26.12.2022 Практическая работа; 63. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. 1 0 1 27.12.2022 Практическая работа; 64. Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений. 1 0 1 29.12.2022 Устный опрос; 65. Решение задач и выражений. 1 0 1 09.01.2023 Практическая работа; 66. Сравнение чисел. Задачи на сравнение. 1 0 1 10.01.2023 Практическая работа; 67. Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. 1 1 0 12.01.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Диктант; 68. Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. 1 0 1 13.01.2023 Практическая работа; 69. Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. Решение задач. 1 0 1 16.01.2023 Практическая работа; 70. Перестановка слагаемых. 1 0 1 17.01.2023 Практическая работа; 71. Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5,6,7,8,9. 1 0 1 19.01.2023 Практическая работа; 72. Составление таблицы сложения. 1 0 1 20.01.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 73. Состав чисел первого десятка. 1 0 1 23.01.2023 Практическая работа; 74. Состав числа 10. Решение 1 задач. 0 1 24.01.2023 Практическая работа; 75. Решение задач и выражений. 0 1 26.01.2023 Практическая работа; 1 76. Обобщение и закрепление знаний. 1 0 1 27.01.2023 Устный опрос; 77. Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». 1 0 1 30.01.2023 Тестирование; Тест 78. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 31.01.2023 Практическая работа; 79. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 02.02.2023 Устный опрос; 80. 1 Решение задач и выражений. Закрепление. 0 1 03.02.2023 Практическая работа; 81. Название чисел при вычитании. 1 0 1 06.02.2023 Практическая работа; 82. Вычитание из чисел 6,7. 1 0 1 07.02.2023 Практическая работа; 83. Вычитание из чисел 6,7. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 09.02.2023 Устный опрос; 84. Вычитание из чисел 8,9. 1 0 1 10.02.2023 Практическая работа; 85. Вычитание из чисел 8,9. Решение задач. 1 0 1 13.02.2023 Практическая работа; 86. Вычитание из числа 10. 1 0 1 14.02.2023 Практическая работа; 87. Вычитание их чисел 8,9,10. Связь сложения и вычитания. 1 0 1 16.02.2023 Практическая работа; 88. Единица массы – килограмм. 1 0 1 17.02.2023 Практическая работа; 89. Единица вместимости – литр. 1 0 1 27.02.2023 Практическая работа; 90. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». 1 0 1 28.02.2023 Практическая работа; 91. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». Тест «Сложение и вычитание чисел первого десятка». 1 0 1 02.03.2023 Тестирование; 92. Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание чисел первого десятка» 1 1 0 03.03.2023 Контрольная работа; 93. Работа над ошибками. Устная нумерация чисел в пределах 20. 1 0 1 06.03.2023 Работа над ошибками; 94. Письменная нумерация чисел от 11 до 20. 1 0 1 09.03.2023 Практическая работа; 95. Единица длины – дециметр. 1 0 1 10.03.2023 Практическая работа; 96. Сложение и вычитание в 1 пределах 20 без перехода через десяток. 0 1 13.03.2023 Практическая работа; 97. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 0 1 14.03.2023 Устный опрос; 98. Закрепление знаний. 1 0 1 16.03.2023 Практическая работа; 99. 1 Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 20» 0 1 17.03.2023 Проверочная работа; 100. Работа над ошибками. Решение задач и выражений. Знакомство с краткой записью задач. Сравнение именованных чисел. 1 0 1 20.03.2023 Работа над ошибками; 101. Решение задач и выражений. Тест по теме«Сложение и вычитание в пределах 20». 1 0 1 21.03.2023 Тестирование; 102. Знакомство с составными задачами. 1 0 1 23.03.2023 Практическая работа; 103. Составные задачи. 1 0 1 24.03.2023 Практическая работа; 104. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. 1 0 1 03.04.2023 Практическая работа; 105. Сложение вида □ + 2, □ + 3. 1 0 1 04.04.2023 Устный опрос; 106. Сложение вида □ + 4. 1 0 1 06.04.2023 Практическая работа; 107. Сложение вида □ + 5. 1 0 1 07.04.2023 Практическая работа; 1 1 0 10.04.2023 Проверочная работа; 109. Сложение вида □ + 7. 1 0 1 11.04.2023 Практическая работа; 110. Сложение вида □ + 7. 1 0 1 13.04.2023 Устный опрос; 111. Сложение вида □ + 8, □ + 9. 1 0 1 14.04.2023 Практическая работа; 112. Таблица сложения 1 0 1 17.04.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 113. Решение задач и выражений. 1 0 1 18.04.2023 Практическая работа; 114. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». Тест по теме«Табличное 1 0 1 20.04.2023 Тестирование; 115. Приём вычитания с переходом через десяток. 1 0 1 21.04.2023 Практическая работа; 116. Вычитание вида 11 – □. 1 0 1 24.04.2023 Практическая работа; 117. Вычитание вида 12 – □. 1 0 1 25.04.2023 Практическая работа; 118. Вычитание вида 13 – □. 1 0 1 27.04.2023 Практическая работа; 108. Сложение вида □ + 6. Проверочная работа «Сложение чисел». 119. Вычитание вида 14 – □. 120. Промежуточная аттестация. КМС по оценке уровня обученности. Итоговый контроль. 1 0 1 28.04.2023 Практическая работа; 1 1 0 02.05.2023 Промежуточная аттестация. КМС по оценке уровня обученности.; Итоговый контроль.; 121. Работа над ошибками. Вычитание вида 15 – □. 1 0 1 04.05.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Работа над ошибками; 122. Вычитание вида 16 – □. 1 0 1 05.05.2023 Практическая работа; 123. Вычитание вида 17 – □, 18 – □. 1 0 1 08.05.2023 Практическая работа; 124. Вычитание вида 17 – □, 18 – □. 1 0 1 11.05.2023 Устный опрос; 1 1 0 12.05.2023 Проверочная работа; 1 0 1 15.05.2023 Устный опрос; Работа над ошибками; ; 127. Закрепление и обобщение 1 знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». 0 1 16.05.2023 Практическая работа; 128. Сложение и вычитание 1 однозначных чисел с переходом через десяток. 0 1 18.05.2023 Практическая работа; 129. Решение задач 0 1 19.05.2023 Практическая работа; 125. Закрепление знаний. Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». 126. Закрепление знаний. 1 130. Закрепление по теме: «Геометрические фигуры. Измерение длины». 131. Обобщение знаний. 132. Что узнали. Чему научились. Итоговый урок. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 1 22.05.2023 Практическая работа; 1 0 1 23.05.2023 Практическая работа; 1 0 1 25.05.2023 Практическая работа; 132 10 122 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа России" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://urok.1sept.ru/ http://school-collection.edu.ru/ https://uchi.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный компьютер. Таблица по математике. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ